« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».
консультация по истории (11 класс) на тему

Белых Наталья Викторовна

Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?

Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotaya_v_shkole.docx573.11 КБ

Предварительный просмотр:

Работая в школе, видишь, что некоторые дети резко выделяются нестандартностью мышления, особенностью поведения, яркостью внутреннего мира. Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности? 

Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже.

 Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребёнка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарён, совпадает с его интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребенку, дайте ему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область его компетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно, существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочь обнаружить способности, сориентироваться в ситуации. Результаты специальных тестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они не подозревают о действительном уровне развития ребёнка, удивляются, когда психолог начинает хвалить ребёнка и показывает им его успешные работы. Тема эта требует отдельного обсуждения. Мы же поговорим о тех детях, которые проявили выдающиеся способности именно в детстве.

 Одарённые дети  - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. 

Вопрос: Если ребенок проявляет яркие способности в какой то деятельности, можно его считать одаренным?

Ответ: Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет её по-своему. Большинство специалистов определяют одарённость как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяют следующие области проявления способностей: интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству или музыке, психомоторные способности, социальные способности. Чаще всего именно родители первыми замечают особые способности, одарённость своего ребёнка. Наиболее рано проявляется музыкальная и художественная одарённость. Различают общую и частную одарённость. Примерами всесторонне одарённого человека являются М.В. Ломоносов и Леонардо да Винчи. Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являются залогом будущих успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая к специальным тестам.

Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают важнейшая характеристика одарённости.

Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Одарённым детям часто свойственна оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одарённые дети обладают хорошей памятью, "впитывают, как губка" огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно чётко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова.

Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам. Необходимо отметить, что наличие высокого IQ (коэффициента интеллекта) не имеет первостепенного значения, гораздо большее влияние оказывает способность к творческому мышлению. Большинство одарённых детей отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов. Ребёнок, одарённый в социальной сфере, легко приспосабливается к новым ситуациям. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям. В окружении посторонних людей такой ребёнок сохраняет уверенность в себе. С лёгкостью может общаться с детьми и взрослыми, проявляет инициативу, руководит играми детей и принимает на себя ответственность. Безусловно, эти описания не исчерпывают всё многообразие одарённости, но могут помочь не только в определении одарённости ребёнка, но и найти у него те качества, которые можно стимулировать и развивать.

Одарённость может быть как преимуществом, так и источником проблем. Демонстрируя высокий уровень развития мышления и речи, одарённые дети создают иллюзию взрослости. По инерции окружающие начинают предъявлять к ним повышенные требования. Для таких детей вполне естественным является разный темп развития интеллектуальной и эмоциональной сферы. Одарённый ребёнок может решать сложные задачи, "как большой", а эмоционально реагировать в соответствии со своим возрастом, "как маленький", может бегло читать и при этом с трудом владеть простейшими ручными навыками, В школе такие дети далеко не всегда демонстрируют высокую академическую успеваемость, если содержание обучения не совпадает с их интересами. Часто они сопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине и конформизму, что необходимо учитывать в воспитании и обучении одарённых детей. Игнорирование их особенностей может привести к развитию отрицательного восприятия себя, вызвать трудности в общении со сверстниками.

Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи. Такая положительная черта, как стремление довести дело до конца, нередко превращается в перфекционизм, (стремление довести дело до полного совершенства).

Вопрос: Что нужно знать учителю об одаренных детях?

Ответ: Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным). Академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности или к творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица небольшим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом
обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы. Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 Вопрос: С помощью каких диагностических методик возможно выявить одаренного ребенка?

Ответ: Выявление одаренных учащихся – достаточно сложная и многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет в ней семь диагностических этапов:

- номинация (называние) имен кандидатов в одаренные;

- выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.д.;

- изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью вопросников и интервью;

- оценка учащегося его сверстниками, сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью вопросников;

- самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

- оценка работ (экзаменационных в т. ч.) достижений школьной успеваемости;

- психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы:

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  2. принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
  3. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  4. принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с одаренными детьми 


1. Выявление одаренных детей: 

знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают: 

отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;

предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми 

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся. 

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. 

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе. 

Условия успешной работы с одаренными учащимися 

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами: 

  1. увлеченность своим  делом;
  2. способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  3. профессионально грамотные;
  4. интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
  5. проводником передовых педагогических технологий;
  6. психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  7. знатоком во всех областях человеческой жизни.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? 

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. 
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. 
В школе должны быть свои традиции. 
Школа должна давать современное образование. 
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. 
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования. 
В нашей школе ведётся целенаправленная работа с одарёнными детьми. Она отражена в плане "Одарённые дети". 

Формы работы с одаренными учащимися: (слайд) 

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. факультативы;
  3. предметные кружки;
  4. кружки по интересам;
  5. конкурсы;
  6. курсы по выбору;
  7. участие в олимпиадах;
  8. работа по индивидуальным планам;
  9. занятия в профильных классах
  10. интеллектуальные марафоны
  11.  поощрение одарённых учащихся.

Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии. 

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и  внеурочное время

Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях. Основой формирования системы работы с одаренными детьми является «погружение в предмет», а основными функциями – обучающая, развивающая и воспитывающая.

2. Методы работы:

В обучении интеллектуально- одаренных учащихся ведущими являются:

методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

 Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.                                       Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  2. включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
  3. формирование и развитие сети дополнительного образования;
  4. организация научно-исследовательской деятельности;
  5. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей 

  1. Публикация в СМИ;
  2. Премия администрации ОУ "Ученик года";
  3. Увеличение каникулярного времени;
  4. Стенд "Лучшие ученики школы";
  5. Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;

Работа с родителями одаренных детей 

  1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  2. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  3. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;

Работы моих учеников публикуются газетах.  На районных  олимпиадах мои  воспитанники занимают достойные места. Вместе с  учениками я занимаюсь научно- исследовательской деятельностью. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А. А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. 
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. 
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Вывод: Однако, уважаемые коллеги, хочется предостеречь вас от слепой веры в результаты анкет, тестов, различных методик. Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях, но и как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Тесты для выявления способного (одарённого) ребёнка.

I. Интеллектуальные способности

1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывает взрослым, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
7. Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
11. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

II. Художественные способности

1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунках, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток, и т.д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

III. Музыкальный талант

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поёт.  
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти туда, где можно послушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении и музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.

IV. Способности к занятиям научной работой

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью в понимании абстрактных понятий, в установлении обобщений.
4. Хорошая «моторная» координация, особенно межу зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.
6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т.д.).
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

V. Литературное дарование

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоционально состояния героев, их переживание и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроение, характер героев.

VI. Артистический талант

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой ловкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. НЕ любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникающую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VII. Способности технические

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется машинами и механизмами.
3. В мир его увлечений входит структурирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Способности к спорту

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше всех физически координирован в движениях, движется легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (играх в хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=181900450-63-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=14068819-53-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=909958416-68-72&n=21   http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=137786223-38-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)

Актуальность. На современном этапе общественного развития в России утверждается общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение высокого качества образования, его ...

Выявление и поддержка одарённых детей

Презентация по работе с одарёнными детьми...

Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности

Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и  развития творческих способностей  в области книжной графики и литературного творчества прошел...

Выявление и поддержка одарённых детей через систему организации конкурсов, олимпиад.

Среди всех форм работы в большей степени стоит выделить конкурсы и олимпиады, так как они являются своеобразным видом развития, формирования и оценки творческой одаренности. Под олимпиадой понимается ...