План урока по теме: Диссидентское движение.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок помогает понять, кто такие диссиденты и каким было правозащитное движение в 70-е гг. ХХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О диссидентах 70-х гг. ХХ века. | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ельникова В.Б.
учитель истории
МКОУ «СОШ №14»
(с.Надежда, Шпаковский р-он,
Ставропольский край, Россия)
План урока
ТЕМА: Бросившие вызов.
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «диссиденты», объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Х о д у р о к а
1.Организационный момент.
2.Практикум.
1.Автор повести «Один день Ивана Денисовича». (А.Солженицын)
2.Автор термина «оттепель» (Эренбург)
3.Кто являлся лидерами СССР и США во время Карибского кризиса? (Н.С.Хрущев и Д.Кеннеди)
4.Соотнесите понятия и их синонимы:
а) паритет б) конфронтация в) реабилитация
А) Противостояние Б)Равенство в)Восстановление
5. Кого называют «отцом советской водородной бомбы»? (А.Д.Сахарова)
3.Работа с текстом.
«Из директивы политбюро ЦК КПСС советским послам и представителям за рубежом от 8 декабря 1976 г.»
Права человека принадлежат к тем отраслям международного права, в которых с особой силой проявляется борьба двух идеологий, двух общественно-политических систем…
При постановке Вашим собеседником вопросов о так называемых диссидентах, о порядке выездов граждан из СССР и других вопросов, с помощью которых буржуазная пропаганда пытается представить в ложном свете наш общественно-политический строй, подчеркивайте, что все эти попытки имеют целью опорочить советскую демократию и направлены на возрождение обстановки «психологической войны». На основе конкретных фактов… показывайте, что все утверждения о якобы имеющем место в СССР ущемлении прав личности и политической свободы являются вымыслом, а соответствующие антисоветские кампании – противоправным вмешательством в наши внутренние дела, идущим вразрез с нормами международного права.
-Почему тезис о правах человека получил особое звучание в 70-е годы ХХ в.?
-Кто такие диссиденты, о которых упоминается в тексте?
-Чем объясняется нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения в середине 60-80-хх г.г.?
Выводы:
Сегодня мы свободно можем говорить, высказывать свое мнение. В настоящей Конституции закреплены статьи защищающие права человека, свободу слова, печати. Однако так было не всегда. В период «застоя» в СССР открыто нарушались права человека, и не каждый решался об этом сказать.
Для СССР 60-е – 80-е годы были не простыми. Вследствие экстенсивных методов развития производства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике. Особенно чувствительным для населения был хронический аграрный кризис.
В общественно-политической жизни страны в этот период можно отметить такое явление, как диссидентство. Участник этого движения Б.Шрагин писал: «Диссиденты знают то же, что и большинство хоть что-то осознающих людей. Но, в отличие от молчащего большинства, они говорят то, что знают. Они сосредоточиваются на тех аспектах бытия современной России, от которых большинство считает благоразумным отвлекаться». Лишь немногочисленные активисты-диссиденты, открыто критиковали существующие порядки, предавали гласности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов, иногда – молчаливые демонстрации. Почти неизвестные в собственной стране, они вызвали широкую волну сочувствия и поддержки в мире. Кто были эти люди?
Тема урока: «Бросившие вызов». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1.Каковы были причины возникновения диссидентского движения в СССР?
2.Почему важнейшим направлением противостояния властям стала правозащитная деятельность?
3.Кем были диссиденты?
4. Знакомство со словарем урока.
Развитой социализм- теоретическая концепция, предполагавшая длительное совершенствование высшей стадии социалистического общества, якобы достигнутого СССР в своем развитии к концу 1970-х гг.;
Диссиденты – инакомыслящие люди, не разделяющие господствующую в государстве идеологию;
Правозащитники – люди, отстаивающие права своих сограждан в условиях политического бесправия.
5.Работа в группах с биографическими справками.
1гр. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989)
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) был одной из самых ярких исторических фигур ХХ века. Выходец из семьи дворян-интеллигентов, сторонников либерального переустройства России. Его по праву называют «отцом советской водородной бомбы». Человек кристальной чистоты, порядочности и смелости, он уже в 50-е годы активно выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, а в конце 60-х – начале 70-х годов стал признанным лидером правозащитного движения в СССР. «Совестью нации и эпохи» называли этого человека многие современники. В своей работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании интеллектуальной свободе» он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности: ядерная война, голод, возможная экологическая катастрофа, дегуманизация общества. Выход из сложившейся ситуации он видел в демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе.
После этой работы Сахаров был отстранен от секретных военных разработок и за ним был установлен жесткий контроль со стороны КГБ. За свою выдающуюся правозащитную деятельность в 1975 году Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира, для получения которой власти не разрешили ему покинуть СССР. После ввода советских войск в Афганистан Сахаров выступил с решительным протестом против этого шага. За это в январе 1980 года он был лишен всех государственных наград и сослан в Горький, где продолжил правозащитную деятельность. Лишь в декабре 1986 года был возвращен в Москву в условиях начавшейся «перестройки». В 1989 году Андрей Дмитриевич был избран народным депутатом СССР. Им был разработан проект новой конституционной страны, однако вынести его на обсуждение он не успел – в декабре того же года Андрей Дмитриевич умер.
2 гр. Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель и общественный деятель. Уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой был Александр Исаевич Солженицын, он выступал против пороков существовавшей в стране общественной системы, за что был арестован и в 1945-1953 годах отбывал наказание в сталинских лагерях. Первыми его произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа – «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Главная их тема – сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима.
В 1968 году был опубликован на Западе роман Солженицына «В круге первом», рассказывающий о подмосковном лагере – шаражке, где писатель отбывал часть своего лагерного срока. После этого его исключили из Союза писателей. В 1974 году Александра Исаевича арестовали по обвинению в измене родине, выслали из СССР и лишили советского гражданства. Наибольшую известность в СССР и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии в 1970 году. В 1994 году Солженицын вернулся в Россию.
3 гр. Ковалев Сергей Адамович.
Одной из ярких фигур в правозащитном движении является Ковалев Сергей Адамович. На протяжении многих лет он был уполномоченным по правам человека, и именно через него происходили все контакты наших правозащитников с Западной Европой. В 1964 году Ковалев подписывает свое первое заявление в защиту прав человека. Тогда ученый присоединился к протестам общественности против суда над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Потом он участвовал в протестах по делу А.Гинзбурга. Ковалев становится ближайшим соратником академика Сахарова, вместе с которым создает первую в СССР правозащитную организацию – инициативную группу по правам человека. Он стал редактором информационного бюллетеня «Хроника текущих событий». Он участвовал в Хельсинской группе и входил в московское представительство организации «Международная амнистия». Правозащитная деятельность Ковалева имела печальные результаты. Его уволили из МГУ. В 1974 году Ковалева арестовали и на закрытом суде приговорили к семи годам заключения и трем годам ссылки за антисоветскую агитацию. Он прошел через тюрьмы и лагеря, но не изменил своим убеждениям. С началом перестройки Ковалева реабилитируют.
6. Выводы: Зародившееся в СССР в 1970-е годы правозащитное движение первоначально не выдвигало политических требований. Оно критиковало произвол партийно-государственной бюрократии, защищало интересы людей. Правящие круги на деятельность диссидентов отвечали репрессиями. Лидеры диссидентского движения открыто высказывали мысли, которые были популярны в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Механическое движение"
конспект урока по физике 7 класса. Урок решения интересных задач по теме "Механическое движение. Плотность."...
План открытого урока по теме "Дорожное движение"
Большое внимание в программе изучения английского языка уделяется теме "Городская жизнь". Это план урока по теме "Дорожное движение" - "Спросите путь" / "Asking the way"...
План урока по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение"
9 класс (урок №___) ПЛАН УРОКА Тема: Величины, характеризующие колебательное движ...
план-конспект открытого урока по теме "Волонтерское движение"
Цель: Формирование у суворовцев основополагающих навыков и умений англоязычного общения.Урок планировался в соответствии с требованиями ФГОС. При обучении суворовцев метапредметным учебным действиям п...
План урока "Системы обеспечения безопасности движения"
План урока №1 по предмету "Системы обеспечения безопасности движения"...
План-конспект урока по теме "Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика"
В работе представлен план-конспект урока по теме "Годичное движение солнца по небу. Эклиптика"...
План урока по теме "Движение воздуха"
УМК по географии под редакцией Домогацкий Е.М., Алексеевский Н.И. тип урока: изучение и первичное закрепление, практикум....