Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе
Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются некоторые виды данной технологии с примерами и обозначаются ее преимущества для образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_trkr_na_urokah_rya.docx | 287.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии развития критического мышления
как средство развития мыслительных навыков учащихся
на уроках русского языка и литературы
Ермолаева Мария Павловна,
учитель русского языка и литературы МБОО «Игидейская СОШ имени Э.К.Пекарского»,
Таттинский улус Республика Саха (Якутия)
Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются некоторые виды данной технологии с примерами и обозначаются ее преимущества для образовательного процесса.
Ключевые слова: приемы технологии развития критического мышления, русский язык и литература.
Главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность - человек, не боящийся мыслить. Но современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения.
Помочь в решении этих проблем может использование приемов технологии критического мышления. Цель данной статьи представить приемы ТРКМ, используемые на уроках русского языка и литературы, обосновать возможность и необходимость применения ТРКМ в процессе преподавания.
Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка [2, с. 3].
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). Учитель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Парная работа способствует лингвистической грамотности.
Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм.
Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию [1; с.66]
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии можно использовать следующие приемы:
Прием «верные - неверные утверждения»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
На доске или карточках написаны термины и некоторые из них с ошибками, и группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка: Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Прием «Необъявленная тема»
Начинается урок в 5 классе с демонстрации карты Республики Саха /Якутия/, чтения стихотворений о родной Якутии, где шрифтом выделены имена прилагательные. Затем предлагаю определить тему урока и ответить, почему так решил учащийся.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».
Прием «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Ученики с удовольствием используют кластеры. Достаточно 2-3 раза провести такую работу и приём становится технологичным.
Прием «Инсерт».
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях («+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; «v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от многих факторов : особенностях и уровня подготовки детей, мастерства учителя но опыт подсказывает, что даже в безнадежных случаях можно найти прием ,который позволит организовать самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала. Приём «З-Х-У» Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Данный прием формирует:
• умение определять уровень собственных знаний;
• умение анализировать информацию;
• умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
К достоинствам его можно отнести следующее: работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал»
Приём «Клоуз - тест» помогает понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, поэтому обязательным его условием являются пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство. Клоуз-тест - это и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста. (Приложение 1)
Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предусматривает односложный ответ, толстый – развернутый ответ. (Приложение 2)
Стратегия «Фишбоун» (рыбный скелет»)
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов На школьной доске магнитами прикрепляются части рыбного скелета из белой бумаги: голова – вопрос темы, верхние косточки- основные понятия, нижние косточки- суть понятия ,хвост- ответ на вопрос . Записи должны быть краткими, представляющими ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Уметь задавать вопросы можно учить на разных этапах урока. Главное - раскрыть учащимся многообразие видов вопросов. С этой целью используется приём «Ромашка» Блума». «Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?" Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?" Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". (Приложение 3)
Третья стадия – «стадия рефлексии».
Приём «Реклама». На уроке предлагается прорекламировать предмет, понятие, качество, свойство, отводя на подготовку до пяти минут. Работу можно организовать в группе. Формулировка задания звучит так: «Создайте рекламу дружбе», «Придумайте слоган падежам существительных», «Прорекламируйте рассказ».
Приём «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
• В первой строчке тема называется одним словом.
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна. М.М. Пришвин "Кладовая солнца".
Настя
Добрая, трудолюбивая
Хозяйничает, ласкает, заботится
«Золотая курочка на высоких ножках»
Хозяйка
На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология, но и динамический, развивающий подход к обучению. Список литературы.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык. 2002. № 29. С. 3.
- Матюшкин А.М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций // Психологический журнал. 2018. Т. 29. № 2. С. 124-129.
- Тягло А.В. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХI века // Постметодика. 2001. № 3 (35). С. 19-26.
- Халперн Дайана. Психология критического мышления. «Питер», СПб, 2010.
Приложение 1
Пример «Клоуз теста» при работе с текстом учебника. Урок в 7 классе по теме «Лирический герой поэзии А.К. Толстого»
1.Заполни данный текст словами из статьи учебника стр. 251-253
Алексей Константинович Толстой родился _________Его мать была внучкой знаменитого гетмана Украины __________. Отец ,граф _________,принадлежал к знаменитому роду Толстых. Еще в детстве его поражали стихотворения знаменитых поэтов. Художественное развитие его шло под руководством дяди А.А. Перовского, псевдоним которого_________ (им опубликованы « Лафертовская маковница», « Чёрная курица, или Подземные жители» .В ____ году Толстой вместе с матерью впервые побывал в Германии ,посетил ___________. Познакомился с _______В _______году дядя везёт племянника в Италию.
Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в _____году в Петербурге повесть _________, стихотворений своих он не печатал до _______ года. Позднее появились знаменитые исторические баллады________________________, началась работа над романом___________ В 50-ые годы Толстой окончательно сложился как писатель, в круг его близких знакомых входят _____________________________________________________, ______________________,____________________, и др. Толстой был прирождённым _______________________Талант его виден во всех стихах . В лирике ______годов искусство Толстого – пейзажиста достигло высочайшего уровня. Последние годы жизни Толстой проводит в своём имении в селе _________. Лучшие произведения этой поры - исторические баллады и поэмы. __________ г. поэт умер.
Приложение 2.
Пример «Толстых и тонких вопросов». Урок по теме «Образ Тараса Бульбы».
Толстый вопрос | Тонкий вопрос |
«Ценил ли Тарас в казаках воинский дух, смелость, храбрость» | «Почему Тарас стремился в Запорожскую Сечь?» |
«Какую роль играет в его жизни товарищество?» | «Что и почему говорит Тарас о товариществе?» |
«Думает ли он в последнюю минуту своей жизни о казаках?» | «Как погиб Тарас? Что говорит он в последнюю минуту своей жизни и как это его характеризует?» |
Толстый вопрос | Тонкий вопрос |
Что обозначает причастие? | Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? |
Что обозначает деепричастие? | Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? |
Как отличить причастие от деепричастия? | Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми? |
Приложение 3.
Пример вопросов по приему «Ромашка Блума». Н.В. Гоголь «Мертвые души».
Вид вопроса | Пример |
Простые | Когда происходит знакомство Чичикова с Маниловым? |
Уточняющие | Если я правильно поняла вас, то знакомство Чичикова с Маниловым происходит на вечере у губернатора? |
Интерпретирующие | Почему, как вы думаете, Чичиков не купил у Ноздрева ни одной мертвой души? Почему, как вы думаете, Чичиков напоминает мертвую душу? |
Творческие | Что будет, если Чичиков окажется в 20 веке? |
Оценочные | Как вы относитесь к поступку главного героя? |
Практические | Где в обычной жизни вы можете наблюдать проявление свойственных герою черт характера: умение приспособиться, угодить, устроиться в жизни? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....
Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...
Комментарии
спасибо
спасибо