Методические рекомендации студентам по теме "Образование централизованного государства"
учебно-методический материал по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekom._ts.g._studentam.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические указания студентам к теме
«Образование централизованного государства».
Уважаемые студенты!
В процессе изучения данной темы, в соответствии с учебной программой, вам предстоит освоить следующие вопросы:
1. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении русских земель.
2. Характерные черты централизованного государства.
3. Особенности образования централизованного Российского государства.
4.Оформление государственности. Иван III.
4. Значение реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России.
В ходе изучения исторического материала по данной теме вы должны знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные термины и даты;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Вы должны уметь:
- проводить поиск информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим свой вклад в мировую и всемирную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
При изучении данной темы вам необходимо обратить внимание на особенности объединительного процесса, а именно:
- Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей.
- Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.
- Особенность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:
- Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ.
2. Противостояние Золотой Орде и одновременно европейски организованным армиям с запада, сильно влияло и на социально – политические структуры и на организацию военного дела в России.
3. Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния.
Когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.
4. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды.
Продумайте и обоснуйте причины образования централизованного государства:
- рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);
- развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли;
- княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда заинтересованность крестьянства в стабилизации власти;
Определите причины возвышения Московского княжества.
Назовите и дайте характеристику основных этапов образования Московского централизованного государства.
- Конец XIII-первая половина XIV века - перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств и борьба между ними.
- Рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.
- Вторая половина XIV- начало XV века - разгром Москвой в 60-70-е годы основных соперников и переход от утверждения политического главенства к
государственному объединению русских земель вокруг Москвы.
- Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига.
- Феодальная война второй четверти XV века - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.
- Вторая половина XV - начало XVI веков - подчинение Новгорода Москве;
- Завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация ордынского ига.
- Оформление государственности.
Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. Именно в этот период выдвигается на историческую арену Руси новое сословие: военно- служивое дворянство (помещики) в качестве социальной опоры великокняжеской власти, утверждается поместная система землевладения.
При Иване III был принят Судебник (1497г.), положивший начало прикрепления крестьян к земле.
- Налаживается система органов унитарного управления. Она включала:
Казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела),
Дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначенных из центра правителей уезда), и др.
- При Иване III и IV создается новая система центральных органов управления – приказы.
- Для решения наиболее важных государственных дел созывается особое учреждение – Земский собор, что свидетельствовало о превращении России в сословно – представительную монархию. Но в отличие от Западной Европы Земский собор имел только «совещательное или осведомительное значение», так и не став законодательным учреждением. Решения земского собора становились законами лишь тогда, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем.
- Усилилось положение дворянства в административном аппарате на местах (губная реформа).
- Было создано постоянное военное войско (к концу XVI в. до 25 тысяч стрельцов).
- В 1555-1556 гг. отменены кормления. Вместо прежнего «кормленичного дохода» население платило теперь «кормленичный откуп».
- Суд и административная власть сосредотачивались в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов, повинностей и осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.
Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно представительной монархии.
Особое внимание следует уделить пониманию и оценки аграрному перевороту Ивана Грозного, суть которого заключается в перераспределение земель от бояр в пользу дворянства. В 1565 г. из государственного земельного фонда были выделены обширные территории, куда вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно - княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны (государев удел, опричнина).
В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владения "выведены" в другие районы, главным образом окраинные, где они получили земли на основе поместного права. В старых районах земли отдавались опричникам.
Результат аграрного переворота.
– ослабление крупного феодально - вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти;
- утверждение помещичьего землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживающего государственную власть.
Эти преобразования Иван Грозный провел с невероятной жестокостью. Бесчинства опричников столкнулись с различными формами сопротивления во всех слоях великорусского общества, оставив след в знаменитой переписке царя с князем А. Курбским и в открытом обличении опричнины митрополитом Филиппом (Федором Колычевым) 31 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля.
Обратите внимание на основные задачи и направления внешней политики России периода централизации.
Восточное направление.
- присоединение к России Казанского и Астраханского ханств.
- Вхождение башкирских земель в состав Российского государства.
- Присоединение Сибири к России. Поход Ермака.
Западное направление.
- Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.
- Разгром Ливонского ордена. Включение в войну Литвы, Польши, Швеции.
- Образование Речи Посполитой. Взятие Стефаном Баторием Полоцка и Великих Лук.
- Оборона Пскова. Ям-Запольское перемирие. Плюсское перемирие.
Южное направление.
- Освоение Дикого поля и отношения с Крымским ханством.
Отношения с другими государствами Европы и Азии.
- Развитие русско-английских отношений.
Изучению данной темы поможет знакомство с соответствующими главами из «Истории государства Российского» (М. изд-во "Книжная палата", 1991) -
«Портрет в историческом интерьере».
«Государь всея Руси Иван III: его дела и время». «Портрет в историческом интерьере. Иван Грозный: судьба и время».
Продумайте ответы на вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные этапы в истории образования Российского государства.
2. Каковы основные вехи в борьбе за независимость русского народа от татаро-
монгольского ига?
3. Какие реформы были произведены в первый период правления Ивана Грозного?
4. Какие внешнеполитические задачи были решены в эпоху царствования Ивана
Грозного?
5. Какую концепцию государственного устройства пытался претворить в жизнь
Иван Грозный?
6. Что такое "опричнина"? Какова цель и каковы итоги?
Основные выводы по предложенной теме.
1.Становление сильной единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной соответствовали не только достигнутому к тому времени экономическому и военному потенциалу России, но и чаяниям большинства населения.
2. Острота проблемы выживания способствовала консолидации нации и возрастанию престижа Российского государства.
3. В русском государстве боролись по две концепции государственного устройства:
1). Боярско - дворянский взгляд опирался на традиционные представления о социальной иерархии, в соответствии с которыми между великим князем холопами должно существовать известное количество ступеней, занимаемых аристократией , принимающей участие в управлении государством. В условиях централизации государственный аппарат также нуждается в иерархии должностей.
2). Вторая концепция распределения власти восходила к византийским традициям, а также к идеям, сложившимся в северо - восточных княжествах в годы ордынского владычества. Самые могущественные, знатные и богатые люди, достигшие высших должностей в государстве, оставались совершенно бесправными и незащищенными законом по отношению к царю, который мог произвольно лишить их имущества, чина и жизни.
Согласны ли вы с тем, что централизация в России законсервировала средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей личности.
Что установились отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе (западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, которые были связаны взаимными правами и обязательствами).
Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя. Равное бесправие всех членов общества перед лицом монарха роднило Россию с восточными деспотиями.
Полученные знания вы сможете закрепить, ответив на вопросы теста.
1.Кто был первым московским царем?
- Даниил Александрович.
- Иван Калита.
- Иван Грозный.
- Иван III.
2.Какое событие произошло раньше других?
- Битва на Калке.
- Введение Юрьева дня.
- Принятие Русью христианства.
- Ливонская война.
3.Кто был московским царем раньше остальных
- Василий Шуйский.
- Михаил Романов.
- Борис Годунов.
- Алексей Тишайший.
4.Что являлось одной из причин возвышения Московского княжества?
- Создание московского стрелецкого полка.
- Поддержка православной церкви.
- Введение патриаршества.
- Поддержка Новгорода.
5.Что из названного относится к причинам поражения России в Ливонской войне?
- Медный бунт.
- Пресечение династии Рюриковичей.
- Политика опричнины.
- Строительство засечных черт.
6. Какое из указанных событий произошло в 15 (XY) веке?
- Начало книгопечатания на Руси.
- Строительство Софийского собора в Новгороде.
- Стояние на Угре.
- Принятие соборного Уложения.
7.Что из названного относилось к причинам политической раздробленности Руси?
- Стремление удельных князей к независимости от Киева.
- Установление власти Золотой Орды над Русью.
- Распространение языческих верований.
- Установление вечевого порядка.
8.Что из перечисленного ниже относится к предпосылкам объединения русских княжеств в XIV-XVв.в?
- Необходимость освобождения от ордынского ига.
- Соперничество Орды и Твери.
- Реформы Избранной Рады.
- Начало деятельности Земских соборов.
9. Как на Руси в XVIв. назывался способ содержания должностных лиц за счет местного населения?
- Опричнина.
- Ростовщичество.
- Земщина.
- Кормление
10. Какое из названных событий произошло при Иване III?
- Был созван первый Земский собор.
- Появилось стрелецкое войско.
- Был издан Судебник.
- Западная Сибирь вошла в состав Российского государства.
11. Что из названного относится к последствиям Ливонской войны (1558-1583г.г.)?
- Хозяйственное разорение северо-западных земель.
- Присоединение к Московскому государству Курляндии и Литвы.
- Потеря Московским государством Новгорода и Пскова.
- Получение выхода в Балтийское море.
12.Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам – нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?
- Борис Годунов.
- Андрей Курбский.
- Кузьма Минин.
- Протопоп Аввакум.
13. Что из названного было одним из итогов внешней политики Ивана Грозного?
- Вхождение в состав России Крыма.
- Вхождение в состав России левобережной Украины.
- Получение выхода в Балтийское море.
- Расширение границ на восток.
14.К причинам падения Избранной Рады относится:
- Присоединение Сибири.
- Соляной бунт.
- Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.
- Стремление Ивана Грозного к единоличному правлению.
15.Семибоярщина в итоге привела Созыву второго ополчения
- Созыву второго ополчения.
- Поражению в Ливонской войне.
- Поражению восставших под предводительством И. Болотникова.
- Началу Смоленской войны.
16. 17 век в истории России называют:
- Золотым.
- Серебряным.
- Бунташным.
- Веком дворцовых переворотов.
17.Что из названного стало следствием реформ Избранной Рады?
- Появление выборных губных старост.
- Уничтожение опричнины.
- Ослабление власти боярских группировок.
- Завоевание выхода в Балтийское море.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
тест "Образование централизованных государств во Франции и в Англии". 6кл.
тест для текущего контроля по истории средних веков...
Методические рекомендации студентам по написанию презентаций по основам философии
Презентация по философии, выполняемая студентами в курсе изучения предмета, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с огромной творче...
Методические рекомендации студентам по написанию рефератов
Методические рекомендации студентам СПО по написанию рефератов и темы рефератов для обучающихся на 1 курсе....
Методические рекомендации студентам
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы...
Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»
Методическая разработка урока«Образование российского централизованного государства» Представлена технологическая карта урока с приложениями...
Методические рекомендации студентам
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...