«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
материал
Данный материал можно использовать на педагогическом совете или РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
Важнейшей предпосылкой и основным ресурсом инновационного развития российской экономики и социальной сферы сегодня выступает повышение качества человеческого потенциала, что предполагает достижение нового качества общего образования. Современные требования государства к результатам образования, закрепленные в Национальной Образовательной Инициативе «Наша новая школа», ориентируют школы научить учащихся «изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В документах ЮНЕСКО отмечается, что «главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов».
Федеральная образовательная политика в качестве одного из приоритетов инновационной деятельности в общем образовании определяет индивидуализацию общего образования, одним из ключевых инструментов которой выступает организация тьюторского сопровождения учащихся.
В отечественной педагогике сложилось два основных понимания индивидуализации образования. Первое из них трактует индивидуализацию как особую организацию образовательного процесса, «при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей». Это понимание обычно обозначают понятием «индивидуальный подход в обучении», он осуществляется в школьной практике в поддержку эффективности самого обучения, направленного на социализацию человека. Чтобы этот процесс был более эффективным, а каждый выпускник школы смог бы найти своё место в обществе и быть успешным, необходимо при организации обучения учитывать, что все дети разные, имеют разный темп восприятия и запоминания информации, преимущественно используют определённые каналы восприятия и т.д.
У собственно последовательно реализуемой индивидуализации образования принципиально иная задача - «вывести» ученика в процесс самообразования как управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог помогает ребёнку нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
Под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому школьнику условий для формирования и реализации собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.
Все это будет возможным и эффективным при условии организации тьюторского сопровождения самообразования и продвижения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям.
В общем виде целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, направленное на предоставление ему возможностей и ресурсов реального индивидуального выбора образовательного маршрута, личностного и профессионального самоопределения.
На основе анализа литературы и опыта работы образовательного учреждения задачами тьютора в работе с учащимися являются:
оказание помощи в достижении образовательного результата;
обеспечение «обратной связи»;
проведение групповых консультаций (тьюториалов);
поддержание индивидуального образовательного движения;
поддержание заинтересованности в обучении и развитии.
Принципы тьюторской деятельности.
Принцип индивидуализации утверждает, что индивид является исходным постановщиком образовательных целей, под реализацию которых подбирается содержание, методы и другие образовательные средства для освоения конкретного вида деятельности.
Принцип избыточной образовательной среды утверждает, что к любой жизненной ситуации подопечного следует относиться как к образовательной, привлекая и насыщая ситуацию всеми доступными средствами для роста его эффективности и самоорганизованности.
Принцип проектности утверждает, что всякий шаг развития подопечного рассматривается как проект, увязывающий между собой образ будущего успешного «Я», сроки и ресурсы образовательной среды для его достижения. Это позволяет формировать умения самоорганизации.
В процессе сопровождения тьютором организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, собственной деятельности, каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути.
Решение этих задач не может быть изначально задано нормой и быть заранее прописано без учета реальной социальной ситуации развития учащегося. Поэтому тьюторское сопровождение образовательного движения учащегося всегда личностно-ориентировано и ситуативно-уникально.
Модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования можно рассматривать в трех аспектах: ценностно-целевом, возрастном, технологическом.
Таблица 2
Общая модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования
Ценностно-целевой аспект | ||
Социализация | Самоопределение | Самореализация |
Возрастной аспект | ||
Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Технологический аспект | ||
Обнаружение интеринтереса | Оформление образообразовательных потрепотребностей | Развитие способспособностей |
1.Ценностно-целевой аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования в ОУ.
Данный аспект разработан президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации доктором педагогических наук, профессором МГПУ Т.М. Ковалевой. Деятельность тьютора по своим целям фактически «трехвекторна»: один вектор направлен на прикрепление школьника к социальным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам; второй - на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение; третий - на самореализацию учащихся средствами освоения компетентностного содержания обучения, на эффективную траекторию развития через освоение образовательной программы ОУ.
в) самореализация
а) социализация б) самоопределение
Рис. 1. Трехвекторная ценностно-целевая модель тьюторского сопровождения
2. Возрастной аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования.
В рамках тьюторской деятельности мы представляем следующие различия, обусловленные возрастными задачами индивидуального развития детей и подростков.
Таблица 3
Возрастная модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования
Школьная ступень | Содержание тъюторской деятельности |
Начальная школа | Выявление и расширение образовательного поля интересов ребенка. Сопровождение учебно – познавательной и проектной деятельностей. |
Основная школа | Развитие учебно – познавательной и проектной деятельности. Сопровождение допрофессионального самоопределения учащихся, выбора «профиля» личного роста |
Старшая школа | Сопровождение профессионального и личностного самоопределения. Формирование культуры саморазвития и личностного роста |
3.Технологический аспект модели тьюторского сопровождения индивидуализации образования.
Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и др. Средствами тьюторской деятельности являются также различные рефлексивные тексты учащихся: отчеты, доклады и т.п.
Деятельность тьютора направлена на совместное проектирование с учащимся их индивидуальных образовательных программ, т.е. обсуждение образовательной ситуации, образовательной перспективы, временных, пространственных и смысловых ограничений, индивидуального образовательного плана, доступных образовательных ресурсов и способов их развития, критериев оценки образовательных результатов и т.д.
Таблица 4
Технологическая модель тьюторского сопровождения индивидуализации образования
Задачи индивидуального развития учащихся | Содержание тьюторского сопровождения |
Обнаружение интереса, оформление образовательных потребностей | Прояснение образовательных интересов и потребностей учащихся, совместное определение целей и задач образовательной деятельности, поиск путей их достижения |
Организационное оформление образовательных потребностей | Помощь в построении учащимся индивидуальной образовательной программы, разработка индивидуального учебного плана |
Становление оценочных действий | Содействие развитию оценочной деятельности учащихся, выработка критериев и показателей индивидуального развития учащихся |
Развитие организационных способностей | Разработка организационной модели реализации индивидуальных образовательных программ |
Развитие оценочных способностей | Мониторинг образовательных достижений учащихся, фиксация индивидуального прогресса |
Развитие рефлексивных и прогностических способностей | Рефлексия образовательного действия учащихся, выявление проблемных точек и ситуаций успеха. Коррекция индивидуальной образовательной программы |
У тьютора несколько важных задач. Он помогает ученику в определении эффективности индивидуализированного обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает становлению и оформлению образовательной инициативы. Фактически тьютор заботится о том, чтобы ребенок рос инициативным, учился самостоятельности принятия решений, максимально мог проявлять свой интеллектуальный потенциал, развивать творческое мышление. В конечном итоге школа помогает учащимся социально и личностно расти, взрослеть.
Тьютор выступает в качестве организатора условий, в которых возможна образовательная активность ребенка в режиме проб и поиска, организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся; помогает их включению в проектную, игровую, авторскую деятельность, организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит встречи, так напиваемые тыоториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.
Тьюторское сопровождение индивидуализации образования в максимальной степени способствует выявлению и развитию способностей учащихся, их личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, расширяет возможности продолжения образования выпускников и более эффективно готовит выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, предоставляя широкие возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Подготовил: тьютор МКОУ «Новоусманский лицей»
Напреенкова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования
Развитию УУД способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и р...
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
"Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса"
Жизнь меняется. Ребенок 21-го века не может учиться в школе, придуманной Коменским. Изменилось все: учитель перестал быть единственным и непогрешимым источником знания, понизилась значимость формально...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».
Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования» представляет собой определенную систем...
Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"
В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....