Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grazhdanskaya_voyna.docx | 34.74 КБ |
grazhdanskaya_voyna.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
КЛАСС: 11
ТЕМА УРОКА: Гражданская война.
ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы и технологии развития критического мышления
ЦЕЛИ УРОКА:
- показать глубину трагедии российских народов, ввергнутых в братоубийственную войну, углубить знания учащихся по различным точкам зрения на начало, периодизацию и ход гражданской войны.
- Обеспечить усвоение учащимися целей, политической и экономической программы белого движения, причин его поражения.
- Выяснить причины победы большевиков.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные:
- уважать мнение других,;формирование предпосылок лидерских качеств учащихся;
- воспитывать патриотических чувств, уважение к истории и традициям народа
Метапредметные:
- стимулировать познавательную активность ребят; развивать рассуждать, ;
- способствовать формированию способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- формировать навыки работы с учебной информацией (объяснять смысл новых терминов и понятий; осуществлять поиск необходимой информации в источнике; выполнять задания на соотнесение; обобщать материал, подводить итоги)
Предметные:
- определять роль Москвы в борьбе за столичный статус; исторические особенности развития отношений Руси и Золотой орды; определить роль личности в истории, роль личных качеств исторических персонажей; работать с исторической и контурной картами; объяснять свое отношение к событиям и историческим личностям.
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ
В чем состоит трагедия Гражданской войны?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Учебник, А. Левандовский История России, Ю. Щетинов XX- начало XXI века, 11 класс, М. П. 2010 год; карта, мультимедиа, презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группах
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: гражданская война, интервенция, красный террор, белый террор.
- Организационный этап.(2 мин.)
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь»
М.Волошин
- Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин).
Тему урока «Гражданская война» и главный вопрос «Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?» учитель записывает на доске.
- Актуализация знаний. (10 мин)
Сегодня мы поставим пред собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа.
Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед.
Ребята, составьте план вопросов к новой теме.
Ответы на какие вопросы мы сможем сегодня получить? Предложите свои вопросы для изучения темы. Обсуждение пунктов плана с учащимися.
Ччто такое Гражданская война для нашего поколения.
- Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой???
- Какие причины вызвали гражданскую войну?
- Можно ли было ее избежать?
- Почему белое движение потерпело поражение?
- Почему победу одержали большевики?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.
- Краткая историография вопроса.
- Причины и этапы гражданской войны.
- Начало гражданской войны и интервенции
- «Белые» и «красные»
а) Формирование белого движения. (Лидеры белого движения и их программы).
б) «Красные» в гражданской войне
- «Белый» и «красный» террор.
- Причины поражения белого движения.
- Причины победы «красных».
– На уроке большее внимание будет уделено белому движению. Долгие годы в советской историографии «белое движение представлялось обществу врагами, которых необходимо было победить.
Что такое гражданская война? Вспомните определение этого понятия?
( ответы учеников). Затем показать слайд с определениями:
1. Период острых классовых столкновений.
2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.
3. Противостояние классов и общественных групп.
4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.
5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.
IV. Первичное усвоение новых знаний. Реализация составленного плана. (10 мин)
В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Краткая историография вопроса.
ТАБЛИЦА «Различные точки зрения на начало гражданской войны»
Февраль 1917 – Свержение самодержавия | Октябрь 1917 Приход к власти большевиков | Май 1918 – мятеж чехословацкого военного корпуса |
Вопрос: Какие новые подходы появились в советской историографии по хронологическим рамкам войны, кто автор и какую точку зрения отстаивает? Дать краткую характеристику. Какая точка зрения. вам кажется более убедительной?
Гражданская война 1918-1920 годов: новые подходы
1 группа
- Лето 1918 - осень 1920 - период интервенции и Гражданской войны
2 группа
- Октябрь 1917 - октябрь 1922 - Гражданская война как форма классовой борьбы
Учитель предлагает учащимся сформировать несколько групп (2 группы) и выбрать вопрос для самостоятельного изучения (по желанию). В течение урока учащиеся знакомятся с материалом учебника и презентации и в ходе урока отвечают на поставленные вопросы.
Проверка выполнения задания. Работа учащихся с понятиями Учитель фиксирует внимание учащихся на понятиях: гражданская война, интервенция, красный террор, белый террор
V. Первичная проверка понимания.(10 мин)
Как современные историки воспринимают и оценивают события более чем 80 летней давности?
Ответ на этот вопрос мы должны получить из сообщения ученика.
«Различные взгляды на начало, причины и ход гражданской войны
До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой советской республики. При этом умышленно умалчивались другие факты, свидетельствующие о многосложности и противоречивости этого мрачного события.
В результате исследований гражданские войны сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, ее истинных виновников, всего того, что официальной пропагандой признавалось за незыблемую достоверность.
Ленинская оценка гражданской войны, как самой справедливой в истории человечества, сегодня отвергается наукой, которая признает ее как братоубийственную.
Можно ли было избежать войны?
Относительно неизбежности гражданской войны многие публицисты высказывают мнение, что войны можно было избежать.
Для этого:
- Нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.
- Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как сегодня говорят, «тянули одеяло на себя».
- Нужно было создать план управления страной, удовлетворявший все слои общества.
Но большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им.
- Вооруженный захват власти большевиками.
- Отказ большевиков от возможности создания «однородного социалистического правительства», включающего в состав представителей всех социалистических партий (эсеров и меньшевиков)
- Разгон большевиками Учредительного собрания.
- Национализация земли и предприятий.
- Изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами.
Т.о. история гражданской войны, отгремевшая более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.
Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас».
Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в цвета: красный и белый.
Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.
Гражданская война не имеет ни временных, ни пространственных границ. Но ученые-историки предлагают нам различные взгляды на периодизацию и этапы гражданской войны.
Внимательно выслушать предложенные варианты этапов Гр. войны и ответить на следующие вопросы:
- Какие другие взгляды (версии) вам известны?
- Какой из предложены вариантов вам кажется наиболее достоверным? Почему?
- Кто из авторов не отдает победу красным? (Поляков)
После ответа ученика, ребята отвечают на поставленные вопросы.
Особенностью Гражданской войны в России было тесное переплетение с интервенцией..
«Начало гражданской войны и иностранной интервенции»
Соотнести данные трех колонок.
Апр.1918 – японс.войска-Владивосток
1-в-Владивосток
Март 1918-перв.англ. – Мурманск
2-а-Мурманск
Янв.1919 –войска Антанты –Одесса.
3-г-Одесса
1917-немцы оккупир.- запад страны
4-б-запад страны
Вновь ставим для себя вопрос: «Кто виновник гражданской войны?»
Страшная трагедия, названная гр.войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый.
Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата.
Кто они – лидеры белого движения?
И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие в национальную идею, идею спасения и восстановления государства.
Перед тем как мы начнем работать дальше, я хочу вам предложить прочитать вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Слайд с вопросами по белому движению.
- Каким было отношение лидеров белого движения к демократическим завоеваниям февральской революции в области гражданских прав?
- Каким видели государственное устройство?
- Как планировали решить вопрос с собственностью?
- Какова аграрная политика?
- Национальная?
Сделай вывод: Какой характер носила программа белого движения?
А теперь обратимся к человеческим судьбам. Сейчас мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни.
Слайд – Белая гвардия.
Работа над заполнением таблицы Программа лидеров Белого Движения. Затем проверка:
Вывод о характере программ белого движения:
- Не выдвигали единой политической и экономической программы
Работа по группам
Задание для 1-й группы
Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне?
Ответ 1-й группы
Многие генералы не скрывали своих монархических убеждений.
- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма
- не решали аграрный вопрос и
- национальный
- Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма
Моральное разложение армии
Задание для 2-й группы
Попробуйте определить в чем были причины успеха красных?
Ответ 2-й группы
1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.
2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.
4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (5 мин)
Давайте подведем итог урока:
Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
Какова же общая оценка гражданской войны?
Это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?
Какой вывод мы можем сделать
Как вы считаете, мы достигли цели урока?
Домашнее задание § 14 написать эссе на тему «Уроки Гражданской войны»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданская война в России — цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи, последовавших за Февральской и октябрьской революциями 1917 года
Враждующие стороны Красные Белые Зелёные
Причины Гражданской войны 1918-1922 1. Социальные , политические и национально-этнические противоречия; 2. Национализация средств производства, банков и крупной недвижимости, решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков; 3. Разгон Учредительного собрания; 4. Выход из войны путём подписания разорительного Брестского мира с Германией; 5. Деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, резкое обострение отношений между Советской властью и крестьянством
Этапы Гражданской войны 1918-1922 Этап Дата Характеристика I этап октябрь 1917 - ноябрь 1918 Формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, образование основных фронтов борьбы между ними. Гражданская война разворачивалась одновременно с продолжающейся 1-й мировой войной, что влекло за собой активное участие войск Четверного союза и Антанты. Боевые действия характеризовались постепенным переходом от локальных стычек к широкомасштабным действиям II этап ноябрь 1918 - март 1920 Главные сражения между РККА и Белыми армиями, коренной перелом в Гражданской войне. Резкое сокращение боевых действий со стороны интервентов. Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны III этап март 1920 -октябрь 1922 Основная борьба происходила на окраинах страны и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков
I этап Гражданской войны 1918-1920 (октябрь 1917 – ноябрь 1918) Октябрь 1917 – мятеж Краснова-Керенского в Петрограде; Май-август 1918 - Восстание чехословацкого корпуса; Начало интервенции (Румыния, Германия, Турция, Великобритания, США, Япония, Франция); Формирование Добровольческой армии(Алексеев, Корнилов, Деникин); Складывание двух основных центров сопротивления Советской власти(Сибирь – Дон-Кубань)
II этап Гражданской войны 1918-1920 (ноябрь 1918 – март 1920) Ноябрь 1918 - в Сибири адмирала А.В. Колчака объявляют "Верховным правителем России"; На Кубани и Северном Кавказе А.И. Деникин объединяет Донскую и Добровольческую армии в Вооруженные силы юга России; На севере с помощью Антанты генерал Е.К. Миллер формирует свою армию; Генерал Н.Н. Юденич готовится к походу на Петроград; Ноябрь, 1918 - А.В. Колчак начинает наступление в Приуралье ; 15 декабря 1918 - войска А.В. Колчака берут город Пермь, 31 декабря наступление колчаковцев было приостановлено Красной Армией
II этап Гражданской войны 1918-1920 (март 1919 – ноябрь 1920) Март 1919 - армия А.В. Колчака начинает мощное наступление с Востока. Колчаковцы захватывают город Уфу, начинают пробиваться к Симбирску, Самаре, Воткинску; Апрель 1919 - войска Красной Армии под командованием С.С. Каменева и М.В. Фрунзе переходят в наступление, останавливают колчаковцев, к лету оттесняют их в Сибирь, мощное крестьянское восстание и партизанское движение против правительства А.В. Колчака. К началу 1920 колчаковцы были окончательно разбиты, а сам адмирал арестован; 1919-1921 – Советско-польская война; Ноябрь 1920 – войска Южного фронта во главе с М.В.Фрунзе штурмом овладевают укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш, победа над П.В. Врангелем
Лозунги Красного движения в Гражданской войне 1918-1922 «Да здравствует мировая революция»; «Смерть мировому капиталу»; «Мир хижинам, война дворцам»; «Социалистическое Отечество в опасности»
Военачальники армий Красного движения в ходе Гражданской войны 1918-1922 Командующий генерал Военные заслуги в ходе Гражданской войны 1018-1922 М.В.Фрунзе Наступательные операции против главных сил адмирала А. В. Колчака; Руководство штурмом Бухары 30 августа — 2 сентября 1920 (Бухарский эмир); Организация изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма; Штурм Перекопа и Чонгара, форсирование залива Сиваш И.И.Вацетис Подавление мятежа польского корпуса генерала Довбор-Мусницкого ; Подавление левоэсеровского мятежа в Москве в июле 1918 года С.С.Каменев Наступление Красной армии на Волге и Урале, проведение оборонительных и наступательных операций против армий адмирала Колчака; Операции по разгрому Деникина и Врангеля, отражению нападения Польши; Подавление контрреволюционных восстаний в Карелии, Бухаре, Фергане и Тамбовское восстание А.И.Егоров Участие в боевых действиях под Самарой и Царицыном; Участие в советско-польской войне
Военачальники армий Красного движения в ходе Гражданской войны 1918-1922 Командующий генерал Военные заслуги в ходе Гражданской войны 1018-1922 С.М.Будёный Участие в августе 1919 года в боях в верховьях Дона в упорных боях с Кавказской армией генерала П. Н. Врангеля; Победы Конного корпуса Будённого над войсками генерала Деникина под Воронежем и Касторной; Разгром войск Деникина и Врангеля в Северной Таврии и Крыму; Участие в Советско-польской войне в боях с армией Пилсудского Н.М.Тухачевский Командование Восточным и Южным (Кавказским) фронтами, разгром армий Колчака и Деникина; Подавление мятежа Кронштадтских матросов и крестьянского мятежа под руководством Антонова на Тамбовщине; Участие в советско-польской войне К.Е.Ворошилов Командование Царицынской группой войск, 10-й армией Харьковским военным округом, 14-й армией и внутренним Украинским фронтом; Подавление Кронштадтского восстания К.В.Блюхер Командование уральской армией, Уральский поход; Военный министр и главнокомандующий Народно-освободительной армией Дальневосточной республики
Михаил Васильевич Фрунзе (1885—1925) — революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военный теоретик
Александр Ильич Егоров (1883—1939) — советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза (1935). Член РКП(б) с июля 1918 года, кандидат в члены ЦК РКП(б) (1934—1938). Депутат ВС СССР 1 созыва
Семён Михайлович Будённый (1883—1973) — советский военачальник, командующий Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер
Михаил Николаевич Тухачевский (1893—1937) — советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны, военный теоретик, Маршал Советского Союза (1935). Репрессирован в 1937 году по «делу военных», реабилитирован в 1957 году
Василий Константинович Блюхер (1890—1938) — советский военный, государственный и партийный деятель, Маршал Советского Союза (1935). Кавалер Ордена Красного Знамени № 1 (1918) и Ордена Красной Звезды № 1 (1930). В 1938 году был арестован, умер от побоев на следствии в Лефортовской тюрьме. После смерти Сталина реабилитирован
Лозунги Белого движения в Гражданской войне 1918-1922 «Умрём за Родину»; «Отечество или смерть»; «Лучше смерть, чем гибель России»; «За Веру, Царя и Отечество!»; «Законность и порядок!»
Военачальники армий Белого движения в ходе Гражданской войны 1918-1922 Командующий генерал Армия Район действия войск М.В.Алексеев Добровольческая армия Донская область Л.Г.Корнилов Добровольческая армия Юг России А.В.Колчак Верховный правитель России Восток России П.Н.Краснов Донская армия Донская область А.М.Каледин Донская армия Донская область А.И.Дутов Оренбургское казачье войско Оренбургская область Г.М.Семёнов Конный бурят-монгольский Казачий отряд Забайкалье и Дальний Восток А.И.Деникин Добровольческая армия, Вооружённые силы Юга России Кубань Н.Н.Юденич Северно-западная армия Северо-запад России П.Н.Врангель Русская армия Крым Е.К.Миллер Северная армия Север России
Михаил Васильевич Алексеев (1857—1918) — крупнейший русский военачальник периода Первой мировой войны, «общепризнанный крупнейший военный авторитет» страны; Участник русско-турецкой (1877-1878), русско-японской (1904-1905) войн; Активный участник Белого движения в годы гражданской войны; Создатель и Верховный руководитель Добровольческой армии
Лавр Георгиевич Корнилов (1870—1918) — русский военачальник, военный разведчик, дипломат и путешественник-исследователь; Герой русско-японской и Первой мировой войн; Верховный Главнокомандующий Русской армии (август 1917 года); Участник Гражданской войны, один из организаторов и Главнокомандующий Добровольческой армии, вождь Белого движения на Юге России
Александр Васильевич Колчак (1874—1920) — российский политический деятель, вице-адмирал (1916), адмирал (1918); Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций; Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войны; Руководитель Белого движения как в общероссийском масштабе, так и непосредственно на Востоке России; Верховный правитель России (1918—1920 гг.), был признан на этом посту всеми руководителями Белого движения
Антон Иванович Деникин (1872—1947) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист; Участник Русско-японской, Первой мировой войн; Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России; Один из основных организаторов, командующий Добровольческой армией. Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России, заместитель верховного правителя и верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака
Николай Николаевич Юденич (1862—1933) — русский военный деятель, генерал от инфантерии (1915) Один из самых успешных генералов России во время Первой мировой войны; Во время Гражданской войны возглавлял силы, действовавшие против советской власти на Северо-Западном направлении
Пётр Николаевич Врангель (1878—1928) — русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн; Один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны; Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше (1920); Получил прозвище «чёрный барон» за свою традиционную (с сентября 1918 года) повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями
Лозунги Зелёного движения в Гражданской войне 1918-1922 «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!»; «Даёшь коммунизм без большевиков!»; «За Советы без большевиков!»; «Вся власть Учредительному Собранию!»
Крупные выступления зелёного движения 1920-1921 – восстание крестьян на Тамбовщине под предводительством эсеров; 28 февраля 1921 – 18 марта 1921 – Кронштадское восстание с целью ликвидации монополии власти большевиков; Махновщина - анархистско-бандитское движение во время гражданской войны на Украине, возглавлявшееся Махно и выражавшее идеологию кулачества
Нестор Иванович Махно (1888—1934) — наиболее противоречиво известный предводитель крестьянского повстанческого движения на юге Украины во время гражданской войны 1918—1920. Известен также как батько Махно (официально подписывал так некоторые приказы). Автор мемуаров «Воспоминания»
Причины победы красных в Гражданской войне 1918-1922 Социальная и идейная разрозненность Белого движения; Использование возможностей мощного государственного аппарата; Способность проводить массовые мобилизации и репрессии; Продуманное идеологическое обеспечение военных кампаний; Поддержка значительной частью населения лозунгов и политиков большевиков; Отсутствие массовой поддержки Белого движения; Центральное положение РСФСР 9возможность маневрирования резервами); Нескоординированность действий Белого движения и интервентов
Потери в ходе Гражданской войны 1918-1922 Категория потерь Численность (тыс. чел .) Всего убито и умерло от ран 2500 Красная армия 950 Белая и национальные армии 650 Партизанские отряды 900 Погибло в результате террора 2000 От красного террора 1200 От белого террора 300 От партизанского террора 500 Умерло от голода и эпидемий 6000 Всего погибло 10 500 Эмигрировало 2000
Итоги Гражданской войны 1918-1922 Сокращение численности населения; Уничтожение большей части имперской интеллигенции (оставшиеся в живых вынуждены были эмигрировать); Сокращение сельского производства почти на 40%; Спад темпов производства, низкая производительность труда, уапдок транспортной системы; Нищета и голод; Рост числа детей-беспризорников
Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть Б. Васильев, писатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация. Математика 9 класс
Конспект урока и презентация к нему по теме "График квадратичной функции" 9 класс...
конспект урока по теме "Гражданская война в России"
На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....
Тихий океан конспект урока и презентация география 7 класс
Урок географии в 7-м классе "Тихий океан". Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;Воспитательн...
Конспект урока географии+презентация в 6 классе на тему "Горы суши"
Урок в 6 классе на тему "Горы суши"...
Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"
Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений». Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...
Конспект урока и презентация "Гражданские правоотношения"
Материал содержит план урока,презентацию,рабочий лист и правовые задачи...
Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
Конспект урока и презентация используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...
- Мне нравится (1)