Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. На первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Различается прежде всего деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.
На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «нароботки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом. Предлагаю вместе спроектировать урок и составить его технологическую карту, используя алгоритм проектирования урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектирование современного урока истории
в рамках реализации ФГОС».
«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» ,- сказал Макс Теодор Лауэ, лауреат Нобелевской премии.
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. На первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:
Во-первых, системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).
В – третьих, развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Традиционный урок | Современный урок | |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит к осознанию темы) |
Сообщение цели и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы) |
Контроль | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель консультирует. |
Коррекция знания | Учитель по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель дает задание одно для всех | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.
На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «нароботки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом. Предлагаю вместе спроектировать урок и составить его технологическую карту, используя алгоритм проектирования урока.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Напрпимер, тема: «Реформы Петра I»
Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в XVIII столетии».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.
Например, цель урока «Реформы Петра I»
(для себя)
1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
- Изучить преобразования Петра I.
- Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.
- Доказать огромное значение реформ Петра I.
- Дать характеристику личности Петра.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Например, на этапе:
3.Постановка проблемы. | Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям». - Почему поэт называет Петра первым большевиком? - Каким образом он задумал перестроить Россию? - Что значит нравам вопреки? - Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям» Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока? - Как вы считаете, какие задачи будем решать? | Петр собирался многое изменить в России. Проводить реформы. Преодолевать препятствия, т.к. были противники. Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее. Учащиеся предполагают: «Реформы Петра I» 1.Узнать, какие реформы провел Петр. 2.Определить сторонников и противников Петра. 3.Каково значение реформ. |
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Например:
Этап | УУД |
1.Оргмомент. | Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. | Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. | Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. | Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. | Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. | Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. |
7.Рефлексия. | Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |
Пятое:
Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на данном уроке учащиеся ведут маршрутный лист, куда ставят оценки за свою работу на каждом этапе урока. Так после того, как была сформулирована тема и задачи урок, в маршрутный лист ставят себе 5 баллов, если сразу назвали тему, 4 балла, если с помощью других. В конце урока ставят итоговую оценку своей работы на уроке.
Кроме того, на этапе первичного закрепления знаний, учитель предлагает на выбор задания: тесты по теме «Реформы Петра Великого», текст с пропусками, заполнить схему с пропусками.
На этапе рефлексии учитель предлагает написать «письмо самому себе», в котором описать ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что было интересно, чему научил меня этот урок.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».
2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».
3.Придумать вопросы по заданной теме.
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
10 класс А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.
Итак, мы с вами , используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Реформы Петра I».
Тип урока – урок «открытие нового знания».
Цель урока:
1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Оргмомент. | 1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке. 2.Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке. | Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга. Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке. | Приветствуют учителя. Заводят маршрутные листы. | Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. | 1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность. 2.Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала. | Вступительное слово учителя. - Что из себя представляла Россия в к. 17 в. - Какие задачи стояли перед Петром? -Что было необходимо для разрешения этих задач? | Делают сравнительный анализ экономического развития России и Зап. Европы. Ликвидация отсталости страны, подъем экономики. Проведение преобразований. | Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. | Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока. | Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям. - Почему поэт называет Петра первым большевиком? - Каким образом он задумал перестроить Россию? - Что значит нравам вопреки? - Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям» Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока? - Как вы считаете, какие задачи будем решать? | Петр собирался многое изменить в России. Проводить реформы. Преодолевать препятствия, т.к. были противники. Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее. Учащиеся предполагают: «Реформы Петра I» 1.Узнать, какие реформы провел Петр. 2.Определить сторонников и противников Петра. 3.Каково значение реформ. | Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. | 1.Обеспечить восприятие и первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах. 2.Организовать коммуникативное взаимодействие учащихся в группах. 3.Показать учебное сотрудничество через работу со сверстниками. 4.Оценить свою работу в группе. | В индивидуальном маршрутном листе оценить свою работу при определении темы урока. Вы назвали тему урока и определили задачи. Давайте же докажем, что реформы Петра вели за сотни лет к ее грядущим далям. 1.Какие сферы общественной жизни в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации, а какие в наименьшей? Почему? 2.Почему возникла оппозиция Петру? Почему именно в верхах? Используя текст учебника, составьте план, по которому будете отвечать на этот вопрос. 3.Значение реформ. Отношение к реформам было неоднозначным, т.к. сами реформы были неоднозначны. - Определите плюсы и минусы реформ, результаты запишите в таблицу. Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оценку внесите в маршрутный лист. | В м. л. Выставляют 5 б.- если тема названа сразу, 4 б. – если с помощью других. Работа в группах (4 гр.) с документами, текстом учебника. 1 гр. изучает экономические реформы 2 гр. – армии и флота 3 гр. – государственного устройства 4 гр. – культуры и быта. Учащиеся работают в группах, обсуждают, заполняют таблицу. Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника. Составление плана ответа на этот вопрос. Индивидуальная работа с учебником. Заполнение таблицы. Выставляют себе оценку в маршрутный лист. | Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. | 1.Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изученной темы. 2.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия. 3.Осуществление взаимопроверки 4.Самооценка.. | Предлагаю на выбор выполнить следующие задания: 1.Тесты по теме «Реформы Петра I» 2.Текст с пропусками. 3.Схема с пропусками. | Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями. Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку. | Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. | Обеспечить учащимся понимание цели, содержания и способов выполнения задания. | На выбор: 1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор». 2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1». 3.Придумать вопросы по заданной теме. | Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. | |
7.Рефлексия. | Итог урока. Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке. | Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно. | Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |
В заключении хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Особую актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....
Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся, инвариантной...
«Современный урок химии в рамках реализации ФГОС»
Принятие нового ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. В основе стандарта лежит система деяте...
Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...
Доклад ШМО«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
Не для кого не секрет, что в настоящее время Российское образование терпит кардинальные изменения. Приняты и поэтапно внедряются новые стандарты – ФГОС второго поколения. Особенность...
«Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС»
В условиях внедрения обновленных ФГОС учитель должен стремиться заменить обучение познавательной деятельностью. Образование должно стать личностно-ориентированным, а учитель организатором ...
Доклад "Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС ООО" для участия в районном семинаре учителей технологии.
Доклад для участия в районном семинаре учителей технологиина тему: «Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС ООО»...