Методическая разработка урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме «Уборка класса», 6 класс "Особый ребенок"
методическая разработка (6 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. В методической разработке раскрывается методика проведения урока по предмету социально-бытовая ориентировка по теме «Уборка класса». Данная разработка направлена на закрепление у обучающихся элементарных социально-бытовых навыков. Методическая разработка составлена учителем ГБОУ школы № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга Рубцовой Ю.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Занятие направлено на актуализацию и закрепление элементарных социально-бытовых навыков, формирование минимальной бытовой самостоятельности. Отсутствие физкультминутки обусловлено активностью детей во время урока.
Общая характеристика класса.
Все учащиеся класса проживают в стационарном учреждении социального обслуживания. В классе четыре ребенка 12-14 лет, два мальчика (Максим и Леша) и две девочки (Лена и Надия). У всех детей отсутствует речь. Все дети имеют тяжелую умственную отсталость и нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения мелкой и крупной моторики), что затрудняет их целенаправленные движения и влияет на возможность совершать точные предметно-практические действия, передвигаются только на колясках, поэтому учебная деятельность возможна в большей степени на уровне сопряженных и полусопряженных действий (требуется физическая помощь и физическая подсказка для совершения практических действий с предметами и материалами). Так же требуется помощь для концентрации внимания на происходящем и какой-либо совершаемой ими деятельности.
Конспект урока по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Класс: 6 класс «Особый ребенок»
Учитель: Рубцова Юлия Евгеньевна
Тема: «Уборка класса»
Цель занятия:
повторение и закрепление алгоритма действий при уборке класса.
Задачи
Образовательные:
- повторить и закрепить знания учащихся об алгоритме действий при уборке класса
Коррекционные:
- тренировать у учащихся индивидуальный функциональный хват при работе с инвентарем для уборки
Воспитательные:
- прививать привычку к порядку
- развивать эмпатию
Материалы и оборудование: Go tolk, коммуникативные кнопки; фланелеграф; фотографии детей; школьная доска, разрисованная мелом; контейнеры с шишками; бумажный «мусор» и мелкие семечки на полу класса; пиктограммы по теме «уборка помещения»; орудия уборки: ведро для мусора, швабра и совок, пылесос, тряпки мокрая и сухая, тазик с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Индивидуальная работа |
1.Вводная часть. Приветствие гостей. | В классе гости. На полу разбросан мусор, испачкана доска, на столе валяются шишки. Ребята, посмотрите, у нас гости! Что нужно сделать? Молодцы. Я хочу, чтобы кто-то сказал: «Привет!» Кто скажет? | Дети заезжают в класс на колясках. Здороваются при помощи жеста
Выразивший желание ребенок здоровается при помощи кнопки. | Выразившему желанию ребенку предлагается коммуникативная кнопка |
2.Основная часть. Уборка класса. | Ребята, посмотрите, какой у нас беспорядок. Выходит волонтер Лена с повязкой на голове и плачет. Лена: Ребята, мы тут играли с Сашей и намусорили, но я не могу убрать, потому что у меня болит голова. Лена плачет. Почему Лена плачет? Кто знает? Предъявляются пиктограммы «поменять памперс» и «болит» Правильно!
Что у Лены болит? Да, у Лены болит голова. Лена: Помогите мне, у меня так сильно болит голова! Поможем Лене? Что нужно сделать? Правильно! Надо навести порядок! Распределение заданий воспитателем. Предъявляются пиктограммы или фотографии каждого действия. Кто будет вытирать тряпкой доску? Обращаясь к ребенку, который выказал желание вымыть школьную доску: Доску надо вытирать мокрой тряпкой. У меня две тряпки: сухая и мокрая. Посмотри и потрогай. Возьми мокрую. Кто будет собирать мусор в ведро? Кто будет собирать шишки в контейнер? Кто будет подметать пол? Обращаясь к ребенку, который выказал желание подмести пол Пол мы подметаем шваброй. Предъявляется сачок. Я правильно взяла? Нет, неправильно! А теперь? Предъявляется швабра. Правильно! А Лена подержит нам совок! |
Дети показывают на себе или на учителе. Вызвавшийся ученик выбирает и показывает пиктограмму «болит» Отвечают жестами или вокализациями Дети отвечают при помощи Go tolk «Надо навести порядок» Жестами или вокализациями выбирают задания для себя. При необходимости, просят помощи у взрослых. Выбирает мокрую тряпку. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Выполняют действия по уборке класса в соответствии с тем, как распределили задания. | Надие предъявляется одна пиктограмма «болит».
Каждому ребенку оказывается та степень поддержки, которая ему необходима для выбранного задания. |
3. Заключи-тельная часть. Подведение итогов. | Посмотрите, мы вместе все убрали! Кто складывал шишки? Кто собирал мусор в ведро? Кто вытирал доску? Кто подметал пол? На фланелеграф прикрепляется пиктограмма или фотография действия и фотография учащегося, который это действие выполнял. Вы все молодцы! Я сейчас каждому за хорошую работу прикреплю смайлик. Лена: У меня голова перестала болеть! (Снимает повязку) Спасибо, ребята, вы мне помогли! Наш урок закончился. Вы сейчас пойдете в группу. Что вы будете делать? Что нам надо сказать, когда мы уходим? Не забудьте дома помыть руки перед едой! | Тот, кто делал, отвечает при помощи жеста или вокализации. Жестом показывают «пить сок» Жестами и вокализациями говорят «Пока!» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, уделяет особое внимание формированию базовых жизненных компетенций учащихся и позволяет включать различные формы проведения занятий.
Представленные в ходе урока виды деятельности способствуют обучению ориентировке в различных жизненных ситуациях, закреплению норм и правил поведения, доступных коммуникативных и социально-бытовых навыков, что является одним из важнейших условий социализации учащихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) и тяжелыми множественными нарушениями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/02/picture-1484.jpg)
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/02/picture-1484.jpg)
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.
Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200178-1360595948.jpg)
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"
Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умствен...