конспект урока по теме "Гражданская война в России"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданская война и иностранная военная интервенция

Цель. Формировать понимание о гражданской войне в России как исторически закономерном явлении, явившемся результатом противоречий, порождённых социальными потрясениями 1917г.; развивать навык анализа исторических событий с применением обществоведческих знаний.

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся смогут назвать причины Гражданской войны в России, исходя из анализа исторической ситуации;
  2. учащиеся смогут характеризовать военные действия 1918-1919гг.;
  3. учащиеся смогут применять знания по изученной теме в качестве параметров для характеристики подсистем общества

Мотивация на урок

 Кони версты рвут наметом,

 Нам свобода дорога,

 Через прорезь пулемета

 Я ищу в пыли врага.

 Застрочу огнем кинжальным,

 Как поближе подпущу.

 Ничего в бою не жаль мне,

 Ни о чем я не грущу.

          Н. Махно

Модуль 1

Формирование политической системы советской России.

Проконтролировать знания учащихся по теме «Первые преобразования советской власти». Продолжить формировать умение  характеризовать исторические явления с применением обществоведческой терминологии.

Задание: заполните правое таблицы.

После заполнения таблицы устный опрос (индивидуальный).

Продолжите фразы:

  1. В советской России в 1917г. сразу после революции началось формирование новой политической системы.
  2. В советской России сформировались следующие институты …
  3. О формировании нормативной подсистемы советского государства свидетельствуют...
  4. К особенностям коммуникативной подсистемы советской России можно отнести...

Карточка контроля знаний

Определение политической системы

Формирование политической системы советской России

Разветвленная совокупность различных политических

институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и

коммуникаций.        

Институциональная (организационная) подсистема включает:

государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;

политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты);

средства массовой информации

К политическим институтам также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.

 Нормативная подсистема

законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);

документы политических партий и общественно-политических движений;

политические принципы и традиции;

нормы морали:

Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики

 Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.

Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:

подсистемами политической системы;

сферами общественной жизни;

политическими системами разных стран

Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)

Модуль 2.

Причины Гражданкой войны.

Цель. Формировать понимание о гражданской войне в России как закономерном явлении, определённом предшествующими событиями: приходом большевиков к власти, разгоном Учредительного собрания.

Задачи:

  1. выяснить причины Гражданской войны в России;
  2. определить признаки, классифицирующие события 1917-1922 гг. в России как гражданскую войну.

Раздаточный материал №1 (по материалам сайта http://ru.wikipedia.)

   Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной историографии принято выделять сохранявшиеся в России и после Февральской революции социальные, политические и национально-этнические противоречия. Прежде всего, к октябрю 1917 года оставались нерешёнными такие насущные вопросы, как вопрос окончания войны и аграрный вопрос.

   Современный российский историк и специалист по Гражданской войне В. Д. Зимина пишет о наличии интегративного единства между Октябрём 1917 года и Гражданской войной в России.

   В период после Октябрьской революции до начала периода активных боевых действий в Гражданской войне (май 1918 года) руководство советского государства предприняло ряд политических шагов, которые часть исследователейотносят к причинам Гражданской войны:

  1. национализация средств производства, банков и крупной недвижимости, и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;
  2. разгон Учредительного собрания;
  3. выход из войны путём подписания разорительного Брестского мира с Германией;
  4. деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством.

 (по материалам сайта http://ru.wikipedia.)

  1. Как определяется связь (интегративное единство) между формированием политической системы советской России и началом Гражданской войны?
  2. Была ли возможность избежать социального конфликта в сложившейся ситуации?

Раздаточный материал №2 (по материалам сайтов http://ru.wikipedia, http://letopisi.ru)

По каким признакам мы классифицируем события в России в 1917-1922гг. как гражданскую войну?

Определение гражданской войны

События в России  в 1917-1922гг.

 Гражданская война — война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и веросповедания. Вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности.

Гражданская война может привести к смене власти в государстве, привести к образованию нового или нескольких новых государств. Победа в гражданской войне, как правило, окончательная: побежденная сторона истребляется или изгоняется за рубеж, в любом случае лишаясь возможности реванша.

Во время гражданской войны возможно вмешательство иностранных государств, не столько ради влияния на исход самой войны, сколько ради собственных интересов. Любая гражданская война - самая страшная трагедия в истории народа.  http://letopisi.ru

Борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными силами Белого движения,  готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей. Составной частью  была вооружённая борьба национальных окраин бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых». Разворачивалась в условиях иностранной военной интервенции и сопровождалась боевыми действиями на территории России как войск стран Четверного союза, так и войск стран Антанты. Итогом  стал захват большевиками власти на основной части территории бывшей Российской империи

Гражданская война - результат столкновения сил с различными интересами.

Подведение итогов. Проверка результатов самостоятельной работы учащихся.

Модуль 3

События Гражданской войны в 1918-1919гг.

Цель. Проследить развитие событий в России в 1918-1919гг., оценить их с точки зрения соответствия определению гражданской войны.

Задачи:

  1. определить по карте основные очаги войны рассматриваемого периода;
  2. выявить первоочередные задачи советской власти и белогвардейского движения;
  3. выявить последовательность событий;
  4. определить территории, подвергшиеся нападению со стороны иностранных государств;
  5. определить особенности политики военного коммунизма.

План работы с материалами модуля.

  1. Анализ карты, оценка возможностей противоборствующих сторон.
  2. Работа с хронологической таблицей, анализ основных событий рассматриваемого периода.
  3. Работа с презентацией параллельно с лекционным  изложением материала.
  4. Оформление выводов об особенностях рассматриваемого периода Гражданской войны.

Лекция (тезисы).

  1. Первые сопротивления новому режиму начались в 1917г. 26-30 октября был организован поход Краснова и Керенского на Петроград, выразившийся в захвате Гатчины и Царского села. Однако уже 30 октября части, захватившие населённые пункты, были оттуда выбиты.
  2. На Дону Каледин взял на себя управление в Донской области. Переброска Красной армии из-под Харькова и Воронежа обеспечила перелом в ходе военных действий. Выступавший одновременно с Калединым Дутов, отошёл к Верхнеуральску.
  3. В конце февраля были взяты последние оплоты сопротивления: Ростов-на Дону и Новочеркасск.
  4. Остатки корниловских войск отошли на Кубань («ледяной поход»), чтобы соединиться с кубанского представительства, но попытка не увенчалась успехом.
  5. 3 марта был заключён Брестский мир, и это означало переход к открытой интервенции.
  6. Военные действия до лета 1918 г. развивались в основном вдоль линий железных дорог. Толчком к консолидации антибольшевистских сил стало вооружённое выступление 40-тысячного чехословацкого корпуса.
  7. Восстание чехословацкого корпуса распространилось на новые территории, что объяснялось слабостью на них советской власти. Инициативной группой стали войска КОМУЧа. Его власть распространилась на Самарскую, часть Саратовской, Симбирскую, Казанскую, Уфимскую губернии.
  8. Программы эсеровских правительств требовали созыва нового Учредительного собрания. Характерным было эволюционирования всех правительств в сторону ужесточения политического режима и ликвидации первоначально провозглашённых прав и свобод.
  9. КОМУЧ попытался организовать набор в армию, столкнувшись с сопротивлением, перешёл к карательной практике.
  10. Усиление репрессивных мер стало общей тенденцией лета 1918 как для красных, так и для белых. Репрессии большевиков имели определённые отличия от белого террора. Это были регламентированные целенаправленные репрессии, поэтому, решая в первую очередь политические и экономические задачи, террор в меньшей степени дезорганизовывал тыл, чем аналогичные действия белых. Они сопровождались и иными профилактическими мерами менее жёсткого характера — регистрацией офицеров, продуманной системой штрафов. Не существовало разрыва между словом и делом, в то время как скрываемые репрессии против большевиков оказывали дезорганизующее влияние в силу их отрицания.
  11. Красная армия была значительно реорганизована. От принципа добровольческого до всеобщей воинской повинности.
  12. Основными фронтами летом и осенью 1918г. были Восточный и Южный. На Восточном фронте РККА противостояли разрозненные силы эсеровских правительств и их союзников. Советское правительство не контролировало ситуацию не только в прифронтовых губерниях, но и в областях и городах, значительно удалённых от Восточного фронта (эти обстоятельства сыграли определённую роль в принятии решения о расстреле царской семьи). Большевики демонстрировали своё желание последовательно проводить курс своей внутренней политики.
  13. В сентябре войска РККА перешли в наступление, освободили Казань, Симбирск, в октябре — Самару.
  14. Военные неудачи обусловили поражение демократической контрреволюции. 18 ноября, разогнав Директорию и провозгласив себя верховным правителем, к власти пришёл Колчак. Все остальные лидеры белого движения заявили о поддержке Верховного правителя. На юге укрепилась диктатура командующего Добровольческой армией Деникина. На севере главенствующая роль принадлежала генералу Миллеру.
  15. Политические изменения осени-зимы 1918г. Не означали приостановки военных действий, они проходили на ходу, в обострившейся внутриполитической и военной обстановке.
  16. Красный террор: был направлен на те слои населения, которые могли выступить против советской власти. Помимо расстрелов предусматривалась система заложничества. Осенью 1918 усиливается и белый террор. Атаман Анненков 10 сентября расстрелял 1500 восставших против мобилизации крестьян Славгородского уезда, генерал Покровский после взятия Майкопа отдал приказ о расстреле 2500 пленных.
  17. Конец 1918 — начало 1919г — апогей Гражданкой войны. Военные успехи Красной армии осенью 1918г. совпали с победой демократической революции в Германии. Воспользовавшись изменившейся обстановкой, Советская Россия аннулировала брестский мирный договор.
  18. Начало широкомасштабной интервенции после окончания Первой мировой войны.
  19. На юге наступление советских войск велось в 2 направлениях: харьковском и киевском. В ночь на 1 января 1919 в Харькове состоялось большевистское восстание,а 3 января в город вступили части Красной армии, началось освобождение Украины. 5 февраля Киев стал советским.  В начале весны РККА начала наступление на юге Украины.
  20. Ключевым стал поход Красной армии на помощь образованной 21 марта Венгерской советской республики. Но в частях, предназначавшихся к походу в Венгрию, начался мятеж. Ставка на мировую революцию не оправдалась.
  21. Весной 1919 года Россия вступила в 3 этап Гражданской войны. Важнейшие фронты Восточный (Колчак), Южный (Деникин), Северный (Юденич). Большое значение для консолидации сил большевиков имел 8 съезд РКП(б). Он принял новую программу партии, подтвердил курс на союз с середняком.
  22. Заручиться поддержкой крестьянства пытались белогвардейские режимы, но нерешённость земельного вопроса и массовые наборы в армию оттолкнули население от них. Ужесточение белого террора: приказы о массовых расстрелах, заложниках. Приказ от 27 марта: согласно 1 пункту — расстрел каждого десятого участника сопротивления в любой форме, 2 пункту — поголовный расстрел населения сёл, оказавших сопротивление, 6 пункту — заложничество как система.
  23. Восточный фронт: широкомасштабное наступление войск Колчака из-за разногласий с Антантой сразу в двух направлениях, это ослабляло силу ударов. Восточный фронт был признан главным фронтом советской республики. 28 апреля 1919г. войска Южного и Восточного фронтов перешли в наступление , было налажено снабжение всем необходимым. Особенно значимым было поражение Колчака под Челябинском. Продвижение войск на южном фронте, где мощное наступление развернул Деникин.
  24. Положение усугублялось антисоветским выступлением Григорьева, наметившиеся противоречия с Махно, пагубная политика продразвёрстки, ошибки в национальном вопросе делали положение советской власти на Украине неустойчивым. 4 мая Деникин начинает наступление на царицынском направлении.  23 августа войска Красной армии были выбиты из Одессы, 30 — из Киева. В середине октября были захвачены Курск и Орёл, в последней декаде они были уже освобождены. В ночь на 12 декабря части РККА вошли в Харьков. В начале января освобождены Царицын, Таганрог, Роств-на-Дону.
  25. В начале декабря 1919г. прекратил своё существование Северо-Западный фронт под командованием Юденича.

(Новейшая история России 1914-2008 п/р М.В. Ходякова)

Итог. Определите основные характеристики развития советской России в 1918-1919гг. Что, по-вашему, способствовало успешным действиям РККА?

Домашнее задание. Охарактеризуйте развитие политической системы советской России 1918-1919гг., исходя из функций политической системы. (Функции политической системы: определение целей, задач, путей и программ развития общества; мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению; согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц; разработка законов и правил; контроль за их выполнением; распределение материальных и духовных ресурсов; формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;  обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя). Подготовьте сравнительную характеристику первого и второго этапов Гражданской войны.

Мотивация на следующий урок. Работа с картой. Какие события войны ещё не изучены?

Как вариант мотивации

О СМЕРТИ

 Меня застрелит белый офицер

 не так — так этак.

 Он, целясь, — не изменится в лице:

 он очень меток.

 И на суде произнесет он речь,

 предельно краток,

 что больше нечего ему беречь,

 что нет здесь пряток.

 Что женщину я у него отбил,

 что самой лучшей...

 Что сбились здесь в обнимку три судьбы, —

 обычный случай.

 Но он не скажет, заслонив глаза,

 что — всех красивей -

 она звалась пятнадцать лет назад

 его Россией!..                                             Н. Асеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Первая Пуническая война 5 класс

Урок в игровой формедля закрепления материала по Древнему Риму....

Конспект урока по теме "Война и мир" как роман-эпопея"

Тема  "Война и мир" как роман-эпопея" изучается на начальном этапе работы над романом Л. Н. Толстого. На уроке используется презентация. Конспект предполагает обращение к другим дисциплинам ...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Презентация к уроку истории " Гражданская война в России"

Презентация к уроку истории  " Гражданская война в России"Автор: Акимова Елена Владимировна, г.Северобайкальск, учитель истории и обществознания МОУ Лицей №6.Дидактическая направленност...

Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»

Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...

План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"

Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....

Технологическая карта урока "Причины Гражданской войны в России" (11 класс) + раздаточный материал

Разработка урока для 11 класса на тему "Причины Гражданской войны в России"...