Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
методическая разработка (6 класс) на тему

Голубева Татьяна Алексеевна

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным содержанием. Школьники самостоятельно создают учебные пособия и материалы, которые применяются в дальнейшем обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планы уроков.

Класс: 6в.

ОУ: МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской обл.

Предметы: русский язык, математика.

Тема «Понятия «целое» и «часть».

Цель: Освоение процедур (процессов) надпредметной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Установление связей между темой и жизненным опытом.
  2. Применение новых знаний в практических заданиях.

Ход первого урока.

  1. 1. Целое и часть в жизненной ситуации: описание опыта и вашего представления об    этом (работа в группах) - 4 минуты.

2. Рефлексия: представление работы и формулирование понятия целого и части с вашей точки зрения на основе бытовой ситуации;

  1. Запись в тетради самого удачного и чёткого определения понятий целого и части (по 4 минуты на каждую группу).
  1. Работа в группах: встречались ли вам в учебной деятельности эти определения и понятия и на каких этапах, конкретнее, в русском языке и математике? Привести примеры.

1.Одна группа работает с выходом на теоретические понятия в русском языке, вторая - с выходом на теоретические понятия в математике, третья – наблюдатели (5 минут).

2.Рефлексия каждой группы: представление своей работы; во время обсуждения работ должны вестись записи в общей тетради для русского языка и математики(по 3-4 минут каждой группе) (слайд №2, слайд №3) (критерии оценивания работы группы распечатаны для каждой группы).

  1. Рефлексия: вспомним, что мы делали, чем занимались, что было самым эмоциональным, ярким, с вашей точки зрения, что изменило ваше представление по данной проблеме (2-3 минуты).

Ход второго урока.

Применение приобретённых  в ходе групповой работы, рефлексии представлений, знаний в решении конкретных учебных задач.

  1. Фронтальная работа:

1.Написание текста с применением выведенных формул, схем, понятий (текст диктует учитель).

2.Сверка написанного с текстом на слайде (слайд №4)

3.Вынесение своих ошибок.

4.Выставление себе отметки (всего 10 минут) (критерии оценивания на слайде №5).

  1. А) Работа в парах:

1.Решение задачи (2-3минуты) (слайд №6);

2.Представление учителем способов решения(3-4 минуты) (слайд №7);

3.Ваше объяснение своего выбора решения задачи (1-2 минуты).

Б) Индивидуальная работа: 

1.Решение задачи (5 минут) (слайд №8).

2.Представление способа решения у доски (одним учеником) (3-4 минуты).

  1. Общая рефлексия. Выводы. На каких этапах решения конкретных учебных действий были использованы общие знания категории «целого» и «части»? (Представление целого части на плакатах, схемах и в мультипликационном виде «Мы делили апельсин» учениками) (5 минут).
  2. Домашнее задание: опишите свой опыт после сегодняшних уроков в рефлексивном аспекте.


Предварительный просмотр:

Таблицы и схема, которые помогают ученикам сформировывать теоретическое понятие:

Модель обучения, основанная на собственном опыте учащегося

Конкретный опыт

                                                  

Активное экспериментирование

Рефлексивное наблюдение

                                                                                    

Концептуализация

Таблица 1. Стратегия формирования понятий

№ шага

Внешне          выраженныемыслительные    действия

Внутренние мыслительные операции

Побуждающие вопросы

1

Перечисление

объектов и

составление их перечня

Дифференциация (выявление различающихся объектов)

«Что вы увидели?  Услышали? Заметили?»                

2

Объединение в группы

Выявление общихсвойств,

абстрагирование

«Что связано  (сочетается) друг с другом? По какому критерию                  (признаку)?»  

3

Обозначение,

категоризация

Установление иерархической последовательности объектов, их взаимосвязей

«Как бы вы назвала эти группы? Какие объекты к чему относятся»

Таблица 2. Стратегия интерпретации данных

№ шага

Внешне

выраженные

мыслительные

действия

Внутренние

мыслительные

операции

Побуждающие      вопросы

1

Выявлениеосновных черт

Дифференциация

«Что вы заметили? Увидели? Обнаружили?»

2

Объяснение выявленных данных

Соотнесение данных. Определение причинно-следственных отношений

«Почему это произошло?»

3

Построение выводов

Выход за пределы непосредственных данных. Поиск неявных следствий. Экстраполяция

«Что это означает? Что из этого следует? Какая картина 1 происходящего у вас создается? Какие выводы можно из этого сделать?»

Таблица 3. Применение правил и принципов

№ шага

Внешне

выраженные

мыслительные

действия

Внутренние

мыслительные

операции

Побуждающие      вопросы

1

Предсказание последствий, объяснение незнакомых явлений

Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение      соответствующих сведений

«Что могло бы произойти, если бы...»  

2

Объяснение и (или)

подтверждение предсказаний и гипотез

Определение причинных соотношений, подводящих к предсказанию или гипотезе

«Почему, по-вашему, это могло бы произойти?»              

3

Проверка предсказаний

Использование логических суждений, фактических сведений для определения необходимых и достаточных условий

«Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было     \ полностью (или по большей части) справедливым?»        

Таблица 4. Модель формирования индуктивного мышления

1

Фазы

1. Формирование понятий

1.        Перечисление и составление перечня

2.        Группировка

3.        Обозначение, категоризация

2. Интерпретация данных

4.        Выявление основных черт

5.        Объяснение выявленных данных          

6.        Построение гипотез

3. Применение правил и принципов

7.        Выдвижение гипотез, предсказание последствий                                              

8.        Объяснение и (или) подтверждение
предсказаний и гипотез

9.        Проверка предположений

Целый

Такой, от которого не убавлено, непочатый, содержащий полную меру чего-нибудь.

Весь, полный, полностью, без изъятия.

Большой, значительный (по количеству, величине, роли, важности, значению).

Неповрежденный, без изъянов.

В целом - во всей совокупности, целиком....

Обладающий внутренним единством.

То, что представляет собою нечто единое, нераздельное, монолитное.

Число без дроби (математический).

Часть

Доля целого.

Любой предмет, входящий в систему какого-нибудь единства, какого-нибудь целого, рассматриваемый по отношению к этому целому.

Композиционный отрезок, Отдел какого-нибудь произведения.

Отдел какого-нибудь учреждения, отдельная отрасль управления.

Доля, пай (разговорный).

Целое и часть

философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.

философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, объединяющей эти предметы и приводящей к появлению у их совокупности новых свойств и закономерностей.

Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно (Аристотель).



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания работы в группе

Итого

1

Понимание проблемы

Понимают проблему (1 балл) или нет (0 баллов)

2

Распределение по ролям

Распределялись по ролям (1 балл) или нет (0 баллов)

3

Работа командой

Умеют работать вместе (1 балл) или нет (0 баллов)

4

Активность

Активно работают (1 балл) или нет (0 баллов)

5

Умение представить результаты

Умеют представить результаты (1 балл) или нет (0 баллов)

6

Владение рефлексией

Умеют ли они описывать все действия, которые выполняли в процессе групповой работы (алгоритм) (1 балл), или не умеют (0 баллов)

Общее количество баллов

(критерии разработаны в ходе совместной деятельности учителя и учеников)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятия «целое» и «часть» Цель : освоение процедур (процессов) надпредметной деятельности. Задачи : Установление с вязей между темой и жизненным опытом. 2. Применение новых знаний в практических заданиях.

Слайд 2

Неопределенное (Инфинитив) Прошедшее Настоящее Будущее Физическое представление времени суф. + окончан.

Слайд 4

Правильность написания Море по-прежнему было спокойным. Без устали парили чайки, как напоказ. Вдоль берега летали кулички, бегая то вперёд, то назад от неугомонных волн.

Слайд 5

Основные критерии отметки Отметка Грамотность «5» Допускается : 1 орфографическая, или 1 пунктуационная ошибка «4» Допускаются : 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки «3» Допускаются : 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки «2» Допускаются : 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок

Слайд 6

Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе?

Слайд 7

Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе ? I V способ 60 * 0,3=18 (чел .) II способ ( чел.) Ответ: 18 человек V способ 1) 60:10 = 6 (чел.) - 10%; 2) 6 * 3=18(чел.) III способ 60:100 30 = 0,6 30=18 (чел.) I способ ; ; (чел.)

Слайд 8

Найдите число к , если от числа 15 равно от числа к . Вторая задача по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касающихся окружностях.

Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать  в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...

Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касательной к окружности.

Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать  в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...