Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский"
методическая разработка по музыке
Методическая разработка урока музыке в 3 классе по теме "Кантата "Александр Невский", программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_aleksandr_nevskiy.docx | 19.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Предмет «Музыка»
Класс 3б
Тема урока «Кантата «Александр Невский»
Цель урока: пробудить интерес детей к отечественной музыке.
Задачи:
образовательные:
- закрепить понятия: «кант», «кантата», «романс», «набат» «выразительность и
изобразительность»;
- оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении
целостного образа русского народа как защитника Родины;
-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:
темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.
развивающие:
-прививать бережное отношение к истории своего народа;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-совершенствовать вокально-хоровые навыки.
воспитательные:
-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
Задачи:
продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;
развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
формировать умение анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
Видеоотрывки из фильма С.Эзенштейна «Александр Невский»
Оборудование: компьютер, CD диск, портрет С.Прокофьева, презентация.
Музыкальный материал:
Канты «Радуйся, Росско земле!», «Вставайте люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», распевка «Звенит звонок», р.н.п. «Солдатушки».
Ход урока
1. Музыкальное приветствие (распевка «Звенит звонок»)
2. – Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите жанры музыки. Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Какой это будет жанр музыки? Уберите лишние слова, оставьте нужное.
(Слушание канта «Орле Российский».После слушания дети по одному убирают с презентации лишние жанры музыки, объясняя, почему это названия жанров не подходят к прозвучавшему произведению).
3. Молодцы, конечно, прозвучал кант. Давайте посмотрим на определение канта и назовем признаки жанра кант (кант - старинный жанр вокальной музыки, многоголосен, исполняется мужским хором или ансамблем без сопровождения музыкальных инструментов, прославляет русских воинов и полководцев).
4. Очень хорошо. А сегодня мы вспомним еще один жанр вокальной музыки, называется он кантата. Кантата– крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.
Кантата часто посвящалась героическим событиям, великим людям. Кому посвящена кантата, отрывок из которой мы сегодня с вами будем слушать? Какому полководцу посвящены слова «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет? Правильно, Александру Невскому.
5. - Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
В 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
(небольшой рассказ о битве)
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»
(на экране – текст)
6. Какой колокольный звон изображен во вступлении?
(дети слушают хор, отвечают)
- Как этот звон называется? (набат)
- Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Сколько раз поменялось настроение в музыке? (два)
(Проиграть первую и вторую части)
Сколько частей в музыке? (три)
- Какие интонации мы слышим в первой части музыки? (призывные, требовательные)
- Какие интонации мы слышим во второй части музыки? (напевные, плавные)
7. Молодцы! А сейчас вспомним песню, которую мы разучивали на прошлом уроке
(песня «Солдатушки, бравы ребятушки» - работа над выразительным исполнением).
Рефлексия:
Перед вами лежат красная и зеленая карточка. Поднимите красные кому было на уроке все понятно и интересно? А зеленые кто испытывал трудности в понимании нового материала?
Оценки. А теперь выберите самых активных в своих группах и эти ребята получат отличные оценки.
Спасибо за урок. Все были все активны, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)
Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"
Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»
Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...