Как работать на уроке истории
консультация по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАК РАБОТАТЬ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
- На уроке ты должен усвоить материал так, чтобы дома тебе осталось лишь закрепить его в памяти. Слушать учителя – значит работать вместе с ним. Ты должен научиться выделять главное, ставить перед собой проблемы и искать их решение, находить доказательства. Думай, что ты должен, можешь взять для выработки своего мировоззрения.
- Составить по ходу объяснения учителя план или схему «Как работать над подготовкой домашнего задания».
- Начни с тетради.
- Работа с учебником:
- Ознакомление с содержанием параграфа и заданиями. Прочти названия «фонариков», рассмотри иллюстрации, прочти вопросы и задания.
- Выделение главного, достижение понимания содержания:
- Из каких составных частей состоит параграф, в чем главная мысль какой части? Найди ответ на вопросы задания учебника.
- Осмысли, что можешь взять для своего мировоззрения? Что можно взять из материала для воспитания своего характера? Что это дает для понимания современной эпохи?
Запоминание: выдели опорные ключевые слова, даты, названия, дополни схему, запомни последовательность доказательства, изложения, мысленно дай ответ на проблемы, повтори ход изложения.
Помни! Работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы!
Как работать с историческими письменными документами
- Прочитай название документа. Установи, кто есть автор. Когда и где написан документ? Где издан? Первичные сведения о документе запиши в тетрадь.
- Сориентируйся по названию документа, с каким содержанием будешь иметь дело (воспоминание – рассказ о событиях отдельной личности и т.д.; универсал, конституция, устав – законодательный акт, который содержит перечень требований, правил, законов и т.д.; инструкция – перечень обязательных требований для исполнения и т.д. ).
- С какой целью работаешь над документом? Какие задания должен выполнить?
- Внимательно прочитай текст документа.
- Выясни понятия, которые ты не понимаешь, значения отдельных слов. Обрати внимание на комментария, которые сопровождают текст.
- Проанализируй, понял ли ты текст документа. Можешь ли выполнить поставленные задания? Ликвидируй причины, которые мешают тебе это сделать: прочитай еще раз документ, но медленно и вслух; сделай карандашом пометки в процессе чтения; обрати внимание на фрагменты текста, которые дают ответы на вопросы или имеют к ним непосредственное отношение.
- Выполни поставленное задание ( для образца дают варианты возможных заданий учителя).
Задания по работе с документом
- Определи главную идею содержания документа.
- Дай характеристику (событиям, личностям, историческим явлениям), о которых идет речь.
- Выдели из содержания документа главное и запиши в тетрадь.
- Сделай самостоятельные выводы, касающиеся содержания документа.
- Учитывая содержание параграфа учебника и документа:
- дай оценку деятелю или событию;
- сделай выводы;
- сопоставь текст и сравни выводы.
- Составь таблицу по схеме, учитывая текст документа.
- Законспектируй документ в виде:
- Плана;
- Тезисов;
- Хронологической таблицы;
- Отдельных цитат.
- Сравни документ с содержанием другого письменного источника и установи:
- Общее;
- Разное;
- Противоречие основных положений.
КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
- Прочти тему в тетради, основные вопросы темы.
- Ознакомься с текстом параграфа, выдели непонятное, внимательно еще раз прочти текст.
- Найди ответы на основные вопросы темы в параграфе. Изучи и перескажи.
- Закрепи по вопросам и тексту параграфа в учебнике.
- При работе с параграфом применяй историческую карту, рисунки, иллюстрации к параграфу, документы, схемы, таблицы.
- Пользуйся опорным конспектом в тетради, если он составлен в классе.
КАК РАБОТАТЬ С КАРТОЙ
- Прочти название карты.
- Изучи легенду карты (условные обозначения).
- Прочти задание данное тебе.
- Исследуй обозначения по твоему заданию.
- Сформулируй ответ.
КАК СОСТАВИТЬ ПРОСТОЙ ПЛАН
- Прочти внимательно текст.
- При повторном чтении выделяй главную мысль каждого абзаца или двух абзацев.
- Кратко ее сформулируй, запиши в тетрадь под номерами.
- Это и будет простой план.
ПАМЯТКА НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
- ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СОБЫТИЕ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ, ВЫДЕЛИТЕ ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ.
- ОПРЕДЕЛИТЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
- ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, ВЫДЕЛИТЕ ЭТАПЫ В ЯВЛЕНИИ, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЭТАПАХ, А ЧТО ОСТАЛОСЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
- СДЕЛАЙТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОВЕДЕННОГО СРАВНЕНИЯ.
- СВОИ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО ОФОРМИТЬ В ТЕКСТОВУЮ ТАБЛИЦУ:
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | ОБЩЕЕ | РАЗЛИЧНОЕ |
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
- ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЗАДАНИЕ, УЯСНИТЕ, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ.
- ОПРЕДЕЛИТЕ ВЫВОД, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ДОКАЗЫВАТЬ.
- ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТОЧНИК, КАКИМ БУДЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ СВОИХ ВЫВОДОВ.
- ВЫДЕЛИТЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВАШ ВЫВОД, И СИСТЕМАТИЗИРУЙТЕ ИХ.
- ЛОГИЧНО ВЫСТРОЙТЕ СВОИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, СВЯЖИТЕ ИХ С ВЫВОДАМИ.
- ВЫЯСНИТЕ, ВСЕ ЛИ АРГУМЕНТЫ ИСЧЕРПАНЫ.
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
Тема урока | Момент урока, вызвавший интерес | Что не понравилось на уроке | Моя активность | Само- оценка | Предложения по уроку |
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ
- ЗАГЛАВИЯ ВСЕХ ТЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ЯРКИМ, ВЫДЕЛЯЮЩИМСЯ ЦВЕТОМ.
- ПОДЗАГОЛОВКИ ПОДЧЕРКИВАТЬ.
- НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ СЛЕВА ИЛИ СПРАВА ОСТАВЛЯТЬ СВОБОДНЫЕ ПОЛЯ (ШИРИНА ПОЛЕЙ ДО 1/3 ШИРИНЫ СТРА-НИЦЫ) ДЛЯ ЗАПИСИ ДАТЫ КОНСПЕКТИ-РОВАНИЯ, ЗАМЕТОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОРАБОТКИ КОНСПЕКТА.
- ВЕСЬ ТЕКСТ РАЗДЕЛЯТЬ НА АБЗАЦЫ. В КАЖДОМ АБЗАЦЕ ДОЛЖНА ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ОТДЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ. АБЗАЦ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ С «КРАСНОЙ» СТРОКИ. МЕЖДУ АБЗАЦАМИ ОСТАВЛЯТЬ ЧИСТУЮ СТРОКУ.
- ГЛАВНОЕ, КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ МЫСЛИ ВЫДЕЛЯТЬ ПОДЧЕР-КИВАНИЕМ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ.
- КАЖДЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС ПО НЕОБХОДИМОСТИ, А ТЕМУ КАЖДОГО УРОКА ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВЕРШИТЬ ОБОБ-ЩЕНИЕМ (ВЫВОДОМ), НАЧИНАЯ СЛОВАМИ: «ИТАК», «ТАКИМ ОБРАЗОМ» ИЛИ «ВЫВОД».
- НЕСКОЛЬКО ЛИСТОВ В КОНЦЕ ТЕТРАДИ СЛЕДУЕТ ОТВЕСТИ ДЛЯ СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
- В ТЕТРАДИ ДЛЯ КОНСПЕКТОВ НЕДОПУС-ТИМЫ ПОСТОРОННИЕ ЗАПИСИ, РИСУНКИ, ЧЕРТЕЖИ, НАКЛЕЙКИ И Т.П., НЕ ОТНО-СЯЩИЕСЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ.
- СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: КОНСПЕКТ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТРАЖАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ, СПОСОБНОСТИ И ДАЖЕ ХАРАКТЕР УЧАЩЕГОСЯ, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ОБУЧЕНИЯ; ОН ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОТЧЕТНЫМ УЧЕНИЧЕСКИМ ДОКУ-МЕНТОМ, НО И ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕС-КОЙ ЛИЧНОСТИ.
- ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТРЕМИТСЯ РЕШИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
- ИНТЕРЕСЫ КАКОГО КЛАССА ВЫРАЖАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ?
- ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ.
- ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ СО СХЕМАМИ
ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ
- ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬСЯ СО СХЕМОЙ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ.
- ПРОЧИТАЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И РАСШИФРУЙ КАЖДЫЙ СИМВОЛ СХЕМЫ.
- НА ЧИСТОМ ЛИСТЕ БУМАГИ ВОСПРОИЗВЕДИ СХЕМУ, ПРИ ЭТОМ ПЕРЕСКАЖИ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ЗАШИФРУЙ ЕГО С ПОМОЩЬЮ СИМВОЛОВ.
- ПОВТОРИ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ВЫЗВАЛ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ.
- ДОПОЛНИ СХЕМУ НЕОБХОДИМОСТИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, СИМВОЛАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ФАКТЫ.
- ПРИ РАБОТЕ СО СХЕМОЙ ОБРАЩАЙСЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ЦЕЛЕСООБРАЗНО СОЧЕТАТЬ РАБОТУ СО СХЕМОЙ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ И СОСТАВЛЕНИЕМ КРАТКОГО ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
- СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, Т.Е. ПРАВИЛЬНОЕ, ГЛУБОКОЕ, ПОЛНОЕ, КОНКРЕТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ.
- ЛОГИЧНОСТЬ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЕГО ПРОПОРЦИОНАЛЬ-НОСТЬ, ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ФАКТАМИ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ ФАКТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ.
- БОГАТСТВО РЕЧИ: ОБРАЗНОЕ И ЯРКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКО-ВЫХ СРЕДСТВ, ВЫБОРА ТОЧНЫХ СЛОВ, ЭПИТЕТОВ.
- ПРАВИЛЬНОСТЬ И ЧИСТОТА РЕЧИ.
- ОВЛАДЕНИЕ СТИЛЕМ ИЗЛОЖЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИКИ, ПОЗВОЛЯ-ЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ИСТОРИЧЕС-КУЮ ЭПОХУ.
АЛГОРИТМ
АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
- КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ ИЛИ ЯВЛЕНИЯ?
- КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ДАННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОБЫТИИ, ЯВЛЕНИИ?
- КАКУЮ ЦЕЛЬ ПРЕСЛЕДОВАЛИ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ?
- КАКИМИ СПОСОБАМИ ДОБИВАЛИСЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?
- КАКОВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДАННОГО СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ?
- КАК МОЖНО В ЦЕЛОМ ОЦЕНИТЬ ДАННОЕ СОБЫТИЕ, ЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ?
- СПОСОБСТВУЕТ ЛИ ДАННОЕ СОБЫТИЕ, ЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.
Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.) Основания для разработки программы: ·...
о групповой работе на уроках истории
Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....
«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»
Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...
Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории
Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....
Виды самостоятельной работы на уроках истории
В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...
Из личного опыта: Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни.
Материал дает описание работы со слабоуспевающими детьми....
Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе
Выступление на МО по теме "Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе(тема по самообразованию)"...