Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока в 5 классе по теме "Ассирия" | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока истории : Ассирия. 5 класс (ФГОС)
Технология: ТРКМ
Цель: создать условия для формирование компетенций:
- Познавательных. Познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии;
- Коммуникативных. Формировать речевые умения обучаемых: развивать монологическую речь; развивать мыслительные способности учеников, умение слушать друг друга, аргументировать ответ.
- Регулятивных. Формировать умение обучаемых развивать умения целеполагания и рефлексии, самоорганизации работать с исторической картой, самостоятельно выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, оценивать свою деятельность и работу одноклассников.
- Воспитательных: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо, воспитывать интерес к предмету;
создать условия для формирования базовых знаний о как важной части общества;, совместной деятельности, умение поиска главного в различных источниках информации (текст, иллюстрации) и умение оформлять результаты поиска в виде кластера; воспитывать ответственность за знания, уважение к мнению другого.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Приемы |
Оргмомент.Мотивация 3 минуты | Приветствие. Как вы поняли, сегодня мы работаем в группе, повторим правило группы. | Фронтальная работа | Развивать умение самоорганизации, определение собственных целей и способа деятельности на уроке; мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | |
Актуализация знаний. Целеполагание 6 минут | Обращение ребят к теме «ССР» -Как вы думаете на языке какого народа сделана запись темы урока?Объясните. -Чтобы прочитать тему, нам необходимо что сделать?(найти гласные) -у каждой группы имеются карточки с вопросами. Если вы правильно ответите, то гласные встанут на свое место, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись. - Прочитаем Тему урока. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, определите цели. - Определите источники информации, необходимые нам сегодня. | Интригующий момент. Ответы-гипотезы Задание у каждой группы:
Запись темы в тетрадь 1-3 ответа | Умение доказывать свое мнение, Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Умение целеполагания | Таинственные знаки |
Практическая работа по изучению нового материала 6 минут 4 мин | 1. Инструктаж группам по выполнению задания. 2. После работы-заслушать ответы детей: собрать общую корзину знаний об образе жизни ассирийцев. - Чем отличается корзина знаний каждой группы?(неодинаковое количество) - Что необходимо, чтобы корзина наполнилась до краев?(использовать много разных источников) 3. Вы сказали, что ассирийцы вели завоевательные походы: а почему они это делали?(мало земли и т.д.) 4. Давайте проследим направления походов? Рабочая тетрадь: с. 55 з.72:1,2,3,5 Анализ затруднений. | Работа в группах по заданию, данному на карточках: найти как можно больше инфомации о жизни ассирийцев, выписать ключевые слова. 1группа- работа только с картой, 2- карта+ текст (Геродот), 3- текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац),
Ответы детей Работа с картой и контурной картой. | Умение работать с текстовым, картографическим, иллюстративным источником: выделять главное. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем; Коммуникативные умения Взаимопроверка: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Формулировать своё мнение; владение устной речью | Корзина идей; Работа с ключевыми словами, взаимообучение |
Первичное закрепление во внешней речи. 3 минут | - Благодаря чему Ассирия превратилась в огромную страну. Каждая группа обобщает знания полученные совместными усилиями и формулирует ответы. | Группы обобщают и отвечают. Ответ 1-2 групп. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | |
Самостоятельная работа. 5 минут+ ответы 5 мин. | Что же помогло ассирийцам сделать столько завоеваний? Продолжаете работать в группе и совместно ищете ответ на данный вопрос. При ответе составляется общий кластер «Причины побед Ассирии»-выкладывается на доске при ответе детей Войско вооружение постоянное
Пехота кавалерия железное Осадные оружие Отряды железные Доспехи Плавсредства Таран Копья Луки Колесницы - Почему Ассирия смогла стать мощной державой? -Обратимся к иллюстрации на с. 88. Кто изображен в центре? Как обращается с побежденными? Какое впечатление создается о царе? Всех пленных и добычу везли в столицу Ассирии - город Ниневию. Найдите на карте Ниневию. Прочитаем информацию о Ниневии в учебнике (с 88). - Последний царь Ассирии Ашшурбанапал был известен не только как жестокий правитель, но и как образованнейший человек. Завоевывая страны, он привозил в Ниневию глиняные книги, он стал создателем первой библиотеки в истории человечества | Работают с одним и тем же текстом, иллюстрациями, но задания разные: 1 группа: текст- состав войска Ассирии 2 – текст -вооружение войска 3- иллюстрации-войско и вооружение
Ответы детей Работа по карте. Чтение вслух. | Умение работать с текстовым, иллюстративным источником:четко выполнять учебную задачу. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем; Коммуникативные умения Формирования умения логически мыслить, Умение аргументировать собственную позицию | кластер |
Оценивание.Рефлексия 5 минут | А теперь, чтобы посмотреть наполнилась ли ваша корзина знаний до краев, выполним задание: +/-/?. Каждый выполняет самостоятельно | Самооценка работы групп. Заполнение таблицы. | Умение оценить свою работу, выявить собственные знания | |
Д/з 3 минуты | Вариативное+ дополнительное индивидуальное: Базовое- п.18, вопросы (желтый фон) «4-5» т/т вопросы (3/1) Загадка: Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? | Умение оценить свои возможности |
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку – раздаточный материал
1 группа
| 2 группа
|
3 группа Перечислите достижения финикийцев? |
Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом? |
1 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с.33, 86), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев; для этого используйте план:
- Географическое положение Ассирии.
- Климатические и природные условия Ассирии.
- Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
- И другое…
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
- Изучите текст учебника (с.87),иллюстрации (с. 87-88),отберите информацию для кластера «Состав войска царя Ассирии», составьте кластер.
2 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с. 33, 86) и данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
- Географическое положение Ассирии.
- Климатические и природные условия Ассирии.
- Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
- И другое…
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
- Изучите тексты «Надпись царя Синахериба», пункт 2 учебника (с.86-87),иллюстрации (с. 86-88),отберите информацию для кластера «Вооружение войска царя Ассирии», составьте кластер.
Надпись царя Синахериба. (691 год до н.э.).
Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…
Вражеское войско стрелами и дротиками я приуменьшил и все тела их пронзал, словно решето.
- Каким вооружением пользовались ассирийцы?
3 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
- Географическое положение Ассирии.
- Климатические и природные условия Ассирии.
- Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
- И другое…
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
- Изучите иллюстрации (с. 86-88): из каких отрядов состояло войско Ассирии, каким было вооружение воинов? Составьте словарь на тему «Армия Ассирии»
4 группа
ЗАДАНИЕ: изучите карту(с. 33, 86), текст, иллюстрации учебника (С.86-88), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
- Географическое положение Ассирии.
- Климатические и природные условия Ассирии.
- Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
- Достижения ассирийцев
Выпишите ключевые понятия, даты в тетрадь!
В VIII веке до н.э. ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. (А какие металлы люди уже знали и пользовались ими?) Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. (А для чего им это было нужно?) В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.
---------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
- Изучите пункт 2 учебника (с. 86-87), иллюстрации (с. 86-88), вспомните армию египетского фараона и ответьте на вопрос: что было одинаковым в этих армиях, что различного и в чем преимущество войска ассирийцев над войском фараона?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"
Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...
Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС
Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...
«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)
Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...
"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока: Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...
Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"
Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...
Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"
Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...