Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада» 6 класс (базовый уровень).
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Используемые педагогические технологии:
- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями). Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагаемые учащимся задания представлены не только в виде раздаточного материала (Приложение 2, Приложение 3), но и в виде страниц тематического сайта, созданного учителем (http://3044712.jimdo.com);
- ИКТ-технология (приемы: работа на тематическом сайте);
- Технология развивающего обучения (приемы: работа с текстом учебника, изготовление коллажа, составление и решение кроссворда);
- Технология обучения в сотрудничестве (приемы: работа в группах, работа в парах);
- Здоровье сберегающая технология (приемы: частая смена видов деятельности, перемещение учащихся по классу в ходе формирования групп и пар для совместной работы).
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Цель: Обеспечение организационно-педагогических условий для личностно-эмоционального осмысления учащимися событий русской истории XIII века, связанных с борьбой против немецких и шведских завоевателей. Раскрытие личностных качеств Александра Невского как исторического символа России.
Задачи:
1. Предметные: Обеспечить усвоение учащимися материала по изучению внешнеполитической обстановки северо-западной Руси, борьбы с западными завоевателями. Формировать умение выявлять причины и последствия изучаемых событий, их логическую последовательность; представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать её сложность и противоречивость.
2. Метапредметные:
Регулятивные – формировать умение учащихся определять цели и задачи учебной деятельности, выбирать средства для эффективной организации работы; запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Познавательные – формировать умение находить и выделять необходимую информацию из разных источников; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные – формировать умение осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способы взаимодействия; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Личностные: способствовать воспитанию у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; способствовать формированию ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формированию исторической компетентности; способствовать осознанию принадлежности к истории своей страны; освоению гуманистических традиций и ценностей российского общества; осмыслению исторического опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции; понимания культурного многообразия мира.
Оборудование: компьютерный класс (персональный компьютер для каждого учащегося), мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран), кейс с заданиями в виде тематического сайта учителя, раздаточный материал, оценочные листы.
Этапы урока:
• Актуализация знаний учащихся;
• Мотивационный этап. Формулирование темы урока, постановка целей и задач;
• Этап открытия нового знания. Работа в группах;
• Этап открытия нового знания. Работа в парах;
• Этап первичного закрепления полученных знаний;
• Рефлексия.
Диагностика достижения предметных и метапредметных результатов:
Предметные результаты:
Диагностируется в процессе выполнения практических заданий:
-актуализация знаний в ходе вводной беседы и работы с картой (устные ответы на уроке);
-работа в группах по созданию коллажа «Невская битва»;
-работа в парах по созданию и решению кроссворда;
-применение полученного знания при работе со схемой и текстом учебника (создание коллажа, генерация кроссворда, решение теста).
На всех этапах урока учитель визуально контролирует степень выполнения заданий, корректируя темп урока.
Метапредметные и личностные результаты:
Диагностируются в ходе:
- формулирования темы урока;
- постановки целей и задач;
- при определении учащимися глубины и полноты своего знания;
- при организации работы в группах и парах, а также по результатам совместной работы учащихся. Особенно важным этапом урока для диагностики личностных результатов становится этап рефлексии, на котором учащиеся осуществляют самооценку своей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_uroka.docx | 100.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Васина Наталья Сергеевна, учитель истории ГБОУ СОШ №174
Центрального района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада».
Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Класс: 6.
Место урока: урок №5 в главе II. Русь удельная в XII - XIII вв.
Используемые педагогические технологии:
- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями). Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагаемые учащимся задания представлены не только в виде раздаточного материала (Приложение 2, Приложение 3), но и в виде страниц тематического сайта, созданного учителем (http://3044712.jimdo.com);
- ИКТ-технология (приемы: работа на тематическом сайте);
- Технология развивающего обучения (приемы: работа с текстом учебника, изготовление коллажа, составление и решение кроссворда);
- Технология обучения в сотрудничестве (приемы: работа в группах, работа в парах);
- Здоровье сберегающая технология (приемы: частая смена видов деятельности, перемещение учащихся по классу в ходе формирования групп и пар для совместной работы).
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Цель: Обеспечение организационно-педагогических условий для личностно-эмоционального осмысления учащимися событий русской истории XIII века, связанных с борьбой против немецких и шведских завоевателей. Раскрытие личностных качеств Александра Невского как исторического символа России.
Задачи:
1. Предметные: Обеспечить усвоение учащимися материала по изучению внешнеполитической обстановки северо-западной Руси, борьбы с западными завоевателями. Формировать умение выявлять причины и последствия изучаемых событий, их логическую последовательность; представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать её сложность и противоречивость.
2. Метапредметные:
Регулятивные – формировать умение учащихся определять цели и задачи учебной деятельности, выбирать средства для эффективной организации работы; запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Познавательные – формировать умение находить и выделять необходимую информацию из разных источников; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные – формировать умение осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способы взаимодействия; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Личностные: способствовать воспитанию у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; способствовать формированию ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формированию исторической компетентности; способствовать осознанию принадлежности к истории своей страны; освоению гуманистических традиций и ценностей российского общества; осмыслению исторического опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции; понимания культурного многообразия мира.
Оборудование: компьютерный класс (персональный компьютер для каждого учащегося), мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран), кейс с заданиями в виде тематического сайта учителя, раздаточный материал, оценочные листы.
Этапы урока:
- Актуализация знаний учащихся;
- Мотивационный этап. Формулирование темы урока, постановка целей и задач;
- Этап открытия нового знания. Работа в группах;
- Этап открытия нового знания. Работа в парах;
- Этап первичного закрепления полученных знаний;
- Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Данный этап предпо-лагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. | 4 мин. | 1. Обращает внимание учащихся на изображение битвы между русскими дружинами и рыцарями-крестоносцами. Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Вопрос: Кто такие крестоносцы? 2. Показывает карту «Россия между двух огней». Вопрос: Какие враги напали на Русь с востока в XIII веке? 3. Предлагает обратить внимание на северо-западное направление и определить, кому принадлежали земли по соседству с Древнерусским государством. Вопрос: Какие цели преследовали крестоносцы, нападая на русские княжества? 4. Показывает изображения рыцарей-крестоносцев и русских дружинников. Вопрос: Как вы думаете, почему монгольское нашествие и нападение крестоносцев происходит в один период времени? | 1.Глядя на иллюстрацию, отвечают, что речь на уроке пойдет о войне между русскими дружинами и рыцарями-крестоносцами. Отвечают, что крестоносцы – это рыцари, принадлежащие к духовно-рыцарским орденам (Ливонскому, Тевтонскому), участники крестовых походов. 2. Смотрят на карту, отвечают, что в XIII Русские земли подверглись нашествию монголо-татар. 3. Определяют, что земли, граничащие с Древнерусским государством на северо-западе, принадлежали Ливонскому и Тевтонскому рыцарским орденам. Отвечают, что целями крестоносцев был захват богатых северо-западных земель Руси. 4.Приходят к выводу, что Русское государство, ослабленное нападением монголо-татар, кажется крестоносцам легкой добычей. | Познавательные: - целеполагание; - анализ, обобщение; – извлечение необходимой информации из предлагаемых источников; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу, целеполагание. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: -самоопределение; – смыслообразование; – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий; 2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | 5 мин. | 1.Предлагает открыть страницу сайта Задание №1. 2. Для того, чтобы определить имя исторической личности, о которой пойдет речь на уроке, учащимся предлагается собрать пазл. 3.Просмотр видеофрагмента об Александре Невском (2 минуты). 4.Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему и цель урока. | 1.Открывают страницу сайта Задание №1. 2.Собирают пазл и отвечают, что имя исторической личности Александр Невский. 3.Смотрят видеофрагмент. 4.Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и ставят цель. Например: «Борьба с крестоносцами», «Угроза с Запада» и т.д. Цель: узнать о героической борьбе русского народа с рыцарями-крестоносцами. Познакомиться с деятельностью Святого Благоверного князя Александра Невского. 5. Оценивают свою работу в соответствии с предложенными критериями, вносят данные в оценочный лист. | Познавательные: - анализ, обобщение, аналогия, классификация; – извлечение необходимой информации из видеофрагмента, карты, иллюстраций; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: – выполнение пробного учебного действия; – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: - мотивация учения; - самооценка; - самоконтроль. |
Этап открытия нового знания. Работа в группах. Учащиеся в коммуни-кативной форме обдумывают и осуществляют учебные действия. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего к выполнению практического задания диалога. | 10 минут | 1.Предлагает открыть страницу сайта Задание №2 и прочитать предложенный текст в учебнике. 2. Проводит инструктаж по работе в группах. Предлагает открыть конверты с заданиями и приступить к выполнению коллажа. 3. После завершения работы над заданием учитель предлагает группам поменяться местами и оценить работу друг друга в соответствии с предложенными критериями. | 1.Открывают страницу сайта Задание №2, читают предложенный текст. 2.Рассаживаются для работы в группах. Открывают конверты с заданиями, приступают к работе над коллажем. 3.Группы меняются местами и оценивают работу своих товарищей в соответствии с предложенными критериями, вносят данные в оценочные листы. | Познавательные: -ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели; – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – определение основной и второстепенной информации; -структурирование собственных знаний; -самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: -планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; - контроль полученного результата. Коммуникативные: - умение работать в группе; - ориентация на позицию партнера; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в сотруд-ничестве разных позиций; – разрешение конфликтов - выработка совместных действий; - осуществление совместного контроля. Личностные: -самооценка, самоконтроль; -оценивание усваиваемого материала; сотрудничества с учителем и сверстниками; – осознание ответственности за общее дело; - оценка работы одноклас-сников. |
Этап открытия нового знания. Работа в парах. | 20 минут | 1.Предлагает объединиться в пары для дальнейшей работы, открыть страницу сайта Задание №3. 2.Инструктирует учащихся по работе в парах: прочитать предложенный текст, выписать слова, дать им определения, сгенерировать кроссворд. 3.После завершения работы открывает страницу Задание №4. Парам предлагается поменяться местами, и разгадать кроссворды. | 1.Садятся парами за компьютерные столы, открывают страницу сайта Задание №3. 2.Читают предложенный текст, выписывают слова, дают им определения, генерируют кроссворд. 3. Пары меняются местами и решают кроссворды друг друга. | Познавательные: -ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели; – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – определение основной и второстепенной информа-ции; -структурирование собствен-ных знаний; -самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: -планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; - контроль полученного результата. Коммуникативные: - умение работать в паре; - ориентация на позицию партнера; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в сотруд-ничестве разных позиций; – разрешение конфликтов; - выработка совместных действий; - осуществление совместного контроля. Личностные: -самооценка, самоконтроль; -оценивание усваиваемого материала; – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. – осознание ответственности за общее дело; -оценка работы одноклас-сников. |
Этап первичного закрепления полученных знаний с последующей взаимооценкой и самооценкой. На данном этапе учащие-ся в форме коммуника-тивного взаимодействия (фронтально и в парах) оценивают работу одно-классников и свою собственную. | 3 мин. | 1.Ставит задачу оценить работу противоположной пары по созданию кроссворда и свою работу по решению. 2. Предлагает открыть страницу Домашнее задание. Дает пояснения к домашнему заданию. | 1.Анализируют работу в парах, оценивают работу друг друга по созданию кроссворда и свою работу по решению кроссворда в соответствии с критериями, вносят данные в оценочный лист. 2. Знакомятся со страницей «Домашнее задание». Слушают комментарии. | Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – извлечение из текста необходимой информации; – подведение под понятие; – выполнение действий по алгоритму; – осознанное и произвольное построение речевого высказы-вания. Регулятивные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; – учет разных мнений, коор- динирование в сотрудни-честве разных позиций; – использование критериев для обоснования своего суждения. –достижение договоренностей и согласование общего решения; Личностные: – осознание ответственности за общее дело; |
Рефлексия При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания теста, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют ошибки, определяют вопросы которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | 3 мин. | 1.Предлагает каждому занять его рабочее место и открыть страницу сайта Задание №5. 2.Инструктирует учащихся по решению теста. 3.Предлагает оценить свою работу, внести данные в оценочный лист и подсчитать общее количество баллов. | 1.Занимают рабочие места и открывают страницу Задание №5. 2.Отвечают на вопросы теста, получают результат. 3.Оценивают свою работу в соответствии с предложенными критериями, вносят данные в оценочный лист, подсчитывают баллы. | Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение; – выполнение действий по алгоритму; Регулятивные: – контроль; – коррекция; – оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: – использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: – самооценка на основе критерия успешности; – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Диагностика достижения предметных и метапредметных результатов
Предметные результаты | Диагностируется в процессе выполнения практических заданий: -актуализация знаний в ходе вводной беседы и работы с картой (устные ответы на уроке); -работа в группах по созданию коллажа «Невская битва»; -работа в парах по созданию и решению кроссворда; -применение полученного знания при работе со схемой и текстом учебника (создание коллажа, генерация кроссворда, решение теста). На всех этапах урока учитель визуально контролирует степень выполнения заданий, корректируя темп урока. |
Метапредметные и личностные результаты | Диагностируются в ходе: - формулирования темы урока; - постановки целей и задач; - при определении учащимися глубины и полноты своего знания; - при организации работы в группах и парах, а также по результатам совместной работы учащихся. Особенно важным этапом урока для диагностики личностных результатов становится этап рефлексии, на котором учащиеся осуществляют самооценку своей работы. |
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ_____________________________________________________
Максимальное количество баллов – 25
Критерии оценки работы | Оценка | ||
5 баллов | 4 балла | 3 или 2 балла | |
Задание №1: Задание выполнено в полном объеме, уложился в заданное время, определил имя исторической личности. | Задание №1: Выполнил задание не до конца, определил имя исторической личности. | Задание №1: Выполнил задание частично или не выполнил совсем. Не смог установить имя исторической личности. | Самооценка |
Задание №2: Выполнили задание в полном объеме, уложились в заданное время. Работа выполнена точно, аккуратно, эстетично. | Задание №2: Выполнили задание не до конца. Работа выполнена с погрешностями. | Задание №2: Выполнили задание частично или не выполнили совсем. | Взаимооценка работы в группе |
Задание №3: Задание выполнено полностью, использовано заданное количество слов. Терминам дано точное толкование. | Задание №3: Задание выполнено частично, количество слов не соответствует заданию. Не все определения даны точно и грамотно. | Задание №3: Задание выполнено частично или не выполнено совсем. Определения даны не точно. | Взаимооценка работы в паре |
Задание №4: Кроссворд разгадан полностью и правильно. | Задание №4: Кроссворд разгадан не до конца или с 1-2 ошибками. | Задание №4: Кроссворд разгадан частично или не разгадан совсем, либо допущено более двух ошибок. | Самооценка работы в паре |
Задание №5 Тест решен полностью и без ошибок (6 б.) | Задание №5 Тест решен не полностью или с 1-2 ошибками. (4-5 б.) | Задание №5 Тест решен частично или не решен совсем. Либо допущено более двух ошибок. (0-3 б.) | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока «Мир в начале Нового времени» 7 класс базовый уровень
«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»Барг М.А.Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период про...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».
Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....
Рабочая программа Учебный курс – История. Россия и мир. 10 класс (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование курса«Россия в мире»10 классПрограмма: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений...
Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры», 8 класс (базовый уровень)
Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры» рассчитана на два урока обществознания в 8 классе.Данный материал содержит различные виды учебных заданий, целью которых яв...