открытый урок по обществознанию в 6 классе "Самая - самая профессия".
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
урок формирует познавательную активности, критическое мышление, умение работать самостоятельно и в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок 6 класс | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11»
с. Александровского
Открытый урок
По истории средних веков
В 6 классе.
Тема: «Папство в зените могущества».
Подготовила: учитель истории
Коваленко Любовь Николаевна
2009-2010 уч. год.
Цель урока: Подведение учащихся к пониманию причин могущества католической церкви в Европе и формирование умений изучать исторические источники, а также работать с исторической картой.
1. Обучающий аспект:
- Научить работать с историческими источниками, картой;
- формирование хронологических, аналитических умений;
2. Развивающий аспект:
- развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями;
- способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся;
3. Воспитывающий аспект:
- на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитывать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и духовной культуре народов мира;
- подготовить к восприятию духовно-нравственных ценностей человеческой цивилизации.
Тип урока: комбинированный
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа с учебником, картой.
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Организационный момент (1–2 мин.).
2. Вступительное слово учителя: (1 мин.)
Ребята, мы начали знакомиться с периодом мировой истории, названным средневековье. Его рамки – V–XV вв., от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий.
История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племен, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в тоже время человечество сделало очередной значительный шаг в своем развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения – механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли.
В духовной жизни людей начали происходить немаловажные изменения, характеризующие собой становление и развитие христианской религии. Именно об этом мы с вами и будем говорить на сегодняшнем уроке.
3. Постановка цели и задач урока. (2 мин.)
- Сегодня мы с вами изучим тему “Папство в зените могущества”. Мы поведем разговор о католической церкви и ее могуществе. Обратимся к доске. Прочтите вопрос, написанный на доске: “Каковы причины могущества католической церкви?”
(Учащиеся высказывают свои предположения)
- Ребята, ваши предположения имеют право жить, но точнее на этот вопрос мы сможем ответить в конце урока, когда подробнее познакомимся с изучаемым материалом.
4. Проверка домашнего задания: для того, чтобы перейти к изучению новой темы урока, нам с вами необходимо повторить ранее изученный материал. (15 мин.)
А) Понятийный диктант: устный фронтальный опрос.
- это участок земли с крестьянами, который давался за военную службу и передавался по наследству (феод).
- большое хозяйство феодала в котором работали зависимые крестьяне (феодальная вотчина).
- платежи крестьян, для продуктов крестьянского хозяйства, которую отдавали феодалу (оброк).
- хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления (натуральное).
- большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству (сословия).
- Объединение ремесленников одной профессии называется…(цехом).
- Ученик ремесленника прошедший курс обучения и получающий за свою работу заработную плату…(подмастерье).
- Союз купцов, который организовывался для защиты их интересов…(гильдия).
- Вещь, изготовленная на продажу (товар).
Б) Работа с лентой времени: работа у доски.
Задание: покажите, на доске (закрасить) какое место занимают средние века в истории человечества. Сколько столетий охватывают?
В) работа с понятиями: индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Перечислите факторы, способствующие образованию средневековых городов.
1. рост ремесленного производства, отделение ремесла от с/х. | + |
2. усовершенствование орудий труда. | + |
3. господство натурального хозяйства. | |
4. расчистка пространства под пашню, рост урожаев | + |
5. прикрепление крестьян к земле. | |
6. завоевание новых земель. | |
7. увеличение плотности населения. | + |
8. рост церковного землевладения. | |
9. увеличение добычи железной руды. | + |
Карточка №2.
Ответьте на вопросы:
- Где и почему возникали города? (На перекрестках торговых путей, у стен монастырей, в гаванях т.к. была большая проходимость народа, можно продать товар)
- Многое было нужно средневековому купцу: оружие, чтобы отбиться от разбойников, деньги, чтобы платить многочисленные пошлины, мужество и воля, чтобы не бояться опасностей. А зачем ему была так необходима крепкая телега – даже больше, чем тем, кто совершал такое же путешествие без торговых целей? (Правило “что, с воза упало, то пропало”)
- На чьих землях появились города? (на землях феодалов.)
- Как феодалы привлекали новых жителей в города? (они в первые годы не брали с них платежей.)
- чем были недовольны жители городов? (феодалы обогащались за счет жителей городов. Требовали платить различные пошлины, у ремесленников забирали лучшие изделия, у купцов – деньги взаймы.)
- как добивались самостоятельности отдельные города? (либо с помощью откупа от сеньора, либо вооруженным путем.)
Г) Фронтальный письменный опрос: тест (см. приложение)
5. Изучение новой темы:
План: 1. Разделение христианской церкви. Борьба светской власти с папством. (рассказ учителя). (5мин)
Итак, мы с вами выяснили, что в средневековой Европе 11 – 13 веков происходят большие изменения в хозяйстве: ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства. Происходит бурное развитие ремесла, развитие старых и появление новых городов. Многие города добиваются самостоятельности. Кроме того, в этот период и христианская церковь достигает сильного могущества. Почему? А для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала вспомним некоторые факты из истории христианской религии.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию.)
2. Где появилась новая христианская религия? (в Палестине.)
3. Как называется священная книга христиан? (Библия.)
4. на какие два государства разделилась Римская империя в 395 г. до н. э.? (На Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.)
Так вот, народы Западной и Восточной Римской империей исповедовали христианство. Но главой церкви в Западной Европе был римский папа, а в Восточной Римской империи (Византии)- патриарх, который должен был подчиниться императору. Различия между церквями были еще в том, что богослужение в церквях З.Е., шло на латинском языке, а в церквях Византии на греческом, причем даже разрешалось переходить на язык местных жителей. Глава церкви З.Е. имел большие доходы в отличии от главы восточной. С течением времени противоречия между главами церквей обострились еще и потому, что каждый из них пытался претендовать на господство над христианской церковью. В конце концов, в 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную католическую и восточную православную. (работа с контурными картами). Отношения между императорами и римскими папами в Священной Римской империи складывались тоже очень непросто. Борьба за право быть главным в государстве продолжалась между ними более 200 лет. Эту борьбу выиграли папы. Иннокентий 3 добился того, что перед ним на приемах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю. Что же стало источником такого могущества католической церкви в период Средневековья? Для этого обратимся к тексту учебника §13.
2. Источники богатства церкви. (просмотр слайдов №9,10 с пояснениями учителя)
3. Проповеди церкви. (5 мин.) (работа с текстом учебника §13).
3. Борьба еретиков с церковью. Инквизиция. (5 мин.)
Еретик – человек, выступающий либо против учения, либо против действий церкви.
Сообщение учащегося: «Откуда происходит слово еретик…»
Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы.
Для борьбы с еретиками папа создал в 13 веке специальный церковный суд – инквизицию. Сообщение учащегося: «Инквизиция».
Таким образом, мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.
6. Закрепление изученного на уроке: (3 мин.)
1. В чем причины разделения церквей?
2. Как назывались грамоты об отпущении грехов?
3. Каковы были источники богатств церкви?
4. Кто такие еретики?
5. Как церковь боролась с еретиками?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)
Учитель благодарит за проделанную работу и оценивает работу каждого ученика. Просит оценить друг друга, аргументировано, формируя коммуникативную культуру. Выставление оценок в журнал и дневники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме "Профессия"
Открытый урок в 5 классе по теме "Профессия" Заключительный урок по теме"Все профессии хороши".На уроке используются все виды действия....
Конспект открытого урока в 5 классе по теме "Профессии"
Данный урок является уроком закрепления изученной лексики по теме “Professions” по УМК "Enjoy English". На предыдущих уроках учащиеся познакомились с лексикой по теме “Characteristics”, совершенствова...
открытый урок по обществознанию в 6 классе "Самая - самая профессия".
урок в 6 классе по теме "Самая - самая профессия"....
Открытый урок в 6 классе Познай самого себя
Разработан в рамках процессуального мониторинга в рамках ФГОС...
Открытый урок в 8 классе по теме "Профессии" и презентация к уроку
Этот открытый урок в рамках семинара "Личностно-смысловое включение учащихся на уроках гуманитарного цикла"....
Технологическая карта открытого урока в 9Б классе "Моя будущая профессия"
Данный урок разработан в рамках профориентационных мероприятий "Семь шагов к профессии"...
Открытый урок по учебной практике УП. 01 Профессия – 19601 ШВЕЯ Тема урока: Пошив наволочек от 28.11.2022 г.
Открытый урок учебной практики разработан в соответствии с программой учебной практики УП. 01 по ПМ.01 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ» адаптированной для лиц с ог...