Музееведение в школе
проект по истории на тему

Купорова Юлия Александровна

Мезей - один из важных институтов культуры современного общества, имеющих отношение к сбору, хранению и передаче социально значимой информации, наряду с архивами, библиотеками ит.п. Облик музея и понимание его роли непрерывно менялся на протяжении человеческой истории. В связи с этим, особую актуальность приобретает освоение учащимися истории, теории и практики музейного дела. Особенно это актуально сейчас, когда мы переходим на стандарты второго поколения в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeevedenie_v_shkole.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

 

Занятие музейным делом тесно связано с краеведением. Это слово понимается как изучение своих мест с точки зрения истории, географии, культуры, экологии и т.д. Зачем необходимо заниматься краеведением и создавать музеи? В целом, эта работа поможет воспитать гражданина России, своей Родины, которая состоит не только из РФ, но и малой Родины – Выборгского района Санкт-Петербурга п. Парголово.

 

Направления краеведческой работы:

-История поселка

- История Шуваловского парка;

- История улицы, дома;

- Краеведение предприятий;

- История семьи.

 

Для того чтобы создать музей необходимо выбрать его профиль (направление):

- Исторического краеведения (города, села, школы, детского сада, боевой славы и т.д.)

- Этнографический музей (т.е. быта).

- Мемориальный музей (музей жизни одного человека)

- Эколого-географического краеведения (факты, статистические материалы, полезные ископаемые, гербарий, чучела и т.д.)

- Литературный музей (писатели и поэты области, СМИ, школьная журналистика и т.д.)

 

Основные направления оформления музея по истории школы, детского сада:

- Открытие учреждения, первые учителя, воспитатели.

- Этапы развития школы, детского сада (по хронологии).

- Пионерская, комсомольская организации, спортивная, массовая работа.

- Развитие детского творчества, художественной самодеятельности (поделки, рисунки, вышивка)

- Выпускники школы, детского сада.

- Педагоги, их биографии.

(Необходимо собирать похвальные грамоты, аттестаты, дневники, тетради, учебники и т.д.)

 

Оформление этнографического музея:

- Орудия труда.

- Одежда и обувь.

- Мебель и посуда.

- Песни, поговорки, обычаи, обряды, народные игры.

 

Этапы создания музея:

- Выбрать тему поиска и определить профиль создаваемого музея.

- Создать музейный актив (4-5 учеников) и совет (ученики, учителя, родители)

- Открыть выставку или краеведческий уголок.

- Открыть музей.

- Экскурсионно-просветительская деятельность музея.

 

Методы работы музея:

- Собирательский (главный и долгосрочный).

- Фондовый.

- Экскурсионно-массовый (необходим текст экскурсии).

 

Для эффективной работы между детьми необходимо распределить  обязанности. Выбрать экскурсоводов, художников-оформителей, хранителя фондов. Общее руководство музеем остается за педагогом.

 

Приемы работы в музее:

- Экскурсии.

- Работа с периодической печатью, архивными документами.

- Запись воспоминаний.

- Встречи с участниками событий.

- Переписка с земляками, ветеранами, участниками локальных конфликтов.

- Фото-видеосьемки событий, исторических объектов.

- Запись песен, поговорок, обычаев, народных игр.

- Сбор вещественных материалов.

- Выступление на конференциях, по радио, публикации.

- Организация краеведческих вечеров (поэты, ветераны, рассказ о проделанной работе в музее)

- Написание трудовых биографий.

- Составление летописи города, поселка, школы, детского сада.

- Сообщения учащихся.

- Составление краеведческих викторин и кроссвордов.

- История семьи.

 

Документы, необходимые для создания музея:

а) Устав музея.

б) Инвентарные книги фондов  (их должно быть две). Книги необходимо прошить и скрепить печатью школы.

В книги фондов записываются все поступления материалов в музей.

КНИГА ОСНОВНОГО ФОНДА - записываются подлинные, очень ценные памятники истории (картины, орудия труда, газеты, фотографии, монеты и т.д.)

КНИГА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФОНДА - записываются созданные материалы с целью дополнительного пояснения (карты, схемы, таблицы, ксерокопии, макеты, чучела животных и птиц, записи воспоминаний и т.д.).

Вот, что следует писать в инвентарных книгах:

 

 

Дата поступления

Место поступления

Название предмета

Краткое описание предмета

Материал

Сохранность

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждом  предмете музея должен стоять номер, который будет совпадать с записанным номером в Инвентарных книгах. Номер на фото, книгах следует наносить авторучкой в левом нижнем углу. На керамике, дереве и др. внизу можно приклеить кусочек пластыря и написать на нем номер. На ткани следует пришить кусочек материала и написать на нём номер. Еще для музея необходимы планшеты (лучше, если они будут обтянуты материалом – все прикреплять иголками не прокалывая (чтобы не повредить) документы, фото), аннотации в рамках, этикетки под каждым музейным предметом. Важно постоянно пополнять и обновлять экспозицию. Таким образом, создание музеев – это не просто собирательство, а целенаправленная продуманная и хронологически правильная работа, которая несёт в себе воспитательный потенциал.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива " Музееведение"

Программа факультатива "Музееведение"...

Программа кружка " Музееведение"

Пояснительная записка...

Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...

Игра по музееведению "Умники и умницы"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры викторины по принципу телевикторины   «Умники и умницы».  Такая форма проведения занятия существе...

Образовательная программа кружка "Музееведение"

Рабочая программа кружковой деятельности в школе....

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".

        Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...

Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.

Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формировани...