«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Сегодня мы познакомимся с ещё одной страницей в истории Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurskaya_bitva_konspekt_uroka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны»
Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.
Учитель: Терешина Т.М.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии критического мышления, мультимедиапроектора и показом слайдов.
Тема раздела: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Тема урока: Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны.
Цели урока:
- Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдата. Определить значение Курской битвы.
- Развивающая: формировать умение анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником; формировать навык самостоятельно добывать информацию, используя компьютер.
- Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.
Основные знания: разгром немцев под Сталинградом, историческое значение.
Основные понятия: коренной перелом, Курская дуга.
Оборудование урока: учебник, карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», мультимедиапроектор, слайды.
Ход урока.
- Начало урока.
Эпиграф: В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества.
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка – Москва.
А.Твардовский
Вводное слово учителя. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Сегодня мы познакомимся с ещё одной страницей в истории Великой Отечественной войны. Предметом сегодняшнего разговора является Курская битва. Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, определить значение. Но прежде я позволю себе вернуться несколько назад, в 1942 год.
- Проверка домашнего задания.
(Слайд1 «Направление ударов советских войск под Сталинградом»;
Слайд2 «Мамаев курган»)
Вопрос: Чем он был знаменателен?
Ответ: Произошла Сталинградская битва, окончившаяся блестящей победой Советской Армии. Померк миф о непобедимости германского оружия. Шла борьба за взятие самой высокой точки Сталинграда – Мамаева кургана.
Слайд3 «Начало Великой Отечественной войны»
Вопрос: Назовите дату ВОВ.
Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945.
Слайд4 «Брестская крепость. Оборона Москвы»
Слайд5 «Сталинградская битва. Курская дуга»
Слайд6 «Штурм Берлина. Победа»
Вопрос: Назовите этапы войны.
Ответ: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942г. – начальный этап;
19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома; 1944г. – 9 мая 1945 г. – завершающий тап.
Вопрос: Назовите основные события начального этапа.
Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда.
Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны?
Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской.
Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома?
Ответ: Сталинградская и Курская битвы.
- Изучение нового материала
(Рассказ ведется с использование карты). Попробуйте определить, где могли начать наступление немцы, где более предпочтительно главное наступление 1943 года, на которое поставлено так много в судьбе войны).
(Учащиеся называют цифры, которыми отмечена вся протяженность линии фронта, и определяют, что очень «соблазнителен» участок Советской Армии у Курска, который далеко вдается в расположение немецких войск).
Вопрос: Что надеялись получить немцы? На что рассчитывали?
Ответ: Укрепить дух немецкого народа, прибавить немецкому солдату веру в победу; взять реванш за проигрыш под Сталинградом.
Немцы операцию назвали «Цитадель», что означает «крепость». И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Важность данной операции для Гитлера подтверждается и тем, что к 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику: самолеты, танки, пушки. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о планах наступления заранее – сведения были полные. Но что делать? Начать наступление и сорвать удар или ждать пока враг соберет силы? Маршал Г. К. Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление.(Слайд7) Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. В подготовке к предстоящим сражениям принимало участие и население прифронтовых областей. (Проецируются кадры «Население роет траншеи». Слайд8)
Если я на поле ратном
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне
Надо мною круг замкнет, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.
Пусть ускорит он походку
Среди выжженной травы,
Пропотевшую пилотку
Не снимая с головы.
И, зажав винтовку твердо,
Отомстит за смерть мою.
За страдания народа
И за Родину свою!
(К.Симонов)
В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь.
Это произошло внезапно для командования, поэтому в их частях царила растерянность, неспособность к быстрому реагированию. Немецкая армия сразу понесла большие потери в артиллерии. Через 2 часа немцы упорядочили войска. В 5ч. 30 мин. Немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции.
Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории – Орел, Курск, Белград. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам не «тигры», ни «фердинанды», ни «пантеры». Героизм проявлял каждый советский солдат.
Если я на поле ратном, испустив предсмертный стон, упаду в огне закатном вражьей пулею сражен, если ворон, словно в песне, надо мною круг замкнет, - я хочу , чтоб мой ровесник через труп шагнул вперед. Пусть ускорит он походку среди выжженной травы, пропотевшую пилотку не снимая с головы. И ,зажав винтовку твердо, отомстит за смерть мою, за страдания народа и за Родину свою!
Автор этих строк не профессиональный поэт, а воин, лейтенант Владимир Чугунов. В одном из боев Курского сражения 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку, он погиб смертью храбрых. (Слайд9)
Лейтенант И. Кожедуб – сбил 6 самолетов. (слайд10).
Старший лейтенант А. Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным. (слайд11)
Теперь обратим свое внимание на карту военных действий. Наступление немцев на наши позиции с севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12 км. С юга – в район Прохоровки от 30 до 35 км. Советскими войсками командовали генерал Попов, маршалы Баграмян, Рокоссовский, Ватутин, Малиновский.
Немецкие войска возглавили г –фм Клюге ( нем. – «умный»), Людель, Манштейн ( нем. «человек-камень»), Гудерман – т.е. цвет немецкого командования.
В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков. (слайд12)
«Итак, утром 12 июля две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Сравнение с гребнями, однако, не дает представления о той странной энергии, с которой встретились противники. Все вокруг, на многие километры – закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою. Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С сияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно развивались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков, взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестоко, умело, свирепо».
Битва на рельсах.
Особенностью Курской битвы было участие партизан, хотя они и находились далеко в лесах под Брянском (раньше его называли Дебрянск, т.е. дебри, глушь). Партизаны пускали эшелоны с немецкой техникой под откосы. Из-за этого немцы вынуждены были перебрасывать свою технику и живую силу только днём, пуская вперед дрезину. «Рельсовой войной» - так называли в штабе действия партизан.
(На экране кадр «Первый салют в Москве». Слайд13)
Из приказа Верховного Главнокомандующего (в чтении диктора Юрия Левитана в фотозаписи):
Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел. Войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород. Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление. Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий… вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!
Смерть немецким оккупантам! Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин. 5 августа 1943 года.
Итак, битва выиграна. Каково же значение этого события? Значение Курской битвы. (Ответы учащихся… Советская армия ещё в середине России, ещё много отделяет её от Германии, но уже произошёл в ходе второй мировой войны коренной переворот. Последняя попытка Германии наступать – закончилась провалом. Вырос авторитет СССР среди стран – союзниц. Победа под Курском способствовала освобождению левобережной Украины в начале ноября.) английский премьер – министр Черчилль до самой смерти не уставал подчеркивать, что он первый враг коммунизма, но как политик он в те дни сказал : «Три великие битвы за Курск, Орёл, Харьков, все проведенные на протяжении трех месяцев, ознаменовали крах немецких армий на Восточном фронте».
Среди участников в боях на Курской дуге был и уроженец Сергиевского р-на А. Н. Бочков, наш земляк, который и ныне проживает на территории нашего поселка (воспоминания ветерана - фронтовика).
4. Закрепление материала. Что такое коренной перелом в ходе войны? Почему считается, что коренной перелом в ходе войны окончательно произошел после Курской битвы? В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон? Решение тестов.
1.Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве является:
- предупреждающий удар советской артиллерии;
- вступление в бой резервных сибирских дивизий;
- окружение основной массы немецких войск;
- удар партизанских соединений в тыл немцев.
2.В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны:
- Битва за Москву;
- Сталинградской битвы;
- Курской битвы;
- Битвы за Берлин.
3.Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, так как:
- стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии;
- гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики;
- фашистская Германия потерпела первое крупное поражение;
- весной 1943г. Был открыт Второй фронт.
5.Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы «Основные военные операции Великой Отечественной войны», подготовить материал о русских полководцах времен ВО войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ....
Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....
КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 - ЛЕТИЮ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ
Материал содержит разработку классного часа и мультимедийную презентацию....
Классный час на тему: "Битва на Курской дуге"
Классный час посвящён героическим страницам нашей истории....
Презентация "Битва на Курской дуге"
Урок презентация "Битвы на Курской дуге"...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
открытый урок на конкурс "Учитель года"...
"Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны"
Урок «Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны» по истории в 10 классе разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных техн...