Урок истории "Оккупационный режим и борьба в тылу врага" 11 класс (базовый уровень)
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок, сочетающий в себе элементы кейс-технологии, технологии критического мышления с применением информационных источников сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории (11 класс)
Учебник А.А. Данилова
(базовый уровень)
«Оккупационный режим и борьба в тылу врага»
Работа обучающихся на уроке организована в составе групп и фронтально.
Учебный материал предоставлен обучающимся для ознакомления на дом.
Урок, сочетающий в себе элементы кейс-технологии, технологии критического мышления с применением информационных источников сети Интернет.
Ход занятия
- Разминка.
- Постановка проблемы занятия.
3. Работа с информационными базами в составе групп.
Представление итогов работы групп.
Обсуждение итогов и решение проблемы занятия.
- Учебная и личностная рефлексия.
Первый этап. Разминка. 3 минуты.
Оборудование. Мультимедийный комплекс, учебники, интерактивная карта.
Эвристическая беседа, полилог.
- «Узнать» советского военачальника по портрету, соотнести предлагаемые события Великой Отечественной войны в большей степени связанные с его именем.
- Убрать лишнее:
«Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Кольцо», «Атилла» («Антон»), «Морской лев», «Красный» (! Принцип отбора может быть различным, необходимо обоснование)
- Объяснить выражения:
- «Пить кофе у Берии»;
- Блицкриг;
- «Ни шагу назад!»
Второй этап. Постановка проблемы занятия. 4 минуты
Учитель. 22 ноября 2004 г Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Дни памяти и примирения 8-9 мая, которые посвящены памяти жертв Второй мировой войны. Статистика Второй мировой войны ужасает, но она никогда не будет точной. Человеческие потери во Второй мировой войне были крупнейшими в истории. Общее число погибших – военных и гражданских – по разным данным составляет от 20 000 000 (Encyclopedia Americana) до более 55 000 000 (немецкая статистика). Только военных убито более 16 000 000 человек. Около 6 000 000 евреев из всех стран Европы Гитлер уничтожил в своих знаменитых концентрационных лагерях или же они просто исчезли. Миллионы других граждан погибли во время воздушных налетов, в результате великих столкновений армий, от голода, недоедания или лишений, или в громадном потоке людей, который двигался туда и обратно по Европе и Азии во время исхода беженцев и перемещенных лиц. Россия потеряла больше людей, чем любая из других воюющих стран, а в Китае умерли миллионы. Германия и Япония, выступавшие на стороне «Оси», заплатили дорогой ценой за попытки завоеваний и недолгую славу. (sputnikipogrom.com›history/1267/sovietlosses/ - потери вооруженных сил).
Сравним данные по потерям Германии и СССР. Обращаем внимание на неабсолютную точность подсчетов, проведенную по разным методикам и на основе различных принципов (размещаются на экране):
Порядок расчета общих людских потерь Германии
Население в 1939 г. 70,2 млн. человек.
Население в 1946 г. 65,93 млн. человек.
Естественная смертность 2,8 млн. человек.
Естественный прирост (рождаемость) 3,5 млн. человек.
Эмиграционный приток 7,25 млн. человек.
Итого потери {(70,2 — 65,93 — 2,8) + 3,5 + 7,25 = 12,22} 12,15 млн. человек.
Погиб каждый десятый немец! Попал в плен каждый двенадцатый!!!
Соотношение погибших в годы войны колеблется около 1:3. Но, в то же время мы знаем и о случаях перехода на сторону врага, о формировании РОА, иных фактах двойственного отношения населения к приходу войск Вермахта на территорию страны.
Вспомним, что накануне войны социально-политическая ситуация в стране была очень неоднозначной. Нуждавшаяся для своего укрепления и функционирования в образе врага, система в 1928 - 1941 гг. проводит кампании массовых репрессий. Основой проявления недовольства населения являлось и несоответствие положения дел в стране провозглашаемым в документах ценностям, несовпадение партийных идеалов и проводимой политики, атмосфера подавления свободной мысли.
Какое противоречие мы можем выявить, анализирую имеющуюся у нас информацию?
Действительно, здесь возникает много вопросов, и один из них сегодня на уроке для нас будет определять задачу нашей общей деятельности:
Почему же, советские люди, у которых в 1941 году было так много причин ненавидеть Сталина, НКВД и КП, сплотились и столь доблестно сражались за эту систему?
Третий этап. Работа с информационными базами в группах. 28-30 минут
Оборудование: планшеты, текстовые материалы (см. приложение), рабочие тетради обучающихся, учебники.
Обучающиеся получают пакеты с подборкой информации, полученной из разных источников и бланки заданий к материалам. Направления деятельности групп не формулируются и не оглашаются.
Группа 1.
«Воспоминания участников событий»
Группа 2.
«Мнения профессиональных историков и политиков»
Группа 3.
«Краеведческий материал»
Алгоритм работы на данном этапе
- Обучающиеся знакомятся с содержанием материала первично, определяют общую тему материалов, формулируют ее, ставят задачу для своей группы с ориентацией на общую проблему занятия. – 2 минуты
- Обучающиеся определяют «оратора», представляющего на данном конкретном занятии результаты работы от имени группы. – 1 минута.
- «Ораторы» сообщают о темах и задачах работы своих групп – 3 минуты
- Непосредственная работа с материалами пакетов по заданиям – 18 минут.
- Сообщение о результатах работы и обсуждение по вопросам и проблемам (см. приложение )
- Формулировка ответа на поставленный в начале урока вопрос (от каждой группы).
Четвертый этап. Учебная и личностная рефлексия. 8-10 минут
На данном этапе обучающимся предстоит разрешить возникшее в проблеме занятия затруднение, определить свое отношение к его формулировке, проголосовать, на чьей стороне окажутся они сегодня: патриотов, скептиков или отстранятся от решения вопроса личного самоопределения.
Учебная рефлексия:
Пишем абзац эссе на тему «Храбрость – это мужество, вдохновленное духовностью» (8-12 предложений)
Личностная рефлексия:
- Почему через почти три сменившихся поколения жителей нашей страны мы по-прежнему так детально обсуждаем события Великой Отечественной войны?
- Какие выводы из прошлого мы, граждане 21 века, можем сделать?
- Продолжить фразу «Я, россиянин, хочу сказать…»
Комментарий к организации урока.
При переходе на требования организации образовательного процесса по ФГОС необходимо предоставить возможность обучающимся приобретать умения работы с различными видами источников получения информации, а также ее эффективного и рационального отбора, критики источниковой базы. Задача непростая, особенно учитывая сформировавшуюся устойчивую тенденцию приоритета получения информации из сети Интернет.
Данное занятие направлено на формирование приемов работы с различными видами источников, необходимости умения договариваться, распределять учебное время, ставить конкретные учебные задачи самими обучающимися, оценивать полученный результат, соотносить его с прогнозируемым результатом.
В приведенных приложениях отобранные источники приведены с избыточным принципом. Обучающиеся могут пользоваться дополнительными источниками, найденными самостоятельно.
Используемые источники и материалы:
- «Книга памяти советских солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, считавшихся пропавшими без вести», ООО «РЕМС»2009 г, 106 с.
- «Кашин и его курорт», 1983 г.
- Книга памяти. Издание Тверской региональной общественной организации «Военно-исторический Интернет-центр». Электронное пособие.
- «Это было на Калининском фронте», Московский рабочий, 1985 г, 272 с.
- sputnikipogrom.com›history/1267/sovietlosses/
- http://922polk.ucoz.ru/publ/fric_gans_verner_shmenkel_russkij_partizan/1-1-0-124
- http://pavlovsk-spb.ru/vospominaniya-o-blokade/osipova-voenniy-dnevnik.html
- http://pavlovsk-spb.ru/okkupatsiya
- http://rugraz.net/index.php/ru/publikationen/139-o-matvejchev-istoki-fashizma-plan-ost
- http://svpressa.ru/society/article/56325/
- : http://uznik2.edusite.ru/p23aa1.html, http://pobeda.gov.karelia.ru/Veteran/memory.html, http://babiy-yar.livejournal.com/3135.html
- http://www.nnre.ru/istorija/partizanskaja_voina_strategija_i_taktika_1941_1943/p7.php
- http://www.ntgs.ru/news/pobeda/til.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...
приложение к уроку "Оккупационный режим и борьба в тылу"
приложение к уроку (раздаточный материал для организации работы в группах)...
Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада» 6 класс (базовый уровень).
Используемые педагогические технологии:- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями). Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагае...
Методическая разработка урока истории в 5 классе (базовый уровень). Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)
Повторительно-обобщающий урок "Путешествие с Одиссеем" охватывает тему "Древняя Греция" и позволяет в игровой форме проверить усвоение учебного материала.На уроке использованы инди...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...