Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Дмитриева Валерия Александровна

 

Программа учебного курса

«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

для учащихся 7 – 9 классов[1]

(программа рассчитана на три года обучения – 102 часа)

 

Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя,  разрушителя или  создателя наследия.

 

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные  традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими; 
  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и  участника процесса его формирования.


[1] Программа курса «История и культура Санкт-Петербурга» одна из возможных программ. См. таблицу 5. Варианты введения курсов «История и культура Санкт-Петербурга» в учебный план образовательного учреждения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_istorii_spb_7-9_klass.docx72.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебного курса

«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

для учащихся 7 – 9 классов[1] 

(программа рассчитана на три года обучения – 102 часа)

Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя,  разрушителя или  создателя наследия.

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные  традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;  
  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и  участника процесса его формирования.

Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы;

 идеи, цель, задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозирумые результаты ее освоения учащимися 7-9 классов

Идеи, цель, задачи

 Прогнозирумые результаты

Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.  

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;

следить за событиями, происходящими в городе;

в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т.д.

2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:

- об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;

- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов,  петербургских традиций;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох,  разных  сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих  и  отличающихся от современных;  о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;

- о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя  петербуржцем, гражданином города;

- о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира.

Выпускники 9 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

- называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.),  соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

- разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.);  указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства;  рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга – Петрограда – Ленинграда;

- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом  - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;

- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;  раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;

- объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия  нашего края и Санкт-Петербурга;

- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..  

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,

  • понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;

  • применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая,  Topplan и др.), рекомендованным учителем:

- находят на карте нужные объекты;

- прокладывают оптимальные маршруты;

- читают карты как источник информации;

Ориентируются  в реальном городском и музейном пространстве;

 (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за  событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам

Умеют

- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями);  описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;  

- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам,  знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);

  • - Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;

- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся

  • Умеют 

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;

- обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать  свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;

5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

- в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

- в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);

- в их повседневной жизни;

- в участии их в городских акциях, 

- в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности


Образцы возможных итоговых заданий

Задания на выявление эмоционально-ценностного восприятия города

Задание 1.

В стихотворении Н. Агнивцева «План города Санкт-Петербурга» есть такие строки:

…В Константинополе у турка

Валялся, порван и загажен,

«План города Санкт-Петербурга»

(В квадратном дюйме – 300 сажен)…

И вздрогнули воспоминанья!

Возьмите карту города. О каких уголках вы вспомнили, глядя на нее?

Задание 2.

Поэт А. Городницкий рассуждает:

… Мне казалось,

Что всадник с поднятой рукой,

Музея чопорные залы,

Мост, разведенный над рекой,

И шпиль, мерцающий за шторой, -

Домашней обстановки часть –

Простые вещи, без которых

Прожить немыслимо и час.

Задание ученикам:

  1. Есть ли у вас подобный уголок города, про который вы можете сказать: «Домашней обстановки часть»?

Задание 3. 

Прочитайте высказывания о Петербурге жителей других городов, стран, побывавших в нашем городе в последнее десятилетие.

Французский артист Жерар Депардье: «Первый раз я приехал в Петербург, о котором до этого знал только по книгам Достоевского. Любовался дворцами, соборами, набережными и замечал, что люди, которые ходят по этим улицам, не похожи на москвичей, что за лицами этих людей стоит другая культура. Петербург – это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное».

Литовский артист Юозас Будрайтис: «Питер – самый элегантный российский город, и люди там особые, более вежливые и интеллигентные».

Ваше мнение: насколько справедливо их впечатление о петербуржцах?

Задания на выявление уровня освоения знаний:

Задание 4.

Выберите ответ (впишите буквенное обозначение)

Перенос столицы из Москвы в Петербург состоялся

А. 1730 г.

Б.  1812 г.

В.  1918 г.

Задание 5.

Наш город дважды лишался столичного статуса. Когда столица переносилась из нашего города в Москву? Каковы последствия этого события?

Задание 6.

Санкт-Петербург – «многонациональный город», «город веротерпимости». Как вы понимаете смысл этих выражений? Какие исторические факты, памятники культурного наследия и традиции свидетельствуют о многонациональном характере нашего города, о веротерпимости, толерантности его горожан?

Задание 7.

Санкт-Петербург – «зеркало российской истории». Какие общеисторические события произошли в нашем городе в ХУ111 – начале ХХ вв.? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?

Задание на выявление уровня сформированности умений, необходимых для ориентации в культурном пространстве города:

Задание 8.

Представьте, что перед вами стоит проблема: где можно отдохнуть, развлечься в воскресный день. Из каких источников можно получить информацию о дискотеках, молодежных клубах, концертах, спектаклях, экскурсиях, походах или других местах отдыха в культурной столице? Какой картой будете пользоваться, чтобы найти незнакомый вам адрес?

Задание 9.

Представьте, что к вам в гости приезжают родственники из небольшого сибирского города: мать, отец и двое детей (мальчик 10 лет, увлекающийся футболом, и девочка – ваша ровесница, интересующаяся музыкой и театром). Родственники просят вас познакомить их с Петербургом. Как вы организуете это знакомство? Куда поведете и взрослых и детей? Куда вы предложите сходить младшему члену семьи? Где вы предложите побывать вашей ровеснице? Только учтите: семья приехала в Санкт-Петербург всего на три дня.

Задание 10.

Представьте, что вас попросили рассказать первоклассникам, собирающимся в театр, о правилах поведения в этом учреждении культуры. Посоветуйте малышам: как подготовиться к выходу в театр, как вести себя в гардеробе, в зрительном зале перед началом спектакля, во время спектакля. Какие аргументы вы приведете, чтобы доказать необходимость соблюдения того или иного правила поведения?

Содержание программы

Введение

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

(*) Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

Освоение Человеком территории нашего края в древности.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года)

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

Тема 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

Тема 2. В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

        Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

Тема 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный договор.

Тема 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

Тема 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.

Повторение и обобщение темы

Вопросы для обсуждения:

  1. В литературе утвердилось мнение, что Петербург вырос на «пустынных берегах», что лишь с момента основания города началась история невских берегов. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.  
  2. Бытует мнение, что наш  край до основания Петербурга, был пограничной с европейскими странами территорией, богатой водными торговыми путями, заселенной разными народами. Согласны вы или нет с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.  
  3. Утверждается, что невские земли – часть Балтийского региона, поэтому их история тесно связана с историей Финляндии, Швеции, Германии. Докажите или опровергните эту точку зрения.

РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (ХУШ – н. ХХ вв.)                

Тема 6. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) ()

Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (* отбор объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова).  

        Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

        Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы [2] 

Возможные вопросы для обсуждения темы 6:

1. Об обосновании города высказываются разные суждения: «город основан вопреки Природе», «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море…». Какое из этих суждений кажется вам справедливым? Обоснуйте свой выбор.

2. По разному оценивалось значение основания Санкт-Петербурга:

  • «Новое время породило новый город, новую культуру. Новый город открыл новую страницу в истории России.»
  • «Родился город чуждый России, вымышленный город»

Ваше мнение? Аргументируйте его.

3.Можно ли назвать основателем  и создателем города Петра I? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема 3. Наследие послепетровского Санкт-Петербурга (1725 – 1801)

Введение. Общая характеристика периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны, топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в. – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

Карта и облик города. Карты города конца ХVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, (*) запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, (*) запискам иностранцев.  

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. (*) Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (* отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины 11). Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие). Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)

1. По воле Петра 1 был основан Санкт-Петербург. Что сделала для города каждая из правящих после него императриц?

2. Прочитайте фрагменты стихотворений. Что общего в их поэтических описаниях Петербурга? На ваш взгляд, о чем это свидетельствует?

Приятный брег! Любезная страна!

Где свой Нева поток стремит к пучине.

О! Прежде дебрь, се коль населена!

Мы град в тебе престольный видим ныне.

В.Тредиаковский

Протекай спокойно, плавно,

Горделивая Нева,

Государей зданье славно

И тенисты острова!

М.Муравьев

Вижу,  Севера столица

Как цветник меж рек цветет, -

В свете всех градов царица,

И ее прекрасней нет!

Г.Державин

3. Выскажите собственное мнение: хотели бы вы жить в Санкт-Петербурге ХУ111в.

Тема 8. Наш край в ХУ111 в.

         Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  

        Повторение и обобщение

Возможные вопросы для обсуждения:

  1. Справедливо или нет утверждение, что появление Санкт-Петербурга повлияло на развитие края.  Приведите доказательства своей точки зрения.
  2. Сохранял или нет наш край значение пограничной территории, богатой водными торговыми путями, заселенной разными народами в ХУIII в. Аргументируйте свою точку зрения.
  3. Утверждается, что невские земли – часть Балтийского региона, поэтому их история тесно связана с историей Финляндии, Швеции, Германии. Докажите или опровергните эту точку зрения.

Тема 9. Наследие Санкт-Петербурга  (1801 - 1854 гг.) (17 часов)

Карты и облик Санкт-Петербурга.  Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней  (* Отбор материала по усмотрению учителя: ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). (*) Район проживания учащихся на карте города.  

Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена». Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог.  Петербургские памятники и традиции,  напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея  города;  наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.  

Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (* Отбор объектов по усмотрению учителя:  памятники  императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) (*) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. (*) Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (* Отбор материала по усмотрению учителя: здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). (*) Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (* Отбор материала по усмотрению учителя: топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (* Отбор материала по усмотрению учителя: гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения).  Учебные заведения для детей из «разных чинов». (* Отбор материала по усмотрению учителя: училища, Технологический институт.) Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей.  (*) Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения.  Научные центры России в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей:  Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия.)  Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей).

«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей.)  

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич;  художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей:  Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры.)  Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: К. Росси, В. Стасов и другие).  

Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с литературой, историей, мировой художественной культурой).  

Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (* Отбор материала по усмотрению учителя: казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда и другие). Развитие торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) (*) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики. (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан.  Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения.  Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: традиционные и новые).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы (см. сноску 8)

1. Справедливо ли объединять в один период развития города эпохи правления столь разных императоров, как Александр 1 и Николай 1.

2. Прочитайте мнения современников о городе. Объясните, почему они  по-разному воспринимали Петербург.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид…

А.С.Пушкин

Я Петербург люблю, с его красою стройной,

С блестящим поясом роскошных островов,

С прозрачной ночью – дня соперницей беззнойной

И с свежей зеленью младых его садов.

П.Вяземский.

Здесь всюду наслаждения

Для сердца и очей,

Здесь все без исключения

Возможно для людей.

При деньгах - вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…

Н. Некрасов

3. Выскажите собственное мнение: хотели  бы вы жить в Петербурге первой половины Х1Х в. Свое мнение аргументируйте.

Тема 10. Наследие Санкт-Петербурга – Петрограда (1854-1917 гг.) (17 час)

Введение.  Общая характеристика эпохи. Источники знаний.

Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ).  Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (*) Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.

Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории.  Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей). Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, (*) 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие).  1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)

Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.

Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности,  традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом предприятий района расположения школы: Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.)  Технические достижения в промышленности (* Отбор материала с учетом межпредметных связей: внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (* Отбор материала по усмотрению учителя:  новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица. (* Отбор материала по усмотрению учителя: банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц,  Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы,  Ратьковы-Рожновы или другие).

Экономический кризис в Петрограде – последствие  1914 – 1917 гг.

Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица,  Русский музей императора Александра 111, музея А.  Суворова и другие).  (*) Разнообразие книжных издательств – центров просвещения.  (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Народные дома – центры просвещения.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной или другие.) Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых, межпредметных связей и места расположения школы: Д. Менделеев,  В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).

Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа;  композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей: творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)  

«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд,  Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие.) (*) Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).

Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство. (*Отбор материала по усмотрению учителя: фотоателье К. Булла, «Аквариум»,  старинные кинотеатры на Невском проспекте).  

Санкт-Петербург –  место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя: тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов,  жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях).  Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различия в источниках дохода,  типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях.) Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.

Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.  

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

 

Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)

1. Выскажите свое мнение: чем Санкт-Петербург начала ХХ в. отличается от города начала ХХ1 в., а чем похож?

2. Объясните, почему Санкт-Петербург – имперская столица, центр образования, науки, художественной культуры – гордость России превратился в арену революционных событий.

3. Предположите, о чем мог мечтать петербуржец в начале ХХ в.

Тема 11.  Наш край в Х1Х – начале ХХ в. 

Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны.

Развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя:  изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу.  

Быт жителей уездного города. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Тихвин или другой города).  Рост городов вокруг царских загородных резиденций. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы: Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куокола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие).

Повторение и обобщение:

См. вопросы к теме 8.

РАЗДЕЛ 3.  ПЕТРОГРАД  – ЛЕНИНГРАД  – ГОРОД СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (1917-1991 гг.)

(24 часа)

Тема 12. Довоенный социалистический город (1917— 1941 гг.)

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.)  1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей.) 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях. (* Отбор материала по усмотрению учителя: памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».

Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация.  Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы, семейным архивам школьников.)

Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и предприятий района). Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.  

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений. (* Отбор материала по усмотрению учителя: школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и района расположения школы: Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи.) (*) Дом книги – место работы ленинградских издательств.  Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). (*) Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.

Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие).  Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители. (* Отбор материала по усмотрению учителя: дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов,  балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров. (* Отбор материала по усмотрению учителя: студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве. (* Отбор материала по усмотрению учителя:  П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие.)

Петроград – Ленинград – место жительства горожан.  Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.

Образ города в художественной литературе, музыке.

Повторение и обобщение темы (см. сноску 8)

1. Разъясните, что, на ваш взгляд, имела в виду А. Ахматова, сказав про Ленинград: «Великий город с областной судьбой».  

Тема 13. Ленинград — город-герой (1941-1945 гг.)

Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района: мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя: К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом памятников района, семейных архивов). Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.

Повторение и обобщение темы

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему ленинградцы так отчаянно защищали город? Обоснуйте свое мнение.
  2. Можно ли назвать трагическую повседневную жизнь блокадников – подвигом? Аргументируйте свой ответ.

Тема 14. Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Карта и облик города.  Рост территории города с  1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя с учетом района).

Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей России,  воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события. (* Отбор материала по усмотрению учителя: открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; (*) награждение Ленинграда орденами или другие).

 Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей с историей России: мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, (*) домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (*Отбор материала по усмотрению учителя: типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.)  Центры просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). (*) Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и района расположения школы: ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).

Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода. (* Отбор  материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музыкальные группы, «Митьки» или другие).  Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.

Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и воспоминаний родственников учащихся: массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта,  и другое). Новшества в быту горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников.) Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.)  Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.  

Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке

Повторение и обобщение темы (см. сноска 8)

Возможный вопрос для обсуждения

1. В воспоминаниях ваших дедушек и бабушек зачастую звучат фразы: «Ленинград был другим», «мы были другими». Выявите отличия:  современного города от города 70-80-х гг. ХХ в.; вашего образа жизни от образа жизни ленинградцев тех лет.

Тема 15. Наш край в ХХ вв.

Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.

Экономическое развитие края. (*Отбор материала по усмотрению учителя: строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог.)  

Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием,  промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.

Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.

Состояние культурного наследия на территории края. (* Отбор материала по усмотрению учителя: крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества;  традиции народов, населявших наш край.)

Повторение и обобщение

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, положительные и отрицательные стороны влияния города на область.

2. Разъясните, изменилось ли в советское время по сравнению с дореволюционным периодом значение края.  Аргументируйте свою точку зрения.

3. Выясните, связана ли история вашей семьи с историей нашего края.

Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (8 час.)

Тема 16. Современный Санкт-Петербург

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.

Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. (*) Участники тех событий. (* Отбор  персоналий по усмотрению учителя). Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.

Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом событий, очевидцами которого являются школьники: Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)

Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.

Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. (* Отбор материала по усмотрению учителя).  Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Развитие международного туризма. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.  

                Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки.  Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом контингента учащихся.) Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Проблема защиты интеллектуальной собственности.  

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и контингента учащихся.) Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан:  художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников). Молодежная субкультура,   центры массовой культуры в Санкт-Петербурге. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников).

Санкт-Петербург – место жительства современных горожан.  Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций,  в том числе традиций поведения горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей.) Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе  жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. (* Отбор материала по усмотрению учителя, учеников.) Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства. 

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА

Учебники и учебные пособия,

допущенные к использованию исполнительным органом государственной власти

Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию

  1. Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. , Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга, ч. 1 (с древнейших времен до начала Х1Х в.) – Сдано в издательство СМИО Пресс в марте 2007.
  2. Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская тетрадь. Серия «Страницы  жизни края» - в 4-х Ч. – СПб., 2000-2003 (для учащихся коррекционных школ).
  3. Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XVIII— XIX вв. - СПб., люб. изд.
  4. Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XX в. - СПб., Люб. изд.
  5. Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.
  6. Санкт-Петербург. 1703-1917: Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб., 1997.

Дополнительная литература к разделу 1.

  1. Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. - СПб., 2000.
  2. Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. Л. 1986.
  3. Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
  4. Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. -  СПб., Люб. изд.

Дополнительная литература к разделу II тема 6.

  1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
  2. Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
  3. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
  4. Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
  5. Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
  6. Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
  7. Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.

Дополнительная литература к разделу II тема 7.

  1. Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
  2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
  3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
  4. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.
  5. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербург и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб., 1996.
  6. Гордин М. А. Екатерининский век. В 2-х ч. – СПб., 2004-2007.
  7. Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины...» — СПб., 1992.

8. Островский О. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга. 1703-1796 гг. - СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

Дополнительная литература к разделу II тема 8.

1.Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб., 2003.

2. Готье Т. Путешествие в Россию. Пер. с фр. - М., 1990.

3.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. Г. Исаченко. - СПб., 1998.

4.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). — СПб., 1994.

5.Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. - СПб., 1996.

6. Островский О. Б. Художественная культура Санкт-Петербурга. 1801-1825 гг. Эволюция художественных систем. –  СПб, Нестор, 2005.

7.Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. - СПб., 1993.

8.Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. Л., 1983.

Дополнительная литература к разделу II тема 9.

  1. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
  2. Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
  3. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
  4. Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
  5. Засосов Д. А., Пызин В.  И.  Из жизни Петербурга  1890-1910-х годов. - Л., 1991.
  6. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
  7. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
  8. От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
  9. Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
  10. Физиология Петербурга. - М., 1991.
  11. Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970

Дополнительная литература к разделу III тема 10

  1. Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
  2. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
  3. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
  4. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
  5. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н.  Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
  6. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
  7. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
  8. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
  9. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
  10. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.

Дополнительная литература к разделу III тема 11

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.

2. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.

  1. Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
  2. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
  3. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
  4. Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
  5. Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.

Дополнительная литература к разделу III тема 12

1. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.

2. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.

3. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.

Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.

5. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.

Периодическая печать I960—1980-х годов.

Семейные архивы.

Дополнительные источники знаний к разделу IV[3].

1. Периодическая печать.

2. Средства массовой информации.

3. Реальное состояние города.

  1. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.

5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.


[1] Программа курса «История и культура Санкт-Петербурга» одна из возможных программ. См. таблицу 5. Варианты введения курсов «История и культура Санкт-Петербурга» в учебный план образовательного учреждения

[2] Обсуждение изученного материала необходимо учащимся для его осмысления.  Вопросы составлены с учетом содержательных линий учебного курса и ориентированы на экзаменационные билеты. В предложенной или измененной учителем формулировке, вопросы  повторяются после изучения каждой темы разделов 2 и 3 (кроме тем, посвященных развитию края).

  1. Нужно ли изучать этот период истории города? Обоснуйте свое мнение.  
  2. Каким наследием, оставленным этим  периодом, мы пользуемся сегодня? (Какие памятники этой эпохи сохранились и о чем они рассказывают, напоминают?)
  3. Справедливо или нет мнение о том, что облик (ландшафт) Санкт-Петербурга определили Природа,  Человек и Время. Обоснуйте свою точку зрения.
  4. Санкт-Петербург называют «зеркалом» и «ареной» истории. Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающее его. (Какие события произошли в нашем городе? Какие памятники петербургского наследия напоминают об этих событиях?)
  5. Высказывается мнение, что Санкт-Петербург – важный экономический центр. Согласны вы или нет с этим мнением. Обоснуйте свою точку зрения.
  6. Справедливо или нет утверждение о том, что Санкт-Петербург оказал огромное влияние на развитие российской художественной культуры, искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы). Аргументируйте свой ответ.
  7. Как вы полагаете, можно или нельзя назвать Петербург центром образования, просвещения, науки. Докажите свое мнение.
  8. Высказываются несколько суждений. Познакомьтесь с ними и аргументировано выскажите собственное мнение. 1. Повседневная жизнь, быт, проблемы горожане изучаемого периода совершенно непохожи на жизнь петербуржцев ХХ1 в. 2.  Повседневная жизнь, быт, досуг, развлечения петербуржцев ХХ1 в. иные, чем у современных петербуржцев,  однако в то же время имеют и некоторое сходство. 3. Из повседневной и праздничной культуры горожан изучаемого периода  проросли и дошли до наших дней в измененном виде некоторые традиции.
  9. Бытует точка зрения, что город изучаемого периода ничего не взял от предыдущей эпохи. Докажите справедливость или ошибочность этой точки зрения.

[3] Учителю можно порекомендовать книгу: Коцюбинский Д. Новейшая история одного города. Очерки политической истории Санкт-Петербурга. – СПб. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...