приложение к уроку "Оккупационный режим и борьба в тылу"
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме
приложение к уроку (раздаточный материал для организации работы в группах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_k_uroku_istorii.docx | 110.38 КБ |
prilozhenie_2_k_uroku_istorii.docx | 13.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Документы для организации работы с информационными портфелями данных
Группа 1.
Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»:
«Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!» /Артиллерист противотанкового орудия/
«Мы почти не брали пленных, потому что русские всегда дрались до последнего солдата. Они не сдавались. Их закалку с нашей не сравнить…» /Танкист группы армий «Центр»/
После успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат. «Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».
__________________________
«Никого еще не видел злее этих русских. Настоящие цепные псы! Никогда не знаешь, что от них ожидать. И откуда у них только берутся танки и все остальное?!» /Один из солдат группы армий «Центр»/
___________________________________
«В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов». /Офицер 7-й танковой дивизии/
________________________________
Танкист 12-й танковой дивизии Ганс Беккер: «На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть».
___________________________________
Воспоминания одного из руководителей Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко.
«Важнейшее значение имел вопрос об организации партизанских сил. Опят борьбы советских партизан подсказал наиболее целесообразные формы создания партизанских отрядов и основные элементы их тактики. Основной организационной единицей являлся партизанский отряд в 100-150 человек. Численность отрядов колебалась в зависимости от условий борьбы (леса, горы, плавни, лесостепь). В степных районах, где имелось надежных укрытий, действовали мелкие диверсионные группы, а основной формой борьбы была деятельность подпольных организаций в городах и селах. Партизанские отряды появлялись в этих районах во время рейдов.
Как правило, партизаны действовали в знакомой им местности, где они имели тесные связи с населением, опирались на его поддержку, черпали резервы.
Весной 1942 г. Условия борьбы ( необходимость координации сил для нападения на более значительные объекты врага) вызвали к жизни более крупную, чем отряд единицу – партизанскую бригаду, или соединение. Партизанская бригада представляла собой гибкое формирование из 4-7, а иногда и более отрядов. Эти отряды действовали самостоятельно. Однако при проведении операций силами бригады, или соединения, они подчинялись ее командованию.
Организация партизанских сил, выработанная опытом борьбы, не исключала, однако, и создания в случае необходимости крупных партизанских сил под единым руководством. Достигалось это легко и без всяких перестроек – координацией действий бригад и соединений.
____________________________
Воспоминания партизан сайт: http://iremember.ru/
Фриц Ганс Вернер Шменкель. Русский партизан http://922polk.ucoz.ru/publ/fric_gans_verner_shmenkel_russkij_partizan/1-1-0-124
Дневник Лидии Осиповой. http://pavlovsk-spb.ru/vospominaniya-o-blokade/osipova-voenniy-dnevnik.html (спорный дневник) *Рекомендуется сравнить с последующим документом)
__________________________________
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо девочки Кати Сусаниной, отданной в услужение к немецкому помещику. Доведенная до отчаяния в день своего пятнадцатилетия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На одной стороне письма был указан адрес, а на другой стороне была сделана надпись: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп будет уже висеть на веревке». Номер полевой почты, указанный на конверте, устарел, и письмо не могло дойти до адресата. Но его опубликовали в 1944 г в газете «Комсомольская правда».
Март, 12, Лиозно, 1943 года.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется домой и вышвырнет вас отсюда вон!». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца прачкой, стираю белье, мою полы, работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал хозяин. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь Клары. Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае. В комнату мне ходить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда немец срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту Германию! Я решила лучше умереть на родной стороне.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых немцев!
Завещаю, папа, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина
_____________________________________________
Воспоминания узников концлагерей: http://uznik2.edusite.ru/p23aa1.html, http://pobeda.gov.karelia.ru/Veteran/memory.html, http://babiy-yar.livejournal.com/3135.html (Бабий Яр).
Группа 2
«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». /Генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии/
Источник - http://svpressa.ru/society/article/56325/
__________________________________
Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Федор фон Бок, в ходе операции по уничтожению советских войск в Смоленском «котле» писал об их попытках вырваться из окружения: «Весьма значимый успех для получившего такой сокрушительный удар противника!». Кольцо окружения не было сплошным. Два дня спустя фон Бок сокрушался: «До сих пор не удалось заделать брешь на восточном участке Смоленского котла». Той ночью из окружения сумели выйти примерно 5 советских дивизий. Еще три дивизии прорвались на следующий день.
_______________________________________
“Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся”
Йозеф Геббельс
_______________________________________
Маршал Советского Союза А. М. ВАСИЛЕВСКИЙ: «Я могу с полным основанием утверждать, что партизанское движение и борьба в тылу врага играли роль важного фактора в общих стратегических планах и расчетах Советского Верховного Главнокомандования».
Маршал Советского Союза Г. К. ЖУКОВ: «За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент».
Маршал Советского Союза И. X. БАГРАМЯН: «С началом наступления Красной Армии партизаны Белоруссии оказывали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операции».
Маршал Советского Союза К. К. РОКОССОВСКИЙ: «В дни наступления и разгрома фашистских войск белорусские партизаны активно помогали наступающим частям Красной Армии захватом переправ крупных населенных пунктов, железных дорог, ударами по вражеским коммуникациям. Партизаны штурмовали города, преодолевали вражеские узлы сопротивления, удерживали в тылу врага захваченные населенные пункты до прихода частей Красной Армии».
Военный совет 3-го Белорусского фронта дал такую оценку партизанам Беларуси: «Мы гордимся вами, дорогие братья и сестры, вашей мужественной и самоотверженной борьбой в тылу врага. На весь мир прогремела слава о белорусских партизанах, грозных народных мстителях, помогавших Красной Армии ковать победу над гитлеровскими убийцами и душегубами».
____________________________________________
Наставление для борьбы с партизанами http://historylib.org/historybooks/Aleksandr-Kolpakidi_Spetsnaz-GRU-samaya-polnaya-entsiklopediya/147
Официально вступая в партизанское движение, каждый партизан должен был дать особую клятву. Эта клятва примечательна и особым нажимом на лояльность и дисциплину, и чисто пропагандистским патриотическим тоном.
«Я, гражданин Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не сложу оружия, пока фашистская змея на нашей земле не будет уничтожена.
Я обещаю безоговорочно выполнять приказы моих командиров и вышестоящих начальников и соблюдать строжайшую военную дисциплину. Клянусь жестоко и неумолимо мстить врагу за наши сожженные города и села, за убийство наших детей, за пытки и мучения нашего народа. Кровь за кровь! Смерть за смерть!
Клянусь, не жалея себя и своей жизни, всеми доступными средствами оказывать помощь Красной армии для уничтожения гитлеровских собак.
Клянусь, что умру в страшной битве, но не сдамся и не предам свою семью и весь русский народ фашистским бандитам.
Если из страха, слабости или в силу личных пороков я нарушу эту клятву и предам интересы своего народа, пусть меня постигнет позорная смерть от рук моих товарищей». http://www.nnre.ru/istorija/partizanskaja_voina_strategija_i_taktika_1941_1943/p7.php
«ПРОТОКОЛ № 1
комсомольского собрания от 27 июля 1942 года
Партизанский отряд: «Смерть фашизму».
Присутствовали: 27 человек.
Отсутствовали: 4 человека (3 по уважительным причинам).
Повестка дня: 1) дисциплина членов комсомола в бою и в расположении отряда; 2) утверждение плана работы; 3) выборы; 4) разное.
Выступили:
1. Товарищ Филиппов сделал сообщение по первому пункту повестки дня. Он сказал: «Дисциплина среди комсомольцев далеко не удовлетворительная. Главной причиной слабой дисциплины является использование нецензурных слов и выражений; комсомольцы используют ругательства не только для оскорбления друг друга, но иногда позволяют себе оскорблять не членов комсомола.
Поведение большинства комсомольцев в бою хорошее, но есть и такие (например, Егоров), которые не проявляют необходимого мужества».
Член партии Соловьев: «Вопрос о дисциплине касается всего партизанского отряда, но комсомольцев – в особенности. У нас есть комсомольцы, которых следует сажать в тюрьму. Наблюдаются случаи, когда комсомольцы серьезно ссорятся друг с другом, подавая дурной пример беспартийным».
Командир отряда Васильев: «Если мы хотим действовать как комсомольцы, мы должны не только служить примером, но и вести за собой других. В этом наша основная задача».
2. Утверждение плана работы бюро комсомольской организации. План принят в целом.
3. Выборы в бюро. Рыбаков – 3 голоса; Букатин – 15 голосов. Большинством выбран Букатин.
4а) Поведение комсомольца Шульги.
Командир взвода Брилкин: «Хотя товарищ Шульга и хорошо действует в бою, он часто слишком много говорит. У него всегда находятся возражения, а такая привычка несовместима с поведением комсомольца. Хочу привести следующий пример: недавно я отдал приказ принести седло. Шульга ответил, что седла ни у кого нет. За этот ответ он был посажен на сутки на гауптвахту. За все это, за пререкания и за неисполнение приказа я предлагаю объявить товарищу Шульге выговор».
Командир отряда: «Каждый комсомолец должен быть примером. Он всегда должен поддерживать командира, Шульга же делает все наоборот. Я поддерживаю предложение командира взвода».
Решение: комсомольцу Шульге объявить выговор с занесением в личное дело за пререкание и неисполнение приказа командира взвода, чем он подорвал авторитет своего вышестоящего начальника.
46) Поведение комсомольца Новалишина.
Брилкин: «В бою Новалишин показал себя образцовым комсомольцем и был представлен к правительственной награде. Но в качестве командира подразделения он создает полную неразбериху. Дисциплина в подразделении опустилась до самого низкого уровня. В последнее время и у самого товарища Новалишина появились проблемы с дисциплиной. Он ездил за бензином, вернулся поздно и к тому же отлучился в другую деревню. За это он получил выговор от командира отряда.
Решение: товарищу Новалишину объявить общественное порицание.
Секретарь собрания». http://www.nnre.ru/istorija/partizanskaja_voina_strategija_i_taktika_1941_1943/p7.php
______________________________
http://www.ntgs.ru/news/pobeda/til.php - Воспоминания о труде в тылу
__________________________
Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год.»
________________________________
Из немецкой директивы о похоронах. 1942 г
_______________________________
План «Ост» был разработан в 1941 году Главным управлением имперской безопасности Гиммлера и представлен 28 мая 1942 года сотрудником Управления штаба имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа оберфюрером СС Мейером-Хетлингом под наименованием «Генеральный план Ост — основы правовой, экономической и территориальной структуры Востока».
Текст этого плана фашисты успели уничтожить, на Нюрнбергском процессе доказательством существования плана были «Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост», написанные 27 апреля 1942 года сотрудником министерства по делам восточных территорий Э. Ветцелем после ознакомления с проектом плана, подготовленным РСХА.
Немецкие историки полагают, что план предусматривал:
— Уничтожение или изгнание 80—85 % поляков. На территории Польши должны были оставаться только приблизительно 3-4 миллиона человек. Привет братьям Качиньским! Сейчас эти ребята, вместо того, чтобы говорить нам спасибо за спасение, готовы установить ракеты, которые могут лететь на нашу территорию…
— Уничтожение или изгнание 50—75 % чехов (около 3,5 миллионов человек). Остальные подлежали онемечиванию. Эти тоже вместо благодарности нам за спасение готовы установить против нас радары НАТО.
— Уничтожение 25 % украинцев и белорусов, еще 30—50 % украинцев и белорусов подлежали использованию в качестве рабочей силы. Привет Ющенко!
— «Generalplan Ost» подразумевал также «окончательное решение еврейского вопроса», согласно которому евреи подлежали тотальному уничтожению. Привет еврейская интеллигенция, поносящая русских! Привет журналист Подрабинек, называющий наших ветеранов, которые спасли твоих сородичей, вертухаями и свиньями!
— В Прибалтике латыши считались более подходящими для «германизации», а литовцы и латгальцы — нет, поскольку среди них было слишком много «славянских примесей» Привет, прибалтам, сносящим наши памятники воинам-освободителям!
— Уничтожение 50—60 % русских в европейской части Советского Союза, еще 15—25 % подлежали депортации за Урал. Речь идет о физическим уничтожении около 100 миллионов русских, тех самых русских, которые были предками нынешних русских, плюющих в Сталина, говорящих, что Гитлер и Сталин — это одно и то же….
Согласно предложениям Ветцеля, русский народ должен был подвергаться ассимиляции («онемечивание») и сокращению численности через сокращение рождаемости.
Мы сейчас успешно работаем по осуществлению этой меры.
Из директивы А. Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.): «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год». http://rugraz.net/index.php/ru/publikationen/139-o-matvejchev-istoki-fashizma-plan-ost
Группа 3
Раздаточный материал:
- «Книга памяти советских солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, считавшихся пропавшими без вести», ООО «РЕМС»2009 г, 106 с.
- «Это было на Калининском фронте», Московский рабочий, 1985 г, 272 с.
- «Кашин и его курорт», 1983 г.
- Книга памяти. Издание Тверской региональной общественной организации «Военно-исторический Интернет-центр». Электронное пособие.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Лист работы группы 1.
- Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
- Сформулируйте общее содержание представленных материалов.
- Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
- Что представлял собой «новый порядок», установленный на захваченной врагами территории?
- Почему войну против гитлеровских захватчиков называют Великой Отечественной?
- На карте определите районы действия наиболее крупных партизанских соединений.
- Как отразилась на состоянии военно-экономического потенциала потеря в результате немецко-фашистской оккупации обширной территории в европейской части СССР?
- Подумайте, почему в официальных выступлениях и документах в этот период все чаще понятие «фашистская угроза» стало заменяться понятием «немецкая»?
- Приведите примеры, подтверждающие героизм защитников Отечества.
- Проанализируйте достоверность представленных источников.
Лист работы группы 2.
- Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
- Сформулируйте общее содержание представленных материалов.
- Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
- Что представлял собой «новый порядок», установленный на захваченной врагами территории?
- Почему войну против гитлеровских захватчиков называют Великой Отечественной?
- На карте определите районы действия наиболее крупных партизанских соединений.
- Как отразилась на состоянии военно-экономического потенциала потеря в результате немецко-фашистской оккупации обширной территории в европейской части СССР?
- Подумайте, почему в официальных выступлениях и документах в этот период все чаще понятие «фашистская угроза» стало заменяться понятием «немецкая»?
- Проанализируйте достоверность представленных источников.
- Какие вопросы появились у вас после ознакомления с содержанием источников?
Лист работы группы 3.
- Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
- Сформулируйте общее содержание представленных материалов.
- Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
- Что представлял собой «новый порядок», установленный на захваченной врагами территории?
- Почему войну против гитлеровских захватчиков называют Великой Отечественной?
- На карте Тверской (Калининской) области определите районы военных действий.
- На карте Тверской (Калининской ) области определите районы действия партизанских соединений.
- Исследуйте интерактивную карту Кашинского района (научно-исследовательский проект обучающихся школы 2014 г). Сделайте выводы об участии населения района в событиях Великой Отечественной войны.*
*проект выполнен в рамках реализации долгосрочной программы школы по подготовке к 70-летию Победы в Великой Отечественной войны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Презентация к к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...
Урок истории "Оккупационный режим и борьба в тылу врага" 11 класс (базовый уровень)
Урок, сочетающий в себе элементы кейс-технологии, технологии критического мышления с применением информационных источников сети Интернет....
Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе
: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...
Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ
Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...
Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом
Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом...
Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются следующие задания : создание самоинстр...
Разработка урока "Режим дня" (Көндәлек режим)
Тема : Көндәлек режим. (2 сыйныф, рус төркеме)Язды: Яр Чаллы шәһәре 28 нче урта мәктәбенең татар теле һәм әдәбияты укытучысы Ярмиева Энҗе Салих кызы...