Технологии современного урока истории в 5-9 классах
методическая разработка по истории на тему

Наталия Николаевна Зайцева

 

Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории 5-9 классов в средней школе.  Вовлечение в ролевые игры, в поиск и отбор материала к уроку с помощью информационных технологий, использование современных  методик, таких как проектное обучение, интегрированный урок – все это способствует активизации познавательной деятельности учащихся и эффективности учебного процесса. В работе приводятся примеры заданий,  демонстрирующие и межпредметные связи – с географией,  литературой. Подобраны разнообразные игры на знание терминов, хронологии событий, фактов, творческие конкурсы. Игры рассчитаны как на индивидуальную, так и на коллективную работу. Уделяется большое внимание  применению информационно-комьютерных технологий, что служит развитию у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_sovremennogo_uroka_istorii_v_5-7_klassah.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

«Грани педагогического исследования»

Технологии современного урока истории в 5-7 классах

                                             Автор работы: Зайцева Наталия Николаевна

                                             Занимаемая должность: учитель истории

                                             Место выполнения работы:

                                             МОУ «Средняя общеобразовательная

                                              школа № 93  г. Саратова»

Саратов 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Технологии современного урока истории в 5-7 классах…………………..…..4

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках

истории……………………………………………………………………………13

Организация самостоятельной учебной  работы………………………………15

Эффективность внеклассной работы по истории……………………………..16

Заключение……………………………………………………………….…..….17

Литература……………………………………………………………………….20

Приложение – Сертификат за публичный доклад в секции «Информационные технологии в учебно-воспитательном и управленческом процессах»

Введение

Я работаю учителем истории в средней школе с 1994 года. В настоящее время имею высшую квалификационную категорию, провожу уроки в 5-7 классах. В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы.   Эффективность таких  уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему.?», «К чему это привело?» и т.д. Французский историк Марк блок сказал, что «всякий физик, всякий биолог волей-неволей мыслит с помощью «почему» и  «потому что». Историкам вряд ли удастся  уйти из-под власти этого всеобщего  закона мышления»[1].

Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, чтобы школьник не только усвоил новый материал, но и нашел средство для самовыражения, впитал в себя «разумное, доброе, вечное», чтобы на уроках царила атмосфера творчества, желание школьников размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в школьном историческом образовании.

Технологии современного урока истории в 5-7 классах

Я считаю, что и в образовательном, и в воспитательном отношении важно не сообщать ученикам факты в готовом виде, а предлагать им материал для наблюдений и выводов и руководить этими наблюдениями. Внимание учащихся повышается, а знания и умения совершенствуются в том случае, если перед ними ставятся  различные конкретные вопросы-задачи: на сравнение однотипных исторических явлений, выявление их общих черт и отличий, на обоснование сделанных выводов, на установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, на характеристику исторических деятелей и т.п.

В связи с этим одна из зарекомендовавших себя методика нетрадиционного подхода к историческим события и явлениям – методика проблемного изложения материала. Создание проблемных ситуаций, когда у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, выявление личной оценки противоречиям, на мой взгляд, вызывает интерес ребят к изучаемым вопросам: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому.  Например один из патриархов отечественной истории С.М. Соловьев писал: «Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась русская земля, началось Русское государство». (Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М.,1992. С.193)[2]. Почему же в учебнике истории, по которому мы изучаем историю России говорится, что первое, самое древнее государство восточных славян историки называют Древнерусским государством или Киевской Русью?

           На мой взгляд, каждый учитель, давая урок, должен заботиться о повышении познавательной активности с первой минуты урока, вызвать интерес к изучаемому предмету. Именно с этой целью в начале изложения новой темы я обращаюсь к учащимся с проблемными вопросами или познавательными заданиями. Например, на уроке истории в 7 классе по теме «Феодальная раздробленность на Руси XII – XIII вв.» в начале урока можно поставить такой вопрос: «Усобицы – это феодальные войны. Они велись повсюду: во Франции – между баронами, в Сирии – между эмирами, в Германии – между герцогами Священной Римской империи, в Японии – между знатными родами Минамото и Тайра, в Англии – между королями и принцами крови. Войны эти имели разные последствия для стран и народов, но только на Руси в XIII в. привели к трагическому исходу. Почему только на Руси?»[3] 

На такие вопросы ученики не всегда могут ответить, но поставленный еще до начала изложения вопрос заставляет их мыслить, заинтересовывает, повышает их познавательную активность. Очень важно приучать к такой работе, по моему мнению, еще с младших классов. Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира при изучении Древнего Египта я начинаю урок с постановки такой проблемы: «Как, по-вашему, вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики, опираясь на известные им факты из истории страны, учатся овладевать умением самостоятельно строить рассказ путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян. Они обращают внимание на то, что вот уже в течение тысячелетий жизнь по обе стороны реки не прекращается ни на минуту. Воображаемому путешествию по Нилу предшествует и работа с картой, и использование дополнительной литературы. Моя задача сводится к тому, чтобы актуализировать известные ученикам знания по истории Древнего Египта, сформировать у учащихся умение читать карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание на основе полученных знаний и делать выводы. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать.

Проблемное изложение интересно для меня тем, что этот вид деятельности носит творческий характер, требует от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задания эффективны, если школьники уже приобрели необходимые знания и наступает этап, когда нужно сделать эти знания активными. Таким  образом, очень удачно можно использовать проблемные задачи и на завершающем этапе закрепления пройденного материала, при повторении, в качестве домашних заданий и для решения в классе. Например, при изучении темы  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством» шестиклассникам предлагается решить следующую задачу: «Историки И.Б. Греков и Ф.Ф. Шахмагонов отмечали, что отношения Орды и Руси в 1371 г. резко обострились. Тогда тверской князь Михаил поехал в Орду и получил ярлык на великое владимирское княжение. На Русь тверского князя сопровождал монголо-татарский чиновник Сарыхожа с отрядом.

Московский князь Дмитрий Иванович, узнав об этом, перекрыл дорогу на Владимир под Переяславлем. В то же время владимирцы затворили город и сели в осаду. Сарыхожа потребовал от Дмитрия выслушать ханское повеление и присягнуть Михаилу. Дмитрий Иванович ответил: «К ярлыку не еду, Михаила на княжение Владимирское не пущу, а тебе, послу, путь чист!»

Такого на Руси не бывало! Казалось бы, жди, Москва, карательного  набега из Орды. Но этого, как известно, не случилось. Почему?»[4]

Я считаю, что обучение должно быть естественным, приятным и интересным. Потому что приятное человек запоминает, а то, что ему не нравится или к чему он равнодушен, старается побыстрее забыть. Современные подростки воспринимают материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет». Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Если урок не затрагивает ребят, им скучно и неинтересно, то, хотя, они и  они усваивают что-то, но запоминают пройденный материал слабо, так как пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Я всегда стараюсь отыскивать что–то интересное и увлекательное в истории. Я ищу способ подать это ученикам так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям. Великий педагог Дистверг как–то сказал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить.

Например, на уроке, посвященном князю Владимиру (6 кл.) я использую отрывок из «Памятников литературы Древней Руси. XI - начала XII в: «Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволда и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк. Его грехи долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован»[5]. А великий русский историк Н.М. Карамзин так писал о нем: «Владимир с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но скоро доказал, что родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные»[6]. Недоумение вызывает такое положение: князь убивал родственников, был жестоким и противозаконно овладел русским престолом. Но почему о нем так высоко отзываются известные русские историки и народ сравнивает его с солнцем, а церковь производит в святые?

Решение проблемных задач с классом, как правило, обязательно является элементом дискуссии.  В книге М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» автор пишет, что «на дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое  решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важнейшим приобретением для взрослой жизни»[7]. В связи с вышеизложенным на своих уроках я поощряю споры по изучаемым вопросам при анализе фактов, исторических документов, иллюстраций и т.п. Пусть ребята высказывают свое мнение, аргументируют его, опровергают определенными фактами и логическими доводами мнения своих противников. Я разъясняю им, что суть не в том, чтобы убежденно твердить свое мнение, а в том, чтобы доказывать его убедительными доводами, аргументами и так же, доводами, разбивать аргументацию «противника».

Моя роль сводится  к тому, чтобы  задавать перекрестные вопросы и оценивать речи всех участников дискуссии. Но оценивать здесь надо не с точки зрения  «правильно-неправильно», а умение высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение. Например, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Опричнина» в результате предварительного обсуждения ребята составляют перечень спорных вопросов для дискуссии «сторонников опричнины» и «земщины»:

  1. Кто из современников Ивана IV мог назвать его царь-псарь, великий государь, губитель? Какое название на ваш взгляд наиболее характеризует этого правителя?
  2. Какая из оценок опричнины вам кажется наиболее верной:

     - средство централизации страны, укрепление государства;

- средство борьбы против боярского сословия;

- террор, направленный на укрепление личной власти царя?

  1. Какие последствия для России имела опричнина?  И т.п.

В итоге дискуссии ученики окончательно определяют свою позицию в вопросе о роли опричнины в установлении неограниченной власти царя.

(Аналогичную работу можно провести в 7 классе при изучении темы «Итоги правления Петра Великого – «Тиран на троне» или великий реформатор?)

         

В последнее время очень актуальным стал такой вид работы, как проектная дискуссия – организация обучения, в котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения определенных заданий. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по заранее определенной проблеме. Например, на уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Государственная символика» ребята подготовили исследование «Герб Саратова: история и современность». В своей работе шестиклассники не только рассказали об истории саратовского герба, но и затронули современную дискуссию о том, каким сейчас наши современники видят саратовский герб, рассмотрев не только историческую проблему, но и экологическую, связанную со значительным сокращением поголовья стерляди в реке Волга. А ведь именно эта рыба изображена на гербе нашей области и города. Каждой группой был подготовлен свой вариант проекта современного саратовского герба. Все ученики класса приняли участие в этой работе, равнодушных не было.  

Очень удачно, на мой взгляд, прошел интегрированный урок с применением проектной методики  по литературе, истории и технологии в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Учащиеся были разделены на группы и каждая группа готовила свой вариант решения проблемы, они готовили свои проекты, которые потом обсуждались в дискуссии. Группа «историков» готовила сообщение по истории зарождения казачества, его нравов и обычаев, быта и т.п. «Технологи» приготовили блюда из казачьей кухни и модели костюмов казаков. «Литераторы» подтверждали выводы предыдущих групп фрагментами из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В результате учащиеся совместными усилиями, применив необходимые знания из разных областей, через проектную деятельность показали практическое применение полученных знаний.

        На мой взгляд, изучение истории сводится не только к обсуждению и анализу уже свершившихся фактов, но я предлагаю и решать проблемные задачи, ставя себя на место определенного исторического деятеля.  Такие проблемные вопросы вызывают интерес у ребят, учат их мыслить, учащиеся как бы сами становятся участниками исторических событий. Здесь также уместно применить элемент ролевой игры. Например, на уроке истории в 6 классе, при изучении вопроса, посвященном восстаниям русского народа против ордынского владычества в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная следующим образом: «Представьте себе, что вы ближайшее окружение Александра Ярославовича Невского, Великого Владимирского князя, на дворе 1257 год. Орда послала в Новгород своих численников, стремясь подчинить Новгородскую землю. Начались народные волнения, которые длились около года. Сюда же прибывает Александр Невский. Вопрос классу (советникам Александра Невского): как должен поступить победитель немцев и шведов: заставить новгородцев подчиниться ордынцам или стать во главе восстания за освобождение от монгольского ига?

 Важно поставить проблему, довести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Александр Невский, которому не так просто было поклоняться ордынским ханам и участвовать в подавлении народных выступлений. После представления мнений учащихся делается вывод, что А.Невский осознавал слабость Руси и не мог противостоять монголам. Осторожная и даже льстивая политика Невского по отношению к Орде позволила избавиться от новых набегов и дать возможность окрепнуть Руси. В подтверждение правильности вывода зачитывается мнение В.Т. Пашуто: «Своей осторожной, осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников… Он родоначальник политики московских князей, политики возрождения России»[8].

В свои уроки я часто включаю и «опрос-кроссворды»: ученики заполняют кроссворд по изученной теме, при этом часть понятий кроссворда «готовит» новую тему. Такие кроссворды можно составлять самому, использовать уже готовые из методических пособий, а также и составленные самими учениками. Например, при обобщении темы «Эпоха Петра Великого» ребятам можно предложить  такой кроссворд (это задание выполняется на мультимедийной доске):

Внимание! Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенном столбце прочитаете имя императрицы, во времена которой нашла свое продолжение петровская эпоха.

  1. Почетный титул Петра I, преподнесенный ему Сенатом в 1721 г.
  2. Друг и сподвижник Петра, незнатного происхождения.
  3. Фамилия Петра I.
  4. Документ, где определялись чины и порядок прохождения по службе (военной и гражданской).
  5. Первая печатная русская газета.
  6. Глава коллегии.
  7. Страна, с которой воевал Петр I в начале своего царствования.
  8. Великий русский поэт, автор поэмы о Петре I.
  9. Правительствующий орган, созданный Петром в 1711 г.

На уроках истории можно и нужно применять элементы деловой игры, ролевые игры и дидактические игры, игры приучающие учащихся правильно ставить вопросы, гибко оперировать информацией. Это: «Отгадай термин», «Отгадай героя» (например, историк В.О Ключевский о нем писал: «Смелый, ловкий, самоуверенный, он пользовался полным доверием Петра I и беспримерными полномочиями, отменял распоряжения его фельдмаршалов, не боялся противоречить ему самому и оказал царю услуги, которых он никогда не забывал…» (о Меньшикове)), «Словарное лото», «Хронологическое лото», «Словарная дуэль»; игры, позволяющие эффективно повторить пройденный материал, развивающие оперативность мышления и памяти, умения логически излагать материал, способность слушать другого человека: «Продолжи рассказ», «Текст с ошибками», «Рассказ наоборот» и т.п.

Например, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Гуситское движение в Чехии» можно «оживить» картину Констанцкого собора и разыграть ее по ролям. На мой взгляд такое ролевое представление материала позволит учащимся более глубоко осознать важнейшие понятия: католическое духовенство, еретик, ересь, отлучение, церковный собор.

При изучении новых терминов полезно включать игры, способствующие их усвоению. Это важно, потому что школьники без удовольствия «зубрят» исторические термины, но благодаря игре новые понятия усваиваются без особых усилий и с интересом. Например, игра «Ромашка» (или «Солнышко»). Цель игры – вывести с помощью учеников определенное понятие, например, «натуральное хозяйство». На доске рисуется солнышко (ромашка), ученикам предлагается высказать свои понятия, ассоциирующиеся у них с натуральным хозяйством:

         В результате получаем определение, что натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором почти все необходимое для жизни производится внутри самого хозяйства, не для продажи, а для собственного потребления, которое записываем в тетрадь.

На уроках истории и обществознания для более точного и эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности можно применять метод составления синквейна. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Так же, как и описанные выше методика, метод синквейна позволяет лучше освоить новые понятия, опираясь на ассоциативное мышление. Подробное описание этого приема можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике…».

Алгоритм написания синквейна:

1-я строка        

Кто? Что?        

1 существительное (тема синквейна)

2-я строка        

Какой?        

2 прилагательных

3-я строка        

Что делает?        

3 глагола

4-я строка        Что автор думает о теме  

Фраза из 4 слов

5-я строка        Кто? Что?

(Новое звучание темы – итог, вывод) - 1 существительное

Например, на уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Родина» школьники составили такой СИНКВЕЙН:

1. Родина

2. Суверенная, многонациональная

3. Защищать, любить, хранить

4. Родина у человека одна

5. Россия (дом, мать.)

Делаем вывод, что Родина — как родная мать, родной дом, который нужно любить, беречь и защищать.

Пример применения синквейна на уроке истории 6 классе при подведении итога по теме «Куликовская битва»:

1. Куликовская битва

2. Историческая, важная

3. Освободить, объединить, защитить

4. Битва ускорила освобождение Руси

5. Независимость

Вывод: победа на Куликовом поле положила начало освобождению Руси от ордынского владычества.

Иногда для придания какой-то части урока или каким-то фактам эмоциональной окраски я использую стихи известных поэтов, но, бывает, сочиняю и сама. Так, на уроке в 6 классе по истории Средних веков по теме «Архитектура, скульптура, живопись Западной Европы в XI – XV вв.»  при рассмотрении иллюстраций романского и готического соборов я читаю свои стихи:

Суровый вид, бойницы-окна,

Что это – крепость или храм?

Вид толстых стен, массивных арок

Внушают страх его врагам.

И легкость, кружева из камня,

В просторных залах нет теней.

На сводах, на полу, колоннах

Играют блики витражей.

Фасад стрелою ввысь стремится

И музыка со всех сторон

Звучит торжественно и строго

Как будто в рай ты вознесен!

По мнению учащихся, игры и другие познавательные задания позволяют лучше усваивать программный материал и учиться с интересом. Например, очень популярны ролевые игры-суды, которые нравятся школьникам. Конечно, они требуют большой подготовительной работы, но у ребят появляется интерес к изучению темы, развивается способность осознавать события и определять свое отношение к исторической личности и к изучаемой эпохе, в которой эта личность жила. Например, в 7 классе можно провести урок-игру «Суд над Петром I», где ученики выступают в роли обвинителей и адвокатов царя, а в роли свидетелей использовать мнения ученых-историков и современников Петра I. А при подведении итога игры можно дать творческое задание, где ребятам предлагается самим составить надпись к знаменитому памятнику Петру I в Петербурге.

        На различных этапах урока я использую тестовые задания. На мой взгляд, тесты не только активизируют познавательную активность, но и развивают умения учащихся выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных исторических явлений и процессов. Интересный элемент деловой игры вносит взаимная проверка школьниками правильности выполнения заданий. Это требует от них мыслительной активности, приучает к самостоятельной мыслительной деятельности, что позволяет сделать обучение по-настоящему личностным для ученика. Здесь на помощь учителю может прийти компьютер. Компьютерное тестирование уместно и для индивидуального опроса, и опроса всего класса. На мой взгляд, этот прием позволяет осуществлять контроль объемного блока пройденного материала. Сейчас имеется довольно много электронных ресурсов, позволяющих проводить тестирование. Это и  электронный продукт «1С: Образование», разработанный по заказу Министерства образования РФ, издание «История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ», «Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях» (издательство «Глобус»), «История: редактор тестов; тематические тесты» (издательство «Учитель»), серия медиауроков «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», комплект мультимедийных уроков и  электронных дидактических материалов для 5-8 классов по всеобщей истории  «1С и Кодис и Медиа», мультимедийное приложение к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. XX в.» («Клио Софт») и т.п.

При тестировании можно применять не только готовые разработки, но и самому педагогу разрабатывать свои тесты. Также  в целях  повышения познавательной активности у сильных учеников разработку таких тестов можно предложить им (конечно, учитель должен при необходимости помочь школьнику).

Указанные выше  и другие электронные пособия можно также использовать не только при опросе и контроле знаний, но и  при проведении мультимедийных лекций, проектной работы, лабораторно-практических занятий (работа с историческими источниками, документами, иллюстрациями и т.п.). Но жизнь подсказывает, что надо иметь и свои собственные разработки медиауроков и других заданий.  

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

Применение компьютерных технологий и современной техники в современной школе – один из  эффективных способов активизации познавательной активности на уроках истории и повышения результативности учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает интерес ребят. Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедиа программ на уроках истории? В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности. Как уже отмечалось выше, эффективное обучение – это не только запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием ЭОР (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повысит интерес школьников к уроку, что, несомненно, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.). Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так  и для  занятий с отстающими учащимися:  яркие иллюстрации, карты, схемы облегчают усвоение и понимание темы.

Например, сейчас стала очень популярной программа Power Point, которая широко применяется не только преподавателями, но и учениками. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.  По моему мнению, использовать программу презентаций Power Point на уроке истории может не только учитель, но и ученик как наглядное дополнение к своему выступлению, демонстрируя свои дополнительные материалы на большом экране.  

Я считаю, что очень полезно использовать данную программу для создания опорного конспекта урока, включив туда видеофрагмент, иллюстрацию какого-либо события, портрет исторического деятеля, исторический источник, подведение итогов темы, конечные выводы и многое другое – это  поможет школьнику легче усвоить новый учебный материал. На слайдах заранее фиксируются все важные этапы урока. Благодаря этому, я экономлю свое время, так как мне не приходится делать записи на доске во время урока. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

На мой взгляд, программу  Power Point уместно успешно применять не только на уроках первичного изложения материала, но и при обобщении большой темы. Причем подготовку обобщающей презентации можно поручить школьникам или разработать ее совместно на итоговом уроке как своеобразный контроль знаний учащихся по теме.

 Например, использование программы Power Point на уроке закрепления знаний в 5 классе по теме «Древний Египет» позволило учащимся больше узнать о письменности в Египте. При работе над презентациями в программе Power Point  ребятам приходится проводить большую научно-исследовательскую работу, проявлять творческий подход. У них развивается логическое мышление, в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка.

 Проведение уроков–презентаций требует большой подготовительной работы, но даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, позволяют  глубже погрузиться в изучаемый материал.

Применение ЭОР позволяет использовать интерактивные  таблицы, карты, диаграммы, схемы и т.п. Все это стало частью обобщения и актуализации знаний учащихся. Например, при применении интерактивной таблицы или схемы можно вывести на экран таблицу (схему) с незаполненным столбцом дат или имен исторических деятелей (на усмотрение учителя). Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных  ячеек и учитель комментирует результаты.

На уроках истории карта является важнейшим помощником учителя. Не секрет, что во многих школах исторические карты уже давно устарели не только морально, но и физически. Решить эту трудную задачу помогает применение интерактивных карт, которые позволяют сделать обучение наглядным, познавательным, формируют повышенное внимание при изучении продвижения войск при военных действиях, позволяют зрительно отслеживать торговые пути, изменение границ. Здесь уместно давать задания по озвучиванию военных действий, составлять рассказ от имени путешественников и т.п. Т.е. работу с картой можно сделать интересной, ведь цветной, яркий формат со стрелками, датами главных сражений, подписаний важных договоров, синхронно появляющийся на экране, не остается без внимания ни одного ученика.

        Работа с Интернет-ресурсами позволит получить навыки самостоятельного поиска, анализа и систематизации исторической информации, содержащейся в различных источниках. И моя задача учителя правильно организовать процесс получения этой информации, распределять знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. И здесь важно не дать ученику потерять свою индивидуальность, полностью  заменив мыслительный процесс работой Интернета.

Организация самостоятельной учебной  работы

Но нельзя забывать и об организации самостоятельной учебной работы школьников. Она имеет очень большое значение в современном уроке, так как  ученик приобретает  знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности, а учитель при этом руководит этим самостоятельным трудом, дает для него необходимый материал, что также является одним из путей повышения эффективности урока и активизации учащихся. «Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний».[9] Организации самостоятельной работы школьников может быть представлена различными видами деятельности: это и составление презентаций и подготовка выступлений; работа по поиску исторического источника и подбору необходимой информации; создание собственных продуктов учебной деятельности: рефератов, проектов и т.п.; выполнение практических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам и т.п. Здесь учитель выступает как организатор процесса обучения, так называемый учитель-менеждер.

Эффективность внеклассной работы по истории

Вряд ли найдется учитель истории, который не занимался тем или иным видом внеклассной работы. Она помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, содействовать выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность. История нашей страны богата событиями, мимо которых учитель истории не может пройти – это и юбилей Куликовской битвы, 65-летие Победы над германским фашизмом, юбилей Государственной Думы, юбилеи известных деятелей и многое-многое другое. Здесь можно проводить встречи-диспуты, лекции, КВНы, игры по типу известных телепередач «Что? Где? Когда?» и «Звездный час», литературно-музыкальные композиции и т.д., посвященные этим памятным датам,  В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. В результате общения с учащимися происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания. Например, очень увлекательно прошел Рыцарский турнир среди шестиклассников. Готовясь к турниру, ребятам пришлось многое узнать об образе жизни представителей рыцарского сословия, поведении, досуге и быте феодалов, правилах рыцарской чести. В ходе игры школьники сделали вывод, что  выполняли рыцари их, к сожалению, только по отношению к людям своего класса.

Заключение.

Без интенсивного развития мышления школьников не может быть полноценного современного обучения. Т.Эдисон считал, что важнейшей задачей цивилизации является научить человека мыслить. Я уверена, что умелое использование учителем разнообразных методов и приемов хорошо активизирует работу учащихся, обеспечивает их устойчивое внимание на протяжении всего урока. Это тем более важно, так как у многих учащихся не выработалось умения слушать рассказ учителя в течение длительного времени, они утомляются, начинают отвлекаться и в результате не усваивают изучаемый материал.

        Сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся, заинтересовать учащихся, а значит добиться хороших результатов при изучении истории и сделать этот предмет любимым – важная задача для учителя.

Мною был проведен опрос в 6 «Б» классе  по следующим вопросам (участвовало 26 человек):

1. Нравится ли тебе предмет «история»?

а)  да                         б) нет            в) не знаю

2. Интересно ли тебе на уроке истории?

а) да                          б) нет            в) не знаю

3. Объяснение на уроке доступное, понятное?

а) да                          б) нет            в) не знаю

4. На уроке используются различные тесты, игры, карточки,          кроссворды и т.п.?

а) да                          б) нет            в) не знаю

5. Используется ли учителем дополнительный материал?

а) да                          б) нет           в) не знаю

6. Умеет ли учитель истории увлечь тебя работой на уроке?

а) да                          б) нет           в) не знаю

7. Дает ли учитель возможность высказать свое мнение?

а) да                          б) нет           в) не знаю

8. Каким бы вы хотели видеть урок истории?

Результаты опроса следующие:

№ вопроса

да

нет

не знаю

1.

22

1

3

2.

24

1

1

3.

18

0

8

4.

25

1

0

5.

22

0

4

6.

23

1

2

7.

26

0

0

При ответе на 8 вопрос:

- « еще больше играть» - 9 человек;

- «нравится урок такой, какой есть» - 9 человек;

- «не знаю» - 5 человек;

- «чтобы не спрашивали» - 2 человека;

- «больше использовать компьютер» - 1 человек.

        Качество знаний в этом классе за 3 четверти 2009-2010 учебного года следующее:

1 четверть – 68%;

2 четверть – 82%;

3 четверть – 79%.

Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования  ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. И в этом хорошим помощником выступают современные интерактивные методы преподавания. На мой взгляд,   современный учитель  - это высокопрофессиональный педагог, умело использующий  в своей работе не только традиционные методы обучения, но и информационные технологии, вовлечение в ролевые игры, развитие способности осознавать события и определять свое отношение к ним  - все это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся 5-7 классов.

Литература

  1. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988.
  3. Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2005.
  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
  5. Михайлова Л.И. Использование системы приемов работы на уроках                       истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся. Волгоград: Учитель.2009.
  6. Серова Б.Н., Гаркуша Л.М., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России для 6 класса. М.2003.
  7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2001.
  8. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001.
  9. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М. 2001.
  10. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания. – Волгоград: Учитель, 2010.


[1] А.Т. Степанищев. Проблемные задачи по истории России. М. 2001. С.4

[2] А.Т. Степанищев. Проблемные задачи по истории России. С.5

[3] А.Т. Степанищев. Проблемные задачи по истории России. С.15

[4] А.Т. Степанищев. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2001. С.9

[5] А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории., М., 2001.С.197

[6] Н.М.Карамзин. Предания веков. М.,1988. С.114

[7] М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001. С.14

[8] Б.Н.Серова, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России для 6 класса. М.2003. С.97

[9] Л.И.Михайлова. Использование системы приемов работы на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся. Волгоград: Учитель.2009. С.62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Презентация поясняющая актуальность и необходимость использования современных технологий на уроке....

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Игровая технология на современном уроке истории

Каким образом можно использовать игру на современном уроке? Ответить на этот вопрос поможет эта статья....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...

Статья "Технологии современного урока истории"

Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории с использованием Интернет-ресурсов и других ЭОР....

Мастер класс « Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»

Мастер – класс   Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»...