Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования
статья по истории на тему

Герасимова Лариса  Яковлевна

Развитию УУД  способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и развитие критического мышления. Включение в учебные занятия по истории и обществознанию работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, развития его индивидуальности.

Подробнее остановлюсь на самой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования.

                                                                                   Л.Я.Герасимова

          Конечно, перевернуть современное образование, приобщая его к задачам, которые ставит перед ним школьник нового поколения, сиюминутно невозможно. Но внести в образовательное пространство обращенность к реальным жизненным тенденциям необходимо. Урок в этом смысле представляется наиболее педагогически удобным. Эта учебная форма –единственно устойчивое явление в школе, которое, постепенно наполняясь новым содержанием, способно изменить образование в целом.

В отличие от традиционного советского урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий .

Развитию УУД  способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и развитие критического мышления. Включение в учебные занятия по истории и обществознанию работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, развития его индивидуальности.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием,   строю  урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

На первой стадии  (вызов ,побуждение) учащиеся  определяют тему урока.  Происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняю, что обучающиеся уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью использую разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Чаще использую прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У школьников появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Так, например, на уроке обществознания в 6-м классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях» ребята составляют кластер «Конфликт», «накидывают» слова или предложения, выражающие идеи,  образы определения: ссора, спор,   рассуждения, разногласия, заблуждения, разобщение.   В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

        Организуя групповую работу , использую  «Корзину  идей». Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Например, по теме «Средневековый город» учащиеся предлагают следующее:

Город – это …

  1. … место, где живут
  2. … работают  ремесленники
  3. … вещество
  4. … суша, а не вода
  5. … место обитания, дом животных

При подведении итогов работы групп,  на доске фиксируются все предположения.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников.  Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

На второй стадии  (осмысление) , происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ученики больше работают самостоятельно, в парах или группах. Если что-то вызывает затруднения , то они обращаются за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями. Для этого использую  самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц,  дневников исследователя; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

Например, на уроке истории в 6-м классе при изучение темы «Восточные славяне»  предлагаю заполнить  «дневник исследователя»:

Что я знаю о славянах?

Что я узнал нового о славянах?

   Обучающиеся  заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации на уроках учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

В 5-м классе, знакомя учащихся с темой «Древнейшие люди», организую работу и по концептуальной таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

Фаза вызова:

  1. Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу “Знаю” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.
  2. Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хочу узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
  3. Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Хочу узнать”.

Фаза реализации смысла: 

  1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.
  2. Сопоставление нового и старого знания. Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “Знаю”.

Фаза рефлексии:

В графу “Узнал” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Третья стадия (размышление , рефлексия) позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаю как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Учащиеся осмысливают все то, что они изучили на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Реализую  различные приемы (стратегии): групповую дискуссию, написание мини-сочинения или эссе, синквейна, кластера («пучок»), дискуссионную  карту,  авторский  стул. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Ученики с удовольствием составляют синквейны - стихотворение, состоящее из пяти строк. Этот прием используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Так, на уроке обществознания в 6-м классе  по  теме « Межличностные отношения» учащиеся составили:

         Отношения.

Межличностные, дружеские.

Дружить, знакомиться, общаться.

Межличностные отношения очень важны.

Взаимность.

Таким образом,  данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Список        литературы 
1.  Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.
5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
6.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.
9.  Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm
12. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2009г.
13. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.
14. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г.
15. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год
16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД

Статья об использовании технологии развития критического мышления при обучении математике...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...