Методическая разработка урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка" по теме «Уборка класса», 6 класс "Особый ребенок"
методическая разработка (6 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. В методической разработке раскрывается методика проведения урока по предмету социально-бытовая ориентировка по теме «Уборка класса». Данная разработка направлена на закрепление у обучающихся элементарных социально-бытовых навыков. Методическая разработка составлена учителем ГБОУ школы № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга Рубцовой Ю.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по предмету социально-бытовая ориентировка 6 класс "Особый ребенок" | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Занятие направлено на актуализацию и закрепление элементарных социально-бытовых навыков, формирование минимальной бытовой самостоятельности. Отсутствие физкультминутки обусловлено активностью детей во время урока.
Общая характеристика класса.
Все учащиеся класса проживают в стационарном учреждении социального обслуживания. В классе четыре ребенка 12-14 лет, два мальчика (Максим и Леша) и две девочки (Лена и Надия). У всех детей отсутствует речь. Все дети имеют тяжелую умственную отсталость и нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения мелкой и крупной моторики), что затрудняет их целенаправленные движения и влияет на возможность совершать точные предметно-практические действия, передвигаются только на колясках, поэтому учебная деятельность возможна в большей степени на уровне сопряженных и полусопряженных действий (требуется физическая помощь и физическая подсказка для совершения практических действий с предметами и материалами). Так же требуется помощь для концентрации внимания на происходящем и какой-либо совершаемой ими деятельности.
Конспект урока по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Класс: 6 класс «Особый ребенок»
Учитель: Рубцова Юлия Евгеньевна
Тема: «Уборка класса»
Цель занятия:
повторение и закрепление алгоритма действий при уборке класса.
Задачи
Образовательные:
- повторить и закрепить знания учащихся об алгоритме действий при уборке класса
Коррекционные:
- тренировать у учащихся индивидуальный функциональный хват при работе с инвентарем для уборки
Воспитательные:
- прививать привычку к порядку
- развивать эмпатию
Материалы и оборудование: Go tolk, коммуникативные кнопки; фланелеграф; фотографии детей; школьная доска, разрисованная мелом; контейнеры с шишками; бумажный «мусор» и мелкие семечки на полу класса; пиктограммы по теме «уборка помещения»; орудия уборки: ведро для мусора, швабра и совок, пылесос, тряпки мокрая и сухая, тазик с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Индивидуальная работа |
1.Вводная часть. Приветствие гостей. | В классе гости. На полу разбросан мусор, испачкана доска, на столе валяются шишки. Ребята, посмотрите, у нас гости! Что нужно сделать? Молодцы. Я хочу, чтобы кто-то сказал: «Привет!» Кто скажет? | Дети заезжают в класс на колясках. Здороваются при помощи жеста
Выразивший желание ребенок здоровается при помощи кнопки. | Выразившему желанию ребенку предлагается коммуникативная кнопка |
2.Основная часть. Уборка класса. | Ребята, посмотрите, какой у нас беспорядок. Выходит волонтер Лена с повязкой на голове и плачет. Лена: Ребята, мы тут играли с Сашей и намусорили, но я не могу убрать, потому что у меня болит голова. Лена плачет. Почему Лена плачет? Кто знает? Предъявляются пиктограммы «поменять памперс» и «болит» Правильно!
Что у Лены болит? Да, у Лены болит голова. Лена: Помогите мне, у меня так сильно болит голова! Поможем Лене? Что нужно сделать? Правильно! Надо навести порядок! Распределение заданий воспитателем. Предъявляются пиктограммы или фотографии каждого действия. Кто будет вытирать тряпкой доску? Обращаясь к ребенку, который выказал желание вымыть школьную доску: Доску надо вытирать мокрой тряпкой. У меня две тряпки: сухая и мокрая. Посмотри и потрогай. Возьми мокрую. Кто будет собирать мусор в ведро? Кто будет собирать шишки в контейнер? Кто будет подметать пол? Обращаясь к ребенку, который выказал желание подмести пол Пол мы подметаем шваброй. Предъявляется сачок. Я правильно взяла? Нет, неправильно! А теперь? Предъявляется швабра. Правильно! А Лена подержит нам совок! |
Дети показывают на себе или на учителе. Вызвавшийся ученик выбирает и показывает пиктограмму «болит» Отвечают жестами или вокализациями Дети отвечают при помощи Go tolk «Надо навести порядок» Жестами или вокализациями выбирают задания для себя. При необходимости, просят помощи у взрослых. Выбирает мокрую тряпку. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Отвечает жестом. Выполняют действия по уборке класса в соответствии с тем, как распределили задания. | Надие предъявляется одна пиктограмма «болит».
Каждому ребенку оказывается та степень поддержки, которая ему необходима для выбранного задания. |
3. Заключи-тельная часть. Подведение итогов. | Посмотрите, мы вместе все убрали! Кто складывал шишки? Кто собирал мусор в ведро? Кто вытирал доску? Кто подметал пол? На фланелеграф прикрепляется пиктограмма или фотография действия и фотография учащегося, который это действие выполнял. Вы все молодцы! Я сейчас каждому за хорошую работу прикреплю смайлик. Лена: У меня голова перестала болеть! (Снимает повязку) Спасибо, ребята, вы мне помогли! Наш урок закончился. Вы сейчас пойдете в группу. Что вы будете делать? Что нам надо сказать, когда мы уходим? Не забудьте дома помыть руки перед едой! | Тот, кто делал, отвечает при помощи жеста или вокализации. Жестом показывают «пить сок» Жестами и вокализациями говорят «Пока!» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, уделяет особое внимание формированию базовых жизненных компетенций учащихся и позволяет включать различные формы проведения занятий.
Представленные в ходе урока виды деятельности способствуют обучению ориентировке в различных жизненных ситуациях, закреплению норм и правил поведения, доступных коммуникативных и социально-бытовых навыков, что является одним из важнейших условий социализации учащихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) и тяжелыми множественными нарушениями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.
Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"
Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умствен...