Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Конспект урока и презентация используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Используются разнообразные приёмы работы( Мобилизующее начало урока, целеполагание , работа в группе, см .деятельность , лабораторная работа, рефлексия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._urok_tsvetok_gromova.docx | 838.71 КБ |
prezentatsiya_tsvetok_gromova_wecompress.com_.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии
6 класс
"Цветок, его значение и строение . Соцветия."
Учитель биологии
Громова Тамара Викторовна
Тема урока : «Цветок, его строение и значение. Соцветия ."
Цель урока:
Создать условия для учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии . Совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными объектами, дидактическим материалом, делать выводы; формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и выполняемой функции;
Задачи:
1.Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик; Понимать функции соцветия.
2.Развивающие: развивать умения анализировать, разделять объект на части, делать выводы
3.Воспитательные: Формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: модели цветков, типографическая тетрадь , учебник Сонина Н.И., гербарии .
Ход урока
1.Организационный момент.
На прошлом уроке мы познакомились с органами цветкового растения. Сегодня наш урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы.
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
( Марк Львовский)
Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы.
Ребята, что вы знаете о цветах?
Значение
1.Зеленые растения создают органические вещества из неорганических.
2.Цветок –видоизмененный побег , служащий для семенного размножения
3.Лекарственное значение
4.Эстетическое значение
5. Корм животным.
6. Растительный покров оказывает большое влияние на формирование климата .
7.Почвообразовательные процессы и повышение плодородия почв
(дети читают стихи о цветах)
Сегодня мы отправимся в путешествие по вершинам знаний по теме:
«Цветок, его строение и значение. Соцветия».(Запись в тетрадь)
Давайте сформулируем цель урока :
Каждый из вас получает маршрутную карту, в которой вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока
-Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу знать ваше настроение.
- Рефлексия.
Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.
2.Повторение домашнего задания :
а)Биологический диктант:
1. Побегом называют стебель с расположенными на нём ….
2.На верхушке побега обычно имеется
3.Почки бывают вегетативными и
б)фронтальный опрос:
- Что такое почка ?
- Внешнее строение листа?
- Внутреннее строение листа?
-Какие листья называют простыми ? примеры
- Какие листья называют сложными ? примеры
в)Работа с понятиями по динамической сигнальной системе
3. Изучение нового материала.
- Мы прослушали стихи о цветах. О цветах можно говорить бесконечно, их красота восхищает . Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы .
А что же ещё? Чтобы ответить на этот вопрос давайте добывать знания о цветке.
1) работа с учебником
(маршрутный лист :прочитать, рассмотреть в учебнике рисунки на стр. 44-45) и ответить на вопросы:
-Назовите части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелист., лепестки…)
-Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)
-Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)
-Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает пыльца)
-Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с семенами )
Дополнение учителя, с использованием модели цветка.(запись в тетрадь)
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.
Цветок:
1.Стеблевая часть (Цветоножка, цветоложе)
2.Листовая часть (чашечка, венчик, тычинки, пестики)
Цветок:
1.Околоцветник (простой –венчик ;двойной (венчик, чашечка)
2. Главные части
пестик: рыльце, на которое должна попадать пыльца , столбика, выполняющего опорные функции и завязи, содержащей семязачатки, где развиваются семена.
тычинка: пыльник и тычиночная нить
3.Формула цветка :
О – околоцветник простой
Ч – чашелистики
Л – лепестки
Т – тычинка
П – пестик
( ) – сросшиеся части цветка
∞ - количество частей цветка больше 12
♀ - женский (пестичный) цветок
♂ - мужской (тычиночный) цветок
↑ - неправильный цветок
* - правильный цветок
4) Тест (маршрутный лист)
1.Венчик и тычинки - главные части цветка.
2.Чашечка состоит из лепестков
3. Чашечка состоит из лепестков
4. Чашечка состоит из лепестков
5. У тюльпана околоцветник простой
5) Сказка. в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)
5) Обратимся к учебнику , стр 45 и ответим на вопрос , что такое
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.(запись понятия в словарь)
Соцветия бывают простые и сложные.
У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).
У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.
Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя рисунки в учебнике .
6)Валеологическая минутка
7)Работа в группах:
Выполнение лабораторной работы в типографической тетради
(с использованием муляжей цветов и гербариев).
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях .Научиться составлять форму цветка. Уметь определять виды соцветий
При работе в группе не забываем : быть вежливыми , тактичными , внимательными друг к другу .
8) Охрана растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы ...
- Люди, собирающие букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют потомства.
- При сборе растения часто вырываются из почвы с корнями от чего они могут погибнуть.
- Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию и уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений..
Меры по охране растений.
1.Создание законов об охране растительного мира.
2.Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу.
3.Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков .
4.Создание центров разведения исчезающих растений.
5.Соблюдение правил поведения в лесу.
9)Творческая работа: Нарисовать цветок и на этом рисунке сочинить стихотворение, лозунг или призыв по охране растений
11) Домашнее задание.
Изучить стр.44-45, написать сообщение о растениях Красной книги Алтайского края.
12). Итог урока, выставление оценок.
– Ребята! Мы возвращаемся из путешествия. Подведем итог
- Что мы сегодня на уроке повторили? Достигли ли мы цель урока ?
- Посмотрите в свои маршрутные листы. Оцените свою работу на уроке.(самооценка)
- А теперь я оценю вашу работу. (выставление оценок)
- Молодцы, ребята, я вижу, вы успешно вернулись из путешествия. А с каким настроением вы вернулись? Отметьте свое настроение на рисунках в маршрутном листе.
- Ребята, кому путешествие понравилось?
И я вместе с вами закончила путешествие. И мое настроение:
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»
Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес к эпистолярному жанру через письма великих мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...
Методическая разработка конспекта урока в 6 классе
Предлагаемая разработка, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентирована, прежде всего, на учителей, работающих с УМК «Новый курс английского языка для российских школ: 2-й год обучен...
Методическая разработка, конспект урока в 6 классе «Шотландия»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока английского языка по теме «Шотландия» (6 класс). Урок входит в цикл уроков, посвященных Шотландии, и является заключительным при изучении темы. ...
Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"
Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........
Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’
Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...