Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества».Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".
Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
методической разработки по музееведению
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
возраст учащихся от 7 до 18 лет.
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МОУ ЕСОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".
Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства и является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:
1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).
2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008-2012 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 422).
3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
4. Методическая разработка составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.
5. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета Протокол №1 от 27.80.2008г.,
6. Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,
7. «Программы развития МОУ ЕСОШ №1»,
8. «Устава МОУ ЕСОШ №1».
Обоснование актуальности и востребованности методической разработки
«Чем дальше в будущее смотрим,
тем больше прошлым дорожим».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной разработки вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей и т.д.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.
Целью моей методической разработки является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы. Создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения
Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Основные задачи
- Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление;
- Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником во всех сферах жизни;
- Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
- Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо науки, умение самостоятельно добывать новые знания;
- Физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и самостоятельно выбирать здоровый образ жизни.
Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска. У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.
Обоснование:
Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.
Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.
Описание:
Центром воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.
В рамках программы музей выполняет следующие функции:
- Поисковая и исследовательская работа с учащимися;
- Проведение Вахт Памяти;
- Координаторская работа с общественными организациями;
- Организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей;
- Встречи с ветеранами ВОВ, бывшими учителями и выпускниками школы;
Ожидаемые результаты:
1. Расширение диапазона мероприятий для школьников.
2. Сохранение и пополнение фондов музея.
3. Создание условий для развития творческих способностей у учащихся
4. Написание учащимися исследовательских работ
5. Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием.
В результате реализации программы ожидается, что:
- - увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
- - появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- - у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
- - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- - учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;
- - увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.
Перспективность:
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы района;
3. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района по обмену опытом;
4. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;
5. Продолжать поисковую деятельность;
6. Выпустить электронное методическое пособие по разработке экскурсий по музею и Егорлыкскому району
Формы организации работы
• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеопрезентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций
• встречи с ветеранами войны
• поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»
Методами обучения являются:
- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
- наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
- поисковый – сбор информации по заданной теме;
- исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.
Контроль знаний, умений, навыков:
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение Книги поступлений).
Практическая часть контроля знаний, умений, навыков основана на участии детей в составлении плана работы Музея, оформлению выставок, этикетажа, сопроводительного текста экспозиций, разработке и проведении экскурсий, изучении коллекции. Итогом работы ребёнка является подготовка к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация.
Межпредметные связи:
В реализации образовательной программы возникают межпредметные связи с историей, археологией, этнографией, генеалогией, нумизматикой, литературой, культурологией и другими научными дисциплинами.
Работа с родителями:
Необходимым условием успешной реализации данной программы является установление тесной взаимосвязи с семьёй обучающихся с целью изучения индивидуальных возможностей детей, демонстрация достигнутых успехов ребенка, направление его деятельности, приглашение родителей на открытые творческие мероприятия и презентации.
Взаимодействие с другими учреждениями:
Социальными партнёрами в работе детского объединения являются: Государственный архив, научные работники музеев, учреждения культуры.
Прогнозируемые результаты:
1. В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2. В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «Благородство школьного музея, Как всегда ни фонда и ни смет. Пишут дети, ищут чей – то след, Чтобы не ушло ничто в забвенье» Работа в музее «История создания школы» Цели: Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитания подрастающего поколения. Задачи:
Работа в музее «История создания станицы» Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской Задачи:
Создание краеведческой группы; Знакомство с темой и планом работы. Сбор материала о станице Егорлыкской Печатание текста; Закупка материала для оформления стенда. Оформление стендов; Поиск фотографий; Связь с районным музеем Сбор фотографий Встреча с жителями станицы Связь со старожилами История открытия мемориальных памятников Подведение итогов работы группы; Анализ работы. Работа в музее «Защитники отечества» Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их подвиги Задачи:
Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу; Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка; Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.
Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ; Закупка материала для оформления уголка. Посещение на дому. Оформление уголка, работа с архивом Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой. История боевых наград. Оформление стенда Оформление альбома о воинах ВОВ. Проведение операции «Поздравь защитника» Тимуровский десант. Операция «Памятник» Акция «Поздравь ветерана» |
Литература для учителя
Литература для детей
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-190594-1359465176.jpg)
Сценарий линейки "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!"
В сценарий включены элементы театрализации с участием героев (гусары) Отечественной войны 1812 года....
классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"
методическая разработка классного часа...
классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"
методическая разработка классного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-385886-1391083471.jpg)
Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-385886-1391083471.jpg)
Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893095-1486854060.jpg)
Викторина "Гордиться славою своих предков... должно".
Викторина проводится в форме игры среди учащихся 8-9 классов. Викторина посвящена Дню защитников Отечества....
Мероприятие "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"
Мероприятие "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"...