урок истории "Русские князья и Золотая Орда" 6 класс
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
Урок с использованием возможностей интерактивной доски способствует развитию перспективного мышления, формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок истории "Русские князья и Золотая Орда" 6 класс | 40.5 КБ |
презентация урок истории "Русские князья и Золотая Орда" 6 класс | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
Урок истории России в 6 классе.
Тема урока: Русские князья и Золотая Орда.
Учебно-методическое обеспечение.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.- :Просвещение, 2012.
Цели урока: 1. Обучающая:
Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.
2.Развивающая (предметно-практическая):
Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы
с помощью специфического отбора материала.
3.Воспитательная:
Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.
Понятийный аппарат урока:
-хан;
-Золотая Орда;
-иго;
-упадок хозяйства и культуры;
-зависимость;
-военный союз;
-ярлык, ордынский выход.
Техническое и методическое обеспечение:
-интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);
-карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;
- сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».
Форма урока: проблемный урок.
Формы контроля на уроке:
-вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная; ответы: устные, письменные) контроль;
-индивидуальный (устный, письменный) контроль;
-обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.
Формы работы на уроке:
-проблемное изложение материала;
-эвристическая беседа;
-постановка и решение проблемы;
-формирование понятий;
-работа у карты и с картографической информацией;
-обобщение материала.
Структура урока:
I. Проверка домашнего задания.
1.Подготовительная вводная беседа.
2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый).
3.Индивидуальный ответ у интерактивной доски:
-письменный;
-работа с картой.
4.Проверка знания понятийного аппарата.
5. Работа с картой.
6.Обобщающий вопрос – подготовка к изучению нового материала.
7. Вывод.
II. Изучение и закрепление нового материала.
1.Информативный блок (постановка проблемы).
2.Практический блок (решение проблемы).
3.Обобщающий блок (вывод).
III. Оценки за урок.
Домашнее задание.
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
1.Подготовительная вводная беседа.
2.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска)
- выделить из представленного на доске последствия монгольского нашествия;
-выделить культурные, социальные, политические последствия.
3.Экспресс-опрос:
-когда Русь была завоевана монголами (назвать дату);
-почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?
4. Работа над понятийным аппаратом:
-что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»;
-что они называли Золотой Ордой?
-назовите столицу Золотой Орды;
-кто такой хан?
5.Работа с картой: (интерактивная доска)
Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?
6. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) -
индивидуальный устный ответ на вопросы:
В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после
монгольского нашествия?
Выделить из написанных на доске последствий монгольского завоевания те, что касаются положения русских князей.
- Вывод:
Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.
II. Изучение нового материала.
Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.
- Информативный блок. Постановка проблемы:
Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
- Основные даты темы:
1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение.
1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.
- Персоналии темы:
- Александр Ярославич Невский
- Ярослав Всеволодович
- Михаил Черниговский
- Батый-хан
- Основные понятия темы:
- численники;
- баскаки;
- «выход»
- ярлык.
- Рассказ учителя. (показ репродукций)
План:
- получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.;
- гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.;
- гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г.
( зачитывание отрывка из «Сказания»);
- использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах;
- сбор дани русскими князьями;
- проведение переписи Александром Ярославичем Невским.
- Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.
- 2. Практический блок- решение проблемы:
Завершающий вопрос по рассказу учителя:
- Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?
( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды. В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая и военная поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для упорядочения сбора дани.)
- Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?
( Ответ: Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды; второй - военно-союзнические отношения.)
3. Вывод.
Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.
О чем говорят нам полученные сегодня знания?
( Ответ: Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.)
- Задание на дом.
- Оценки за урок.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Обучающая: Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси. Развивающая (предметно-практическая): Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы с помощью специфического отбора материала. Воспитательная : Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.
Форма урока: Возврат к решению познавательной задачи (обобщающий блок ) Постановка проблемы (информативный блок) Система фактов- решение проблемы (практический блок) проблемный урок
Формы работы на уроке : проблемное изложение материала; эвристическая беседа; постановка и решение проблемы; формирование понятий; работа у карты и с картографической информацией; обобщение материала.
Формы контроля на уроке : вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная; ответы: устные, письменные) контроль; индивидуальный (устный, письменный) контроль; обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.
Понятийный аппарат урока : хан; Золотая Орда; иго; упадок хозяйства и культуры; зависимость; военный союз; ярлык, ордынский выход.
Обеспечение урока : карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;
Прикладное обеспечение темы: Основные даты Основные понятия Персоналии
Основные даты 1243 -получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение. 1247 -гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.
Основные понятия - численники; - баскаки; - «выход»; - ярлык.
Персоналии Александр Ярославич Невский Ярослав Всеволодович Михаил Черниговский Батый-хан
Структура урока : I . Проверка домашнего задания. 1.Подготовительная вводная беседа. 2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый). 3.Индивидуальный ответ у доски: -письменный;. 4.Проверка знания понятийного аппарата. 5. Работа с картой. 6.Обобщающий вопрос. 7. Вывод. II . Изучение и закрепление нового материала. 1.Информативный блок (постановка проблемы). 2.Практический блок (решение проблемы). 3.Обобщающий блок (вывод). III . Оценки за урок. Домашнее задание.
Индивидуальный ответ: выписать на доске последствия монгольского нашествия; выделить культурные, социальные, политические последствия .
Экспресс-опрос: когда Русь была завоевана монголами? (назвать дату); почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?
Работа над понятийным аппаратом: что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»; что они называли Золотой Ордой? назовите столицу Золотой Орды; кто такой хан?
Работа с картой: Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?
Обобщающий вопрос ( подготовка к изучению нового материала) В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после монгольского нашествия? Выделить из написанных на доске последствий монгольского завоевания те, что касаются положения русских князей.
Вывод: Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.
Информативный блок. ( Постановка проблемы) 1 . Рассказ учителя. План: - получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.; - гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.; - гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г. - использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах; - сбор дани русскими князьями; - проведение переписи Александром Ярославичем Невским. 2. Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.
Практический блок (решение проблемы). Завершающий вопрос по рассказу учителя: - Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды? ( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды. В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая и военная поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для упорядочения сбора дани.) - Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить? ( Ответ: Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды; второй - военно-союзнические отношения.)
Вывод. ( Итог) Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз. О чем говорят нам полученные сегодня знания? Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)
Поваренная соль - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»
Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...
Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".
Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...
Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"
Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...
Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"
Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"...
Урок. Ростово-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. 7 класс.
Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»
Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...