Музееведение в школе
проект по истории на тему
Мезей - один из важных институтов культуры современного общества, имеющих отношение к сбору, хранению и передаче социально значимой информации, наряду с архивами, библиотеками ит.п. Облик музея и понимание его роли непрерывно менялся на протяжении человеческой истории. В связи с этим, особую актуальность приобретает освоение учащимися истории, теории и практики музейного дела. Особенно это актуально сейчас, когда мы переходим на стандарты второго поколения в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeevedenie_v_shkole.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ
Занятие музейным делом тесно связано с краеведением. Это слово понимается как изучение своих мест с точки зрения истории, географии, культуры, экологии и т.д. Зачем необходимо заниматься краеведением и создавать музеи? В целом, эта работа поможет воспитать гражданина России, своей Родины, которая состоит не только из РФ, но и малой Родины – Выборгского района Санкт-Петербурга п. Парголово.
Направления краеведческой работы:
-История поселка
- История Шуваловского парка;
- История улицы, дома;
- Краеведение предприятий;
- История семьи.
Для того чтобы создать музей необходимо выбрать его профиль (направление):
- Исторического краеведения (города, села, школы, детского сада, боевой славы и т.д.)
- Этнографический музей (т.е. быта).
- Мемориальный музей (музей жизни одного человека)
- Эколого-географического краеведения (факты, статистические материалы, полезные ископаемые, гербарий, чучела и т.д.)
- Литературный музей (писатели и поэты области, СМИ, школьная журналистика и т.д.)
Основные направления оформления музея по истории школы, детского сада:
- Открытие учреждения, первые учителя, воспитатели.
- Этапы развития школы, детского сада (по хронологии).
- Пионерская, комсомольская организации, спортивная, массовая работа.
- Развитие детского творчества, художественной самодеятельности (поделки, рисунки, вышивка)
- Выпускники школы, детского сада.
- Педагоги, их биографии.
(Необходимо собирать похвальные грамоты, аттестаты, дневники, тетради, учебники и т.д.)
Оформление этнографического музея:
- Орудия труда.
- Одежда и обувь.
- Мебель и посуда.
- Песни, поговорки, обычаи, обряды, народные игры.
Этапы создания музея:
- Выбрать тему поиска и определить профиль создаваемого музея.
- Создать музейный актив (4-5 учеников) и совет (ученики, учителя, родители)
- Открыть выставку или краеведческий уголок.
- Открыть музей.
- Экскурсионно-просветительская деятельность музея.
Методы работы музея:
- Собирательский (главный и долгосрочный).
- Фондовый.
- Экскурсионно-массовый (необходим текст экскурсии).
Для эффективной работы между детьми необходимо распределить обязанности. Выбрать экскурсоводов, художников-оформителей, хранителя фондов. Общее руководство музеем остается за педагогом.
Приемы работы в музее:
- Экскурсии.
- Работа с периодической печатью, архивными документами.
- Запись воспоминаний.
- Встречи с участниками событий.
- Переписка с земляками, ветеранами, участниками локальных конфликтов.
- Фото-видеосьемки событий, исторических объектов.
- Запись песен, поговорок, обычаев, народных игр.
- Сбор вещественных материалов.
- Выступление на конференциях, по радио, публикации.
- Организация краеведческих вечеров (поэты, ветераны, рассказ о проделанной работе в музее)
- Написание трудовых биографий.
- Составление летописи города, поселка, школы, детского сада.
- Сообщения учащихся.
- Составление краеведческих викторин и кроссвордов.
- История семьи.
Документы, необходимые для создания музея:
а) Устав музея.
б) Инвентарные книги фондов (их должно быть две). Книги необходимо прошить и скрепить печатью школы.
В книги фондов записываются все поступления материалов в музей.
КНИГА ОСНОВНОГО ФОНДА - записываются подлинные, очень ценные памятники истории (картины, орудия труда, газеты, фотографии, монеты и т.д.)
КНИГА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФОНДА - записываются созданные материалы с целью дополнительного пояснения (карты, схемы, таблицы, ксерокопии, макеты, чучела животных и птиц, записи воспоминаний и т.д.).
Вот, что следует писать в инвентарных книгах:
№ | Дата поступления | Место поступления | Название предмета | Краткое описание предмета | Материал | Сохранность |
|
|
|
|
|
|
|
На каждом предмете музея должен стоять номер, который будет совпадать с записанным номером в Инвентарных книгах. Номер на фото, книгах следует наносить авторучкой в левом нижнем углу. На керамике, дереве и др. внизу можно приклеить кусочек пластыря и написать на нем номер. На ткани следует пришить кусочек материала и написать на нём номер. Еще для музея необходимы планшеты (лучше, если они будут обтянуты материалом – все прикреплять иголками не прокалывая (чтобы не повредить) документы, фото), аннотации в рамках, этикетки под каждым музейным предметом. Важно постоянно пополнять и обновлять экспозицию. Таким образом, создание музеев – это не просто собирательство, а целенаправленная продуманная и хронологически правильная работа, которая несёт в себе воспитательный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива " Музееведение"
Программа факультатива "Музееведение"...
Программа кружка " Музееведение"
Пояснительная записка...
Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...
Игра по музееведению "Умники и умницы"
С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры викторины по принципу телевикторины «Умники и умницы». Такая форма проведения занятия существе...
Образовательная программа кружка "Музееведение"
Рабочая программа кружковой деятельности в школе....
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".
Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...
Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.
Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формировани...