КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тема урока: «Первые русские князья», 6 класс
Цель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства.
Задачи:
Обучающие: Рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразованийкаждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.
Развивающие: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работыучащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_russkie_knyazya_6_klass.docx | 314.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ БИЛЬГАДИНСКАЯ ООШ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО
ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
(6 КЛАСС)
«Первые русские князья»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Абдуллаева С.А.
2020 год
Тема урока: «Первые русские князья», 6 класс
Цель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства.
Задачи:
Обучающие: Рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразованийкаждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.
Развивающие: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работыучащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Ход урока
- Организационный момент
На доске эпиграф:
«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в
Киеве первый княжить, и как русская земля
стала развиваться»
Нестор.
- Актуализация знаний
- Работа у доски. Составление династического древа. - Историю создают люди. И мы с вами сейчас составим династическое древо правителей Древней Руси. На столе вы видите портреты князей, которые вы должны закрепить на доске в том порядке, в котором они правили.
(Дети составляют на доске династическую цепочку и записывают под ними годы правления).
Проверка задания.
Молодцы, ребята. С заданием справились.
Величаво и привольно течёт Днепр, широко раскинул он свои берега. А по берегам – то высокие холмы, то низкие луга. Красиво вокруг! Удивительна и прекрасна Древняя Русь.
Посмотрите, на ваших столах лежат листы. Текст был перепечатан с древних текстов, и поэтому там допущено очень много ошибок. Давайте найдем их и восстановим послание.
«Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, ячмень и гречиху. В 5 веке у славян начинается процесс образования государства. Управлять Русью были приглашены варяжские князья Рюрик, Аскольд и Дир.В 879 году умирает Рюрик, а новгородским князем становится его сын Олег».
- Формулировка темы урока детьми.
- Словарный диктант.
А теперь проведем словарный диктант по историческим терминам. Я буду вам читать определения слов, а вы должны написать их понятия.
1.Сбор меда диких пчёл (Бортничество)
2. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
3.Объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани (Полюдье).
4.Описание событий по годам. (Летопись)
5.Вера во многих богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека (Язычество).
6.Войны межу князьями (Усобицы).
7.Земельное владение, передававшееся по наследству (Вотчина).
Проверка задания.
2) Беседа.
- Как славяне называли викингов? (Варяги)
- Назовите имя известного вам варяга. (Рюрик)
- Что вам известно про него? (Был приглашен править, первый князь…)
- Кто правил после Рюрика? (Олег, т.к. сын Игорь был маленьким)
- Рюрик, Олег, Игорь…-кем они являлись для славянских племен? (Правителями, князьями и т.д.)
- Хорошо, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Первые русские князья)
Тема урока: Первые русские князья.
- Что бы вам хотелось узнать при изучении этой темы?
Цель: ответить на такие вопросы как:
1) Когда образовалось первое русское государство?
2) Кто управлял им?
3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
- Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем о жизни первых русских князей и о их деятельности.
План изучения:
1. Князь Олег
2. Князь Игорь
3. Княгиня Ольга
4. Князь Святослав
- Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев, образовав единое государство 882 г.. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.
Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.
Запись в тетради: 882-912 – правление Олега.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.
Просмотр видеоролика.
Запись в тетради: 907, 911 - Походы на Византию5 мин
- После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.
Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.
Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.
После этого похода князь Игорь больше не воевал. Князь Игорь был женат на Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года.
Запись в тетрадь: 912-945 – правление Игоря
В 945году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т.к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили.
Видеоролик. 5 мин.
Физкультминутка:
«О Ярило-светило! Приди с летом, дождём, с житом, жнивьём!»
- После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава.
Особую страницу вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.
Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором.
При ней были введены Уроки – размер дани и Погосты – определенные места, куда в указанный срок должна была свозиться дань.
Запись в тетрадь:945-957 – правление Ольги
Уроки – размер дани
Погосты – место сбора дани.
Она жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа князя Игоря. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.
Видеоролик. 5 мин.
- Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга.
Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов.
Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги.
Мирная жизнь не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.
Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство.
У Святослава было трое сыновей: Ярополк и Олег (от гречанки Предславы) и Владимир (от ключницы княгини Ольги Малуши).
Тест.
1. Какой князь считается родоначальником династии русских князей ? А. Аскольд; B. Кий; C. Дир; D. Рюрик
2. Как в древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани? А. Полюдье; B. Оброк; C. Выход; D. Ясак
3.Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? А. 862г; B. 988г; C. 1097г; D. 1111г.
4. Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославича: А. Учредить погосты и уроки; B. Принять христианство; C. Создать Русскую Правду; D. Убить князей Аскольда и Дира
5. Размер дани, установленный княгиней Ольгой, назывался? А. Уроки; B. Погосты; C. Полюдье; D. Оброк
6. Кто стали первыми святыми земли русской? А. Ярослав и Владимир; B. Борис и Глеб;
C. Ольга и Игорь; D. Святослав и Олег
7. В каком году Русь приняла христианство? А. 911г.; B. 945г.; C. 988г.; D. 1015г.
8.Свод законов в древнерусском государстве назывался? А. Русская правда; B. Соборное Уложение ; C. Стоглав; D. Судебник
Вернемся к цели нашего урока.
Когда образовалось первое русское государство? 882 г.
2) Кто управлял им? Князья Олег, Игорь ….
3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств? Объединяли земли, завоевывали новые.
4.Закрепление. Работа в группах
Заполните таблицу, вставив недостающие слова в указанные графы.
За каждое верно указанное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Команда 1
Рюрик |
Святополк |
Команда 2
Игорь |
Владимир |
Ответы:
Рюрик |
Олег |
Игорь |
Ольга |
Святослав |
Ярополк |
Владимир |
Святополк |
. Решите задачи.
За каждую верно решённую первую задачу команда получает 2 балла; за вторую – 3 балла. Максимальное количество баллов – 5. Время на выполнение задания – 8 минут (по 4 минуты на каждую задачу).
Команда 1.
Задача 1 (максимальное количество баллов – 2).
Год образования Древнерусского государства совпадает с годом первого упоминания Киева, который на три года моложе Новгорода. В каком году был основан Новгород?
Задача 2 (максимальное количество баллов – 3).
Найдите в приведенном перечне племенных союзов те, которые не относятся к восточным славянам. Выпишите их порядковые номера.
- Поляне.
- Древляне.
- Валахи.
- Словене.
- Кривичи.
- Ятвяги.
- Дреговичи.
- Полочане.
- Черемисы.
Команда 2
Задача 1 (максимальное количество баллов – 2).
Святославу Игоревичу, на момент гибели его отца, князя Игоря, было всего три года. Святослав взошёл на престол и стал киевским князем в 957 году. В каком возрасте Святослав взошёл на престол?
Задача 2 (максимальное количество баллов – 3)
Найдите в приведенном перечне городов те, которые располагались не на территории Древнерусского государства. Выпишите их порядковые номера.
- Киев.
- Чернигов.
- Смоленск.
- Преслав.
- Царьград.
- Искоростень.
- Итиль.
- Полоцк.
- Ростов.
Ответы:
Команда 1
Задача 1.
Год образования Древнерусского государства – 862. Этот же год (862) – является годом первого упоминания Киева. Поскольку Киев моложе (появился позже) Новгорода на три года, следовательно, Новгород был основан в 859 году (862-3=859).
Указан правильный ответ – 1 балл.
Дано подробное объяснение с решением – 2 балла.
Иное – 0 баллов.
Задача 2.
Ответ: 3,6,9.
Каждая верно указанная позиция – 1 балл.
Каждая неверно указанная позиция - -1 балл.
Максимальный балл – 3. Минимальный балл – 0.
Команда 2.
Задача 1.
Год окончания правления (гибели) князя Игоря – 945. Если Святославу на этот момент времени было 3 года, то он родился в 942 году. Следовательно, в 957 году, когда Святослав взошёл на престол, ему было 15 лет (957-942=15).
Указан правильный ответ – 1 балл.
Дано подробное объяснение с решением – 2 балла.
Иное – 0 баллов.
Задача 2.
Ответ: 4,5,7
Каждая верно указанная позиция – 1 балл.
Каждая неверно указанная позиция - -1 балл.
Максимальный балл – 3. Минимальный балл – 0.
Итог урока.
Итак, наше занятие подошло к концу. Члены жюри подсчитывают количество баллов, набранные командами. Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие было для вас интересным и поучительным. Поделитесь своими впечатлениями. Что нового узнали? Что показалось интересным? Что не получилось?
Возьмите сигнальные карточки и оцените своё настроение от урока:
- белый цвет означает положительное настроение;
- серый – нейтральное;
- чёрный – негативное.
А закончить наше занятие мне бы хотелось изречением великого древнегреческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"
Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....
История России 6 класс "Первые русские князья"
Историческая викторина для 6 класса.Презентация может использаваться как урок для повторения "Первые русские князья"....
Конспект урока истории в 6 классе "Первые русские князья"
Конспект урока...
Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...
Уроки истории России в 6 классе. Первые русские князья.
Уроки истории России в 6 классе. Первые русские князья. (с дополнительными материалами)...
Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»
laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...
Проверочная работа. 10-11 класс."Первые русские князья"
Проверочная работа по истории в формате ЕГЭ. Время выполнения - 45 минут....