Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
методическая разработка (6 класс) по теме
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным содержанием. Школьники самостоятельно создают учебные пособия и материалы, которые применяются в дальнейшем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka_tseloe_i_chasti.pptx | 536.1 КБ |
kriterii_otsenivaniya_raboty_v_gruppe.doc | 30.5 КБ |
tablitsy_i_skhemy_k_tselomu_i_chasti_dlya_uchenikov.doc | 74.5 КБ |
khod_uroka.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неопределенное (Инфинитив) Прошедшее Настоящее Будущее Физическое представление времени суф. + окончан.
Правильность написания Море по-прежнему было спокойным. Без устали парили чайки, как напоказ. Вдоль берега летали кулички, бегая то вперёд, то назад от неугомонных волн.
Основные критерии отметки Отметка Грамотность «5» Допускается : 1 орфографическая, или 1 пунктуационная ошибка «4» Допускаются : 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки «3» Допускаются : 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки «2» Допускаются : 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок
Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе?
Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе ? I V способ 60 * 0,3=18 (чел .) II способ ( чел.) Ответ: 18 человек V способ 1) 60:10 = 6 (чел.) - 10%; 2) 6 * 3=18(чел.) III способ 60:100 30 = 0,6 30=18 (чел.) I способ ; ; (чел.)
Найдите число к , если от числа 15 равно от числа к . Вторая задача по математике
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания работы в группе
Итого | |||
1 | Понимание проблемы | Понимают проблему (1 балл) или нет (0 баллов) | |
2 | Распределение по ролям | Распределялись по ролям (1 балл) или нет (0 баллов) | |
3 | Работа командой | Умеют работать вместе (1 балл) или нет (0 баллов) | |
4 | Активность | Активно работают (1 балл) или нет (0 баллов) | |
5 | Умение представить результаты | Умеют представить результаты (1 балл) или нет (0 баллов) | |
6 | Владение рефлексией | Умеют ли они описывать все действия, которые выполняли в процессе групповой работы (алгоритм) (1 балл), или не умеют (0 баллов) | |
Общее количество баллов |
(критерии разработаны в ходе совместной деятельности учителя и учеников)
Предварительный просмотр:
Таблицы и схема, которые помогают ученикам сформировывать теоретическое понятие:
Модель обучения, основанная на собственном опыте учащегося
Конкретный опыт |
Активное экспериментирование | Рефлексивное наблюдение |
Концептуализация |
Таблица 1. Стратегия формирования понятий
№ шага | Внешне выраженныемыслительные действия | Внутренние мыслительные операции | Побуждающие вопросы |
1 | Перечисление объектов и составление их перечня | Дифференциация (выявление различающихся объектов) | «Что вы увидели? Услышали? Заметили?» |
2 | Объединение в группы | Выявление общихсвойств, абстрагирование | «Что связано (сочетается) друг с другом? По какому критерию (признаку)?» |
3 | Обозначение, категоризация | Установление иерархической последовательности объектов, их взаимосвязей | «Как бы вы назвала эти группы? Какие объекты к чему относятся» |
Таблица 2. Стратегия интерпретации данных
№ шага | Внешне выраженные мыслительные действия | Внутренние мыслительные операции | Побуждающие вопросы |
1 | Выявлениеосновных черт | Дифференциация | «Что вы заметили? Увидели? Обнаружили?» |
2 | Объяснение выявленных данных | Соотнесение данных. Определение причинно-следственных отношений | «Почему это произошло?» |
3 | Построение выводов | Выход за пределы непосредственных данных. Поиск неявных следствий. Экстраполяция | «Что это означает? Что из этого следует? Какая картина 1 происходящего у вас создается? Какие выводы можно из этого сделать?» |
Таблица 3. Применение правил и принципов
№ шага | Внешне выраженные мыслительные действия | Внутренние мыслительные операции | Побуждающие вопросы |
1 | Предсказание последствий, объяснение незнакомых явлений | Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение соответствующих сведений | «Что могло бы произойти, если бы...» |
2 | Объяснение и (или) подтверждение предсказаний и гипотез | Определение причинных соотношений, подводящих к предсказанию или гипотезе | «Почему, по-вашему, это могло бы произойти?» |
3 | Проверка предсказаний | Использование логических суждений, фактических сведений для определения необходимых и достаточных условий | «Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было \ полностью (или по большей части) справедливым?» |
Таблица 4. Модель формирования индуктивного мышления
1 | Фазы |
1. Формирование понятий | 1. Перечисление и составление перечня 2. Группировка 3. Обозначение, категоризация |
2. Интерпретация данных | 4. Выявление основных черт 5. Объяснение выявленных данных 6. Построение гипотез |
3. Применение правил и принципов | 7. Выдвижение гипотез, предсказание последствий 8. Объяснение и (или) подтверждение 9. Проверка предположений |
Целый
Такой, от которого не убавлено, непочатый, содержащий полную меру чего-нибудь.
Весь, полный, полностью, без изъятия.
Большой, значительный (по количеству, величине, роли, важности, значению).
Неповрежденный, без изъянов.
В целом - во всей совокупности, целиком....
Обладающий внутренним единством.
То, что представляет собою нечто единое, нераздельное, монолитное.
Число без дроби (математический).
Часть
Доля целого.
Любой предмет, входящий в систему какого-нибудь единства, какого-нибудь целого, рассматриваемый по отношению к этому целому.
Композиционный отрезок, Отдел какого-нибудь произведения.
Отдел какого-нибудь учреждения, отдельная отрасль управления.
Доля, пай (разговорный).
Целое и часть
философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.
философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, объединяющей эти предметы и приводящей к появлению у их совокупности новых свойств и закономерностей.
Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно (Аристотель).
Предварительный просмотр:
Планы уроков.
Класс: 6в.
ОУ: МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской обл.
Предметы: русский язык, математика.
Тема «Понятия «целое» и «часть».
Цель: Освоение процедур (процессов) надпредметной учебной деятельности.
Задачи:
- Установление связей между темой и жизненным опытом.
- Применение новых знаний в практических заданиях.
Ход первого урока.
- 1. Целое и часть в жизненной ситуации: описание опыта и вашего представления об этом (работа в группах) - 4 минуты.
2. Рефлексия: представление работы и формулирование понятия целого и части с вашей точки зрения на основе бытовой ситуации;
- Запись в тетради самого удачного и чёткого определения понятий целого и части (по 4 минуты на каждую группу).
- Работа в группах: встречались ли вам в учебной деятельности эти определения и понятия и на каких этапах, конкретнее, в русском языке и математике? Привести примеры.
1.Одна группа работает с выходом на теоретические понятия в русском языке, вторая - с выходом на теоретические понятия в математике, третья – наблюдатели (5 минут).
2.Рефлексия каждой группы: представление своей работы; во время обсуждения работ должны вестись записи в общей тетради для русского языка и математики(по 3-4 минут каждой группе) (слайд №2, слайд №3) (критерии оценивания работы группы распечатаны для каждой группы).
- Рефлексия: вспомним, что мы делали, чем занимались, что было самым эмоциональным, ярким, с вашей точки зрения, что изменило ваше представление по данной проблеме (2-3 минуты).
Ход второго урока.
Применение приобретённых в ходе групповой работы, рефлексии представлений, знаний в решении конкретных учебных задач.
- Фронтальная работа:
1.Написание текста с применением выведенных формул, схем, понятий (текст диктует учитель).
2.Сверка написанного с текстом на слайде (слайд №4)
3.Вынесение своих ошибок.
4.Выставление себе отметки (всего 10 минут) (критерии оценивания на слайде №5).
- А) Работа в парах:
1.Решение задачи (2-3минуты) (слайд №6);
2.Представление учителем способов решения(3-4 минуты) (слайд №7);
3.Ваше объяснение своего выбора решения задачи (1-2 минуты).
Б) Индивидуальная работа:
1.Решение задачи (5 минут) (слайд №8).
2.Представление способа решения у доски (одним учеником) (3-4 минуты).
- Общая рефлексия. Выводы. На каких этапах решения конкретных учебных действий были использованы общие знания категории «целого» и «части»? (Представление целого части на плакатах, схемах и в мультипликационном виде «Мы делили апельсин» учениками) (5 минут).
- Домашнее задание: опишите свой опыт после сегодняшних уроков в рефлексивном аспекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Формирование понятий целого и части у детей с нарушением интеллекта на уроках биологии
Доклад на методобъединении...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касающихся окружностях.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касательной к окружности.
Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...
Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)
Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...