Вопросы к игре по истории и культуры Санкт-Петербурга (8-9 класс)
занимательные факты по краеведению (9 класс) на тему

Колесова Светлана Юрьевна

Игра Брейн-ринг может быть проведена в рамках тематической недели, также вопросы игры могут быть использованы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_9_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колесова С.Ю., учитель истории и культуры СПб ГБОУ СОШ № 348

Брейн-ринг

Участвуют несколько команд по 4 человека.

После того, как ведущий задает вопрос, все команды одновременно размышляют над ответом. Время для обсуждения – 1 мин. Право ответа получает команда, которая первой просигналит о своей готовности. Если дан неверный ответ, остальные команды могут использовать оставшееся время. Если по истечении минуты ни одна команда не дает правильного ответа, вопрос снимается. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая первой наберет 5 баллов. Если по окончании игры несколько команд набирают одинаковое количество баллов (напр. 4), то проводится конкурс-блиц, когда команде предлагается за 1 минуту ответить на максимальное количество вопросов.

1.  В последних числах апреля 1896 года в столичных газетах появились сенсационные объявления. В них сообщалось о том, что 4 мая в помещении театра «Аквариум» состоится первый в России показ последнего чуда науки. После 4 мая «Петербургский листок» отмечал, что «восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда». Критик В.В. Стасов, побывав на таком показе, писал дочери Л.Н.Толстого: «Есть ли у вас нынче в Москве то самое, что у нас есть в Петербурге и отчего тут у себя дома схожу просто с ума? Есть? Есть? … Господи, до чего может доходить гениальность изобретения в наши дни! До чего велика великость сегодняшних людей!»            Вопрос: Что вызывало подобные восторги  у петербуржцев?                                    Ответ: Первые киносеансы.

2.  Петр I говорил садовнику: «Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять в Летнем саду, находили бы в нем что-нибудь поучительное. Как бы нам это сделать?» Садовник отвечал: «Прикажите разложить по местам книги, ваше величество, чтобы гуляющие, садясь,  могли их читать». Петр рассмеялся и сказал: «Моя выдумка лучше».                                                                                                                            Вопрос: Что придумал Петр, чтобы сделать посещение Летнего сада поучительным? Ответ: Среди скульптур Летнего сада были изображения героев басен Эзопа. У каждого фонтана стоял столб с текстом басни и ее толкованием.

3.  Модель первой конной статуи Петра I создал еще при его жизни Карло Бартоломео Растрелли — отец гениального зодчего. Голову всадника он вылепил по восковой маске, снятой с лица живого Петра. В бронзе скульптура была отлита в 1746 году. Дочь Петра I Елизавета хотела установить статую перед Зимним дворцом. Но не успела... А Екатерина II забраковала ее. Этот памятник Петру Beликому -- первый памятник, созданный ему в России, украсил Петербург только при Павле I. К этому времени уже 18 лет на одной из площадей города на Неве уже стоял памятник основателю города. А на постаменте  памятника сообщалось, кто был инициатором его установки: «Петру I – Екатерина II». Павел же, установив перед своим           замком монумент, который не понравился его матери, возможно в пику                                       ей, велел сделать на постаменте не менее лаконичную  надпись.                                                                                                                              Вопрос:Какую?                                                                                                                                     Ответ : «Правнук – прадеду»

4. Ничего подобного не было в других столицах мира. Семь каменных мостов, перекинутых через Фонтанку, поражали своей оригинальностью. Общим украшением мостов-близнецов были гранитные башни и свисающие с них 74 цепи. Из семи «мостов-братьев» только два сохранили свои башни: Старо-Калинкин и Чернышев (ныне — мост Ломоносова). Гранитные башни придают им своеобразный облик, овеянный романтикой старины.

      Вопрос: Зачем на этих мостах поставили башни с цепями?

      Ответ: В то время мосты были подъемными.

5.  Павел I родился в Летнем дворце Елизаветы Петровны.  В середине XVIII века этот дворец построил для царицы Ф. Б. Растрелли.   Это было роскошное здание с садом и фонтанами. В нем было 160 комнат с зеркалами, богатой скульптурой и  мебелью. | Здесь Екатерина II устраивала позднее пышные приемы и праздники. Павел I сказал однажды, что хотел бы умереть там, где родился. Его желание исполнилось...

      Вопрос: Каким образом могло исполниться пожелание императора, если известно, что  он был убит заговорщиками в Михайловском замке?

      Ответ: Мих. Замок построен на месте Летнего дворца Елиаветы Петровны.

6.   В 20-х годах XIX века в  своем  громадном доме на углу Исаакиевской площади жил блестящий вельможа Александровской эпохи князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский». На крыльце дома, построенного Огюстом Монферраном в стиле ампир, стоят мраморные изваяния двух зверей. «На звере мраморном верхом» спасался у этого дома Евгений, герой    А. С. Пушкина «Медный всадник».

      Вопрос: От чего спасался Евгений 7 ноября 1824 года?

      Ответ: От наводнения.

7. Этот изящный висячий мостик построил Г. Треттер, а скульптуры выполнил знаменитый петербургский ваятель П. Соколов. Он расположен недалеко от Невского проспекта, на красивом изгибе Екатерининского канала. Четыре крылатых льва, упираясь лапами, откинув головы на мускулистых шеях, держат в пастях тонкие железные цепи, к которым подвешен настил моста. Крылатые львы  — грифоны  —   «пришли»  к нам из античной мифологии. Греки считали грифонов надежными стражами золотых кладовых. И здесь,  на берегу канала, они встали не случайно...

      Вопрос: Что «охраняли» грифоны этого мостика.

      Ответ: Ассигнационный банк.

8. В середине XIX века множество водовозов наполняли свои бочки водой из рек и каналов Петербурга. Воду доставляли жителям города в бочках разного цвета: в белых — невскую воду, в желтых — воду из Фонтанки, в зеленых — воду из каналов.

      Вопрос: Воду из каких бочек пили самые бедные слои населения?

      Ответ: Из зеленых, т.к как самая грязная и поэтому самая дешевая.

9. 16 июля 1766 года на Дворцовую площадь, съехался весь Петербург. Здесь в этот день состоялась знаменитая Карусель. Участники Карусели делились на четыре группы: римскую, славянскую, индийскую и турецкую. Дамы в золотых доспехах состязались на колесницах и метали дротики в расставленные цели, мужчины скакали верхом, метали копья и вели «примерные бои».

      Вопрос: Что в середине 18 века называли каруселью?

      Ответ: конные состязания –«рыцарские турниры»

10. Елизавета Петровна любила веселье, маскарады и фейерверки, итальянскую оперу, цирковые представления и французский театр. Когда до императрицы дошли слухи, что в городе Ярославле даются представления на русском языке под руководством купеческого сына Федора Волкова, она приказала привезти  Волкова  вместе с  его братьями и товарищами в Петербург. Учить их поручили А.П. Сумарокову — автору первых русских трагедий и комедий в стихах.

       Вопрос: Что появилось в Петербурге с приездом Федора Волкова?

     Ответ: Театр.

11. В конце XVIII века в окрестностях Петербурга упорно искали это. Наконец его нашли недалеко от Лахты. «Мысль перевезти его на другое место приводила в ужас», писал современник. Доставка этого в Петербург заняла полтора года. Сначала его тащили по суше при помощи особых желобов с шарами, затем везли на специально  построенной барже. В 1770 году он был доставлен в Петербург и установлен на берегу Невы. В память об этом событии появилась медаль «Дерзновению подобно».

      Вопрос: Где мы можем увидеть это сейчас?

      Ответ: Постамент Медного всадника.

12. Она была найдена в Италии. Папа римский отказался уступить ее России. Тогда Петр I предложил обменять ее на «мощи» монахини Бригитты, которую католическая церковь считала святой. Обмен состоялся, и она встала в Летнем саду, под охраной караульного солдата. Сейчас мы можем увидеть ее в Эрмитаже.

      Вопрос: Кто она?

      Ответ: Венера Таврическая

13. Известна история о том, как однажды Корней Чуковский гулял по Петроградской стороне с известным художником Мстиславом Добужинским. Они вышли на одну улицу, которая получила свое название во второй половине XVIII века по фамилии одного из домовладельцев. Добужинский поинтересовался, кем был человек, чьим именем была названа улица. Чуковский высказал догадку, что улицу могли назвать в честь приехавшего из Шотландии лекаря или парфюмера (Бромлея), владеющего здесь домом, а потом улица приобрела более привычное русскому слуху звучание. Но художник не согласился с такой скучной догадкой. И нарисовал страшного свирепого злодея, бородатого и усатого, которого в последствии Чуковский сделал персонажем одного из своих произведений.

    Вопрос: Назовите имя персонажа и улицу, давшую ему это имя.

    Ответ: Бармалей, Бармалеева улица

14. В царствование императора Александра I вдоль Царскосельской дороги соорудили пять фонтанов с гранитными монументами разных форм и гранитными при них чашами для разбора воды На подъезде к Пулковским высотам со стороны города посредине разделительной полосы шоссе расположен фонтан,второй от начала водопровода у Пулковских высотах. Строительство осуществили по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона в 1809 году. Четыре строгие дорические колонны поддерживают фронтоны и купол. Внутри чаша из полированного камня. Двести лет назад здесь поили лошадей, которые везли путешественников из Новгорода, Москвы, Киева... И замирали кучера: около фонтана лежали четыре непонятных существа... «Кто это?» - недоумевали извозчики. И нашли ответ: «Не иначе, как ведьмы!» Так и появилось неофициальное петербургское название «Фонтан ведьм». 
Вопрос: Опишите и назовите этих существ.

       Ответ: Сфинксы.

15. В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли». 
А спустя несколько дней с ужасом слушали из приемников трансляцию этого события из "города мертвых". 6 мая 1942 года (по другим источникам 31 мая) породил у фашистов страх неминуемого поражения. Шокированные немцы перешептывались, вслушиваясь в репортаж…., - Это невероятно…Этого не может быть… Что за люди, эти русские?

      Вопрос: Что передавали по радио  6 мая 1942 г?

      Ответ: трансляцию футбольного матча

16. В 1820 году инженерами О. Бетанкуром и Г.Третером, были сделаны каменные устои, облицованные гранитом и украшенные красивыми закругленными лестницами. Эти каменные устои являлись въездами на мост. Сегодня, на противоположных берегах Невы, можно увидеть два выступа набережной: один - против "Медного всадника", другой - на противоположном берегу, на Университетской набережной, у здания бывшего манежа. 

      Вопрос: назовите мост, о котором напоминают эти выступы.

      Ответ: Исаакиевский

17. Ввиду особой, болотистой, почвы, на которой стоит Санкт-Петербург, в основание фундаментов крупных построек рабочие вбивали сваи. Собор стоит на 10 762 сваях. 
По этому поводу на некоторых городских экскурсиях до сих пор рассказывают анекдот двухсотлетней давности о том, как при закладке фундамента собора одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвертую... Как вдруг в адрес строителей пришло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую». — «При чем здесь мы?!» — ответили из Петербурга. — «На торце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К°», — объяснили американцы. А в одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить этот  храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

     Вопрос: О каком храме идет речь?

     Ответ: Исаакиевский собор

18. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него весьма оригинальным способом, не стоившим казне и копейки, а  весь мусор был расчищен за несколько часов.

      Вопрос: В чем заключалась эта идея, что объявили народу?

      Ответ: каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно.

19. По задумке Петра Первого в центре большого каскада Петергофских фонтанов должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, что символизировало бы победу России в Северной войне. Однако его преемники нашли более удачную символику. Ключевая в той войне Полтавская битва состоялась в день святого Самсония Странноприимца, в связи с этим вспомнили одну библейскую легенду, позволившую провести более удачную аналогию. Так и появился знаменитый фонтан.

     Вопрос: Проведите эту аналогию еще раз.

     Ответ: Самсон - лев.

20. Александр Невский считается святым покровителем города. На площади Александра Невского находится памятник Александру Невскому, две станции метро под названием "Площадь Александра Невского", Александро-Невская Лавра, а также рядом проходит улица Александра Невского и мост Александра Невского. Невский проспект также назван в честь Александра Невского, в отличие от другого проспекта, получившего имя от названия реки.

     Вопрос: назовите это проспект.

     Ответ: Заневский        

21.Александровская колонна, посвященная победе России в войне с Наполеоном. Колонну высотой 47,5 метров и весом около 700 тонн венчает фигура ангела с крестом. Колонна ничем не закреплена и держится на постаменте исключительно под тяжестью своего веса. Первое время, жители города опасались проходить мимо колонны и обходили ее стороной.

      Вопрос: как автор монумента Монферран убеждал жителей столицы в безопасности своего сооружения?

     Ответ: ежедневно прогуливался возле колонны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса

Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Аттестационная работа « Применение элементов ТРИЗ на районных краеведческих играх по истории и культуре Санкт-Петербурга для средней школы».

 В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий с элементами ТРИЗ в разных по темам и содержанию краеведческих играх для средней школы....

Сценарий внеурочного мероприятия интеллектуальной игры по истории и культуре Санкт-Петербурга «Знаешь ли ты свой город?» 5 класс

Игра предназначена для учащихся начальной и средней школы. Её можно использовать на уроках обобщения, закрепления изученного материала и как итоговое занятие по курсу “История и культура С...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...