конспект урока по теме "Гражданская война в России"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданская война и иностранная военная интервенция
Цель. Формировать понимание о гражданской войне в России как исторически закономерном явлении, явившемся результатом противоречий, порождённых социальными потрясениями 1917г.; развивать навык анализа исторических событий с применением обществоведческих знаний.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся смогут назвать причины Гражданской войны в России, исходя из анализа исторической ситуации;
- учащиеся смогут характеризовать военные действия 1918-1919гг.;
- учащиеся смогут применять знания по изученной теме в качестве параметров для характеристики подсистем общества
Мотивация на урок
Кони версты рвут наметом,
Нам свобода дорога,
Через прорезь пулемета
Я ищу в пыли врага.
Застрочу огнем кинжальным,
Как поближе подпущу.
Ничего в бою не жаль мне,
Ни о чем я не грущу.
Н. Махно
Модуль 1
Формирование политической системы советской России.
Проконтролировать знания учащихся по теме «Первые преобразования советской власти». Продолжить формировать умение характеризовать исторические явления с применением обществоведческой терминологии.
Задание: заполните правое таблицы.
После заполнения таблицы устный опрос (индивидуальный).
Продолжите фразы:
- В советской России в 1917г. сразу после революции началось формирование новой политической системы.
- В советской России сформировались следующие институты …
- О формировании нормативной подсистемы советского государства свидетельствуют...
- К особенностям коммуникативной подсистемы советской России можно отнести...
Карточка контроля знаний
Определение политической системы | Формирование политической системы советской России |
Разветвленная совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций. |
Институциональная (организационная) подсистема включает: государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт; политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты); средства массовой информации |
К политическим институтам также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние. |
Нормативная подсистема законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты); документы политических партий и общественно-политических движений; политические принципы и традиции; нормы морали: |
Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики |
Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию. Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам. |
Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между: подсистемами политической системы; сферами общественной жизни; политическими системами разных стран Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.) |
Модуль 2.
Причины Гражданкой войны.
Цель. Формировать понимание о гражданской войне в России как закономерном явлении, определённом предшествующими событиями: приходом большевиков к власти, разгоном Учредительного собрания.
Задачи:
- выяснить причины Гражданской войны в России;
- определить признаки, классифицирующие события 1917-1922 гг. в России как гражданскую войну.
Раздаточный материал №1 (по материалам сайта http://ru.wikipedia.)
Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной историографии принято выделять сохранявшиеся в России и после Февральской революции социальные, политические и национально-этнические противоречия. Прежде всего, к октябрю 1917 года оставались нерешёнными такие насущные вопросы, как вопрос окончания войны и аграрный вопрос. Современный российский историк и специалист по Гражданской войне В. Д. Зимина пишет о наличии интегративного единства между Октябрём 1917 года и Гражданской войной в России. В период после Октябрьской революции до начала периода активных боевых действий в Гражданской войне (май 1918 года) руководство советского государства предприняло ряд политических шагов, которые часть исследователейотносят к причинам Гражданской войны:
(по материалам сайта http://ru.wikipedia.) |
|
Раздаточный материал №2 (по материалам сайтов http://ru.wikipedia, http://letopisi.ru)
По каким признакам мы классифицируем события в России в 1917-1922гг. как гражданскую войну? |
Определение гражданской войны | События в России в 1917-1922гг. |
Гражданская война — война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и веросповедания. Вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности. Гражданская война может привести к смене власти в государстве, привести к образованию нового или нескольких новых государств. Победа в гражданской войне, как правило, окончательная: побежденная сторона истребляется или изгоняется за рубеж, в любом случае лишаясь возможности реванша. Во время гражданской войны возможно вмешательство иностранных государств, не столько ради влияния на исход самой войны, сколько ради собственных интересов. Любая гражданская война - самая страшная трагедия в истории народа. http://letopisi.ru | Борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными силами Белого движения, готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей. Составной частью была вооружённая борьба национальных окраин бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых». Разворачивалась в условиях иностранной военной интервенции и сопровождалась боевыми действиями на территории России как войск стран Четверного союза, так и войск стран Антанты. Итогом стал захват большевиками власти на основной части территории бывшей Российской империи |
Гражданская война - результат столкновения сил с различными интересами.
Подведение итогов. Проверка результатов самостоятельной работы учащихся.
Модуль 3
События Гражданской войны в 1918-1919гг.
Цель. Проследить развитие событий в России в 1918-1919гг., оценить их с точки зрения соответствия определению гражданской войны.
Задачи:
- определить по карте основные очаги войны рассматриваемого периода;
- выявить первоочередные задачи советской власти и белогвардейского движения;
- выявить последовательность событий;
- определить территории, подвергшиеся нападению со стороны иностранных государств;
- определить особенности политики военного коммунизма.
План работы с материалами модуля.
- Анализ карты, оценка возможностей противоборствующих сторон.
- Работа с хронологической таблицей, анализ основных событий рассматриваемого периода.
- Работа с презентацией параллельно с лекционным изложением материала.
- Оформление выводов об особенностях рассматриваемого периода Гражданской войны.
Лекция (тезисы).
- Первые сопротивления новому режиму начались в 1917г. 26-30 октября был организован поход Краснова и Керенского на Петроград, выразившийся в захвате Гатчины и Царского села. Однако уже 30 октября части, захватившие населённые пункты, были оттуда выбиты.
- На Дону Каледин взял на себя управление в Донской области. Переброска Красной армии из-под Харькова и Воронежа обеспечила перелом в ходе военных действий. Выступавший одновременно с Калединым Дутов, отошёл к Верхнеуральску.
- В конце февраля были взяты последние оплоты сопротивления: Ростов-на Дону и Новочеркасск.
- Остатки корниловских войск отошли на Кубань («ледяной поход»), чтобы соединиться с кубанского представительства, но попытка не увенчалась успехом.
- 3 марта был заключён Брестский мир, и это означало переход к открытой интервенции.
- Военные действия до лета 1918 г. развивались в основном вдоль линий железных дорог. Толчком к консолидации антибольшевистских сил стало вооружённое выступление 40-тысячного чехословацкого корпуса.
- Восстание чехословацкого корпуса распространилось на новые территории, что объяснялось слабостью на них советской власти. Инициативной группой стали войска КОМУЧа. Его власть распространилась на Самарскую, часть Саратовской, Симбирскую, Казанскую, Уфимскую губернии.
- Программы эсеровских правительств требовали созыва нового Учредительного собрания. Характерным было эволюционирования всех правительств в сторону ужесточения политического режима и ликвидации первоначально провозглашённых прав и свобод.
- КОМУЧ попытался организовать набор в армию, столкнувшись с сопротивлением, перешёл к карательной практике.
- Усиление репрессивных мер стало общей тенденцией лета 1918 как для красных, так и для белых. Репрессии большевиков имели определённые отличия от белого террора. Это были регламентированные целенаправленные репрессии, поэтому, решая в первую очередь политические и экономические задачи, террор в меньшей степени дезорганизовывал тыл, чем аналогичные действия белых. Они сопровождались и иными профилактическими мерами менее жёсткого характера — регистрацией офицеров, продуманной системой штрафов. Не существовало разрыва между словом и делом, в то время как скрываемые репрессии против большевиков оказывали дезорганизующее влияние в силу их отрицания.
- Красная армия была значительно реорганизована. От принципа добровольческого до всеобщей воинской повинности.
- Основными фронтами летом и осенью 1918г. были Восточный и Южный. На Восточном фронте РККА противостояли разрозненные силы эсеровских правительств и их союзников. Советское правительство не контролировало ситуацию не только в прифронтовых губерниях, но и в областях и городах, значительно удалённых от Восточного фронта (эти обстоятельства сыграли определённую роль в принятии решения о расстреле царской семьи). Большевики демонстрировали своё желание последовательно проводить курс своей внутренней политики.
- В сентябре войска РККА перешли в наступление, освободили Казань, Симбирск, в октябре — Самару.
- Военные неудачи обусловили поражение демократической контрреволюции. 18 ноября, разогнав Директорию и провозгласив себя верховным правителем, к власти пришёл Колчак. Все остальные лидеры белого движения заявили о поддержке Верховного правителя. На юге укрепилась диктатура командующего Добровольческой армией Деникина. На севере главенствующая роль принадлежала генералу Миллеру.
- Политические изменения осени-зимы 1918г. Не означали приостановки военных действий, они проходили на ходу, в обострившейся внутриполитической и военной обстановке.
- Красный террор: был направлен на те слои населения, которые могли выступить против советской власти. Помимо расстрелов предусматривалась система заложничества. Осенью 1918 усиливается и белый террор. Атаман Анненков 10 сентября расстрелял 1500 восставших против мобилизации крестьян Славгородского уезда, генерал Покровский после взятия Майкопа отдал приказ о расстреле 2500 пленных.
- Конец 1918 — начало 1919г — апогей Гражданкой войны. Военные успехи Красной армии осенью 1918г. совпали с победой демократической революции в Германии. Воспользовавшись изменившейся обстановкой, Советская Россия аннулировала брестский мирный договор.
- Начало широкомасштабной интервенции после окончания Первой мировой войны.
- На юге наступление советских войск велось в 2 направлениях: харьковском и киевском. В ночь на 1 января 1919 в Харькове состоялось большевистское восстание,а 3 января в город вступили части Красной армии, началось освобождение Украины. 5 февраля Киев стал советским. В начале весны РККА начала наступление на юге Украины.
- Ключевым стал поход Красной армии на помощь образованной 21 марта Венгерской советской республики. Но в частях, предназначавшихся к походу в Венгрию, начался мятеж. Ставка на мировую революцию не оправдалась.
- Весной 1919 года Россия вступила в 3 этап Гражданской войны. Важнейшие фронты Восточный (Колчак), Южный (Деникин), Северный (Юденич). Большое значение для консолидации сил большевиков имел 8 съезд РКП(б). Он принял новую программу партии, подтвердил курс на союз с середняком.
- Заручиться поддержкой крестьянства пытались белогвардейские режимы, но нерешённость земельного вопроса и массовые наборы в армию оттолкнули население от них. Ужесточение белого террора: приказы о массовых расстрелах, заложниках. Приказ от 27 марта: согласно 1 пункту — расстрел каждого десятого участника сопротивления в любой форме, 2 пункту — поголовный расстрел населения сёл, оказавших сопротивление, 6 пункту — заложничество как система.
- Восточный фронт: широкомасштабное наступление войск Колчака из-за разногласий с Антантой сразу в двух направлениях, это ослабляло силу ударов. Восточный фронт был признан главным фронтом советской республики. 28 апреля 1919г. войска Южного и Восточного фронтов перешли в наступление , было налажено снабжение всем необходимым. Особенно значимым было поражение Колчака под Челябинском. Продвижение войск на южном фронте, где мощное наступление развернул Деникин.
- Положение усугублялось антисоветским выступлением Григорьева, наметившиеся противоречия с Махно, пагубная политика продразвёрстки, ошибки в национальном вопросе делали положение советской власти на Украине неустойчивым. 4 мая Деникин начинает наступление на царицынском направлении. 23 августа войска Красной армии были выбиты из Одессы, 30 — из Киева. В середине октября были захвачены Курск и Орёл, в последней декаде они были уже освобождены. В ночь на 12 декабря части РККА вошли в Харьков. В начале января освобождены Царицын, Таганрог, Роств-на-Дону.
- В начале декабря 1919г. прекратил своё существование Северо-Западный фронт под командованием Юденича.
(Новейшая история России 1914-2008 п/р М.В. Ходякова)
Итог. Определите основные характеристики развития советской России в 1918-1919гг. Что, по-вашему, способствовало успешным действиям РККА?
Домашнее задание. Охарактеризуйте развитие политической системы советской России 1918-1919гг., исходя из функций политической системы. (Функции политической системы: определение целей, задач, путей и программ развития общества; мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению; согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц; разработка законов и правил; контроль за их выполнением; распределение материальных и духовных ресурсов; формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя). Подготовьте сравнительную характеристику первого и второго этапов Гражданской войны.
Мотивация на следующий урок. Работа с картой. Какие события войны ещё не изучены?
Как вариант мотивации
О СМЕРТИ
Меня застрелит белый офицер
не так — так этак.
Он, целясь, — не изменится в лице:
он очень меток.
И на суде произнесет он речь,
предельно краток,
что больше нечего ему беречь,
что нет здесь пряток.
Что женщину я у него отбил,
что самой лучшей...
Что сбились здесь в обнимку три судьбы, —
обычный случай.
Но он не скажет, заслонив глаза,
что — всех красивей -
она звалась пятнадцать лет назад
его Россией!.. Н. Асеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Первая Пуническая война 5 класс
Урок в игровой формедля закрепления материала по Древнему Риму....
Конспект урока по теме "Война и мир" как роман-эпопея"
Тема "Война и мир" как роман-эпопея" изучается на начальном этапе работы над романом Л. Н. Толстого. На уроке используется презентация. Конспект предполагает обращение к другим дисциплинам ...
План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Презентация к уроку истории " Гражданская война в России"
Презентация к уроку истории " Гражданская война в России"Автор: Акимова Елена Владимировна, г.Северобайкальск, учитель истории и обществознания МОУ Лицей №6.Дидактическая направленност...
Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»
Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...
План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"
Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....
Технологическая карта урока "Причины Гражданской войны в России" (11 класс) + раздаточный материал
Разработка урока для 11 класса на тему "Причины Гражданской войны в России"...