"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"
статья по истории по теме
Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических советов и рекомендаций, она является приглашением для дальнейшего разговора с коллегами. Что для Вас современный урок истории? Каково ваше видение урока в свете ФГОС? Что важнее для гуманитариев "знаниеевая" или "деятельностная" составляющая урока? Приглашаю к дальнейшему обсуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_istorii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Зырянова
МКОУ «Ницинская СОШ», с. Ницинское
ziv_2009@mail.ru
Современный урок истории (размышления учителя-практика)
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Мой педагогический стаж - 29 лет, большую часть этого времени я строила свою деятельность с опорой на традиционную школу, используя формы и методы традиционного урока.
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? И как не вспомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать нового, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение новых педагогических технологий. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Сегодня, опираясь на ФГОС, как никогда осознается необходимость повысить внимание к формированию личности, дать ей возможность свободного творческого развития.
Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
Я задумалась, каким же должен быть сегодня урок?
На мой взгляд, современный урок - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свой урок.
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности и закладывающий основу для будущего.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Урок – это целостная система, в которой «всё должно быть прекрасно», если перефразировать слова А.П.Чехова.
Начиная подготовку к уроку, тщательно продумываю все его компоненты: проблемный заголовок урока, целевую установку, структуру, комплексы источников и последний этап, резюмирующий ответы учащихся на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения. Это компоненты, которые обеспечивают уроку единство формы и содержания. Все эти требования объединяет понятие «архитектоника учебного занятия» [1;131].
Например, внеклассное занятие по теме «Афганская война: память общества или забвение?», которое было проведено к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Сюжет присутствует в Обязательном минимуме ФК ГОС по истории, но данный факт не является темой обязательного учебного занятия (урока), а во внеклассной работе возвышается до масштабов общечеловеческой трагедии, связывается с проблемой сохранения исторической памяти как условия сохранения и развития общества: «Если иссякает память, трагедии повторяются». Образовательно-воспитательный компонент целевой установки: опираясь на документы и воспоминания односельчан-участников афганских событий, способствовать получению учащимися достоверной и полной информации о событиях в Афганистане 1979-1989 гг. Взятое на себя обязательство выполняю с помощью документально-методических комплексов, специально подготовленных к этому занятию на принципах видового разнообразия исторических документов и многоперспективности, а также воспоминаний непосредственных участников событий – односельчан-интернационалистов. Участники встречи (учащиеся 7-11 класса), объединившись в группы, работали с пакетами документов (официальные документы советского командования, фотодокументы, свидетельства очевидцев, статистические материалы, современные российские и зарубежные источники, стихи и песни «афганцев»), анализировали записи воспоминаний и интервью земляков – участников афганской войны. Использовалась масса разноречивых и спорных материалов в соответствии с развивающим компонентом целевой установки: развивать умения работы с документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты, различать факт, мнение, оценку и интерпретацию. Во время презентации результатов исследования звучали слова и выражения: «не исключено, что...», «мы не можем определить насколько полно…», «вполне вероятно, что составители отчёта…», «поэтические строки тем обладают высокой силой эмоционального воздействия…», которые характерны для креативных мыслительных операций.
Для чего в конечном итоге это нужно? Современные школьники живут в открытом информационном обществе и имеют полное право на получение истинного представления о событиях прошлого своей Родины. Это нужно, чтобы ответить на ключевые вопросы нашей встречи: «Где, как и кто хранит память об этой войне?», «Зачем нужно хранить память об этих страшных событиях?». Для того, чтобы каждый участник встречи осознал и по своему продолжил слова учителя, произнесённые в начале занятия: «Афганистан – ты боль моей души!».
Современно ли это внеклассное занятие в условия действия ФГОС? Уверена, что да. В основе его концепции и содержания - базовые национальные ценности, обуславливающие духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию личности школьников [4;11]. Занятие основано на исследовательской деятельности с разнообразными историческими источниками, что способствовало формированию универсальных учебных действий и предметных умений. А критический и аксиологический характер вопросов подвёл учащихся к размышлениям и выводам, важным для «формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире» [4;24].
Современный урок по ФГОС – это
- Профессиональная и методическая подготовка учителя.
- Целеполагание и мотивация учения.
- Системно-деятельностный подход.
- Современные средства обучения.
- Выбор оптимальных средств обучения.
- Создание условий для саморазвития.
- Анализ каждого учебного занятия.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; не сформированы произвольность поведения и мотивационной сферы, разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками. Современный урок истории или внеурочное занятие по моему глубоком убеждению призваны способствовать решению этих проблем и опираться на четыре «столпа образования». Они были сформулированы Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века во главе с бывшим Председателем Европейской комиссии Жаком Делором. В докладе комиссии « Образование: скрытое сокровище» представлена концепция образования в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать [3; 2].
Современный урок начинается с учителя. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится. Каким должен быть современный учитель? Современный учитель, без сомнения, должен знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему у школьников. Очень важно, чтобы он был мобильным и гибким, умел приспосабливаться к постоянно растущему потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию. Но современный педагог должен быть не только источником знаний, но и другом для своих учеников, чтобы каждый из них мог получить от него необходимый совет и поддержку. Он должен хорошо ориентироваться в реалиях современной жизни, чтобы помочь своим воспитанникам сформировать крепкую жизненную позицию[2; 1].
Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования
В качестве выводов:
- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.
- Современный урок – это четыре «У» (удивление, удовольствие, усилия, успех)!
Список литературы
- Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
- Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ. http://club.mon.gov.ru/discussions/7
- Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада
Международной комиссии по образованию для XXI века.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М., Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии современного урока истории в 5-9 классах
Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории 5-9 классов в средней школе. Вовлечение в ролевые иг...
Современный урок истории
Работа освещает возможности обращения к нравственным, эстетическим, патриотическим чувствам обучающихся. Знакомит с формами и методами организации деятельности на уроках. ...
Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...
Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.
Материалы тренинга для уцчителей "Современный урок истории. Моделируем урок вместе"...
Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.
Материалы для проведения тренинга по теме:"Современный урок истории. Моделируем урок вместе" содержит презентацию и план проведения тренинга....
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...