Интеллектуально-правовая игра. Знаешь ли ты право?
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Сегодня мы проводим интеллектуально-правовую игру знатоков права. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Закон – это обязательные для всех нормы. Закон принимается государством, которое следит за его исполнением. А вот в законах принимаемых государством изложены права человека и его обязанности, а также ответственность за правонарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualno-_pravovaya_igra_v_91011_klassakh.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-правовая игра.  

 Знаешь ли ты право?

Закон не проявляется до тех нор, пока не нарушается,

Закон управляет людьми, разум - законом.

Цели: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить умение работать в группе, слушать мнение других людей.

Вступительная часть. Сегодня мы проводим интеллектуально-правовую игру знатоков права. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Закон – это обязательные для всех нормы. Закон принимается государством, которое следит за его исполнением. А вот в законах принимаемых государством изложены права человека и его обязанности, а также ответственность за правонарушения.

Мы собрались, чтобы проверить, как хорошо мы знаем наши права и обязанности, меру ответственности за правонарушение.

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

Знакомство с командами.  (2 команды : 9,10,11 классы).

Судить наши команды сегодня будет жюри в составе……

И так мы начинаем нашу игру.

1 конкурс.  Отгадай сказку.

 Давайте вспомним детские сказки и посмотрим, какие были нарушены в них права. 

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

     (Семеро козлят, Красная шапочка.)

  1. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая.

     («Гуси -Лебеди»)

3.   В этой сказке нарушено право неприкосновенности жилья.

     (Лиса и заяц).

 4.   В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения  и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»?

        («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. Конкурс «Юридический язык»     (конкурс капитанов).

Необходимо ответить на вопросы.

  1. Что такое право? (Право-совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения.)
  2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)
  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он на мо совершения преступления находился в другом месте.)

  1. Что зна превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)
  2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)
  3. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)
  4. Лицо, обращающееся для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)
  5. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного оспариваемого права. (Истец).

3. Конкурс   «Знаете ли вы?»  (Конкурс на скорость)

1. Когда и в связи с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря -        Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)

 2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены ,в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1919 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.)

3.  Какой из перечисленных государственных органов является правоохранительным?

 а) Прокуратура. а) Адвокатура. в) Министерство юстиции.

4. Когда возникает правоспособность гражданина ? (С момента рождения)

5. Когда была принята Конституция РК?  (30 августа 1995г)

      6. Назовите, кто ныне действующий министр внутренних дел ? (Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович)

     4. Конкурс     «Определить классификацию преступления »

  1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
  2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
  3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подарить мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
  4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
  5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парией и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
  6. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
  7. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Пока наши команды  определяют классификацию преступлений, мы поиграем со зрителями.

Игра со зрителями.      Блицтурнир

1. Прибор сотрудников ГАИ для определения скорости автомашины? (Радар)

2. Переговорное устройство полиции? (Рация)

3. Секретное место для' встречи с агентурой? (Явка)

4. Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

5. Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

6.  Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

7.  Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

8.   Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

9.  Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)

10. Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

Пока  жюри подводят  итоги конкурса.   Мы в это время, все вместе,  рассмотрим ситуации.

  1. Ученики пятого класса пришли  на урок физкультуры. У Марата к рюкзаку был прикреплён брелок «глобус», который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Марат переодевался в спортивную форму, один из одноклассников открепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: «Поиграем в пас!». Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком? Да, можно сказать. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий.

Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?

                        -  прежде думай, а потом делай;

                         - учись управлять своими эмоциями;

  1. Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал. Контрольная по математике   сорвана.

Определите, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм? 

( Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия.)

3.  Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня ещё обиднее.  Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашёл у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.

Какой можно вынести урок из этой ситуации?

       -  нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись, в том, что прав  именно ты, а не он.

Подведение итогов интеллектуально-правовой  игры.   Награждение победителей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально- правовая игра "Как я знаю Конституцию РФ"

В игре повторяются основные знания  и содержания  статей конституции РФ. Игра предназначается для учащихся 7,8 классов...

Разработка конкурсов для проведения интеллектуальной правовой игры "Права человека" в 9 классе

В разработке предлагаются конкурсные задания для правовой игры. Материал можно использовать при проведении предметной недели или уроков обществознания по разделу "Право" ....

интеллектуально-правовая игра "Закон и порядок"

Интеллектуально-правовая игра "Закон и порядок" проводится между двумя и более командами....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ИГРА «QUIZ»

Интеллектуально-равлекательная игра «QUIZ/КВИЗ» (далее – Игра) проводится в рамках правовой недели.КВИЗ – это интеллектуально-развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки.Настоящее По...

Интеллектуально-правовая игра «Закон страны знай и соблюдай!»

Интеллектуально-правовая игра «Закон страны знай и соблюдай!», ...