Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
методическая разработка (география, 7 класс) по теме
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»
Цели и задачи урока:
Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобразии, неповторимости самого маленького материка, раскрытие причин этого своеобразия; ознакомление обучающихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.
Развивающие: Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: Совершенствование умения применять теоритические знания для приобретения новых знаний, продолжить формирование умения работать с картой, развитие монологической речи.
Воспитательные: Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Методы: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, глобус, физическая карта мира, карта «Австралия и Океания», школьные атласы, контурные карты, книга Ж. Верна «Дети капитана Гранта», конверт с письмом и «Памятка отправляющемуся в Австралию», компьютер, СД «Австралия», презентация к уроку, плакат «План характеристики ФГП материка», сигнальные карты (красные и зелёные), смайлики ( «Солнышко» и «Тучка»), лист самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»
Цели и задачи урока:
Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобразии, неповторимости самого маленького материка, раскрытие причин этого своеобразия; ознакомление обучающихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.
Развивающие: Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: Совершенствование умения применять теоритические знания для приобретения новых знаний, продолжить формирование умения работать с картой, развитие монологической речи.
Воспитательные: Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Методы: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, глобус, физическая карта мира, карта «Австралия и Океания», школьные атласы, контурные карты, книга Ж. Верна «Дети капитана Гранта», конверт с письмом и «Памятка отправляющемуся в Австралию», компьютер, СД «Австралия», презентация к уроку, плакат «План характеристики ФГП материка», сигнальные карты (красные и зелёные), смайлики ( «Солнышко» и «Тучка»), лист самооценки.
Ход урока:
I.Вводная часть:(мотивация)
- Добрый день! Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке. Наш урок мы проведём под девизом: «Путешествие продолжается…»Послушаем стихотворение Галины Усовой:
- Материк – страна наоборот
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
- Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где- то
- Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
- Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
- Её исток – на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Материк – страна наоборот.
- Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь?
Итак, путешествие продолжается и продолжается оно в Австралии.
Запись темы урока: «Австралия. ФГП и история открытия».
2.Изучение нового материала.
1) Прослушайте страстный монолог Паганеля, главного героя книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта», который удивляет и вызывает вопросы о природе Австралии:
«Клянусь вам что этот край - самый любопытный на всём земном шаре: его возникновение, природа и грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое – то гигантское кольцо, материк, в середине которого, есть наполовину испарившееся море, где реки высыхают, где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени, где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины, где животные необычны… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда -либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы»
- Правда ли всё это или вымысел, мы узнаем изучая Австралию.
2)(Стук в дверь, входит абориген)
- К нам кажется гость.
Абориген: Здравствуйте, ребята. Я приехал квам из далёкой Австралии. Давно мечтал побывать в вашей прекрасной стране. Я привёз вам письмо от жителей Австралии: «Дорогие ребята из далёкой России! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить путешествие по материку. Желаем вам успеха в изучении природы и населения нашей замечательной страны.
С уважением ваши друзья…»
-Спасибо, присаживайтесь! Мы уже начали знакомиться с Австралией и надеемся, что вы нам в этом поможете.
Абориген: С удовольствием.
- Тогда в путь!!!
-3) Итак, с чего начать разговор об Австралии?Наверное с того, как добраться до пятого континента. Предоставим слово нашему гостю.
Абориген:«Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол – оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долететь за 40 часов. В 17 часов садишься в самолёт в Шереметьево. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 часов утра по местному времени – в Сингапуре. В 8 часов снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова, Индийский океан, Индонезия, и. наконец, с рассветом Австралия. Долго летим над пустынями и только утром приземляемся в самом большом городе Австралии – Сиднее.
Австралийцы любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолёта, как его тотчас спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» Несколько позже ему не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире». Я вам вручаю «Памятку, отправляющемуся в Австралию»»
Памятка, отправляющемуся в Австралию.
Дорогой турист!
Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать:
- Австралия – самый маленький материк Земли (9 млн. кв. км).Он находится в восточной части Южного полушария между 10 и 39 южной широты, а также между 115 и 154 восточной долготы. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не проплыть мимо.
- Австралия – самый сухой материк, но если едешь в восточную Австралию, то захвати с собой плащ или зонт, т.к. там льют дожди. В Западной и Центральной Австралии сухо.
- Австралия в основном состоит из нагорий и плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы в Австралии низкие: самая высокая – гора Косцюшко – 2230 м. Горообразование закончилось давно – 230 млн. лет назад. Это единственный материк, где нет вулканов. В горах много полезных ископаемых. Золотоискателям следует отправляться на юго – запад Австралии.
- В Австралии обильная растительность, животный мир весьма своеобразен. Это своеобразный заповедник, здесь много эндемиков.
- Население Австралии состоит из коренного и пришлого. Общая численность – 16 млн. человек. Это самый малочисленный материк.
- На материке расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – г. Канберра»
- Мы убедились, что Австралии во многом является уникальным материком.
Вопрос: Что делает Австралию Австралией?
«Пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно, сами австралийцы, их быт, нравы и характеры. В книге австралийского писателя есть любопытные строки: «Семь – слышите, не шесть, не восемь, а именно семь – семь универмагов в разных городах Австралии были показаны мне с аттестацией «самого большого магазина во всём Южном полушарии». Я насчитал пять стадионов, каждый из которых был «самым крупным в Южном полушарии». Меня познакомили с очень высоким джентльменом. Когда он ненадолго отлучился, мой спутник заметил, что это «самый высокий директор во всём Южном полушарии»»
-Шутка, но она передаёт колорит Австралии: ведь он во многом, и вправду, самый.
-Вопрос: Самый…какой? (Работа с памяткой – запись в тетрадь) (Показ слайда)
5)Практическая работа «Определение ФГП Австралии»
А сейчас мы отправляемся в экспедицию, «проплывём» вокруг Австралии и соберём сведения о ГП. Условия выполнения – быстрота, достоверность, количество фактов.
А) По какой карте мы будем работать?
Б) План характеристики ФГП материка.
В) 1) По отношению к экватору – в Южном полушарии, по отношению к нулевому меридиану – в Восточном полушарии.
2)Крайние точки: с. – м. Йорк – 11 ю. ш; 142 в. д.
ю. – м. Юго – Восточный- 39 ю. ш; 146 в.д.
з. м. Стип – Пойнт – 26 ю. ш; 113 в. д.
в. – м. Байрон – 29 ю. ш; 154 в.д. (показ слайда)
3) Омывается водами двух океанов: на западе – Индийским, на востоке – Тихим.
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.
Удалён от других материков, ближе – к Азии.
4)Расположен в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Г) Характеристика береговой линии:
Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.
Заливы: Карпентария, Большой Австралийский.
Полуострова: Арнемленд(с), Кейп – Йорк, Эйр(ю)
5)Физминутка: Поработали, ребята!
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь!
Наклонитесь, поднимитесь
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок
А теперь бежим вприпрыжку.
Замедляем, дети шаг
И на месте стой! Вот так
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно.
II.История открытия и исследования Австралии.
Теперь мы знаем, где располагается Австралия. А какова история её открытия?
А) Выступление подготовленного обучающегося:
«Австралия открыта позже других материков, была открыта дважды. В 16 веке картографы изображали на картах и глобусе в Южном полушарии «Терра Инкогнита» - огромную «Неведомую южную землю».
В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность полуострова Кейп-Йорк, пролив, отделяющий Новую Гвинею от м.Йорк назвали Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это в секрете, и свыше 150 лет об этом открытии никто не знал.
В 1642 – 1643 году голландец Абель Тасман доказал, что Австралия – континент, но восточных берегов Австралии он не видел. А в 18в. началось соперничество между Францией и Англией за первенство открытия нового континента.
Летом 1768г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» (Попытка) отправилась экспедиция под руководством известного Джеймса Кука.
В октябре 1769г. с корабля заметили на горизонте землю. Это была Новая Зеландия. 1 апреля 1770г. был взят курс на запад и через 19 дней экспедиция достигла восточного берега Австралии у южной оконечности. Состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов скрылась в лесу. Местность вокруг была замечательной: густой лес, воздух, удивительно свежий смолистый запах чуть кружил голову. До конца мая корабль шел вдоль восточного побережья. Здесь его подстерегла беда, он сел на мель и коралловым рифом распорол днище. Пришлось чинить корабль. 22 августа 1770г. высадились на берег, Кук провозгласил открытые земли собственностью Англии.
Б) Доп.информация: Капитан Джеймс Кук проследил восточный берег Австралии и открыл Большой Барьерный риф. Словом, не случайно капитан Кук очень почитается в Австралии. Так, одной из достопримечательностей Мельбурна является домик Кука – небольшое двухэтажное каменное здание с крутой черепичной крышей. Домик первоначально находился в Англии. В начале 30-х годов 20в. домик был куплен состоятельным австралийцем, разобран и перевезен в Мельбурн. Сейчас здесь музей и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался Джеймс Кук.
Внутренние районы материка изучали не только географы:
Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-40 в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива.
- Посмотрите на карту – что он открыл?
(оз. Эйр)
Стшельский Павел Эдмунд – польский эмигрант проводил съемку в Австралийских Альпах и открыл самую высокую точку Австралии
(г.Косцюшко – 2228м.)
Юм Гамильтон и Ховелл Уильям, два вольных колониста, обнаружили р.Муррей (первоначальное название Юма).
В) В 19в. Австралия была обследована полностью!!!
День высадки первых англичан 26 января считается национальным праздником – Днем Австралии.
Г) Вопрос: Ребята, может быть мы зря вначале изучали историю исследования материка и определяли ГП?
Может быть, стоило сразу изучать природу материка?
(Нет.Именно ГП главным образом оказывает влияние на природу любой территории).
Д) Игра «Светофор»
1) Австралия – самый маленький материк.(+)
2) Австралия расположена во всех полушариях.(-)
3) Австралию омывает два океана.(+)
4) Австралия – страна наоборот.(+)
5) Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)
6) На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)
7) Австралию открыл Васко да Гама.(-)
8)В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный».(+)
9) Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)
10) Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)
Е) Практическая работа с компьютером «Расставь объекты»
Ж) Презентация «Природа Австралии»
III.Итоги урока
На этом наше путешествие по Австралии не заканчивается, мы делаем «остановку» до следующего урока.
Оценим свою работу на уроке (лист самооценки).
Д/З: 1)п.35, задание в контурной карте: отметить элементы ФГП.
2)На контурной карте обозначить маршруты путешествий
исследователей Австралии.
3)Сообщение «Интересное в природе Австралии».
-Если вам понравился урок и вы всё поняли возьмите с собой Солнышко, если урок не понравился – Тучку.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Методическая разработка по географии 8 класс по теме "Климат"
Этот материал содержит конспект урока по географии....
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...