«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»
презентация по истории по теме
Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научится быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, при этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_na_urokah_istorii_cherez_ispolzovanie_modulnoy_tehnologii.ppt | 561 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. Определенному этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.
Компетентность. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере определяют значение понятия «компетентность», появившееся в школе с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в средней школе.
Организация образовательной среды. Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научится быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, при этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат.
Что необходимо учесть при планировании урока: Своеобразие темы, степень ее изученности; Место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся; Уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность; Отбор учебного материала; Соотнести с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения); Постановка цели и задач урока; Соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, её формы; Связь с предыдущим материалом; Форму и тип урока; Оптимальный набор приемов и методов.
Модульная технология получила известность с 1972 г., когда в педагогике она называлась «модульная система». После всемирной конференции ЮНЕСКО (1972 г.) в Токио, где обсуждались проблемы образования, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для обучения не только старшеклассников, но и взрослых. Этот вид технологии широко применяется в вузах. Для школы это новый тип учебной деятельности. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вуз, в ней реализуется профильное обучение, по этому старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде.
Технология( с греч. Технос – мастерство, Логос – изучать ) - это совокупность форм, методов, приемов и средств применяемых в какой - либо деятельности. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Преемственность. Фрагментарное включение уроков – лекций, семинаров, зачетов, коллоквиумов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене общеобразовательной школы (5 – 8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9 – 11) классах.
Методика. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоение новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Логично использовать модульную (блоковую) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар , исследование , коллоквиум , зачет (учет и оценка знаний и умений).
Наиболее существенные элементы модульной технологии: Блочное (модульное) построение учебного материала; Мотивация учебной деятельности; Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений; Организация самоконтроля и внешнего контроля формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Преимущество модульной технологии: Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения: технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся). Прозрачность структуры, этапов технологии при сохранении преемственности, её целостности. Простота позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
Целенаправленная работа. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, как в группах так и индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества, как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников.
Рефлексия. Новым сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач; Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя (в роли консультантов и экспертов) качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.
Научные работы посвященные вопросам модульной технологии: П.Юцявичене «Теория и практика модульного обучения»; И.Б.Сенновский и П.И.Третьяков являются авторами практических пособий, их совместный труд «Технология модульного обучения в школе: практико - - ориентированная монография» - наиболее полное пособие для учителя; Целеполаганию, как одному из наиболее важных элементов модульной технологии посвящены работы Беспалько В.П., Кларина М.В. В статьях Шамовой Т.И. и Головатенко А.Ю. также освещается этот вопрос.
Лекционно – семинарско – зачетная система как часть модульной технологии. Лекционно – семинарско – зачетная технология – это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников. Это модульная технология; Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития; Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала.
Подготовка. Частные технологии. Организация учебной деятельности – это планирование урока (системы), технология отбора, форм обучения; Управление учебной деятельностью учащихся – целесообразность смены видов деятельности; Самоанализ результатов обучения.
Временные рамки. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала; Как показывает опыт, продолжительность лекции не более двух уроков, для семинара два часа и один час на зачет.
Школьная лекция. Форма организации учебного процесса, который ориентирует учащихся на изучение конкретной темы, на усвоение основных событий, связей, закономерностей, главных идей исторических знаний; Демонстрация личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу; Крупноблочное, на обобщенном уровне изложение учителем учебного материала с необходимыми акцентами (для каждого класса – разными); В ходе лекции учитель акцентирует внимание учащихся на основные мысли, закономерности, идеи темы; Школьная лекция позволяет показать учащимся в более обобщенном виде те явления, в основе которых лежат конкретные события, подробно описанные в тексте учебника; Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы (см. Коллоквиум), проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий, вовлечение учащихся в сотрудничество.
Школьный семинар. После школьной лекции учителем планируется семинар, как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления; Вопросы к семинару учитель предлагает в конце лекции, дает обзор литературы по данной теме; По необходимости определяются докладчики и содокладчики; Школьный семинар – форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблемы, темы под непосредственным руководством педагога; Это не способ проверки и оценки учебных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно – познавательной деятельности, предполагающая творческое изучение программного материала; Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Выступления на семинарах требуют тщательной домашней подготовки от учащихся, работы с первоисточниками, схемами, таблицами, картами, с компьютером и т.д. Методическая ценность семинара состоит в том, что в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, Формируются общеучебные интеллектуальные умения (группировка информации её анализ, обобщение и т.п.) Недопустимо превращение семинаров в механическое заслушивание подготовленных докладов, так как создается фрагментарность восприятия информации, культивируется пассивность аудитории. Целесообразно, наряду с семинаром, включать в данную технологию практические занятия.
Классификация семинаров. В дидактике нет единой классификации семинаров, тем не менее их можно подразделить на следующие: изучение нового материала; интегрированный; комбинированный; повторительно – обобщающий; контролирующий; Учителю важно определить место планируемого семинара в изучаемой теме, в развитии учащихся и в соответствии с этим определять его тип и содержание.
Зачет. Проверка качества знаний учащихся при лекционно – семинарской системе занятий осуществляется на зачетных уроках. Зачет – форма проверки знаний и навыков, полученных на семинарских и практических занятиях. Это один из равнозначных компонентов лекционно – семинарско – зачетной технологии. Зачет – форма развития учащихся, их самообразования и самообучения, контроля знаний и умений предусмотренных программами. К сожалению, данные формы не нашли ещё должного применения в практике преподавания общественных дисциплин в старшей школе.
Классификация зачетов. Развивающие (вопросы и задания исследовательского характера); Корректирующие; Контролирующие; По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: устные, письменные, письменно – устные, компьютерные, дифференцированные.
Консультация. Консультация ( в переводе с латинского «совещание» ) – дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета. Необходимо проводить перед итоговым зачетом(коллоквиумом, контрольным срезом, самостоятельной работой, исследованием) с целью разъяснения наиболее сложных вопросов. Консультация может быть составным элементом всякой модульной технологии, но может быть на её основе создана самостоятельная частнопедагогическая технология.
Коллоквиум. Коллоквиум ( в переводе с латинского «беседа, разговор» ) – форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний, это так же часть модульной технологии. В отличие от вузов, где на проведение коллоквиумов отводится не менее трех часов, школьная урочная система ограничивает учителя 45-ю минутами. Для фронтальной работы возможно использовать словарный диктант, либо текстовые задания. Подобные формы возможно использовать как собеседование либо итоговое обобщение в конце учебной четверти, полугодия.
Вывод: В результате применения модульных технологий, лекционно – семинарско – зачетной системы занятий в общеобразовательной школе, у учащихся формируются основные организационно – практические умения и навыки, предполагающие умения свободно ориентироваться в учебном материале, связно его излагать, высказывать свое мнение на основе анализа разноплановой информации. Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и научно – обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной деятельности школьников. Особенно это важно сейчас, когда многие условия этому благоприятствуют. Многое зависит от творческой инициативы и смелости, знаний современных тенденций в образовательной области. Надо признать, что преподносить учащимся готовый материал по учебнику гораздо проще, чем организовывать класс и отдельно каждого ученика на творческую работу.
Литература. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1989. Головатенко А.Ю. Модульная технология на уроках истории // История, 1996. №23 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: «Гном и Д», 2001. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико – ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа 2001. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология / Биология в школе, 1994, №5. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе / Методические рекомендации. М.: Академия АПК и ПРО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.
Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.) Основания для разработки программы: ·...
Из личного опыта: Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни.
Материал дает описание работы со слабоуспевающими детьми....
Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.
Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...
Приёмы здоровьесбережения на уроках истории и обществознания
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы стран...
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....
Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"
Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...