Конспект интегрированного урока вертикального обучения
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок по теме "Кривое зеркало идей бонапартизма в России 1860-х годов" (по произведениям Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и А. С. Пушкина "Пиковая дама"). В уроке задействованы учащиеся 8 и 10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (история и литература) вертикального обучения – 8 и 10 классы.
Тема: «Кривое зеркало» идей бонапартизма в России 1860-х гг. (по произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
- Учитель лит-ры: объяснение темы и необычности урока.
- Учитель истории: жизнь России 1860-х гг. (социальный, экономический, политический уклад, общественная атмосфера).
- Учитель лит-ры: в каких произведениях нашло отражение?
8 класс 10 класс
Толстой «После бала» Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Тургенев «Ася» Тургенев «Отцы и дети»
Чернышевский «Что делать?»
- Учитель лит-ры: писатель передает свои чувства словами, художник – красками, скульптор ваяет из камня, композитор – звуками. Предлагаю вам послушать концерт для скрипки с оркестром соч. 8 А. Вивальди «Четыре времени года» - фа минор, «Зима». Подумайте, есть ли общее в выражении чувств и настроений людей, живших во время, о котором вам рассказал учитель истории и в музыкальном отрывке. Итак, что вы услышали? Какие ассоциации, какие картины возникли?
Действительно, сложное, трудное, противоречивое время. Но человек живет. В каких-то случаях ведет борьбу, где-то плывет по течению, приноравливаясь и приспосабливаясь. Давайте посмотрим, какими видят своих современников писатели.
- Инсценировка эпизодов произведений:
(разговор дамочек)
- Вы не знаете, княжна, кто сей молодой человек? Вон тот, что сидит на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь?
- Это инженер. Его зовут Германом.
- Так он немец? Расчетлив, наверное.
- Как вам сказать, душенька, друзья считают его таковым, но сам Герман – нет. Видите ли, батюшка его, обрусевший немец, оставил маленький капитал, вот он и не может позволить себе малейшую прихоть.
- Чем же он живет?
- Одним жалованьем, душенька, да-с. Впрочем, мне кажется, он достаточно скрытен и честолюбив. Посмотрите, как удивительно напоминает он портрет Наполеона.
- Да, сходство поразительное. Бесчувственный профиль Наполеона, словно отчеканенный на монете.
- Как вы правы! Я слышала, милая, что на его совести по крайней мере три злодейства.
- От кого вы все это знаете?
- От одной известной вам особы. Хотите, я вас познакомлю?
- Да, конечно.
- Ну так поедем в пятницу к ним на бал.
(Уходят)
(Звучит проигрыш из произведения Баха «Токката и фуга ре минор», далее диалог Лизаветы Ивановны и Германа).
- Где же вы были?
- В спальне старой графини, я сейчас от нее. Графиня умерла.
- Боже мой!... Что вы говорите?...
- И кажется, я причиною ее смерти.
- Вы чудовище!
- Я не хотел ее смерти, пистолет мой не заряжен.
(Автор) – Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи.
(Уходят)
(инсценировка эпизода «студент и Раскольников в трактире» идет под музыку Равеля «Болеро»)
- А вот я убил бы. Что мне. (обращаясь к зрителям) Я бедный и больной студент, удрученный бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги… и я… заплачу». «… надо узнать, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…» (прохаживается) «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» «Хотел Наполеоном сделаться».
6. Учитель лит-ры: итак два произведения были инсценированы, какие? Кто их авторы? Что же объединяет их? Вы верно заметили, что оба главных героя, как замечают авторы, похожи на Наполеона, каким образом?
- Что совершает Раскольников? Как об этом говорится в тексте?
- Что совершает Герман? А об этом как говорится?
- Вот давайте мы сейчас, коль совершили наши герои далеко не благое дело, попробуем разобраться, может быть, оправдать, может быть, осудить.
7. Мы все с вами – суд присяжных, а слово предоставим прокурорам и адвокатам (выступление прокуроров и адвокатов).
8. Учитель истории: давайте поговорим о том, что же это был за человек, Наполеон, раз на него так хотели быть похожим. Возможно, идеи Пушкина и Достоевского станут более понятными.
9. Учитель лит-ры в ходе аналитической беседы выясняет схожие черты:
Герман Наполеон Раскольников
- Жажда денег (для себя) не только для себя (100- 1)
- Выбор жертвы (неосознанный, (осознанный)
зависящий от обстоятельств )
- - жажда власти
- Случайная смерть запланированная
- Возможны в прошлом злодей- смерть старухи повлекла за собой
ства смерти других людей
- Был маленький капитал бедный студент
- «Переступил» «переступил»
- Как закончили свою жизнь герои:
сумасшедший дом, виновным каторга и дальнейшее раскаяние
себя не считает
Учитель истории: о последних днях жизни Наполеона и общественном резонансе после смерти.
Учитель лит-ры: любая теория не стоит ничего, проверяется жизнью на человечность. Цель не оправдывает средства, мы не вправе решать участь других людей, будь то старушонка или все человечество, ибо роман-предупреждение Достоевского что нам говорит? «Нельзя железной рукой загнать человечество в счастье». Как видим, время подтвердило эту истину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства "Осенний натюрморт"
ЦЕЛИ УРОКА:· Закрепить знания детей об осени, ее признаках.· Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набр...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".
Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и лепке в подготовительной группе. Тема: Звук (Р-Р*), Буква Р,р.
Закрепить представление о начертании печатных букв. Показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами...