Доклад "Работа в коррекционном классе"
материал на тему

вера анатольевна иванова

Доклад "Работа в коррекционном классе". Выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladmicrosoft_office_wordklass_korrektsii_.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Работа в коррекционном классе

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для ученика  специального (коррекционного)  особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, трудности существуют. Практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у детей такого класса. Проблема формирования речи у таких  детей —одна из центральных в специальной психологии и педагогике.

На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

7 класс

(2 ч. в неделю)

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины.Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А.Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А.Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А.Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

За свою педагогическую деятельность я впервые сталкиваюсь с обучением коррекционного класса. Нынешний 7 класс состоит полностью из воспитанников детского дома. Дети с ранимой психикой, поэтому каждому нужно приспособиться найти индивидуальный подход. Считаю, что мне это удалось. С 1 - 5 класс был классом коррекции, но с 6 класса он стал обычным классом, хотя дети остались те же самые. Суть нисколько не изменилась, многие из них имеют справки 7-8 видов. Постоянно дети проходят лечение в психоневрологическом диспансере. Поэтому при составлении программы по русскому языку и литературы мне приходится варьировать, искать различные способы и методы обучения, так как дети плохо усваивают материал.  Провожу различные мониторинги,  сравниваю их и смотрю, каких результатов добились дети. В классе 14 человек, результаты 6 человек привожу в таблице.

В процессе проведения мониторинга я предполагала решить следующие задачи:

1. выявить состояние грамматического строя речи школьников;

2. определить особенности структуры высказывания;

3. исследовать пассивный и активный словарный запас;

4. выявить общий уровень развития связной письменной речи.

Карточки с заданиями и ответами учеников приведены в приложении.

Общие результаты исследования отражены ниже в таблице.

Таблица.  Результаты исследования

Задание 1

Определение в тексте слов, обозначающих движение

Фамилии учащихся

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

0

0

+

0

0

0

Ошибки

1

1

0

3

1

5

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

83,3

83,3

83,3

50,0

83,3

16,7

Кол-во орфографических ошибок

0

0

0

0

0

0

Задание 2

Поставить в глаголах ударение и составить с несколькими предложения

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

 

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

0

+

0

0

0

Ошибки

0

1

0

2

1

1

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

83,3

50,0

60

33,3

50

50

Кол-во орфографических ошибок

0

0

1

0

0

0

Задание 3

Что хорошо, а что плохо?

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

рлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

+

0

+

+

0

Ошибки

0

0

3

0

0

1

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

100

100

83,5

100

100

94,5

Кол-во орфографических ошибок

1

3

0

0

2

6

Задание 4

Разгадайте кроссворд

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

гис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

0

0

0

+

+

Ошибки

0

1

2

3

0

0

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

100

80

60

40

100

100

Кол-во орфографических ошибок

0

0

0

2

0

0

Задание 5

Выпишите из текста синонимы к глаголу «смеяться»

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

 

Маов Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

+

0

+

+

+

Ошибки

0

0

1

0

0

0

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

82

67

67

100

100

0

Кол-во орфографических ошибок

0

0

0

1

1

1

Задание 6

Вставить пропущенные буквы

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

 

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

0

0

0

0

0

Ошибки

0

3

1

4

1

1

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

62

80

83

73

94

50

Задание 7

Сочини сам. В пустыне «окна» вставьте нужные слова

Башинов Костя

Козлов Андрей

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Мантыков Чингис

Орлов Женя

Лобанов Антон

Соловьёв Саша

Без ошибок

+

0

+

0

+

+

Ошибки

0

1

0

1

0

0

Ни справились

0

0

0

0

0

0

Качество знаний (%)

91

80

80

80

100

40

Кол-во орфографических ошибок

0

0

7

1

1

1

Анализ исследования

1. Прослушать загадку и выделить в тексте слова, обозначающие движение. Проведенное исследование показало, что безошибочно справился с этим заданием один ученик, а пятеро учеников справились не полностью.

2. Прочитать глаголы. Поставить ударение. Составить с несколькими глаголами предложения. Безошибочно справились два ученика, один ученик вместо предложения составил словосочетания, другой в одном глаголе неправильно поставил ударение и не составил ни одного предложения, ещё два ученика не составили предложений. Один ученик допустил одну орфографическую ошибку.

3. Что хорошо, а что плохо? В одну колонку выписать слова со значениями «хорошо», в другую – со значениями«плохо».С этим заданием безошибочно справились четыре ученика, один ученик допустил 1 ошибку, другой – 3 ошибки. Четверо учеников допустили от 1 – 6 орфографических ошибок.

4. Разгадать кроссворд. Это исследование показало: правильно разгадали три ученика, остальные –допустили ошибки от 1 – 3. Один ученик допустил 2 орфографические ошибки.

5. Выписать из заданного текста синонимы к глаголу«смеяться». Пять учеников справились с этим заданием безошибочно, один учащийся допустил одну ошибку. Три ученика допустили по одной орфографической ошибке.

6. Вставить в тексте пропущенные буквы. Без ошибок справился один ученик, 3 ученика допустили по 1 ошибке, один – 3ошибки, ещё один – 4 ошибки.

7. Сочини сам. Четыре ученика справились с этим заданием безошибочно, два ученика справились с 1 ошибкой. Одной ученицей было допущено семь орфографических ошибок, трое – допустили по одной орфографической ошибке.

Заключение

В заключение подведём итоги и сделаем соответствующие выводы по проделанной работе.

Общение –одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...».

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от меня  зависит формирование и успешное развития речи детей. На практике я постоянно решаю двуединую задачу:

1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому я на всех уроках сообщая новый материал, включаю в него и  новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое.

Приложение

Задания для проведения эксперимента по определению уровня развития связной письменной речи у учащихся

Определение в тексте слов, обозначающих движение.

1. Прослушайте загадку:

Всюду, всюду мы вдвоем

неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

вниз по лестнице сбегаем,

вдоль по улице шагаем

Но чуть вечер на порог,

Остаемся мы без ног.

А безногим – вот беда! –

Ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать,

будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги,

вновь поскачем по дороге!

/К.Чуковский

2. Прочитайте глаголы. Поставьте ударение. Составьте с несколькими глаголами предложения.

Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.

Составить предложения

3. Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.

Образец:

Хорошо: Плохо:                               Хорошо: Плохо:  

трудиться лениться                         мириться ссориться

чистить пачкать

находить терять

смеяться плакать

веселиться грустить

дружить враждовать

радоваться печалиться

любить ненавидеть

выздороветь заболеть

4. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

Домашнее животное с носом –пяточком?

Неразлучные товарищи?

Животное – кривляка?

Наряд деревьев

По вертикали:

Зимующие маленькие птички?

5. Выпишите из текста синонимы к глаголу «смеяться».

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялисьдобрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Восход солнца.

Перед рас…ветом в л…су ст…ит  т…шина. Утрен…ие звёзды ещё отр…жаются в гла…ком  зерк…ле  р…ки.

7. Сочини сам.

В пустые “окна” вставьте нужные слова.

взял

1. Мальчик ____ с земли упавшее яблоко.

Зовёт

2.Мать _______ детей обедать.

упражнений

3. На дом учитель задал несколько ________.

книгу

читает

4.Девочка ______ интересную  ______.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа по русскому языку  в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...