Методическая разработка урока по предмету: «История» в 8 классе
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Тарутина Надежда Михайловна

Методическая разработка урока по предмету: "История" на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное Общеобразовательное  Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа «Эрудит»

Методическая разработка

урока по предмету: «История»

        Тема: «Русско-турецкая война1877-1878 г.г.»

Класс: 8

Подготовила:

Учитель истории и обществознания

НОУ СОШ « Эрудит» Тарутина Н.М.

г. Ростов-на-Дону

2013 -2014 уч. год

Цели урока:

• познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;

• на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;

• развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

План урока:

1. Проверка домашнего задания;

II. Предпосылки русско-турецкой войны;

III. Силы и планы сторон;

IV. Ход военных действий;

V. Сан-Стефанский мирный договор;

VI. Итоги Берлинского конгресса;

VII. Закрепление материала.

Новые термины и даты: 1877—1878 гг. — русско-турецкая война; 19 февраля (3 марта) 1878 г. — Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. — Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (Слайд 2)

II. Предпосылки русско-турецкой войны

— Какие славянские народы находились под властью османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.)

Рассказ учителя с элементами беседы.

Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших.

Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М. Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.

— Вспомните, в каких военных действиях генерал Чернов принимал участие? (М. Г. Чернов в 1860-е годы командовал Российскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона — Ташкент.)

Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

— Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией?(Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о ее нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств.)

III. Силы и планы сторон

Запись в тетради

12 (24 апреля) 1877 г. — Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.

(Слайд 4)

Балканский фронт:

Русские — 250 тыс.; турки — 338 тыс.

Кавказский фронт:

Русские — 55 тыс.; турки — 70 тыс.

Война была популярна среди российского общества.

Стратегически важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте):

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианополю, т. е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

IV. Ход военных действий

Прочитать о ходе военных действий: ДК—2001, с. 204—206 (1 абзац); ДК—2003, с. 178—1 80 (Боевые действия летом 1877 г. и падение Плевны)

(Слайд 5)

— Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877г. российские войска начали блокаду Карса — ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пола. Отряд Гурко в середине декабря занял Софию, продолжал наступление в сторону Адрианополя и в январе 1878 г. овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула — местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.)

— Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев. (Отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э. Н. Тотлебен.)

(Слайд 7)

Сообщение учащегося: «Белый генерал — М. Д. Скобелев»

Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить

военные действия и начать мирные переговоры.

(Слайд 9)

V. Сан-Стефанский мирный договор

19 февраля (3 марта) 1878 г. в день рождения Александра II в местечке Сан-Стефано близ Константинополя подписан русско-турецкий договор.

По договору:

Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.

Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (т. е. получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани).

Россия получала южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.

Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

VI. Итоги Берлинского конгресса

Июнь 1878 г. — Берлинский конгресс.

Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

— Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе? (Условия Сан-Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.)

— Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе «успехи оказались неудачами, победы — поражениями»? (Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобожденных Россией от турецкого ига. Его решения показали шаткость союза трех императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.)

Работа с документом и беседа по вопросам к нему (ДК—2003, с. 182—183, «С. Ю. Витте о русско-турецкой войне»).

Работа с документом

— Найдите ошибку в документе.

В одной из записок к Александру II-му министр иностранных дел А. Н. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая блестящая страница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях:

«И в моей также». (Ответ: черная.)

— Как вы думаете, почему ежегодно 3 марта болгарский народ празднует годовщину освобождения своей страны от турецкого владычества? (3 марта был подписан Сан-Стефанский мирный договор

Хотя только 1/3 часть территории Болгарии стала вассальным княжеством, а 2/3 — турецкой провинцией во главе с губернатором из христиан. Вмешательство России ускорило процесс обретения независимости балканскими народами.)

VII. Закрепление материала

— Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Во второй половине ХIХ века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам части русской армии под командованием генерала М. Г. Черняева. Так началась русско-турецкая война.

В ходе боевых действий образовалось два фронта — Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие — к улучшению материального обеспечения армии. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал 14. В. Гурко. Русская армию одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Пленной. Гористая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было решено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом и Карсом. На Кавказском театре военных действий русские войска под командованием Скобелева безуспешно осаждали Батум и Баязет.

Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г. был подписан Берлинский трактат, по которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бессарабия, земли Закавказья. Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г. была созвана новая конференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан-Стефанский договор стал «черной страницей» в служебной карьере А. М. Горчакова — председателя Комитета министров Российской империи.

Домашнее задание

ДК—2001, §25; ДК—2003, §28 и вопросы в конце параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов

Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...

Методическая разработка урока по предмету история и культура Башкортостана

На уроке осуществляется межпредметная связь, формируется умение давать эмоционально - образную оценку явлениям жизни, развивается умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитываются нравственные...

Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....

Методическая разработка урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме «Уборка класса», 6 класс "Особый ребенок"

Методическая разработка  предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушен...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Сравнение предметов по величине".

Урок обобщения и систематизации  математических представлений детей о форме и размерах предметов....