ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА 8 ВИДА ПО ИСТОРИИ
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 3»
_____________________________ МБОУ «СОШ № 3» ____________/Барабанова И.В./
_______________/_____________/ ___________/ Ващенко Г.Ю ./ Приказ №_245 от 28.08.2014г.
Протокол № 1 от 26.08.2014г
Рабочая программа педагога
Чепурновой Елены Борисовны
по курсу «история отечества» для 8 специального (коррекционного) класса
рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2014г.
2014-2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебники:
История России: учеб. для учащихся 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.
Количество часов в каждом классе – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Учебно-тематический план
№пп | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) | 23 |
2 | Великие преобразования России в XVIII веке | 22 |
3 | История нашей страны в XIX веке
| 25 |
| итого | 68 |
Содержание тем учебного курса
№пп | Раздел программы | Содержание тем учебного курса |
1 |
«Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (23 ч.) |
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
|
2 |
«Великие преобразования России в XVIII в.» (22ч.)
|
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
|
3 |
«История страны в период XIX в.» (25 ч.)
|
В каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Саратовского края. В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
Календарно-тематический план
Раздел 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Использование. ИКТ и ТСО | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Иван III Великий - единого государства | 1 | Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства». |
|
|
|
2 | Расширение государства Российского | 1 | Карта «Образование русского централизованного государства». |
|
|
|
3 | Русская православная церковь в Российском государстве | 1 | Карта – схема «Церковная система управления». |
|
|
|
4 | Первый русский царь Иван IV Грозный | 1 | Схема «Система государственного управления при Иване Грозном» |
|
|
|
5 | Опричнина Ивана Грозного | 1 | Карта «Русское государство в XVI веке». |
|
|
|
6 | Присоединение к Российскому государству | 1 | Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного». |
|
|
|
7 | Покорение Сибири | 1 | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака». |
|
|
|
8 | Быт простых и знатных людей | 1 | Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская изба». |
|
|
|
9 | Быт простых и знатных людей | 1 | Документальный фильм о разных слоёв населения, жизнь и быт разных сословий. |
|
|
|
10 | Москва – столица Российского государства | 1 | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском». |
|
|
|
11 | Москва – столица Российского государства | 1 | Иллюстрация Московского Кремля при Иване Грозном. |
|
|
|
12 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | 1 | Карта «Русское государство в XVI веке», карточки с заданиями |
|
|
|
13 | Великий иконописец Андрей Рублев | 1 | А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке |
|
|
|
14 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России | 1 | Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову. |
|
|
|
15 | Правление Бориса Годунова | 1 | Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями |
|
|
|
16 | Смутное время | 1 | Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни». |
|
|
|
17 | Смутное время Иван Болотников | 1 | Иллюстрация портрета и. Болотникова |
|
|
|
18 | Семибоярщина.Освобождение страны от иноземных захватчиков | 1 | Карта Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому |
|
|
|
19 | Начало правления династии Романовых | 1 | Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями |
|
|
|
20 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина | 1 | Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг |
|
|
|
21 | Раскол в Русской православной церкви | 1 | Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова |
|
|
|
22 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVII веке», карточки с заданиями. |
|
|
|
23 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» | 1 | Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции |
|
|
|
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.
24 | Начало правления Петра I | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». |
|
|
|
25 | Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга |
|
|
|
26 | Строительство Санкт-Петербурга | 1 | Карта строительства Санкт – Петербурга |
|
|
|
27 | Полтавская битва | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва |
|
|
|
28 | Победа Русского флота. Окончание Северной войны | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». |
|
|
|
29 | Петр I – первый российский император | 1 | Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник |
|
|
|
30 | Петра I- дворянский быт | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.» |
|
|
|
31 | Преобразования Петра I | 1 | Cхема «Государственное управление при Петре I». |
|
|
|
32 | ПетрI- царь Алексей | 1 | Портреты Петра I. |
|
|
|
33 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, Екатерины II |
|
|
|
34 | Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова |
|
|
|
35 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств | 1 | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет». |
|
|
|
36 | Правление Екатерины II | 1 | Портрет Екатерины II. |
|
|
|
37 | Золотой век дворянства | 1 | Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского |
|
|
|
38 | Положение крепостных крестьян | 1 | Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне». |
|
|
|
39 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева |
|
|
|
40 | Русско – турецкие войны второй половины XVIII века | 1 | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова |
|
|
|
41 | Знаменитый полководец Александр Суворов | 1
| Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове». |
|
|
|
42 | Русские изобретатели и умельцы | 1 | Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова |
|
|
|
43 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | 1 | Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова |
|
|
|
44 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке | 1 | Иллюстрации в учебнике |
|
|
|
45 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке | 1 | Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.». |
|
|
|
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке.
46 | Россия в начале XIX века | 1 | Портрет Александра I, карточки с заданиями |
|
| корректи |
47 | Начало Отечественной войны 1812 года | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями |
|
|
|
48 | Бородинская битва | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.) |
|
|
|
49 | Оставление Москвы | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г |
|
|
|
50 | Народная война против армии Наполеона | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва |
|
|
|
51 | Отступление и гибель французской армии | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике |
|
|
|
52 | Правление Александра | 1 | Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец |
|
|
|
53 | Создание тайных обществ в России | 1 | Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов |
|
|
|
54 | Восстание декабристов | 1 | Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади |
|
|
|
55 | Император Николай I | 1 | Карточки с заданиями, карточки для словарной работы |
|
|
|
56 | Золотой век русской культуры | 1 | Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.». |
|
|
|
57 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин | 1 | О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта». |
|
|
|
58 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX | 1 | Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия |
|
|
|
59 | Крымская война 1853-1856г | 1 | Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя |
|
|
|
60 | Отмена крепостного права | 1 | Карточки с заданиями |
|
|
|
61 | Реформы Александра II | 1 | Карточки с заданиями |
|
|
|
62 | Правление Александра III | 1 | Портрет Александра III, карточки с заданиями |
|
|
|
63 | Развитие российской промышленности | 1 | Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в |
|
|
|
64 | Появление революционных кружков в России | 1 | Карточки с заданиями |
|
|
|
65 | Наука и культура во второй половине 20 века | 1 | Карта «Россия после реформы», видеофильм «Русский музей. На рубеже веков», картины художников второй половины XIX века |
|
|
|
66 | Жизнь и быт русских купцов | 1 | Схема «Дела купцов». |
|
|
|
67 | Быт простых россиян в XIX веке | 1 | План- схема, атрибуты для игр |
|
|
|
68 | Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке | 1 | Карта «Россия в XIX веке | -------- | -------- |
|
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2012 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2012 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2012 г.
Дополнительная:
Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2010 г.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2009 г.
Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.
Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2010 г
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...
Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны"
Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (коррекционная) VII вида по биологии 5 класс в соответствии с ФГОС.
РАБОЧАЯПРОГРАММА(коррекционная)VII видак учебникуЛ.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой.«БИОЛОГИЯ. Живой организм»5 классИздательство: «Просвещение»Линия УМК «Биология - Сферы»СоответствуетФ...
Рабочая программа. История Отечества.7-9 (коррекционные VIII вида) классы
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) кл...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...