Методическая разработка урока истории в 5 классе (базовый уровень). Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок "Путешествие с Одиссеем" охватывает тему "Древняя Греция" и позволяет в игровой форме проверить усвоение учебного материала.
На уроке использованы индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий т.к. сильные учащиеся правилами работы в группах стимулируются на помощь своим менее знающим товарищам. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Кроме того, все работы сдаются на проверку учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.
Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. В течение урока развитие интриги позволяет поддерживать интерес учащихся.
Урок соответствует всем требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok-igra_puteshestvie_s_odisseem.docx | 31.35 КБ |
dnevnik_puteshestvennika.docx | 1.11 МБ |
krossvord.docx | 13.21 КБ |
titulnik_dnevnika.doc | 398.5 КБ |
igra_dlya_5.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе (базовый уровень)
Тема: «Путешествие с Одиссеем» (повторительно-обобщающий урок)
Осадчая Н.Н., учитель истории и обществознания, школа №436
Цели:
- В предметном направлении:
формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Древняя Греция», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «Древняя Греция». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.
- В метапредметном направлении:
формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
- В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.
Задачи:
- развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;
- учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;
- воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.
Тип урока:
Урок повторения и обобщения полученных знаний.
Технология:
Дидактическая игра на уроке истории
Оборудование и материалы к уроку:
- Презентация в Microsoft Power Point, т.к. в этой программе возможно создание красочных образов и удобно проводить и проверять задания с выбором ответа.
- Раздаточный дидактический материал «Дневник путешественника».
- Компьютер, проектор.
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
- Устный и письменный
- Фронтальный, индивидуальный, групповой
- Самопроверка и взаимопроверка.
На уроке использованы индивидуальные, групповые формы работы. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий т.к. сильные учащиеся правилами работы в группах стимулируются на помощь своим менее знающим товарищам. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Кроме того, все работы сдаются на проверку учителю, что позволяет учителю адекватно оценить знания класса в целом. Учащиеся также сами имеют возможность по итогам урока оценить свои знания. Все данные методические приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.
Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. В течение урока развитие интриги позволяет поддерживать интерес учащихся.
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока. Деятельность учителя. | Время | Методы и приемы | Деятельность учащихся |
Организационный момент Учитель описывает ситуацию, создавая интригу урока, предлагает отправиться в путешествие, разбивает детей на группы объясняет правила игры, консультирует учащихся | 5 мин. | Игровой прием | Получают и заполняют «дневник путешественника», |
Актуализация знаний учащихся Учитель проводит фронтальный опрос, формирующий представление о сущности периода | 5 мин. | Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой | Определяют отношение греков к труду, используя материал древнегреческой поэмы. |
Выполнение различных типов заданий, направленных на повторение и закрепление знаний Учитель наблюдает за работой в группах, отвечает на вопросы детей | 25 мин. | Работа в группах | Выполняют задания, |
Проверка решения задач | 5 мин. | Индивидуальная и групповая работа | Проверяют правильность ответов, работа на местах, самооценка знаний |
Подведение итогов урока Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, объясняет домашнее задание | 5 мин. | Самооценка и взаимооценка работы на уроке | Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат. |
Данное занятие соответствует требованиям ФОГС
Путешествие с Одиссеем
Вступительное слово учителя:
Закончилась Троянская война. Благодаря хитрости, придуманной Одиссеем, греки одержали победу. Впереди у героев долгий путь домой, воспоминания о родной земле и опасные испытания. Мы с вами вспомним, как все начиналось.
- Остров Итака. Одиссей пашет землю. Знатные греки в те времена умели пахать и сеять.
Определите отношение греков к труду:
Труд человеку стада добывает и всякий достаток,
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки,
Нет никакого позора в работе: позорно безделье.
Греки уважали труд и считали безделье позорным
А чем же занимались греки?
Используя предложенные иллюстрации, определите занятия древних греков и запишите их в дневник путешественника. Проверим ответы и оценим свои знания, используя данные презентации.
- Как вы помните, хитроумному Одиссею все же пришлось отправиться на долгую Троянскую войну. По преданию, которое записал в «Илиаде» Гомер, причиной войны послужило «яблоко раздора» или спор между богинями из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей».
Вам предлагается «историческое лото», правила игры, в которое достаточно просты: установите соответствие между именами богов и их занятиями. Ответы оформите в дневнике. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.
- Возвращение Одиссея после войны описано в поэме Гомера «Одиссея». Рассказ греческого поэта о приключениях царя Итаки начинается в пещере циклопа Полифема. Пока греки решают, как выбраться из пещеры, я предлагаю вам тоже пройти испытание.
Перед вами описание деятельности известного грека, составленное его современниками. Определите, о ком идет речь? Ответ запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.
- На горизонте - остров сирен. Волшебные чудовища славились своим прекрасным пением. А сами греки уважительно относились к тому, кто был хорошим оратором, умел четко, выразительно и красиво говорить.
Ваше новое испытание: определите, кто и в связи с какими событиями мог сказать эти слова; выразительно прочитайте их. Ответ запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания.
- Корабль Одиссея проплывает в узком проливе между Сциллой и Харибдой. Чтобы чудовища не причинили вам вреда, вы должны выполнить задание.
Кроссворд.
1.Сын Зевса и смертной женщины, герой, совершивший много подвигов, один из которых – очищение конюшен царя Авгия.
2.Свободные афиняне, которые могли участвовать в Народном собрании
3.Военный корабль греков, у которого было три ряда весел
4.Военачальник по-гречески
5.Греческий глиняный сосуд с острым донышком, в котором хранили вино и оливковое масло
6.Район гончарных мастерских в Афинах
7.Спортивная школа, где афинские мальчики с 12 лет занимались борьбой, бегом, метанием копья и диска
1 | |||||||||||
2 | Г | р | а | ж | д | а | н | е | |||
3 | т | р | и | Е | р | а | |||||
4 | с | т | Р | а | т | е | г | ||||
5 | А | м | ф | о | р | а | |||||
6 | К | е | р | а | м | и | к | ||||
7 | п | а | Л | е | с | т | р | а |
Ответы запишите в дневник. Проверим ответы по презентации и оценим свои знания (на слайде итоговое слово-пароль).
- Путешествие Одиссея заканчивается дома, куда он возвратился через 10 лет, потеряв своих спутников и корабль. Метко посылает он стрелу в цель, натянув тетиву тяжелого лука, а ваш выстрел – это последнее задание, результаты которого проверю и оценю я.
Ученикам предлагается проверочный тест по курсу истории Древней Греции.
Тест.
1. Верно ли следующее утверждение?
Природные условия Древней Греции и Египта были очень похожи тем, что по их территории протекала большая и полноводная река.
- Верно
- Неверно
2.Афины были главным городом
- Аттики
- Лаконии
- Пелопоннеса
3.Простой народ в Греции называли
- Ареопагом
- Демосом
- Архонтами
- Плебеями
4.Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству назывались,
- Илотами
- Мессенцами
- Лаконийцами
- Отверженными
5.Спартанские мальчики
- Упорно занимались грамотой и письмом
- Никогда не воровали чужого имущества
- Говорили кратко, давали меткие и точные ответы
- Никогда не подвергались физическим наказаниям
- Умели стойко переносить лишения
- Часами разучивали военные песни
- Славились умением красиво и долго говорить
6.Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Олимпийские игры устраивались в честь………………………….. . Большинство состязаний проходило на………………………………. . Гонки колесниц устраивались на ………………………. . Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба входили в состав………………….. . В олимпийских играх могли участвовать только…………………………. . Спортсменов –участников игр называли…………………… . В честь победителя на его родине ставили …………………….. .
7. В Афинах педагогами называли
- Школьных учителей
- Домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные инструменты
- Ученых, преподававших в гимнасиях
8. В греческом театре
- Было два главных вида представлений – комедия и трагедия
- Женские роли исполняли актеры-женщины, а мужские – актеры – мужчины
- Актеры использовали маски
- Актеры играли несколько ролей в одном спектакле
9. Из Афин через порт Пирей вывозили
- Мед
- Оливковое масло
- Папирус
- Льняные ткани
10. Установите соответствие:
понятие | значение |
А) триеры | 1) глиняные сосуды с двумя ручками для хранения вина и масла |
Б) архонты | 2) греческие боевые корабли |
В) амфоры | 3) государственные рабы в Спарте |
Г) илоты | 4) выборные правители в Афинах во времена Солона |
А | Б | В | Г |
11.Установите соответствие:
имена | битвы |
А) Леонид | 1) битва при Марафоне |
Б) Мильтиад | 2) битва при Фермопилах |
В) Фемистокл | 3) битва при Саламине |
А | Б | В |
12.Огонь, дома, земледелие, письмо, счет – это
- То, чем наградил Зевс людей за послушание
- То, чем люди овладели без помощи богов
- То, чему научил людей Прометей
13.Греки верили, что боги живут
- На горе Олимп
- В Олимпии
- На горе Арарат
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дневник путешественника
Команда:
___________________________
Какими качествами должен был обладать человек, отправившийся в морское путешествие во времена Древней Греции?
Путешественник
Отважный
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ремесло: гончарное дело Выращивание оливок овцеводство рыболовство
Добыча серебра в рудниках ремесло Ремесло: ткачество Кузнечное дело
Бог Занятия Символ Зевс Правитель над богами и людьми Молнии, скипетр Посейдон Владыка моря Трезубец Афина Справедливая война, покровительница героев, мудрость Белая сова Аполлон искусство Венок из листьев лавра Артемида Охота, покровительница домашних животных Лук и стрелы, лань Аид Подземное царство мертвых Трехголовый пес Цербер Дионис Виноделие Кисть винограда
Солон - архонт
Милон -атлет
Леонид – спартанский царь
Софокл – автор трагедии «Антигона»
Ф емистокл
Перикл
Гомер – древнегреческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи»
Геракл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Разработка открытого урока "Белки" 10 класс базовый уровень
Урок - исследование. На основе межпредметных связей с биологией дать понятие о белках и пептидах как биологических полимерах; рассмотреть строение, структуру, химические свойства и биологические ...
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
План-конспект урока физики 10 класс базовый уровень по учебнику Мякишева"Решение задач по теме"Механическая работа и мощность"
краткий план урока (основа для развернутого плана)...
Разработка урока в 9 классе (базовый уровень) по теме: "Технологии"
Данная разработка включает технологическую карту урока, презентацию, ссылки на онлайн ресурсы. Тип урока: получение и применение новых знаний по теме "Технологии: создаем робота будущего"; в...