Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Материал предназначен для учителей, позволяет сэкономить время при написании собственной рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vi-11a_kl_2013-2014_brichenko.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГБОУ СОШ № 262
УТВЕРЖДЕНО Приказом № _____________ Директор ГБОУ СОШ № 262 ____________ /Л.Р.Иваненкова «30» августа 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Зав. экспериментальной площадкой ______________ /__Л.В.Бриченко______ «30» августа 2013 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей истории, обществознания, краеведения Протокол № ________ от 30 августа 2013 г. Руководитель МО _____________ /___Е.Н. Бойко_____ |
Рабочая программа
по предмету «История» (Всеобщая история)
Класс ___11 «а» (универсальное непрофильное обучение) Количество часов _______24________
__________2013-2014___________________________ учебный год
Учитель: Бриченко Л.В.
Категория высшая
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, образовательной программе и учебному плану ГБОУ СОШ №262 и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Она ориентирована на созданный учебно-методический комплект для 11 класса по зарубежной истории XX — начала XXI в. (Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений, М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран»: пособие для учителя; Сергеев Е. Ю. Дидактические материалы по курсу «Новейшая история зарубежных стран»).
Программа отражает современный уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Она охватывает период с начала XX в. до сегодняшних дней и включает материал по всем регионам планеты: Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании. В программе нашли отражения события последнего десятилетия, связанные с появлением на политической карте Содружества Независимых Государств.
В программе сосредоточивается внимание на важнейших событиях и магистральных закономерностях развития народов и стран с учетом внутриполитического и внешнеполитического факторов, трансформации социальной психологии, изменений в повседневной жизни людей. Значительное место в программе отведено анализу экономической жизни, показу достижений научно-технической революции, рассмотрению глобальных проблем современности.
Основная цель курса — сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Курс предоставляет возможность выполнить следующие задачи методического и дидактического характера:
— способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX в.;
— стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
— дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации;
— развивать навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Организация учебного процесса по предлагаемой программе включает комплексное использование картографического материала, иллюстративного ряда, документальной кинематографии, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль играет изучение биографий политических деятелей, дипломатов, военных, ученых, мастеров культуры).
Изучению курса на базовом уровне отводится 24 ч. В ходе учебного процесса на основе формирования целостной картины мирового опыта человечества в XX в. создаются условия для осмысления основных событий, освоения необходимых исторических источников, продолжается работа над историческими понятиями. В целом это направлено на развитие способностей ученика рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. Курс новейшей истории зарубежных стран является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории XX в., в рамках которого наращивается потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.
Знание основных научных концепций современности находит отражение в исследовании исторических проблем. Деятельностный подход проявляется в том, что учащиеся смогут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах (мини-сочинениях, эссе, аргументированных комментариях, оценочных суждениях). Предполагается создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.).
Планирование составлено с учетом применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция, комбинированное занятие-практикум и повторительно-обобщающие уроки. В рамках изучения курса для проверки качества обученности предусмотрен многоуровневый контроль: текущий (мини-тест или проверка домашнего задания), тематический – в рамках повторительно-обобщающего урока, промежуточный – по разделу и итоговый - по курсу в целом). Проверка предметных результатов образования осуществляется на основе контрольно-измерительных материалов, аналогичных КИМ ЕГЭ. Предусмотрена также выборочная проверка тетрадей при выполнении письменных домашних и самостоятельных работ. В старшей школе используются различные системы оценки знаний – традиционная, рейтингово-накопительная (с переводом баллов в традиционную), зачетная, а также внешний аудит – административный контроль, пробный ЕГЭ в соответствии с планом органов управления образованием и выбором учащихся.
Критерии оценивания ответов учащихся по истории
Устный ответ
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, использовал дополнительно карту, справочный или статистический материал для аргументации и самостоятельных выводов; изложил материал аргументированно, грамотным литературным языком в определенной логической последовательности, устанавливая причинно-следственные связи событий и явлений; продемонстрировал знание персоналий, свободное владение хронологией, понятиями и терминами, умение проводить хронологическую параллель Истории России и Всеобщей истории; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет
один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие фактического содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «3», в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, нет обобщений и выводов в полном объёме, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании исторической терминологии, исправленные после наводящих вопросов учителя.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении основных событий и явлений, при использовании карты, исторической терминологии, хронологии, которые не были исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или при его отказе от ответа.
Закрытый/открытый тест
81-100% правильных ответов – «5»
61-80% правильных ответов – «4»
41-60% правильных ответов – «3»
Менее 40% правильных ответов – «2»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА
Программа | А. А. Улунян, доктор исторических наук; Е. Ю. Сергеев, доктор исторических наук; Т. В. Коваль, кандидат педагогических наук, Новейшая история зарубежных стран в сборнике Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11 – М.: «Просвещение, 2006», с.46-54. |
Методические пособия, дидактические материалы | Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: всеобщая история:XXв. – М.: ВЛАДОС, 2002. Сергеев Е. Ю. Дидактические материалы по курсу «Новейшая история зарубежных стран». Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран»: пособие для учителя; История в таблицах.5-11 Справочное пособие/Авт.сост. Степанищев А.Т., М.: «Дрофа», 2001 Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 1997 |
Учебники и учебные пособия | Улунян А. А., Сергеев Е. Ю. Новейшая история зарубежных стран: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений; 4-е издание – М.: «Просвещение», 2005. |
Рабочая тетрадь | Л.Н. Алексашкина. «Новейшая история. ХХ - начало XXI века». 9 кл.: Рабочая тетрадь. Ч.1., 2 |
Атласы, контурные карты | Издательства «Дрофа» |
Дополнительная литература для учащихся | Сборник материалов и документов по новейшей истории зарубежных стран Выдающиеся полководцы XX века 100 великих имен XX века 100 великих событий XX века |
Мультимедийные пособия | Уроки всемирной истории. КИМ. Новейшее время. CD-ROM |
DVD | Рузвельт; Император Хирохито; Встреча в Ялте; Битва за Москву; У.Черчилль; Сталин; У истоков «холодной войны» |
Internet-ресурсы ЭОР | http://som.fio.ru/item.asp?id=10004471 http://www.hrono.info/biograf/index.php Слайд-фильм «Холодная война» |
Экспозиции музеев города | Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Особняк Румянцева) Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда Музей С.М. Кирова Музей связи имени А.С.Попова Военно-морской музей Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Музей связи Русский музей Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Этнографический музей Музей политической истории России |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ[1]
Введение. Мир в начале XX в. (1 ч)
Становление индустриального общества.
Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
Социальные движения в начале XXв. Революционеры и реформисты.
Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.
Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.
РАЗДЕЛ I
Мировые войны и революции. 1914—1945 гг.
Исторические проблемы первой половины XX в. (13 ч.)
Первая мировая война (2 ч)
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.
Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир.
Глава 2 Образование национальных государств и послевоенная система договоров (2ч.)
Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
РАЗДЕЛ II
Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг (4ч.)
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства.
Международные отношения в 1920—1930-е гг (1ч.)
Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа, , «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.
РАЗДЕЛ III
Вторая мировая война (3ч.)
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.
Повторительно-обобщающий урок по РАЗДЕЛУ I (1ч.)
«Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в.»
РАЗДЕЛ IV
Мир во второй половине XX в.
Исторические проблемы второй половины XX в (8ч.)
Международные отношения во второй половине XX в (2ч.)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.
Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг. (2ч.)
Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».
Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг (2ч.)
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в (1ч.)
Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.
Наука и культура во второй половине XX в (1ч.)
Научно-техническая революция 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.
Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ «Общие черты и закономерности развития мира в XX в.» (1 Ч)
Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п темы | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Введение | 1 | |
1 | Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. ХХ в. | 3 |
2 | Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. ХХ в. | 4 |
3 | Распад Версальско-Вашингтонской системы | 3 |
4 | Начало, ход и этапы Второй мировой войны | 4 |
5 | Международные отношения во второй половине ХХ в. (2 ч) | 2 |
6 | Страны Западной Европы и Северной Америки | 2 |
7 | Развитие стран Восточной Европы в 40—90-е гг. ХХ в. (2 ч) | 2 |
8 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. | 1 |
9 | Наука, культура и спорт в ХХ в. | 2 |
ИТОГО | 24 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)»
КУРС «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
2013/2014 учебный год 11а класс, 24 часа
(составлено учителем Бриченко Л.В.)[2]
№п/п дата | Наименование раздела, темы, урока | Домашнее задание |
1 03.09 | Введение | Оформить тетрадь в соответствии с требованиями |
РАЗДЕЛ II. МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (8 ч) | ||
Т е м а 1. Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. ХХ в. (3 ч) | ||
2 03.09 | Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг. | §§10-11, с.94-106, составить глоссарий, в.1-2 (у), задание 3 (п) (таблица) *биографические справки (презентация по выбору уч-ся) |
3 06.09 | Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика. | §§10-11, с.106-108, развернутый план, в.5-7 (у) |
4 10.09 | Международные отношения в 20-е гг. ХХ в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг. | §13, глоссарий.зад.2 (п)таблица, в 4, 6-7 (у) |
Основные понятия: стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, «русский» вопрос. | ||
Т е м а 2. Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. ХХ в. (4 ч) | ||
5 13.09 | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии. | §13, в.1 (п) (причины, проявления, экономические и политические последствия) * биографические справки (презентация по выбору уч-ся Джон Кейнс) |
6 17.09 | Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике. | §§14-15, парные презентации (Италия, Германия, Франция, Испания,США ) * биографические справки (презентация) |
7 20.09 | Урок-семинар: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов | Характеристика режимов (зачет) |
8 24.09 | Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов. | §16, парные презентации (Япония, Индия, Китай, Турция) Зад. 3 (п) |
Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства. | ||
Тема 3. Распад Версальско-Вашингтонской системы (3 ч) | ||
9 27.09 | Международные отношения в 30-е гг. ХХ в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. | §17, карта, хронограф |
10 01.10 | Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении. | §17, в.3-5 (у), 6 (п) - таблица |
11 04.10 | Культура в первой половине ХХ века. Новые явления культурной жизни. Основные тенденции в развитии науки. | §18, глоссарий, зад. 3 (п), таблица |
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин— Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова— Риббентропа. | ||
РАЗДЕЛ III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (4 ч) | ||
Т е м а 4. Начало, ход и этапы Второй мировой войны | ||
12 08.10 | Причины и начало Второй мировой войны. Планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу Политика СССР «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях. | §19-20, карта, глоссарий, с. 170 зад. 3,5 (п) |
13 09.10 | Ход войны 1941-1945. Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. | §20, развернутый план, зад. 4, 7, синхронистическая таблица |
14 09.10 | Завершение Второй мировой войны. Дипломатия в 1939-1945. Капитуляция Японии. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях. | §21, хронограф «Антигитлеровская коалиция» |
15 09.10 | Итоги и политические последствия. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны. | Глава 7., с. 190, анализ исторических документов |
Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план с «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации. | ||
РАЗДЕЛ IV. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (9 ч) | ||
Т е м а 5. Международные отношения во второй половине ХХ в. (2 ч) | ||
16 11.10 | Послевоенное мирное урегулирование. Складывание противостоящих Союзов. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла. | §22, глоссарий, зад. 1 (п) |
17 15.10 | Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора. Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е п.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны». | §23, зад.1 (п), таблица, Документы (ознакомительное чтение) |
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт. | ||
Т е м а 6. Страны Западной Европы и Северной Америки | ||
18 16.10 | Международные отношения на различных этапах «холодной войны» | §24, глоссарий, хронограф |
19 18.10 | Общая характеристика национально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине ХХ в. Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Созда- | §25 в.1-6 (у) Конспект: -характеристика этапов -персоналии* (фоторепортаж) «События и люди» -словарь -хронология -глоссарий аббревиатур |
20 22.10 | Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. ХХ в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции. | §§26-27, зад. 1 (п) схемы (зачет) |
21 25.10 | Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. ХХ в. Особенности социально-экономического и политического развития Италии, Германии, Японии. | §§26-27, зад. 1 (п) схемы (зачет) §28, домашнее чтение |
Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо». | ||
Тема 7. Развитие стран Восточной Европы в 40—90-е гг. ХХ в. (2 ч) | ||
22 29.10 | Страны Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов. | §29, карта Конспект: -характеристика этапов -персоналии* (фоторепортаж) «События и люди» -словарь -хронология -глоссарий аббревиатур |
23 01.11 | Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. ХХ в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований. | §30, глоссарий, персоналии |
Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция. | ||
Тема 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. (1 ч) | ||
При наличии резерва учебного времени | Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах. Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций. | §§ 31-32, домашнее чтение |
Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистическай гтугь развития, «азиатские ТигрЫи (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция, мао нам. | ||
Тема 9. Наука, культура и спорт в ХХ в. (2 ч) | ||
24 12.11 | Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине ХХ в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце ХХ — начале ХХI в’ Новая роль религии. Изменения в быту Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры. | §34-35, сообщения |
24 15.11 | Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество. | §34-35 |
Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм. |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) при наличии резервного часа.
Общие черты и закономерности развития мира в ХХ в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в ХХ в. Общество, государство и общественно-политические системы в ХХ в. Достижения человечества к началу ХХI в.
[1] Материал I РАЗДЕЛА пройден в 10 классе в 2012-2013 учебном году.
[2] В 11а классе предполагается последовательное прохождение программы по истории: сначала – курс всеобщей истории – 24 часа, затем курс истории России – 46 часов с учетом пройденного в 10 классе материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса (VII вида) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа для 8 класса (VII вида) отличается от программы общеобразовательной школы лишь некоторыми незначительными нюансами в оформлении и календарно-тематическим планированием. Дело в том, ч...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Ррассчитана на 17 учебных часов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по курсу «История» для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Рассчитана на 17 учебных часов. Предназначена для обучения детей VIII вида проходящих...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год. Предназначена для учащихся VII вида, проходящих обучение индивидуально на базе общ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компон...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по истории 8,9,11 классы
Данные программы ориентированы на учащихся общеобразовательных учреждений , рассчитаны на учебные пособия Н.В.Загладина, Данилова....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории для 5 класс (учебник под ред. Ф.А. Михайловского, издательство "Русское слово")...