Работа с коррекционными классами
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Касатов Александр Юрьевич

Порой бывает тяжело работать с некоторыми учащимися.  Из опыта работы предлагаю данную методическую разработку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_korrektsionnymi_klassami.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с коррекционными классами.

Во время проведения урока в группе коррекции преподаватель сталкивается со значительными трудностями. По уровню подготовки, вниманию и общему развитию учащиеся коррекционных групп заметно отличаются от детей с законченным основным общим образованием. Они с трудом воспринимают устный рассказ, быстро устают и начинают отвлекаться.

Кроме того, имеются трудности психологического порядка. Эти дети часто обладают завышенной самооценкой, не соответствующей их действительному состоянию. Например, они болезненно откликаются на само название "класс коррекции". Мне пришлось столкнуться с просьбой не называть их этим именем. Вероятно, в данном случае мы сталкиваемся с живой иллюстрацией приписываемого древнему философу изречения: "Я знаю то, что ничего не знаю", только в своеобразном преломлении.

По мере увеличений объёма знаний увеличивается и граница непознанного. Знающий человек осознает, насколько велико знание, которое ещё нужно осваивать. Малообразованный или малознающий человек не отдаёт себе в этом полный отчёт. Объем его знаний невелик, а горизонты неизвестного узки, поэтому он нисколько не сомневается, что до полного знания ему остаётся совсем немного. Когда учащийся группы коррекции обнаруживает, что он знает значительно меньше, чем ему представляется, он резко теряет интерес и к учёбе и к преподавателю и попросту выпадает из процесса обучения.

Для того чтобы этого не происходило, приходится использовать приемы по организации самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать их уровень. На собственном опыте  убедился, что одним из лучших способов занять учащихся полезной деятельностью является работа с учебником. Очевидно, что простое чтение параграфа с последующим опросом и контролем усвоения малополезно. Даже в том маловероятном случае, когда вся группа с величайшим вниманием одолеет текст, нет никакой уверенности, что она сможет его запомнить или понять. Поэтому мне приходилось вмешиваться в самостоятельную работу учащихся, чтобы заострить внимание на тех или иных важных моментах и кроме этого, постоянно и ненавязчиво возбуждать их внимание. Это приходилось делать так, чтобы учащийся не чувствовал, что его заставляют, а двигался как бы сам, но в сущности так как нужно преподавателю. Если представить это образно, вместо того, чтобы с большими усилиями "погонять" учеников, преподаватель вывешивает перед ними "морковку", за которой они устремляются. Естественно, что самый слабый ученик не является все же "осликом", поэтому старый и известный приём приходится приспосабливать к конкретным обстоятельствам.

Удаётся следующая форма работы. Если учащиеся в силу каких-то причин не настроены на усвоение нового материала со слов учителя, они получают на руки имеющиеся в классе учебники для самостоятельной работы. Преподаватель заранее намечает вопросы по тексту параграфа. Сложность их можно изменять вплоть до простого превращения какого-либо утвердительного высказывания из текста в вопрос. Эти вопросы являются своеобразными "вехами", разыскивая ответы, на которые учащийся "движется" по тексту от одного ответа к другому. Количество вопросов при этом целесообразно делать кратным пяти, чтобы легче было оценивать работу. Сами вопросы записываются на доске, а учащиеся письменно отвечают на них либо в тетради, либо на розданных им преподавателем листах бумаги. Для того, чтобы ответить на вопросы, учащимся приходится внимательно и полностью прочитать нужный текст. Естественно, что размеры предназначенного для самостоятельной работы текста можно менять.

Для того, чтобы стимулировать отстающих, вопросы на доске записываются не все сразу, а по мере того как учащиеся справляются с заданием, преподаватель стирает их и пишет новые. При этом можно потребовать, чтобы учащийся делал письменную ссылку на страницу и даже абзац и строку, где он обнаружил ответ. Описанную выше задачу можно усложнять. Наряду с вопросами-приманками задаются вопросы будущего тестового опроса. Последний целесообразно провести в конце урока, пока усвоенная информация ещё свежа.

Предложенный способ организации самостоятельной работы с учебником обладает рядом преимуществ:

- для достижения результата учащемуся приходится постоянно сосредотачиваться и напрягать своё внимание в поисках ответов;

- обнаруженный ответ одновременно является достижением и вознаграждением и стимулирует к дальнейшей работе.

Это устраняет монотонный характер работы и вносит в неё элемент свободного выбора и соревнования.

По своему опыту имел возможность убедиться, что учащиеся стремятся выполнить наибольшее количество заданий. При этом почти исключается отрицательный результат. Вопросы следует расставлять так, чтобы даже слабейший ученик в течение отпущенного времени мог найти ответы для получения "удовлетворительной" оценки.

Необходимо отметить, что организация и проведение такого рода работы требует от преподавателя заметной отдачи. Помимо составления толкового вопросника приходится работать у доски, записывая новые вопросы, отслеживая скорость выполнения задания и отвечая на возникающие в ходе самостоятельной работы вопросы. Эти трудности все же с лихвой возмещаются взаимным и плодотворным общением обучающего и обучающихся.

Ученики охотно выполняют такого рода самостоятельные задания, поскольку они прививают им уверенность в своих силах и знаниях, и способности учиться. Последнее очень важно для ученика коррекционной группы, который, несмотря на уверенность в своём общем превосходстве над "ботаниками", все же в глубине души очень озабочен своим требующим дополнительной "корректировки" уровне.

Таким образом, в ходе организованной самостоятельной работы достигаются не только образовательные, но и важные воспитательные цели.

Разработка урока по теме: Образование Союза Советских Социалистических Республик 

(п. 21, с. 160 - 167) из учебника Данилов А. А., Косулина Л. Г., Пыжиков А.В. История России, XX - XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2003.)

Параграф содержит следующие рубрики: Причины и предпосылки объединения социалистических республик, Принципы построения СССР; Образование СССР, первая Конституция СССР; Национальная политика и межнациональные отношения.

Задача учащихся состоит в поиске ответов на следующие вопросы:

Причины и предпосылки объединения социалистических республик:

1.) Кому принадлежала фактическая власть в советских республиках? - Национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б);

2.) В каких областях происходило взаимодействие РСФСР с советскими республиками в 1920 - 21 гг.? - Взаимодействие происходило в хозяйственной и дипломатической областях.

Принципы построения СССР:

3.) Сталинский план объединения назывался "автономизацией", как в противоположность ему мог бы называться ленинский план? - Федерализация; Ленин подверг план автономизации резкой критике;

Образование СССР, первая Конституция СССР:

4.) Когда был образован СССР? - Декларация об образовании СССР принята 30 декабря 1922 г.

5.) Какое право было обеспечено за каждой республикой, входившей в Советский Союз? - Право свободного выхода из Союза;

6.) Какие полномочия республики передавали центральным органам? - Международное представительство, оборона, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение;

Национальная политика и межнациональные отношения: 

7) Национальную специфику каких народов пыталась учитывать центральная власть СССР? - Народов Севера и Востока;

8) В чем состояла цель так называемой политики коренизации? - Привлечь к государственному управлению представителей местных национальностей;

9) Чем оборачивалась политика коренизации? - Ущемлением прав русского населения;

10) Назвать положительные последствия обретения государственности народами бывшей Российской империи? - Пробуждение национального самосознания, становление и развитие национальных культур;

11) Назвать отрицательные последствия обретения государственности народами бывшей Российской империи? - Ущемление прав народов, веками живших вместе на одной территории.

Не забываем хвалить детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая работа в коррекционных классах

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-224с....

Статья "особенности работы в коррекционных классах"

Статья "особенности работы в коррекционных классах"...

Использование компьютерных технологий в работе учителя коррекционных классов

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. Основными целями использования информационных технологий...

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Доклад "Работа в коррекционном классе"

Доклад "Работа в коррекционном классе". Выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы....

Анализ воспитательной работы в коррекционном классе

Анализ воспитательной работы в коррекционном классе 8 вида...

Рекомендации учителю по работе в коррекционном классе

Особенности детей с ОВЗ. Основные правила в работе с детьми с задержками в развитии....