Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Программа учебного курса
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
для учащихся 7 – 9 классов[1]
(программа рассчитана на три года обучения – 102 часа)
Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
- городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
- себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
[1] Программа курса «История и культура Санкт-Петербурга» одна из возможных программ. См. таблицу 5. Варианты введения курсов «История и культура Санкт-Петербурга» в учебный план образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_spb_7-9_klass.docx | 72.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного курса
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
для учащихся 7 – 9 классов[1]
(программа рассчитана на три года обучения – 102 часа)
Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
- городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
- себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы;
идеи, цель, задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозирумые результаты ее освоения учащимися 7-9 классов
Идеи, цель, задачи | Прогнозирумые результаты |
Идея содержания программы Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия. | |
Цель программы: Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
| |
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития. | Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе; в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т.д. |
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания: - об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса; - о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций; - о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры; - о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города; - о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира. | Выпускники 9 класса - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; - указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; - называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; - называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны; - называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; - разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга – Петрограда – Ленинграда; - объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей; - узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; - объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга; - указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира.. |
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
| Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем: - находят на карте нужные объекты; - прокладывают оптимальные маршруты; - читают карты как источник информации; Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве; (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам); - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения; - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам Умеют - извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета); - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия; - самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); - обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города; - применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.); |
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся |
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом; - обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку); - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы; |
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению. | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается - в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города; - в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»); - в их повседневной жизни; - в участии их в городских акциях, - в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности |
Образцы возможных итоговых заданий
Задания на выявление эмоционально-ценностного восприятия города
Задание 1.
В стихотворении Н. Агнивцева «План города Санкт-Петербурга» есть такие строки:
…В Константинополе у турка
Валялся, порван и загажен,
«План города Санкт-Петербурга»
(В квадратном дюйме – 300 сажен)…
И вздрогнули воспоминанья!
Возьмите карту города. О каких уголках вы вспомнили, глядя на нее?
Задание 2.
Поэт А. Городницкий рассуждает:
… Мне казалось,
Что всадник с поднятой рукой,
Музея чопорные залы,
Мост, разведенный над рекой,
И шпиль, мерцающий за шторой, -
Домашней обстановки часть –
Простые вещи, без которых
Прожить немыслимо и час.
Задание ученикам:
- Есть ли у вас подобный уголок города, про который вы можете сказать: «Домашней обстановки часть»?
Задание 3.
Прочитайте высказывания о Петербурге жителей других городов, стран, побывавших в нашем городе в последнее десятилетие.
Французский артист Жерар Депардье: «Первый раз я приехал в Петербург, о котором до этого знал только по книгам Достоевского. Любовался дворцами, соборами, набережными и замечал, что люди, которые ходят по этим улицам, не похожи на москвичей, что за лицами этих людей стоит другая культура. Петербург – это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное».
Литовский артист Юозас Будрайтис: «Питер – самый элегантный российский город, и люди там особые, более вежливые и интеллигентные».
Ваше мнение: насколько справедливо их впечатление о петербуржцах?
Задания на выявление уровня освоения знаний:
Задание 4.
Выберите ответ (впишите буквенное обозначение)
Перенос столицы из Москвы в Петербург состоялся
А. 1730 г.
Б. 1812 г.
В. 1918 г.
Задание 5.
Наш город дважды лишался столичного статуса. Когда столица переносилась из нашего города в Москву? Каковы последствия этого события?
Задание 6.
Санкт-Петербург – «многонациональный город», «город веротерпимости». Как вы понимаете смысл этих выражений? Какие исторические факты, памятники культурного наследия и традиции свидетельствуют о многонациональном характере нашего города, о веротерпимости, толерантности его горожан?
Задание 7.
Санкт-Петербург – «зеркало российской истории». Какие общеисторические события произошли в нашем городе в ХУ111 – начале ХХ вв.? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?
Задание на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города:
Задание 8.
Представьте, что перед вами стоит проблема: где можно отдохнуть, развлечься в воскресный день. Из каких источников можно получить информацию о дискотеках, молодежных клубах, концертах, спектаклях, экскурсиях, походах или других местах отдыха в культурной столице? Какой картой будете пользоваться, чтобы найти незнакомый вам адрес?
Задание 9.
Представьте, что к вам в гости приезжают родственники из небольшого сибирского города: мать, отец и двое детей (мальчик 10 лет, увлекающийся футболом, и девочка – ваша ровесница, интересующаяся музыкой и театром). Родственники просят вас познакомить их с Петербургом. Как вы организуете это знакомство? Куда поведете и взрослых и детей? Куда вы предложите сходить младшему члену семьи? Где вы предложите побывать вашей ровеснице? Только учтите: семья приехала в Санкт-Петербург всего на три дня.
Задание 10.
Представьте, что вас попросили рассказать первоклассникам, собирающимся в театр, о правилах поведения в этом учреждении культуры. Посоветуйте малышам: как подготовиться к выходу в театр, как вести себя в гардеробе, в зрительном зале перед началом спектакля, во время спектакля. Какие аргументы вы приведете, чтобы доказать необходимость соблюдения того или иного правила поведения?
Содержание программы
Введение
Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».
Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.
(*) Процесс формирования природного ландшафта нашего края.
Освоение Человеком территории нашего края в древности.
РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(с древнейших времен до 1703 года)
Введение
Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Тема 1. Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.
Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
Тема 2. В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)
Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.
Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.
Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.
Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).
Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.
События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный договор.
Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.
Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.
Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.
Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.
Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.
Село Спасское и жизнь его обитателей.
Переселенцы на невские берега из Финляндии.
Повторение и обобщение темы
Вопросы для обсуждения:
- В литературе утвердилось мнение, что Петербург вырос на «пустынных берегах», что лишь с момента основания города началась история невских берегов. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
- Бытует мнение, что наш край до основания Петербурга, был пограничной с европейскими странами территорией, богатой водными торговыми путями, заселенной разными народами. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.
- Утверждается, что невские земли – часть Балтийского региона, поэтому их история тесно связана с историей Финляндии, Швеции, Германии. Докажите или опровергните эту точку зрения.
РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (ХУШ – н. ХХ вв.)
Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) ()
Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).
Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.
Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы [2]
Возможные вопросы для обсуждения темы 6:
1. Об обосновании города высказываются разные суждения: «город основан вопреки Природе», «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море…». Какое из этих суждений кажется вам справедливым? Обоснуйте свой выбор.
2. По разному оценивалось значение основания Санкт-Петербурга:
- «Новое время породило новый город, новую культуру. Новый город открыл новую страницу в истории России.»
- «Родился город чуждый России, вымышленный город»
Ваше мнение? Аргументируйте его.
3.Можно ли назвать основателем и создателем города Петра I? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема 3. Наследие послепетровского Санкт-Петербурга (1725 – 1801)
Введение. Общая характеристика периода. Источники
Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).
Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).
Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).
Карта и облик города. Карты города конца ХVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.
Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, (*) запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, (*) запискам иностранцев.
Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».
Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. (*) Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (* отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра; театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов, или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)
1. По воле Петра 1 был основан Санкт-Петербург. Что сделала для города каждая из правящих после него императриц?
2. Прочитайте фрагменты стихотворений. Что общего в их поэтических описаниях Петербурга? На ваш взгляд, о чем это свидетельствует?
Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! Прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне.
В.Тредиаковский
Протекай спокойно, плавно,
Горделивая Нева,
Государей зданье славно
И тенисты острова!
М.Муравьев
Вижу, Севера столица
Как цветник меж рек цветет, -
В свете всех градов царица,
И ее прекрасней нет!
Г.Державин
3. Выскажите собственное мнение: хотели бы вы жить в Санкт-Петербурге ХУ111в.
Тема 8. Наш край в ХУ111 в.
Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб). Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.
Повторение и обобщение
Возможные вопросы для обсуждения:
- Справедливо или нет утверждение, что появление Санкт-Петербурга повлияло на развитие края. Приведите доказательства своей точки зрения.
- Сохранял или нет наш край значение пограничной территории, богатой водными торговыми путями, заселенной разными народами в ХУIII в. Аргументируйте свою точку зрения.
- Утверждается, что невские земли – часть Балтийского региона, поэтому их история тесно связана с историей Финляндии, Швеции, Германии. Докажите или опровергните эту точку зрения.
Тема 9. Наследие Санкт-Петербурга (1801 - 1854 гг.) (17 часов)
Карты и облик Санкт-Петербурга. Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (* Отбор материала по усмотрению учителя: ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). (*) Район проживания учащихся на карте города.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена». Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) (*) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. (*) Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (* Отбор материала по усмотрению учителя: здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). (*) Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (* Отбор материала по усмотрению учителя: топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов». (* Отбор материала по усмотрению учителя: училища, Технологический институт.) Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей. (*) Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия.) Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей).
«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей.)
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры.) Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: К. Росси, В. Стасов и другие).
Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с литературой, историей, мировой художественной культурой).
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (* Отбор материала по усмотрению учителя: казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда и другие). Развитие торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) (*) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: традиционные и новые).
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы (см. сноску 8)
1. Справедливо ли объединять в один период развития города эпохи правления столь разных императоров, как Александр 1 и Николай 1.
2. Прочитайте мнения современников о городе. Объясните, почему они по-разному воспринимали Петербург.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид…
А.С.Пушкин
Я Петербург люблю, с его красою стройной,
С блестящим поясом роскошных островов,
С прозрачной ночью – дня соперницей беззнойной
И с свежей зеленью младых его садов.
П.Вяземский.
Здесь всюду наслаждения
Для сердца и очей,
Здесь все без исключения
Возможно для людей.
При деньгах - вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть…
Н. Некрасов
3. Выскажите собственное мнение: хотели бы вы жить в Петербурге первой половины Х1Х в. Свое мнение аргументируйте.
Тема 10. Наследие Санкт-Петербурга – Петрограда (1854-1917 гг.) (17 час)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (*) Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.
Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей). Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, (*) 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)
Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом предприятий района расположения школы: Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (* Отбор материала с учетом межпредметных связей: внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя: новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица. (* Отбор материала по усмотрению учителя: банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы или другие).
Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг.
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музея А. Суворова и другие). (*) Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Народные дома – центры просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной или другие.) Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых, межпредметных связей и места расположения школы: Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).
Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие.) (*) Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство. (*Отбор материала по усмотрению учителя: фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя: тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях.) Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)
1. Выскажите свое мнение: чем Санкт-Петербург начала ХХ в. отличается от города начала ХХ1 в., а чем похож?
2. Объясните, почему Санкт-Петербург – имперская столица, центр образования, науки, художественной культуры – гордость России превратился в арену революционных событий.
3. Предположите, о чем мог мечтать петербуржец в начале ХХ в.
Тема 11. Наш край в Х1Х – начале ХХ в.
Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны.
Развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя: изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу.
Быт жителей уездного города. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Тихвин или другой города). Рост городов вокруг царских загородных резиденций. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы: Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куокола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие).
Повторение и обобщение:
См. вопросы к теме 8.
РАЗДЕЛ 3. ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (1917-1991 гг.)
(24 часа)
Тема 12. Довоенный социалистический город (1917— 1941 гг.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей.) 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях. (* Отбор материала по усмотрению учителя: памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».
Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы, семейным архивам школьников.)
Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и предприятий района). Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений. (* Отбор материала по усмотрению учителя: школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и района расположения школы: Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи.) (*) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). (*) Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.
Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители. (* Отбор материала по усмотрению учителя: дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров. (* Отбор материала по усмотрению учителя: студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве. (* Отбор материала по усмотрению учителя: П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие.)
Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.
Образ города в художественной литературе, музыке.
Повторение и обобщение темы (см. сноску 8)
1. Разъясните, что, на ваш взгляд, имела в виду А. Ахматова, сказав про Ленинград: «Великий город с областной судьбой».
Тема 13. Ленинград — город-герой (1941-1945 гг.)
Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района: мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя: К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).
Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом памятников района, семейных архивов). Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.
Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.
Повторение и обобщение темы
Вопросы для обсуждения:
- Почему ленинградцы так отчаянно защищали город? Обоснуйте свое мнение.
- Можно ли назвать трагическую повседневную жизнь блокадников – подвигом? Аргументируйте свой ответ.
Тема 14. Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя с учетом района).
Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события. (* Отбор материала по усмотрению учителя: открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; (*) награждение Ленинграда орденами или другие).
Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей с историей России: мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, (*) домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (*Отбор материала по усмотрению учителя: типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). (*) Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и района расположения школы: ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.
Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и воспоминаний родственников учащихся: массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников.) Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке
Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)
Возможный вопрос для обсуждения
1. В воспоминаниях ваших дедушек и бабушек зачастую звучат фразы: «Ленинград был другим», «мы были другими». Выявите отличия: современного города от города 70-80-х гг. ХХ в.; вашего образа жизни от образа жизни ленинградцев тех лет.
Тема 15. Наш край в ХХ вв.
Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.
Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.
Экономическое развитие края. (*Отбор материала по усмотрению учителя: строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог.)
Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.
Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.
Состояние культурного наследия на территории края. (* Отбор материала по усмотрению учителя: крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.)
Повторение и обобщение
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните, положительные и отрицательные стороны влияния города на область.
2. Разъясните, изменилось ли в советское время по сравнению с дореволюционным периодом значение края. Аргументируйте свою точку зрения.
3. Выясните, связана ли история вашей семьи с историей нашего края.
Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (8 час.)
Тема 16. Современный Санкт-Петербург
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. (*) Участники тех событий. (* Отбор персоналий по усмотрению учителя). Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.
Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом событий, очевидцами которого являются школьники: Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)
Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.
Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Развитие международного туризма. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом контингента учащихся.) Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Проблема защиты интеллектуальной собственности.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и контингента учащихся.) Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников). Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников).
Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей.) Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. (* Отбор материала по усмотрению учителя, учеников.) Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА
Учебники и учебные пособия,
допущенные к использованию исполнительным органом государственной власти
Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
- Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. , Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга, ч. 1 (с древнейших времен до начала Х1Х в.) – Сдано в издательство СМИО Пресс в марте 2007.
- Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская тетрадь. Серия «Страницы жизни края» - в 4-х Ч. – СПб., 2000-2003 (для учащихся коррекционных школ).
- Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XVIII— XIX вв. - СПб., люб. изд.
- Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XX в. - СПб., Люб. изд.
- Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.
- Санкт-Петербург. 1703-1917: Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб., 1997.
Дополнительная литература к разделу 1.
- Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. - СПб., 2000.
- Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. — Л. 1986.
- Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
- Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. - СПб., Люб. изд.
Дополнительная литература к разделу II тема 6.
- Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
- Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
- Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
- Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
- Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
- Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
- Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.
Дополнительная литература к разделу II тема 7.
- Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
- Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
- Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
- Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.
- Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербург и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб., 1996.
- Гордин М. А. Екатерининский век. В 2-х ч. – СПб., 2004-2007.
- Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины...» — СПб., 1992.
8. Островский О. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга. 1703-1796 гг. - СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
Дополнительная литература к разделу II тема 8.
1.Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб., 2003.
2. Готье Т. Путешествие в Россию. Пер. с фр. - М., 1990.
3.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
4.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). — СПб., 1994.
5.Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. - СПб., 1996.
6. Островский О. Б. Художественная культура Санкт-Петербурга. 1801-1825 гг. Эволюция художественных систем. – СПб, Нестор, 2005.
7.Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. - СПб., 1993.
8.Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. Л., 1983.
Дополнительная литература к разделу II тема 9.
- Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
- Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
- Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
- От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
- Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
- Физиология Петербурга. - М., 1991.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Дополнительная литература к разделу III тема 10
- Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
- Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
- На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
- Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
- Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
- Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
Дополнительная литература к разделу III тема 11
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
2. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
Дополнительная литература к разделу III тема 12
1. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
2. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
3. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
5. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
Периодическая печать I960—1980-х годов.
Семейные архивы.
Дополнительные источники знаний к разделу IV[3].
1. Периодическая печать.
2. Средства массовой информации.
3. Реальное состояние города.
- Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
[1] Программа курса «История и культура Санкт-Петербурга» одна из возможных программ. См. таблицу 5. Варианты введения курсов «История и культура Санкт-Петербурга» в учебный план образовательного учреждения
[2] Обсуждение изученного материала необходимо учащимся для его осмысления. Вопросы составлены с учетом содержательных линий учебного курса и ориентированы на экзаменационные билеты. В предложенной или измененной учителем формулировке, вопросы повторяются после изучения каждой темы разделов 2 и 3 (кроме тем, посвященных развитию края).
- Нужно ли изучать этот период истории города? Обоснуйте свое мнение.
- Каким наследием, оставленным этим периодом, мы пользуемся сегодня? (Какие памятники этой эпохи сохранились и о чем они рассказывают, напоминают?)
- Справедливо или нет мнение о том, что облик (ландшафт) Санкт-Петербурга определили Природа, Человек и Время. Обоснуйте свою точку зрения.
- Санкт-Петербург называют «зеркалом» и «ареной» истории. Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающее его. (Какие события произошли в нашем городе? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?)
- Высказывается мнение, что Санкт-Петербург – важный экономический центр. Согласны вы или нет с этим мнением. Обоснуйте свою точку зрения.
- Справедливо или нет утверждение о том, что Санкт-Петербург оказал огромное влияние на развитие российской художественной культуры, искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы). Аргументируйте свой ответ.
- Как вы полагаете, можно или нельзя назвать Петербург центром образования, просвещения, науки. Докажите свое мнение.
- Высказываются несколько суждений. Познакомьтесь с ними и аргументировано выскажите собственное мнение. 1. Повседневная жизнь, быт, проблемы горожане изучаемого периода совершенно непохожи на жизнь петербуржцев ХХ1 в. 2. Повседневная жизнь, быт, досуг, развлечения петербуржцев ХХ1 в. иные, чем у современных петербуржцев, однако в то же время имеют и некоторое сходство. 3. Из повседневной и праздничной культуры горожан изучаемого периода проросли и дошли до наших дней в измененном виде некоторые традиции.
- Бытует точка зрения, что город изучаемого периода ничего не взял от предыдущей эпохи. Докажите справедливость или ошибочность этой точки зрения.
[3] Учителю можно порекомендовать книгу: Коцюбинский Д. Новейшая история одного города. Очерки политической истории Санкт-Петербурга. – СПб. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...