о групповой работе на уроках истории
статья по истории (7 класс) по теме

Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_gruppovoy_rabote_na_uroke_istorii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                       О групповой работе на уроках истории              

       Групповая работа является наиболее любимой учениками формой  урока. Она строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя, создает условия для проявления возможностей каждого ученика. Дети учатся действовать согласованно, испытывают чувство коллективной ответственности.

       Немного  теории. Групповые формы можно разделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Так, звеньевые предполагают организацию постоянных групп обучающихся, бригадные формируются для выполнения каких-либо заданий (лабораторных работ). При кооперированно-групповых формах каждая группа выполняет часть общего задания (уместно в рамках объемного материала), а дифференцированно-групповая организация работы предполагает создание групп обучающихся с разными учебными возможностями (сильные, слабые, средние), которые выполняют единые виды заданий. К групповым формам относят и работу парами.

       Групповая деятельность складывается  из следующих элементов (по Котову В.В.): 1) предварительная подготовка учеников, инструктаж, 2) распределение обязанностей, 3) выполнение заданий, 4) наблюдение учителя, 5) взаимопроверка, 6) сообщения, дискуссия, 7) оценка индивидуальная и общая.

       Изучая данный вид деятельности на уроке, я сформировала свой стиль работы.  Групповую форму  я применяю после изучения какой-либо крупной темы, раздела. В начале повторительно-обобщающего урока дети делятся учителем на группы из 4-5 человек. В каждой группе обязательно должен быть хотя бы один сильный ученик. Класс предварительно предупрежден и настроен на вид работы. Группа получает лист с 4-5 вопросами, на которые нужно будет ответить. На доске нарисована таблица с номером команды и колонками для выставления оценок за каждый вопрос. Оценивание производится по пятибалльной шкале (от нуля до пяти). Учителем назначается (в целях экономии времени) командир, который распределяет вопросы внутри группы и координирует работу. Как правило, это сильный ученик или претендующий на лидерство (что позволяет контролировать дисциплину). На обсуждение вопросов командам дается 10 минут, затем ведется обсуждение по цепочке: слушается первый вопрос первой команды, первый вопрос второй команды и так далее. Было подсчитано, что на уроке можно рассмотреть 16 вопросов (при условии быстрого темпа и дисциплины). При подготовке детям разрешено пользоваться конспектами, делать записи. Слабым  ученикам можно найти ответ в учебнике. Такие «послабления», на мой взгляд, позволяют охватить работой абсолютно всех детей. Каждый чувствует, что может выполнить задание по силе. Во время обсуждения учитель контролирует дисциплину, важно, чтобы ответ слышали все, так как у всех есть возможность дополнить и получить личную оценку. Вообще, оценивается и личная работа, и работа команды. В конце урока подсчитываются баллы за командную работу и выставляются оценки в журнал всем ученикам.

       Чтобы работу сделать более интересной, можно привнести элементы игры. Например, при повторении темы «Реформация» детям было заявлено, что они находятся в ресторане «Новое время», а вопросы содержали кулинарную формулировку. Каждой команде выдавалось меню с названиями типа «Бифштекс от Марии Кровавой» или «Коктейль Жана Кальвина».  Примечательно, что ученики правильно понимали, о чем нужно рассказывать.

       Конечно, нельзя идеализировать групповую работу и применять её слишком часто. У неё есть свои недостатки. Например, отмечают, что она создает ощущение ложного товарищества. Тем не менее, групповые формы позволяют сделать урок более интересным.  А  как думаете Вы?                                                                                          

                                                                                               Кузьменко С.С., учитель истории                                                              

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...

Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"

Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...

Организация групповой работы на уроках истории

статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...

Материалы для кейса "Фасадная империя" для групповой работы на уроке истории в 8 классе.

Кейс - метод, использующий описание учебных ситуаций, которые разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий....

" Эффективность групповой работы на уроках истории".

Статья содержит анализ собственного многолетнего опыта применения групповой формы работы, рекомендации по использованию данной формы работы на уроках истории....

«Организация групповой работы на уроках истории»

Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...