План. - Наш край в составе Сибирской губернии.
- Сургутский острог.
- Коренные народы края.
- а) Образ жизни коренных народов края.
б) Занятия коренных народов края. 1. Наш край в составе Сибирской губернии. Работа по карте. Наш край в начале XVIII в. входил в состав Сибирской губернии. Сибирская губерния — одна из первых восьми губерний в России. Образована 18 декабря 1708 года указом Петра I. Губернский город — Тобольск. - В состав какой губернии входил наш край в начале XVIII в. 2. Сургутский острог. Работа с презентацией. - Перед вами макет Сургутского острога конца XVII – начала XVIII вв. (макет изготовлен в Сургутском краеведческом музее). - Вспомните, кто построил Сургутский острог? (казаки) - Опираясь на иллюстрацию, опишите Сургутский острог. Работа с текстом. Город Сургут в начале XVIII века мало отличался от других сибирских городов-крепостей. Он представлял собой рубленую деревянную крепость с несколькими башнями и крепостной стеной. Вблизи крепостной стены и башен города не имелось защитных устройств в виде рвов, земляных валов, так как ситуация в крае к концу XVII - началу XVIII века была относительно спокойной. Рядом с проезжей башней находилось здание тюрьмы, рядом с которой находились часовня и хлебные амбары. Внутри крепостной стены находился встроенный воеводский двор, на котором располагались поварня, воеводский погреб, воеводская канцелярия, рыболовные снасти «морда». На башнях Сургутской крепости были установлены две медных пушки и 4 пищали. В 1712 году город оказался уничтоженным пожаром. Восстановление города завершилось только в 1718 году. - Каким был Сургутский острог к концу XVII - началу XVIII вв? - Что располагалось на территории Сургутского острога? - Что случилось с острогом в 1712 году? - Кто служил в остроге? - Вспомните чем занимались казаки? (собирали ясак) Словарная работа. Ясак – пушной налог с народов Сибири.
Учитель дополняет, исправляет ответы обучающихся, делает вывод: Сургутский острог играл роль форпоста, для дальнейшего продвижения русских на восток и север для освоения новых территорий. Сургут играл военно-оборонительную роль. Сургутским казакам приходилось покорять и облагать ясаком народы северо-востока Сибири.
3. Коренные народы края в конце XVII – начале XVIII вв. - Как вы думаете, какие народы можно назвать «коренными»?
Словарная работа: Коренные народы – народы, которые обитали на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест. - Какие народы являются коренными в нашем крае? (ханты, манси). Учитель: Ребята вы знаете, что название нашего округа – ханты- мансийский, происходит от названия коренных народов ханты и манси, проживающих на его территории. Каждый год 10 декабря мы отмечаем годовщину со дня образования округа.
а) Образ жизни коренных народов. Рассказ учителя. В те далекие времена народ ханты называли остяками, а манси - вогулами. Ханты и манси вели полукочевой образ жизни. Словарная работа: Полукочевой образ жизни - переезд с одного на другое место проживания, приблизительно раз в полгода. Переезд с одного места на другое зависел от смены времени года, от того чем люди занимались ловили рыбу или охотились. Ханты и манси жили на стойбище. Словарная работа: Стойбище – место поселения для проживания и выпаса животных (оленей). Рассказ обучающегося. (рассказывает по макету стойбища, изготовленному на уроках «Ремесла Югры»). У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: зимнее, или летнее. На каждом стойбище было все, что необходимо: чум, загоны для оленей, хозяйственные постройки: лабаз, навесы для сушки рыбы, нарты (сани, в которые запрягались олени). Под влиянием русского населения коренные народы стали строить дома Дом состоял из одного помещения и условно делился на мужскую и женскую половину. Летний дом не отапливался. Зимний дом отапливался печью – чувалом.
Проверка: (работа с презентацией, в которой изображены: чум, печь, навес, печь. Учащиеся должны ответить на вопрос – что это?). - Какой образ жизни вели коренные народы края? - Что такое стойбище?
Самостоятельная работа Задание. Вставьте пропущенные слова (для I группы обучающихся). Ханты и манси вели ____________ образ жизни, т.е. переезжали жить с одного места на другое, приблизительно раз в полгода. Переезд с одного места на другое зависел от _____ ______ года. Ханты и манси жили на ____________. У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: ________, _________, ________. На каждом стойбище было все, что необходимо: дома, загоны для оленей, ______- амбар для хранения припасов, нарты. Для II группы обучающихся к этому же заданию предлагаются слова для справок. Для III группы обучающихся предлагается задание: соотнести определение и понятие и соединить стрелками. Чум - поселение, место для выпаса животных.
Стойбище - амбар на высоких ножках, для хранения припасов.
Лабаз - сборное и разборное жилище, покрытое шкурой оленя. б) Занятия коренных народов края. - Ребята, вспомните, какие традиционные занятия были у коренных народов нашего края? - Ребята, я вам загадаю загадку, а вы угадайте, о каком традиционном занятии коренных народов идет речь в загадке: «Под водой сто глаз». Рыболовство – одно из традиционных занятий коренных народов. - Какие две крупные реки протекают по территории нашего края? (Обь, Иртыш).
Рассказ учителя с опорой на презентацию. Жители края предпочитали селиться по берегам небольших рек, озер. Садился рыбак в свой облаз и отправлялся ловить рыбу. Ставил сети, связанные из крапивного волокна или ловушки для рыбы – морды. Морды ставили по течению реки, рыба в них заплывала, а выплыть не могла. Приходил рыбак, забирал свежую рыбу. Если рыбы наловили много, всегда делились с родственниками, кормили оленей.
Задание: Кукую рыбу ловили вы узнаете, если вставите пропущенные гласные буквы.
- Как вы думаете, что делали с рыбой? (Рыбу вялили, коптили, солили, сушили, ели сырой, мороженной. Рыбу сушили, толкли в муку.)
б) Охота – другое важное занятие коренных народов. Учитель: Охотились ханты и манси на боровую и водоплавающую дичь ели в вареном, вяленом виде. Пушнину сдавали для налога. Чтобы не повредить шкурку использовали специальные стрелы с тяжелыми наконечниками, ставили ловушки. - Какой налог платили коренные народы края в российскую казну? Задание: назовите представленных вам пушных животных (презентация). в) Оленеводство – также одно из традиционных занятий коренных народов нашего края. Задание: Как вы понимаете смысл этой пословицы? – «Олень есть – жизнь есть». Олень – это мясо, из его шкуры делают чум, это средство передвижения, шьют одежду, Учитель кратко рассказывает об одежде коренных жителей края (изготовлена на уроках «Ремесла Югры»). - Назовите их основные занятия коренных народов нашего края? Учитель дополняет ответы обучающихся, делает вывод по теме: коренные народы края в начале XVIII века сохранили традиционный уклад жизни, традиционные занятия, также платили ясак (пушной налог) в казну Российской империи. |