Разработки уроков по истории России. 7 класс.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Сотникова Надежда Леонтьевна

Приведены разработки уроков по истории России XVII века с использованием техналогии развития критического мышления и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_l_sotnikova_7kl_ir_pourochnye_plany.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  2                                                                                                                            7 класс.

Тема: В преддверии Смуты.

Цель урока: охарактеризовать экономическое и политическое развитие России к началу XVII века.

Задачи:

    - рассказать о правлении Бориса Годунова и определить причины Смуты;

    -воспитывать патриотизм;

    -формировать навыки работы с текстом учебника.

Оборудование: карта «Смутное время в России в начале XVII века»

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием приемов критического мышления.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Изучение нового материала.

             План.

Предпосылки Смуты;

Конец царской династии Рюриковичей;

Правление Бориса Годунова.

I.Вызов

-Что вам известно по данной теме? Запишите известные вам факты и явления в тетради. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями.

    Учитель на доске записывает мысли учеников. Ошибки, допущенные детьми при заполнении корзины идей будут исправляться.

II.Осмысление содержания

Задание: Используя текст учебника &1(с.4), записать в тетради предпосылки Смуты.

III. Рефлексия

1. Какое значение для личной судьбы Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?

2.Каким образом Борис Годунов стал царем?  

3.На основе текста учебника объясните, в чем состояло историческое значение избрания Бориса Годунова на царство?

4.Почему население России было недовольно правлением Бориса Годунова?

5.Когда произошли эти события:

-гибель царевича Дмитрия;

-избрание Бориса Годунова на царство?

III. Закрепление изученного материала.

  1. Чтение текста учебника.
  2. Использование приема написания синквейна.

Синквейн – стихотворение, состоящее из 5-ти строк. Пишется по следующим правилам:

1 строка – одно слово-существительное – тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, которые раскрывают тему синквейна.

3 строка – три глагола, описывающих действие.

4 строка – короткая фраза, предложение, в котором высказывается отношение к теме. 5 строка – резюме, которое дает новую интерпретацию темы.

        Например.

Кризис

Экономический, политический.

Голодают, сражаются, умирают.

Пока народ един, он непобедим.

Смутные времена.

IV.Итог урока.

        В 1598 году царская династия Рюриковичей пресеклась. Началось правление Бориса Годунова. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванства.

V. Задание на дом: &1, подготовиться к уроку-дискуссии  «Суд истории»

Урок № 3                                                                                                                            7 класс.

Тема: Лжедмитрий I.

Цель урока:

охарактеризовать период правления Лжедмитрия I; 

Задачи:

рассмотреть борьбу Лжедмитрия I с Борисом Годуновым и  выявить причины воцарения Лжедмитрия I; закрепить знания учащихся о периоде правления Бориса Годунова;

воспитывать чувство уважения к чужому мнению, решению;

формировать умение участвовать в дискуссии.

Форма  урока: групповая;  урок-дискуссия в форме игры «Суд истории»

Подготовка к уроку: Подготовить одно- два сообщения о событиях 1598-1506гг.

ХОД УРОКА. 

1.Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать период, вошедший в историю под названием «Смутное время», и подробнее рассмотрим период правления Лжедмитрия I. Выясним, кем он был, какова его роль в истории Отечества.

2. Игра-дискуссия.

 Урок представляет из себя "суд истории". "Судебное заседание" ведет учитель. Слушания же должны протекать в режиме поочередного выступления учеников, играющих роли Бориса Годунова, Григория Отрепьева, Федора Никитича Романова. При этом учитель и учащиеся могут  им задавать вопросы, вступать в дискуссию, оспаривать их точку зрения.

     Предмет разбирательства-политика Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Задача присутствующих- принять решения об одобрении или осуждении действий данных правителей.

      Первым должен выступать сам Борис Годунов, отстаивая мысль, что вся его политика всецело служила благу России, он расширил пределы страны, укрепил границы государства, наладил отношения с соседями, сделал первую, по сути дела, попытку модернизации социальных институтов. Затем Григорий Отрепьев доказывает, что он действительно является сыном Ивана IV, обвинив Бориса Годунова в том, что тот желал его смерти. Затем слово должно быть предоставлено Федору Романову. Он должен поставить под сомнение легитимность нахождения Годунова у власти, вспомнить о терроре, которому были подвергнуты все недовольные режимом Годунова, и высказать отрицательное отношение к политике Лжедмитрия I.

Рекомендуемые вопросы:

1.Почему население могло не любить Бориса Годунова лично?

2.Кто, по мнению современников, по своим личным качествам был более всего достоин престола?

3.Кто и почему победил в борьбе между Борисом Годуновым и Лжедмитрием I?

4.Почему началось восстание против Лжедмитрия I?

После «слушаний» в классе происходит голосование в пользу обвинительного или оправдательного приговора как Бориса Годунова, так и Лжедмитрия I. Победившая сторона получает оценку «пять»

 3.Итог урока.

В конце урока учитель замечает, что Борис Годунов – личность сложная и противоречивая. Вместе с тем он был очень талантливым политиком, но удача в тот момент сопутствовала самозванцу – Лжедмитрию I, которому удержаться на престоле не удалось.

4.Задание на дом: &2.

Урок № 7.                                                                                                                             7 класс.

Тема: Второе ополчение и освобождение Москвы.

Цель урока: Выяснить причины избрания царем на Земском соборе 1613г. Михаила Романова.

Задачи:

  • рассмотреть итоги второго ополчения и Земского собора 1613г.;
  • воспитывать патриотизм;

      -     формировать навыки коллективной работы в группе.

Оборудование: карта «Смутное время в России»

Форма проведения урока: урок-игра

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II.Игра.

     

        Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать & 6: Второе ополчение и освобождение Москвы.

        Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени участников Земского Собора1613г. «Почему был избран Михаил Романов». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XVII в. На задание дается 25 минут.

        Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставиться оценка «пять».

        Рекомендуемые вопросы для закрепления:

  1. В чем причины поражения первого ополчения и победы второго?
  2. Почему на Земском соборе 1613 г. было решено избрать царем молодого малоизвестного Михаила Романова?
  3. Подведите итоги Смуты. В чем выразился подъем национального самосознания русского народа?

III. Итог урока.

        В конце урока учитель напоминает учащимся, что существовало множество кандидатур на царский престол. Каждая из них предполагала особый вектор развития страны. На земском Соборе победила компромиссная линия, которая была поддержана казачеством. В России началось правление династии Романовых.

IV. Задание на дом: & 6.

Для подготовки к уроку использовалось пособие: Соловьев К.А.; Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.:ВАКО, 2006.

Урок № 10.                                                                                                                           7 класс.

Тема: Царь Алексей Михайлович.

Цель урока:

охарактеризовать личность царя Алексея Михайловича; познакомить учащихся с внутренней политикой его правительства;

Задачи:

рассказать о личности Алексея Михайловича; рассмотреть причины, основные события и итоги Соляного бунта; охарактеризовать Соборное Уложение 1649г.;

воспитывать чувство уважения к чужому мнению, решению;

формировать навыки исследовательской поисковой работы, умение создавать учебные тематические проекты.

Форма  урока: групповая;  с элементами проектной деятельности.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА. 

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала.

        Какие задачи стояли перед правительством Михаила Романова?

        Охарактеризуйте важнейшие цели внешней политики России во времена правления Михаила Федоровича. Были ли достигнуты эти цели?

        

3.Изучение нового материала по плану:

                

                1.Личность царя.

                2.Соляной бунт.

                Соборное Уложение.

Проектная деятельность на уроке.

После того, как школьники познакомились с содержанием изучаемой темы, учитель сообщает, что теперь семиклассники будут работать над созданием учебных проектов по данному разделу. Класс делится на группы, каждая группа выбирает тему проекта:

  1. Как были преодолены последствия Смуты.
  2. Почему царя Алексея Михайловича называют Тишайшим.
  3. В чем состоит историческое значение Соборного Уложения.
  4. Место России XVII века в мире.
  5. Исторические пути Украины и России в XVIIв.
  6. Церковный раскол: причины и последствия.
  7. Как осваивалась Сибирь в XVII веке.

Таким образом, на данном уроке определяется тема проекта, уточняются цели работы, происходит выбор рабочих групп, обсуждается план работы.

Подводятся итоги урока, делается вывод.

 Задание на дом: &8, продумать цели проекта.

Урок № 17.                                                                                                                           7 класс.

Тема: Повторение по теме «Россия при первых Романовых».

Цель урока:

Обобщить и закрепить знания учащихся о развитии России в период правления первых царей из династии Романовых;

 Задачи:

 оценить исторические аспекты проектов;

воспитывать интерес к предмету;

формировать навыки исследовательской поисковой работы, умение создавать учебные тематические проекты и защищать их.

Форма  урока: групповая;  с элементами проектной деятельности.

ХОД УРОКА. 

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала.

- Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Россия при первых Романовых ”. Подумаем, как политика, осуществляемая Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми, повлияла на дальнейшую историю России, выявим место нашего государства в XVII веке в мире.

После вступительного слова учителя ученики представляют и защищают свои проекты по следующим темам:

  1. Как были преодалены последствия Смуты.
  2. Почему царя Алексея Михайловича называют Тишайшим.
  3. В чем состоит историческое значение Соборного Уложения.
  4. Место России XVII века в мире.
  5. Исторические пути Украины и России в XVII в.
  6. Церковный раскол: причины и последствия.
  7. Как осваивалась Сибирь в XVII веке.

Подводятся итоги урока, делается вывод о том, что исторические обстоятельства XVII способствовали более тесным, нежели ранее, контактам русских с Западной Европой во многих сферах жизни – в экономике, политике внутренней и внешней, а также сфере культуры и государственного строительства. Эти обстоятельства сделали возможным осуществить реформы Петру I в начале XVIII века.

 Задание на дом: повторить & 7-15; подготовиться к тестированию по изученному разделу.

Урок №  27                                                                                  7 класс.                                                                                                              

Тема: Наследники Петра I.

Цель урока: охарактеризовать политическое развитие России  при преемниках Петра I .

Задачи:

    - объяснить, что такое «дворцовый переворот»; рассказать о правлении Екатерины I и Петра II;

    -воспитывать интерес к предмету, культуру общения;

    -вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям; развивать критическое мышление.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием приемов критического мышления.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.

           План.

  1. ЕкатеринаI.
  2. ПетрII.
  3. «Затейка»  верховников.

I.Вызов

-Что вам известно по данной теме? Запишите известные вам факты и явления в тетради. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями.

    Учитель на доске записывает мысли учеников. Ошибки, допущенные детьми при заполнении «корзины идей» будут исправляться.

II.Осмысление содержания

Чтение текста параграфа и маркировка с использованием значков «V», «-», «+», «?» (по мере чтения их ставят аккуратно на полях справа).

III. Рефлексия

Написание эссе на одну из предложенных тем:

  1. Екатерина I: легко ли быть императрицей?
  2. Причины ссылки светлейшего князя Александра Даниловича.
  3. 1730 год. Кто и почему взойдет на пустующий российский престол?

IV. Итог урока.

После ПетраI российский престол занимали ЕкатеринаI  и ПетрII. В это время у трона происходила борьба придворных группировок, в которой все большее значение приобретала гвардия.

V. Задание на дом: &26.

Урок № 31.                                                                                                                           7 класс.

Тема: Русская культура в середине XVIII века.

Цель: охарактеризовать развитие русской культуры в середине XVIII века.

Задачи:

  • рассмотреть развитие просвещения, литературы и искусства в изучаемый период; выявить значение деятельности русских ученых в развитии отечественной науки (Ж-Н.Делиль, Г.В.Крафт, Л.Эйлер, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов).
  • воспитывать ценностные ориентации к творческой деятельности;
  • формировать исследовательские навыки, методы сбора информации с использованием современных технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Форма проведения урока: проектная деятельность.

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II. Защита учащимися проектов.

“В мире нет другой нации,

 которая стала бы столь выдающейся

во всех областях в столь короткий срок”.

                                                        Вольтер.

Достижения ученых, зодчих и живописцев России стали достоянием мировой культуры. Вы, ребята,  работали над проектами по теме «Русская культура в середине XVIII века». Сегодня вам предстоит защитить свой проект, получить оценку результатов своей работы.

После вступительного слова учителя ученики представляют и защищают свои проекты по следующим темам:

1.Какие открытия были сделаны в области науки и просвещения.

2.М.В. Ломоносов – великий русский ученый.

3.Географические открытия середины XVIII века.

4.Литература середины XVIII века: новшества и традиции.

5. Искусство середины XVIII века.

III. Итог урока.

        В середине XVIII века русская наука шагнула далеко вперед. В Академии наук работала целая плеяда выдающихся ученых. Произошли важные географические открытия. Больших высот достигла культура. Огромное значение в развитии просвещения, науки и культуры имела деятельность нашего великого соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова.

IV. Задание на дом: & 30, подготовиться к тестированию.

Урок № 35.                                                                                                                           7 класс.

Тема: «Движение Е.И.Пугачева»

Цель урока: охарактеризовать народное движение под предводительством Е.И.Пугачева.

Задачи:

-показать связь между ухудшением положения крестьянства и восстания Пугачева;

- воспитывать толерантность, партнерское общение;

-развивать навыки устной речи; способность концентрироваться на сути проблемы.

Оборудование: карта «Российская империя во второй половине XVIIIв.»

Форма проведения урока:  урок-дискуссия

Подготовка к уроку: для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать &34: «Движение Е.И. Пугачева». Также предполагается распечатать дополнительные материалы; кроме того учитель должен заблаговременно распределить роли (Емельяна Пугачева, ЕкатериныII).

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II. Игра-дискуссия.

        Урок должен представлять из себя «суд истории». «Судебное заседание» должен вести учитель. Слушания же должны протекать в режиме поочередного выступления учеников, играющих вышеуказанные роли. При этом учитель и учащиеся могут им задавать вопросы, вступать в дискуссию, оспаривать их точку зрения.

        Предмет разбирательства – восстание Е.И. Пугачева. Задача присутствующих – принять решение об одобрении или осуждении действий  руководителя восставших.

        Первым должен выступить сам Емельян Пугачев, отстаивая мысль, что беспощадная война против поработителей – это священная война во имя торжества справедливости. Затем слово должно быть предоставлено ЕкатеринеII. Она должна настаивать на жестокости, бесчеловечности Пугачева, подвергшего помещиков пыткам и казням. Сама идея восстания разрушает закон. Отсутствие порядка не может принести справедливость.

         После «слушаний» в классе происходит голосование в пользу обвинительного или оправдательного приговора. «Победившая» сторона получает оценку «пять».

III. Итог урока.

В конце урока учитель замечает, что восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской империи.  Соответственно, империя нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

IV. Задание на дом: &34

Для подготовки к уроку использовалось пособие: Соловьев К.А.; Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.:ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...