Технология развития критического мышления как средство формирования УУД
статья (алгебра, 5 класс) по теме
Статья об использовании технологии развития критического мышления при обучении математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий (УУД)
Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее – РКМЧП) с 1997г. стала внедряться в России и еще 11странах Центральной Европы и Азии.
Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов. Использование РКМЧП предполагает отказ от традиционных представлений об обучении, позволяет изменить характер работы учеников и учителя.
Нельзя рассматривать критическое мышление, как мышление отрицательное или, даже, негативное. В технологии РКМЧП – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или, даже, отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе, и социально значимых. [1]
В свете реализации ФГОС чрезвычайно востребованным выступает результат обучения в виде «умения учиться». При этом важен и фундамент образования – знания, умения, навыки, на базе которых формируется «умение учиться». [2]
ФГОСы требуют формирования универсальных учебных действий, которые и определяют «умение учиться». Еще в XVIII в. М.В. Ломоносов отметил особое значение математики в умственном развитии: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Мышление функционирует не само по себе, как некоторое идеальное образование, а как неотъемлемый компонент деятельности. Деятельностный подход при обучении математике в полной мере может быть реализован через использование технологии критического мышления.
При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у ученика знания. Например, при изучении темы «Признаки делимости на 2, на 5, на 10» перед учащимися ставится задача:
Возможно ли:
а) раздать 46 тетрадей 10 ученикам поровну;
б) составить из 25 тюльпанов два одинаковых букета;
в) распределить 52 билета между пятью классами так, чтобы каждый класс получил одинаковое количество билетов?
В процессе поиска ответа на вопрос задачи учащимся приходится выполнять деление на 2, на 5, на 10. Анализируя решение задачи, они самостоятельно формулируют цель урока: «Когда число делится на 2, на 5, на 10?».
Для усиления стадии вызова можно предложить учащимся игру «Верите ли Вы?»
№№ п/п | Вопросы | Ответы | |
До | После | ||
1 | Верите ли вы, что число, оканчивающееся 0, делится на 10? |
|
|
2 | Верите ли вы, что по последней цифре в записи числа, можно узнать, делится ли оно на 2 или на 5? |
|
|
3 | Верите ли вы, что число, оканчивающееся на 0 или 5, делится на 5? |
|
|
4 | Верите ли вы, что всякое четное число кратно 2? |
|
|
5 | Верите ли вы, число, в записи которого последняя цифра: 0, 2, 4, 6 или 8 делится на 2? |
|
|
6 | Верите ли вы, что число в записи которого последняя цифра: 1, 3, 5, 7 или 9 не делится на 2? |
|
|
Учащиеся заполняют I-й столбец таблицы (отвечают на вопросы до изучения соответствующего пункта учебника), опираясь на свой жизненный опыт, математические знания, которые они получили при работе с натуральными числами.
Затем, учащиеся работают с учебником; наступает стадия: осмысление содержания. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, при этом сохраняется активность ученика, чтение становится осмысленным.
Учащиеся снова возвращаются к игре «Верите ли Вы? и заполняют II-й столбец таблицы. После игры они пытаются сформулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10.
Осуществляется плавный переход к последней стадии рефлексии. Подведение итогов работы может быть оформлено в виде кластера (см. рис.1). На этой стадии нужно обязательно вернуться к сформулированной на стадии вызова задаче. Для того, чтобы сопоставить новый материал с тем, что знали, добавим к задаче вопрос: «Сколько надо добавить тетрадей, тюльпанов, билетов, чтобы выполнить условие?»
В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях.
Рис. 1
Список литературы:
[1]. М. Просвещение, 2011, С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического мышления на уроке».
[2]. СПб, 2012, Е.Ю. Лукичева. «Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)
Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направ...
Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики
Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем как средство формирования УУД на уроках математики....
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направи...