Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
статья по теме

Мехоношина Елена Владимировна

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка

Доклад на тему:

«Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Мехоношиной Е. В.

МОУ СОШ № 22

Гуково 2011

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам.

 В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

 Особенности личностно-ориентированных технологий

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 

5. Планирует и направляет детскую деятельность 

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения 

Деятельность учителя на уроке с

личностно-ориентированной направленностью

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

  1. Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии
  2. Упражнения творческого характера
  3. Дидактическая игра

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.

На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

  • разные стартовые возможности детей;
  • разные способности, а с определённого возраста и склонности;
  • для обеспечения индивидуальной траектории развития.

Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.

Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяла на своих уроках.

Обобщим способы дифференциации:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

Дифференцированная работа  организована по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности и низким уровнем обученности  выполняют задания первого уровня. Дети отрабатывают отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности – творческие (усложнённые) задания.

               Основные принципы работы по рейтинговой системе:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее;
  • целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли;
  • текущий – ежеурочный контроль;
  • промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  • итоговая аттестация – в конце года.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

        Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения – творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования – учебный проект. Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.

Цель: создавать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.

Использование технологий дифференцированного и группового

обучения школьников

В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди),  мозаичным (включение  в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром.

Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, при выполнении творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

Группы получают  задания, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям текста, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы…

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.

Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, являются:

  • использование субъектного опыта ребенка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

        Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Реализуя основную цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – учитель должен включать учащихся  в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.

В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения  являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.

 Я ставлю перед собой задачу обучать иностранному языку как средству эффективного решения коммуникативной задачи.

Цель интерактивного обучения - создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы.

Интерактивные методы обучения – это особая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, а роль учителя заключается в направлении деятельности учащихся на достижение поставленных целей урока. При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника ученика в работе, одного из источников информации образования.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют

- диалогическое взаимодействие,

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества,

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения,

- тренинговую организацию учебного процесса.

Интерактивное обучение построено на групповом взаимодействии, сотрудничестве и совместной деятельности. Смысл групповой работы состоит в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт ученик смог перенести в реальную языковую среду и успешно его использовать.

Организация учебного взаимодействия может осуществляться в микрогруппах (диадах и триадах) и в малых группах (от 4 до 7 человек).

Обучение, основанное на групповом взаимодействии, вначале вызывает трудности организационного и психологического характера.

Результативность и эффективность интерактивного обучения:

●  Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний учащихся  в реальной жизни.

● Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

● В интерактивном обучении каждый успешен, так как данные методы обучения формируют способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную ситуацию.

●  Внедрение интерактивных методов обучения позволяет различным субъектам образовательного процесса приобрести свой собственный опыт.

● Интерактивная деятельность раскрывает новые возможности для совершенствования  коммуникативной компетенции, готовности к действию, осознания и принятия ценностей.

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

Столкнувшись с проблемой низкого уровня  активной речевой деятельности учащихся на уроке, я начала целенаправленно планировать работу по решению этой проблемы.

Приемы и методы интерактивного обучения для формирования и совершенствования языковой компетенции:

А) Грамматика

 1) При изучении темы «Модальные глаголы»  я использую игру « Разбор ситуаций из практики». Учащиеся принимают участие в групповом обсуждении и совместно вырабатывают  решение.  Обсуждение реальных жизненных ситуаций вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Задания могут быть очень разнообразными: «Ваша бабушка заболела, посоветуйте, как ей быстрее  поправиться», «Разработайте новый устав школы. Аргументируйте, что можно и что нельзя делать в школе», « Дайте своему другу рекомендации по здоровому питанию».

2) Для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени применяю групповую игру «Избирательная кампания». Учащиеся в группах готовятся к избирательной кампании, решая, что они могут пообещать избирателям, чтобы получить наибольшее количество голосов на выборах.

3)  Для тренировки использования вопросительных, отрицательных и утвердительных форм времен группы Pastможно использовать  ролевую игру «Алиби».  Предлагаю учащимся ситуацию: «Вчера в 8часов вечера была ограблена квартира ваших соседей». Группа играет роль «детективов» и готовит вопросы для допроса. Двое учащихся – «подозреваемые» – выходят из класса и придумывают себе алиби. Детективы «допрашивают подозреваемых», а те, в свою очередь, доказывают свою невиновность. Решение нестандартной задачи доставляет удовольствие учащимся.

4) Мини-конкурс «Лучший сплетник» целесообразно проводить  для закрепления навыков трансформации прямой речи в косвенную. Учащиеся прослушивают небольшой диалог и, работая совместно в  группах, трансформируют его, соревнуясь за звание лучшего сплетника группы.

Б) Лексика

1)  Прием «Медиа-азбука» позволяет учащимся расширить их активный словарь по теме урока. «Медиа-азбука» представляет собой развернутый ряд ключевых понятий и проблем, организованных в алфавитном порядке по определенной теме, и представленный в мультимедийном варианте. Мини – группы из 3-4 человек готовят свои мультимедийные презентации, скрупулезно работая с разнообразными словарями и овладевая навыками исследовательской работы. Объясняя выбор того или иного слова, учащиеся учатся мыслить логически, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

2) Прием «Ассоциации»  и прием «Четыре угла» использую при закреплении лексики по теме «Праздники ». На доске записываю тему урока, и предлагаю учащимся назвать слова, которые ассоциируются с ней. В каждом углу класса вывешиваю лист бумаги определенного цвета (желтый, синий, красный, зеленый), который соответствует какому-то  празднику.  Учащиеся делятся на группы, выбирая интересующую их тему, обсуждают её и готовят презентации.

Приемы и методы интерактивного обучения для формирования и совершенствования речевой компетенции:

А) Чтение

1) Урок-симуляция по теме «Экологические проблемы» проходит в виде заседания членов организации «Друзья природы» и состоит из трех этапов. На 1 этапе  каждый  учащийся получает карточку с его ролью и с опорными ключевыми словами, а также статью, которая поможет решить поставленную задачу. Учащиеся читают свои тексты и  определяют последовательность выступлений.  IIэтап урока – симуляция: председатель открывает заседание, объявляет повестку дня и предоставляет слово каждому участнику. Каждый ученик эмоционально рассказывает о своей экологической  проблеме и предлагает пути ее решения, стремится быть убедительным и доказать, что его проблема представляет наибольшую опасность для планеты.  IIIэтап – подведение итогов, рефлексия.  Урок помогает осознать ответственность каждого за будущее своей планеты, а также проявить свои ораторские способности.

2) Прием « Ажурная пила» по теме «Легко ли быть молодым?».  Разделяю класс на две группы для работы с текстом «Курение» и текстом «Алкоголь». Каждый из текстов разбит на 3 логических и смысловых  блока: Причины, Последствия, Помощь.  Каждый ученик группы  становится «экспертом» своей проблемы. Затем  «эксперты»  двух групп встречаются и обмениваются информацией, а после этого обучают членов своей команды тому, что узнали. Каждая группа отчитывается по своему тексту. На заключительном этапе обсуждения предлагаю учащимся принять участие  в ролевой игре «Скажи нет курению!».  Один учащийся играет роль подростка, который попробовал курить из баловства, а друзья убеждают его бросить курить. Игра заставляет включиться в работу каждого,  помогает выработать адекватные формы поведения и найти свои аргументы против курения.

Б) Аудирование

1) Ролевые дискуссии целесообразно проводить после контроля восприятия и понимания речи на слух,  когда текст дает  эмоциональный толчок к поиску дальнейшего решения обсуждаемой проблемы. Ролевые дискуссии имитируют реальные ситуации общения, где каждый выступает в соответствии с определенной ролью. Так, ролевая дискуссия «Поговорим о любви» проходит после контроля понимания прослушанного текста «Любовь: миф или реальность». Распределяю роли среди учащихся с описанием их характеристик (ведущий, романтик,  скептик, сомневающийся, влюблённые), даю время на подготовку и учащиеся высказывают свое мнение в соответствии со своей ролью. Такие дискуссии требуют импровизации и развивают спонтанную неподготовленную речь.  

2) Метод «Круглый стол». После контроля понимания прослушанного текста с помощью открытых вопросов,  которые идеально подходят для начала дискуссии, провожу заседание «Круглого стола» по теме «Школа будущего: какая она?». Такая форма группового общения формирует культуру общения, толерантность к мнению других, позволяет согласовывать свои точки зрения и учит конструктивному диалогу.

В) Говорение

1) Ток-шоу «Телевидение: за и против» провожу в форме защиты проектов. Учащиеся делятся на две группы,  выбирают ведущего. Каждая команда готовит свои мультимедийные презентации, а также аргументы и контраргументы в защиту своей позиции. Ведущий обозначает правила проведения ток-шоу, предоставляет каждой команде возможность обосновать свою точку зрения. В процессе игры «телезрители» звонят в студию и задают свои вопросы участникам обеих команд. Игра прерывается рекламными роликами и выпуском новостей «Панорама». В конце подводятся итоги голосования телезрителей по теме «Ток-шоу». Такая форма проведения урока делает учебный процесс для школьников лично значимым и позволяет им раскрыть свой творческий потенциал (приложение 6).

2) При подготовке устного журнала «Земля – наш дом» творческая группа «Редколлегия» готовит к выпуску журнал, состоящий из семи глав. При этом каждый раздел журнала имеет собственное название: Трагический, Оптимистический, Поэтический, Практический.  Ребята самостоятельно ищут необходимую информацию, используя Интернет. На уроке проходит презентация журнала и его обсуждение. Проведение таких уроков способствует самореализации учащихся в процессе языкового общения.

3) Прием «Работа с пословицами, поговорками и цитатами» повышает активность и мотивацию учащихся на уроке, а многообразие позволяет успешно включать их в учебный процесс на различных этапах урока, стимулировать общение. Пословица и цитата может стать экспозицией к уроку, смысловой опорой для дальнейшей дискуссии в группах, темой для статьи в газету.

Г) Письмо. Я практикую индивидуальные и групповые творческие виды письменных работ. При выполнении индивидуальных заданий учащиеся могут реализовать свое желание описать личный опыт, попробовать себя в роли переводчика и поэта, журналиста. Групповые виды работы формируют у учащихся умение аргументировать свою точку зрения в письменной полемике, соблюдать культуру письменной речи.

   Интерактивные методы обучения представляют собой эффективное средство совершенствования  коммуникативной компетенции и самореализации учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности.

Во внеклассных мероприятиях учащиеся имеют возможность проводить ролевые и деловые игры: экономические и творческие игры, обсуждать ситуации из реальной жизни, совершать виртуальные путешествия в страны изучаемого языка, учатся писать письма, личные и деловые, заполнять анкеты, бланки документов, создавать мультимедийные проекты, что позволяет развивать способности учащихся и их стремление точно и к месту использовать английский язык в целях эффективного общения.

    Во время проведения  недели английского языка мои учащиеся с большим энтузиазмом участвовали в конкурсе «Это интересно…». Огромное поле деятельности было предоставлено специально для того, чтобы дети могли пообщаться друг с другом, учителем и решить о какой стране пойдёт речь и какая сфера жизни их больше интересует, а также подумать о представлении своих результатов.

         Также шестиклассники подготовили для младших школьников праздник, посвящённый творчеству Р.Киплинга. В этом мероприятии были задействованы и старшеклассники в роли ведущих, и малыши не просто сидели, а участвовали в играх и отгадывали загадки. Весь праздник вёлся на английском языке, снятию трудностей способствовала презентация, которую подготовили девятиклассники.

Старшеклассникам мы предложили написать письмо-сочинение по теме «Моя будущая профессия», аргументируя  и иллюстрируя свой выбор. Такая практика сегодня дают возможность оптимально организовать разнообразную творческую деятельность учащихся разных возрастов совместно на уроках и во внеклассных мероприятиях, помогают воспользоваться способами эмоционального преподнесения материала, что позволяет окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания, а школьный предмет - средством защиты права ребёнка быть умным.

         Но при этом, характеризуя интерес как средство обучения, следует помнить, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффектными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными рассказами и т.д., это даже не облегчённое обучение, в котором всё рассказано, разъяснено и ученику остаётся запомнить. Ведь только самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, а значит, способствует решению главной задачи школы: «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""

Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....

« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».

Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает об...

Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...

Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"

В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования "....

Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

   Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...