Рабство в Древнем Риме.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2. повелитель, главнокомандующий (император)
3. член сената (сенатор)
4. человек, лишенный всех прав (раб)
5. главная площадь города в Риме (форум)
По горизонтали:
1. головной убор, знак царской власти (диадема)
Какое слово получилось?
6. ……………………….. (рабство).
1 Д | 2 И | А | Д | Е | М | А | |
М | |||||||
П | 4 Р | ||||||
Е | А | 5 Ф | |||||
6 Р | А | Б | 3 С | Т | В | О | |
А | Е | Р | |||||
Т | Н | У | |||||
О | А | М | |||||
Р | Т | ||||||
О | |||||||
Р |
Предложите формулировку темы нашего урока.
Учитель:
«Рабство в Древнем Риме».
Вспомните, кого называют рабом? (ответ ученика)
Как вы понимаете слово РАБСТВО?
(ответы обучающихся).
Действительно,
РАБ – человек, лишённый всех прав, средств и являющийся собственностью хозяина.
РАБСТВО-это система общественного устройства, когда один человек является собственностью другого.
Как вы думаете, при работе над этой темой, какие вопросы мы должны будем затронуть?
Предположения детей и обобщение учителя: «Сегодня мы вспомним основные источники рабства, выясним, где использовался труд рабов, как относились к рабам в Древнем Риме». Дети записывают тему и план урока. (Рабство в Древнем Риме.
1.Источники рабства.
2.Использование труда рабов.
3.Рабы в имении землевладельца.
4.Рабы в богатом доме.
5.Гладиаторы на арене амфитеатра.)
Я назвала несколько слов для вас незнакомых. На доске записаны термины (сейчас прочитаем, а дома запишите в словарь):
ИМЕНИЕ - земельное владение богатого человека.
ГЛАДИАТОРЫ – сильные и ловкие рабы, наученные владеть оружием, сражались на забаву публике.
АМФИТЕАТР - специальное сооружение для проведения гладиаторских боёв.
Как вы думаете, каким образом человек мог стать рабом? (предположения детей: захватили в плен, не уплатил налоги). (Слайд №3).
Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых людей, на аренах амфитеатров). Обучающиеся записывают схему в тетрадь.
(Слайды №№ 4-14)
Учитель: «Сегодня в ходе самостоятельной работы в больших и малых группах вы изучите жизнь и положение рабов в имении, в богатом доме, на арене амфитеатра».
III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ
(РКМЧП: «ЗИГЗАГ»). ( 15 минут )
Обучающимся раздаются карточки с текстом (по партам, по очереди -1, 2, 3; -1, 2, 3; -1, 2, 3;) ( Приложение № 2). На каждой карточке указан номер (1, 2 или 3). Затем учитель предлагает всем детям, получившим карточку с №1, пересесть на 1 ряд для совместной работе в большой группе, с №2 – на второй ряд, с №3 - на третий ряд. Задания для всех трех групп: разделите страницу в тетради на три колонки, обозначив их соответственно – №1, №2, №3. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Затем совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в «свою» колонку ключевые слова.
Итогом работы в большой группе должно быть совместное составление 2 вопросов по тексту, причем вопросы должны быть короткие и емкие, записаны в тетради каждым ребенком. После этого школьники садятся на свои места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).
Организация работы в малых группах. Каждый обучающийся должен рассказать двум другим одноклассникам свой отрывок, выделяя главное. Затем задать 2 вопроса (составленных совместно в больших группах), чтобы проверить усвоенное. Работу начинают обучающиеся, у которых текст с №1, затем обучающиеся с текстом №2, и завершают обучающиеся с текстом №3.
Работа в больших (6 минут) и малых (9 минут) группах регламентирована. Четко обозначена продолжительность рабочего времени. После завершения работы в малых группах обучающиеся поворачиваются к учителю, который задает всему классу контрольные вопросы. Причем должно соблюдаться условие: можно отвечать только на те вопросы, которые не относятся к его карточке.
КОРРЕКТИРОВКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Контрольные вопросы учителя:
1. Владельцы имений давали рабам для работы только простые орудия труда – мотыги, лопаты, косы, плуги. Почему? (для обучающихся 2, 3групп).
2.Римляне считали, что не следует приобретать много рабов одной и той же народности. Чем это можно объяснить? (для обучающихся 1,3 групп).
3.Поверженный гладиатор молил зрителей о пощаде, протянув к ним___________ руку. Если зрители обращали большой палец книзу, гладиатора_______________. (для обучающихся 1, 2 групп).
Вопрос для всех обучающихся :
4.В чём было отличие раба от свободного?
IV. Стадия рефлексии (решение теста «Рабство в Древнем Риме»; Приложение № 3).
V. ИТОГИ УРОКА.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1)§ 49;
2)Объясните римскую пословицу «Сколько рабов, столько врагов»;
3)Вопросы к документу, стр.228.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1 – Презентация «Источники рабства. Использование труда рабов»;
Приложение № 2 – Тексты для самостоятельной работы в группах;
Приложение № 3 – Тест по теме «Рабство в Древнем Риме».
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- История Древнего мира. 5 кл: Поурочные планы по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой/ Авт. сост. Л. Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Петрович В. Г. , Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
- Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Ч. 1. - Волгоград, 2012.
- Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2010.
- Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А,А,Вигасина и др. /Ю.И.Максимов. – М,: Экзамен, 2013.
- М. А. Харахнина. Презентация. Урок по технологии развития критического мышления. ГОУ № 616, г. Санкт-Петербург.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Истоки цивилизации. _ М,: ОЛМА Медиа Групп, 2009. –
( Энциклопедия всемирной истории)
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 1998.
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 1993.
- Ф.А. Михайловский История Древнего мира. Книга для учителя. «Русское слово» 1990
- Гельмут Хёфлинг «Римляне. Рабы. Гладиаторы» Спартак у ворот Рима.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.Гельмут Хёфлинг «Римляне. Рабы. Гладиаторы» www.e-reading.org.ua
http://territa.ru/news/2009-06-27-1038
2.Рабство в Древнем Риме www.scritube.com
.wikipedia.org
www.google.ru tuti100.net
contont.foto.mail.ru
3.Колизей www.dll-worid.com.ua
900 igr.ne
4.Гладиатор boi-gladiator
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 2.
1. Рабы в имении землевладельца. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили веревки, обтёсывали рукоятки для лопат и мотыг. «Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне.
Землевладельцу дешево обходилось содержание рабов: кормили их простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года короткий плащ и деревянные сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадежно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи.
__________________________________________________________
2. Рабы в богатом доме. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был
ими переполнен. Одни с тряпками, губками и вениками в руках убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и
укладывали прическу, третьи готовили пищу и подавали ее к столу. Певицы и музыкантши услаждали за обедом слух хозяина дома. В свою
очередь, хозяйка имела многочисленных рабынь-прислужниц. Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по национальности. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь.
Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
__________________________________________________________
3. Гладиаторы на арене амфитеатра. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. В Италии и провинциях строили амфитеатры- специальные сооружения для гладиаторских игр. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни, как праздника. «Нападай и бейся насмерть!» — кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного. Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян.
Приложение № 3.
Тест по теме «Рабство в Древнем Риме».
1.Соотнеси термин и определение.
А) Рабство | 1) Рабы, которые сражались на забаву публике. |
Б) Гладиатор | 2) Земельное владение богатого человека. |
В) Имение | 3) Система общественного устройства, когда один человек является собственностью другого. |
Г)Амфитеатр | 4) Специальное сооружение для проведения гладиаторских боёв. |
2.Верно ли данное утверждение? «Рабы в Древнем Риме не имели прав и свобод».
А) Да; Б) Нет.
3.По словам римского ученого Варрона, поля обрабатываются при помощи трёх видов орудий труда (продолжите перечень):1) говорящих (рабы), 2) мычащих (быки), 3)_______________.
4.Определите главный источник рабства в Древнем Риме?
- война;
- долговое рабство;
- пиратство;
- наследственное рабство.
5.В Риме рабы могли быть
- врачами;
- библиотекарями;
- ремесленниками;
- землевладельцами.
Найдите и укажите номер занятия ЛИШНЕГО в этом перечне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака
Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....
Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"
Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...
Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Конспект урока и презентация...
Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....
Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс
В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...