Методическая разработка урока по истории в 10 классе на тему: "Суд над князем Александром Невским"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Почти четверть века, в самый трудный для Руси период, князь Александр мечом и дипломатией защищал её от смертельных угроз и с Запада и с Востока. Единственным спасением для самой Руси, для своей власти он видел в покорности Орде. Эта покорность была вынужденной. Монголы были веротерпимы. Однако цель крестоносцев - уничтожить православие. Главная угроза для Руси в те годы исходила с Запада. Поэтому князь Александр избрал политику дипломатии с Золотой Ордой. Цель урока - сформировать у учащихся представление о необходимости гибкой политики сотрудничества князей с Золотой Ордой как единственным способом сохранения православной веры народа, культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotrutsa_ln_urok_nevskiy.zip | 132.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края
Методическая разработка урока
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «Суд над князем Александром Невским»
Тип: закрепление знаний и формирование умений и навыков
Технология проведения урока: ролевая игра
Учитель: Котруца Л.Н.
Образовательные: сформировать у учащихся представления о событиях эпохи XIII в., необходимости гибкой политики сотрудничества князей с Золотой Ордой, как единственным способом сохранения православной веры народа, культурных ценностей и мира в Русской земле.
Развивающие: уметь сопоставлять различные социальные факты и давать им интерпретацию; анализировать события и устанавливать причинно-следственные связи между ними; иметь свою точку зрения и аргументировано её доказать.
Воспитывающие: создать у учащихся образ князя Александра Невского – патриота своей страны, вызвать гордость за выдающихся личностей своей страны, чувство любви к Родине.
Оборудование:
Карта «Русь в XIIIв.», презентация, отрывки из фильма Эйзенштейна «Александр Невский»; таблички (судья, прокурор, секретарь, присяжные заседатели, адвокат, подсудимый).
Понятия: феодальная раздробленность, централизованное государство, ярлык, иго.
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы рассмотрим сложный период в истории нашей страны, когда Русь одновременно оказалась под натиском шведов, немцев и литовцев с Запада и под игом монголо-татар с Востока. Трудно пришлось не только простым людям, но и князьям. Ханы Золотой Орды давали ярлык на княжение, разжигали вражду между князьями.
Князь Александр Невский является одной из самых известных и спорных фигур в российской истории. Оценки его личности и его деятельности разнятся до крайних противоположностей: от возведения князя в число величайших людей России и фактического спасителя государства и народа, до прикрепления к нему ярлыка предателя национальных интересов ради собственной власти. Главным образом ожесточённые споры вокруг фигуры Александра Ярославовича связаны с его взаимоотношениями с Золотой Ордой и её правителями.
Урок наш пройдёт в форме суда. Целью нашего судебного заседания будет выяснить характер взаимоотношений князя Александра Невского с ханами Золотой Орды. Есть мнения, что Александр Ярославович проводил политику сотрудничества с ханами Золотой Орды. Однако многие историки считают, что из-за сложной внешнеполитической и внутриполитической ситуации, в которой оказалась Россия в тот период, князь Александр Невский проводил политику гибкой дипломатии.
Урок пройдёт в форме ролевой игры. В нашей игре присутствуют все действующие лица судебного процесса: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, историк, обвиняемый, которые будут исполнять свои роли в соответствии со своими правами и обязанностями, остальные - присяжные заседатели, которые в конце заседания должны будут вынести свой вердикт.
Но учтите, судить историческую личность мы не имеем права и поэтому вместо приговора мы должны с вами в конце урока сделать вывод, т.е. охарактеризовать (внутриполитический и внешнеполитический курс) взаимоотношения князя Александра Невского с правителями Золотой Ордой.
Актуализация знаний
Учитель:
- Прежде чем мы перейдём к основной части нашего урока, где мы будем давать оценку деятельности князя Александра Невского, давайте вспомним, какой была наша страна в период его правления. Можно ли утверждать, что Русское государство было централизованным, единым?
Учащиеся:
- Нет, потому что был период феодальной раздробленности.
Учитель:
- Дайте определение, что мы понимаем под этим термином.
Учащиеся:
- Феодальная раздробленность – это закономерный прогрессивный этап экономического усиления и политического обособления феодальных владений.
Учитель:
- Каковы отрицательные стороны этого периода, перечислите их?
Учащиеся:
- Ослаблена обороноспособность страны, каждый князь сам защищал своё княжество, были распри и вражда между ними, поэтому любой враг мог воспользоваться в своих интересах слабостью Русской земли.
Учитель:
- Неприятель не заставил себя долго ждать. Какие враги и когда пришли к нам с мечом?
Учащиеся:
В 1237 г. татарские полчища появились на русских границах. Первыми вышли им навстречу рязанские князья, но русское войско было разбито громадными татарскими силами. А вслед за Рязанским княжеством была разорена и вся Русская земля, кроме Новгородской. По всей видимости, их войска были утомлены боями и длинными походами, и татары, по-видимому, опасались начать трудные военные действия против сильно укреплённого Новгорода. Сказались и опасения начинать борьбу против такого опытного в войнах неприятеля, каким были новгородцы, особенно в условиях приближавшейся весенней распутицы, и поэтому полки Батыя повернули на юг. По пути следования татары разоряли города и сёла, убивали взрослых мужчин и стариков, угоняли в плен женщин и детей. Татары разорили и родину Александра – город Переяславль, но его отец Ярослав Всеволодович остался в живых.
Учитель:
- Какой давний враг решил воспользоваться несчастьем русского народа?
Учащиеся:
- Немецкие рыцари. Но рыцари не осмелились действовать в одиночку, они выступили вместе со шведскими завоевателями, покорившими к этому времени большую часть Финляндии. Благодаря полководческому таланту Александра Невского и героизму русского народа, враг на Западе был остановлен.
Учитель:
- Согласитесь, сложный период переживала наша страна в эпоху правления князя Невского. Над Русью ханы Золотой Орды установили иго. Как вы понимаете монголо-татарского иго?
Учащиеся:
- Угнетение.
Учитель:
- В чём оно выражалось?
Учащиеся:
- Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в том, что:
- русские князья были вассалами;
- за властью русских князей следили ханы;
- князьям выдавались ярлыки – ханские грамоты, утверждавшие их назначение;
- власть поддерживалась с помощью террора;
- экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и ям, «корм», собирали воинов, ремесленников.
Учитель:
- Русские князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями.
Сейчас мы перейдём к основной части нашего урока, в которой в форме ролевой игры попытаемся выяснить роль Александра Невского в этот трагический и сложный период нашей страны.
Секретарь суда:
- Прошу всех встать. Суд идёт (места занимают судья, прокурор, адвокат, подсудимый, историк -эксперт). Судебный процесс ведёт судья ….
Судья:
- Судебное заседание по делу Александра Невского считаю открытым. Наша задача определить и принять решение в невиновности или виновности подсудимого. Присяжные заседатели выберите, пожалуйста, председателя. (Один из присяжных называет фамилию председателя). Слово предоставляется председателю присяжных для дачи клятвы.
Председатель присяжных (все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и её принятие стоя):
- Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку».
Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает «Я клянусь». Присягу принимают также запасные присяжные заседатели.
Судья:
- Слово предоставляется обвинению
Прокурор:
Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести решение по делу о причастности Александра Невского к сотрудничеству с монголо- татарами в период их господства на Руси.
Судья:
- Подсудимый! Вы вызываетесь для допроса судом. Ваше имя, год рождения, где вы проживаете, кем работаете?
Александр (сопровождать рассказ слайдами из презентации)
- Я, Александр Ярославич, родился в Переяславле 13 мая 1220 г., православный. Внук Всеволода Большое Гнездо и Мстислава Удалого. Род – Рюриковичи. Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), русский полководец. Женат. Супруга Александра Брячиславна полоцкая. Сыновья Василий, Дмитрий, Андрей и Даниил.
Судья:
- Подтверждаете ли вы тот факт, что в период монголо-татарского ига Вы сотрудничали с ханами Золотой Орды?
Адвокат:
- Ваша честь! Считаю вопрос некорректным и прошу суд дать возможность разъяснить историку особенности политической ситуации того времени.
Судья:
- Слово для пояснения политической ситуации в момент княжения Александра Ярославича предоставляется историку.
Секретарь суда:
- В зал суда приглашается историк
Историк:
- Ваша честь! Хочу прояснить тот факт, что после завоевания монголо-татарами Руси она сохранила свою государственность. Однако князьям и населению было объявлено, что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Бату. За ордынским ханом закрепилось название «царь». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану. Все уцелевшие во время нашествия князья должны были явиться к Бату и получить от него ярлык – жалованную грамоту, которая подтверждала его полномочия на управление княжеством. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский великий князь садился на своем столе «пожалованием царевым», т. е. ханским. Посаженный на стол от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Кроме того, зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой дани, которой они обложили русский народ. Первым в Орду в I243 г. поехал оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского.
Судья:
- Уверенны ли вы, что единственный выход в тот момент для всех князей был путь поиска компромисса с ханами, избегание вражды и прямых столкновений?
Историк:
Да, Ваша честь. Князья напрямую зависели от воли ханов. Нелегко князьям было устанавливать дипломатические отношения с ними. Кроме того, ханы Золотой Орды стремились не допустить усиления отдельных князей, всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями. Они превратили выдачу ярлыков в орудие соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них.
С целью контроля над русскими землями был создан институт баскаков (просуществовал до начала Х1V в.). Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую лишением ярлыка), либо карательным походом в непокорную землю. Русские земли делали попытку не подчиняться Орде. Однако сил свергнуть монголо-татарское иго было еще недостаточно. Это хорошо понимал Александр Невский, бывший в 1252 – 1263 гг. великим князем владимирским.
Судья (обращаясь к историку):
- Вы утверждаете, что русские князья получали в Золотой Орде ярлыки на свое княжение. Князь Александр вынужден был покориться хану, подчёркивая вассальную зависимость от Орды?
Историк:
- Да, ваша честь! По-другому он не мог поступить, потому что был враг на Западе, которому нужно было противостоять. Сосредоточивая силы Руси для отпора агрессии с запада, Александр стремился поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводов для новых вторжений и набегов и, восстанавливая подорванное хозяйство страны постепенно накапливать силы для будущей освободительной борьбы. Этот курс князя Невского в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем московских князей
Судья:
- Поясните суду, о какой агрессии с запада вы говорите?
Историк:
Летом 1240 г. шведские феодалы собрали большое войско и начали поход вверх по реке Неве. В Новгороде в это время князем был 18-летний Александр Ярославич. Со своей дружиной и новгородскими удальцами князь напал на лагерь шведов. В этом сражении русские воины проявили себя настоящими героями. Храбро воевал и молодой князь. Шведы потерпели жестокое поражение, несмотря на большое численное превосходство. После этой битвы за князем Александром осталось почётное прозвище Невского.
Адвокат:
- Ваша честь, прошу Вас приобщить к делу видеоматериалы о моём подзащитном, доказывающем его любовь к Родине и безграничную ей преданность. В двух сражениях - сначала со шведами, а потом с немцами - он проявил личную отвагу, одержал победу и обезопасил нашу страну от захвата Западными державами Новгородской и Псковской земли.
Судья:
- Прошу секретаря суда приобщить к делу видеоматериалы и предоставить их для просмотра.
После просмотра отрывков из фильма Эйзенштейна
Судья:
- Да, действительно защита предоставила неоспоримые факты, доказывающие нам мужество князя, бесстрашие, его полководческий талант.
Адвокат:
- Ваша честь! Это важные факты того, что князь спас Русь от Западной экспансии. Это даёт право утверждать, что мой подзащитный князь Александр Невский национальный герой.
Судья:
- Будут ли вопросы у обвинения к историку?
Прокурор (обращаясь к историку):
- Однако, есть неоспоримый факт, что золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 в Новгород, как и другие русские города, были направлены «численники» для проведения подушной переписи населения. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал сын князя Александра Невского князь Василий. В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Князь Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Своего сына, новгородского князя Василия, приказал схватить и заключить под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. Новым новгородским наместником с 1259 стал другой сын Александра – князь Дмитрий Александрович. Мы рассматриваем в действиях Александра малодушие и стремление выслужиться перед ханом Золотой Орды.
Историк:
- Ваша честь, князь Александр осознавал могущество Золотой Орды и старался пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это был единственный способ уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или от угона в рабство. Начало такой примирительной политике положил его отец Ярослав Всеволодович. Князь Александр Ярославович продолжил её. Он неоднократно ездил в Орду, побывал в Монголии и сумел расположить к себе монгольскую знать. Это было необходимо из-за постоянной угрозы с Запада. У Руси не было сил воевать на два фронта.
Судья:
- Вы настаиваете на том, что князь Александр стремился поддерживать с Золотой Ордой хорошие отношения преследуя следующие цели: 1) не давать поводов татарам для вторжения в русские земли; 2) восстановить хозяйство с тем, чтобы накопить силы для борьбы с татарами; 3) сосредоточить силы для отпора агрессии с запада?
Историк:
- Да, ваша честь!
Судья:
- Суду известно, что князь Александр способствовал проведению переписи населения Руси.
Адвокат:
- Ваша честь! Мы подтверждаем, что именно князь Александр способствовал проведению переписи населения Руси в 1257 г, которой народ оказывал яростное сопротивление. Однако это он предпринял не по доброй воле, а по требованиям татар. Но он же добился, чтобы русские были освобождены от обязательств давать свои войска для помощи татарам во время их походов на другие народы. И я прошу суд учесть этот исторический факт, который характеризует моего подзащитного как князя, который заботился о сбережении своего народа и защите его интересов.
Судья:
- Какими фактами ещё располагает защита?
Адвокат:
- Ваша честь! В 1262 вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, князь Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир. Хочу обратить внимание суда, что во время пребывания в Орде князь рисковал жизнью ради спокойствия и мира своей земли.
Судья (обращаясь к князю Александру):
- Суд располагает сведениями о двух посланиях папы римского Иннокентия IV князю Александру.
Александр:
- Ваша честь, я действительно получил два послания от папы римского Иннокентия IV.
Судья:
- Поясните суду содержание этих писем.
Александр:
- Папа римский Иннокентий IV просил меня подчиниться римскому престолу, а также предлагал координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь.
Судья:
- Правильно ли суд понял, что папа Римский предлагал Вам помощь в борьбе с татарами, а Вы не воспользовались его предложением, в то время как Русь изнывала под татарским игом? Почему?
Александр:
- Папа Римский предлагал помощь в борьбе с татарами, но не бескорыстно. За свою помощь он требовал принятия Русью католичества, поэтому из двух зол я выбрал дипломатию с татарами, потому что они поддерживали Русскую православную церковь и не требовали сменить веру.
Судья:
- Есть ли вопросы у стороны обвинения?
Прокурор:
- Нам известно, что в 1251 году к Вам в Новгород приехали два кардинала с буллой. С какой целью прибыло это святое посольство?
Александр:
- Папа, потеряв надежду взять Россию силою, не оставил попыток обольстить ее хитростью и ложью. Действительно, в 1251 г. папа Иннокентий IV прислал ко мне двух кардиналов. Они уверяли будто мой отец великий князь Ярослав незадолго до кончины обещал принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение. Пытались склонить меня принять католичество.
Судья:
- Что вы им ответили, и чем закончилась встреча с папскими кардиналами?
Александр:
- На все ухищрения папы я дал очень краткий, но убедительный ответ: «... в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
Прокурор:
- Всем известна ваша фраза «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Прокомментируйте, как понимать её. Для Вас татары – друзья?
Адвокат:
- Протестую, Ваша честь. Мой подзащитный вкладывал в эту фразу другой смысл.
Судья (обращаясь к Александру):
- Поясните суду, как понимать вашу точку зрения «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»?
Александр:
- Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом.
Судья:
- Но почему же Восток?
Александр:
- Нужен был мир с татарами, чтобы сохранить православную веру и восстановить экономику страны, накопить силы для борьбы с татарами.
Адвокат:
- Прошу учесть тот факт, что к соглашению с Ордой призывала и церковь, получавшая от ханов охранные грамоты на церковное имущество и освобождение от дани.
Судья:
- Прошу историка подтвердить этот факт!
Историк:
- Ваша честь! В период покорения Руси Русская Церковь также подверглась страшному разгрому. Но, будучи веротерпимыми и зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать ей поддержку. Церковь была освобождена от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская Церковь расцвела. Большое распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине ХIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа. Татары абсолютно никого не принуждали к перемене веры и за русским духовенством они полностью признавали его гражданские права. Татары были терпимы к православной вере не потому, что делали исключение для русских, а потому, что татары были язычниками, а язычники не воспринимают свою веру как единственно правильную и истинную и принимают другие веры также как верные. Вначале церковь поддерживала мирные отношения с ханами Золотой Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого ханы Орды стали проводить политику нетерпимости по отношению к православию. В частности, в Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедование православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная Церковь начала поддерживать русских князей в их стремлении к независимости. Но в данный исторический период Русская православная церковь поддерживала политику князей на сотрудничество с ханами Золотой Орды.
Судья:
- Спасибо за исчерпывающее пояснение и предлагаю приступить к прению сторон. Слово предоставляется защите.
Адвокат:
- Уважаемый суд, Ваша честь! Я предлагаю оправдать своего подзащитного, т.к. в его действиях нет состава преступления.
Судья:
- Слово предоставляется обвинению.
Прокурор:
- Уважаемый суд! Присяжные заседатели! Вам предстоит вынести решение по делу князя Александра Невского. Прошу суд дать объективное заключение, учитывая заслуги князя перед своим народом и политическую ситуацию в стране на тот момент.
Судья:
- Слово предоставляется присяжным заседателям.
1-й присяжный:
- Ваша честь! Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпала участь править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Считаю его невиновным, а факт сотрудничества с Золотой Ордой вымышленным и недоказанным
2-й присяжный:
- Ваша честь! Очевидно, что главная угроза в те годы исходила для Руси с запада. Князь Александр избрал для себя путь отказа от всякого с ним сотрудничества, чтобы сохранить православную веру. Единственное спасение для самой Руси, для своей власти он видел в покорности Орде, принятии всех её условий. Эта покорность была вынужденной. Поэтому считаю князя Александра Невского невиновным, так как вся его деятельность была направлена на защиту интересов страны.
3- присяжный:
- XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси: с востока на неё нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покорённых татарских племен. Они разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Считаю его отношения с Золотой Ордой – единственно возможными в тот период.
4-й присяжный:
- Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики нужно было отчётливо осознавать исторический смысл своеобразия русской культуры – Православие. Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим – он выделил в них те стороны и качества, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить её от католического Запада. Цель крестоносцев – разгром православия – затрагивала жизненные интересы славян и многих угро-финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьёз угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли.
5-й присяжный:
- С помощью покорности, интриг, разных уловок, щедрой дани Александр умело предотвращал новые набеги татаро-монгол на Русь. Ради этого во время своего правления в качестве Великого князя Александр несколько раз посещал Орду. Он не только проводил единственно возможную политику в то время, но и постоянно рисковал своей жизнью, посещая правителей Золотой Орды. В действиях князя Александра Ярославича я не нахожу состава преступления. Он не виновен.
6-й присяжный:
В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон - католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии
7-й присяжный:
- князь Александр Невский был искусным политиком. Он видел, что русские княжества не имеют реальных сил для борьбы на два фронта. Поэтому князь Александр сохранял мирные отношения с монголами, чем обеспечивал тыл Северо-Западной Руси для борьбы с немецко-шведской агрессией.
8-й присяжный:
- Дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай в 1263 году была четвертой и последней. Он ездил просить помилования для жителей Ростова, Ярославля, Суздаля, Владимира, которые перебили ханских баскаков. На обратном пути из Орды Александр Невский смертельно заболел и умер. Не доезжая до города Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник Александр Невский умер 14 ноября 1263 года, завершив свой жизненный путь принятием св. иноческой схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, который был духовным отцом и сподвижником князя Александра, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
9-й, 10 -й… присяжные заседатели (ученики) высказывают своё мнение о деятельности князя Александра Невского.
Председатель присяжных заседателей:
- Оглашаю вердикт присяжных заседателей: оправдать деятельность князя Александра Невского. Считать факт сотрудничества с Золотой Ордой не доказанным. Князь Александр Ярославович невиновен.
Судья:
- Суд выслушав обвиняемого, свидетелей (историка), адвоката, прокурора, вердикт присяжных заседателей принял решение: оправдать подсудимого. Считать князя Александра Невского одним из самых выдающихся правителей своего времени.
Он заложил основы взаимоотношений с Ордой, союз с ней стал реальностью, ослабил тяготы Ига, спас Русь от полного уничтожения. Встал на защиту не отдельной Новгородской земли, но всей русской земли. Усилил великокняжескую власть в стране.
Суд считает князя единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью.
Князем Александром одержана блестящая победа в устье Невы над шведским военным отрядом в 1240 г., за что и стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена. Князь предотвратил северо-западные земли от захвата шведов и немцев. Попытки навязать Руси католичество были пресечены. Суд считает князя Александра Ярославича Невского выдающимся политиком своей эпохи.
Учитель:
- Почти четверть века, в самый трудный для Руси период, Александр мечом и дипломатией защищал её от смертельных угроз и с Запада, и с Востока. Он не знал поражений на поле боя, побеждая обычно с меньшими силами. У него трудно усмотреть и дипломатические ошибки. А судить его потомкам следует не столько по результатам, которых он достиг, сколько по препятствиям, которые пришлось преодолеть.
Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви.
На телевидении в 2008 году проводился конкурс «Имя России». Задача конкурса – народным голосованием выбрать историческую фигуру, наиболее значимую для русской истории. Это имя должно было стать символом России. По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Казалось, что имена прошлых веков затянуты дымкой памяти, канули в пропасть исторического беспамятства. Однако дымка истории не затуманила значимости великого поступка, а будущее России мы видим таким, каким видел его Александр Невский: святым и славным. Телепроект «Имя России» показал, что его образ актуален и в 21 веке, близок России во все времена, так как не имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны!
Литература
Артёмов В.В. Русские полководцы.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.-351 с.
Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.abc-people.com/shop/alexander_nevsky
http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1200nevski.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...
Урок литературы в 8 классе на тему: "Личность благоверного князя Александра Невского"
Урок литературы в разделе "Древнерусская литература" в 8 классе. Ярко, всесторонне показана личность Александра Невского....
Мастер-класс по теме «Личность благоверного князя Александра Невского».
Урок «Личность благоверного князя Александра Невского» входит в систему работы по патриотическому воспитанию учащихся, над которым я работаю на протяжении нескольки...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский"
Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский", программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской....