Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме
Рабочая программа по истории составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
6. Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009 № 7131/9;
7. Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год
8. Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Последовательность изучения курсов всеобщей, отечественной истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009г. № 7831/9 и распределяется следующим образом: «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (24 часа), «История России с древнейших времен до конца XIX века» (36 часов). Рабочая программа предполагает изучение национально – регионального компонента – истории Татарсана в соответствии с письмом о МО и Н РТ от 16.10.2009г. № 7931/9.
Необходимость содействовать у старшеклассников целостной картины мирового развития определяется углублением взаимосвязей России с другими государствами, интересами упрочнения ее институтов политехнической демократии, что непостижимо без знания ее гражданских фактов о роли им месте своей страны в мировой цивилизации.
Цели и задачи курса:
При подготовке программы авторы опирались на уже подготовленную и опубликованную концепцию учебника1 и ставили перед собой следующие задачи
— актуализировать аксиологическую концепцию нового учебного курса2 и показать пути ее целостной реализации в содержании предложенного курса;
— с помощью сложных видов формулировок дидактических единиц программы3 обеспечить теоретико-проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;
— в формулировках учебных тем избежать открытых и безальтернативных оценочных высказываний, но в то же время создать учителям и школьникам условия для обсуждения различных точек зрения по ключевым фактам истории России и мира с древнейших времен до XIX века.;
— максимально использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций и познавательных заданий, содержащихся в учебнике, для создания старшеклассниками всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, связанных с критическим мышлением, гражданско-патриотической самоидентификацией личности и опытом жизни в поликультурном мире;
— упорядочить разнообразные формы занятий и темы ученических исследований, заявленные в методическом аппарате учебника, интегрировать их в систему работы по курсу новейшей истории России и мировых цивилизаций;
— с целью развития социально-коммуникативных компетентностей и самоопределения личности старшеклассников, углубления их интереса к изучению прошлого ввести в образовательный процесс интерактивные формы занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческо-поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах, классе и во внешкольной аудитории.
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в год - 70
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_istoriya.doc | 756.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ______ «___»__________ 2012 г. приказ №_________
от «___» __________ 2012г. _____________________ от «___»_________2012г.
_______________________ (подпись) ______________________
(подпись) /Юсупова Л.С./ (подпись)
/Сыркина М.А/ /Панкова Г.Н./
Рабочая программа по истории для 10 класса
Составитель: учитель Сыркина Мария Александровна
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
по истории
10 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар та;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно го стандарта;
- Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009 № 7131/9;
- Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год
- Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Последовательность изучения курсов всеобщей, отечественной истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009г. № 7831/9 и распределяется следующим образом: «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (24 часа), «История России с древнейших времен до конца XIX века» (36 часов). Рабочая программа предполагает изучение национально – регионального компонента – истории Татарсана в соответствии с письмом о МО и Н РТ от 16.10.2009г. № 7931/9.
Необходимость содействовать у старшеклассников целостной картины мирового развития определяется углублением взаимосвязей России с другими государствами, интересами упрочнения ее институтов политехнической демократии, что непостижимо без знания ее гражданских фактов о роли им месте своей страны в мировой цивилизации.
Цели и задачи курса:
При подготовке программы авторы опирались на уже подготовленную и опубликованную концепцию учебника1 и ставили перед собой следующие задачи
— актуализировать аксиологическую концепцию нового учебного курса2 и показать пути ее целостной реализации в содержании предложенного курса;
— с помощью сложных видов формулировок дидактических единиц программы3 обеспечить теоретико-проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;
— в формулировках учебных тем избежать открытых и безальтернативных оценочных высказываний, но в то же время создать учителям и школьникам условия для обсуждения различных точек зрения по ключевым фактам истории России и мира с древнейших времен до XIX века.;
— максимально использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций и познавательных заданий, содержащихся в учебнике, для создания старшеклассниками всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, связанных с критическим мышлением, гражданско-патриотической самоидентификацией личности и опытом жизни в поликультурном мире;
— упорядочить разнообразные формы занятий и темы ученических исследований, заявленные в методическом аппарате учебника, интегрировать их в систему работы по курсу новейшей истории России и мировых цивилизаций;
— с целью развития социально-коммуникативных компетентностей и самоопределения личности старшеклассников, углубления их интереса к изучению прошлого ввести в образовательный процесс интерактивные формы занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческо-поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах, классе и во внешкольной аудитории.
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в год - 70
за 1 четверть -
за 2 четверть –
за 3 четверть –
за 4 четверть -
Самостоятельные работы -
Содержательная часть программы выполнится за счет уплотнения материала.
Содержание программы
Всеобщая история (24 часа) | ||
Человечество на заре своей истории 6 часов | ||
1 | Пути и методы познания мира | 1 час |
2 | Первобытная эпоха | 1 час |
3 | Первые государства Древнего мира | 1 час |
4 | Города-государства Греции и Италии | 1 час |
5 | Борьба за господство в Средиземноморье. Возвышение Рима. | 1 час |
6 | Крушение империй Древнего мира | 1 час |
Европа и Азия в Средние века 8 часов | ||
7 | Мир эпохи Средневековья | 1 час |
8 | Экспансия ислама | 1 час |
9 | Период раннего феодализма в Европе. | 1 час |
10 | Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы | 1 час |
11 | Общественно-политическое развитие стран Европы | 1 час |
12 | Государства Азии в период европейского Средневековья | 1 час |
13 | Международные отношения и воины Средневековья | 1 час |
14 | Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья» | 1 час |
Новое время: эпоха европейского господства 10 часов | ||
15 | Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. | 1 час |
16 | Эпоха Реформации | 1 час |
17 | Абсолютизм, религиозные воины т новая системе международных отношений | 1 час |
18 | Первые буржуазные революции | 1 час |
19 | Эпоха Просвещения | 1 час |
20 | Война за независимость в Северной Америке | 1 час |
21 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы | 1 час |
22 | Страны Европы и Америки в конце XVIII-XIX вв. | 1 час |
23 | Страны Азии и Африки в период европейского господства | 1 час |
24 | Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья» | 1 час |
История России (36 часов) | ||
Русь изначальная 5 часов | ||
25 | Исторические корни славян. Восточные славяне VIII-IXвв. | 1 час |
26 | Появление государства в Поднепровье. Первые русские князья. | 1 час |
27 | Древнерусские государства при Владимире | 1 час |
28 | Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. | 1 час |
29 | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономаха. | 1 час |
Политическая раздробленность и монголо-татрское нашествие 7 часов | ||
30 | Политическая раздробленность Руси | 1 час |
31 | Монголо-татрское нашествие. Натиски северо-западных завоевателей | 1 час |
32 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском. | 1 час |
33 | Возвышение новых русских центров и начало собирание земель вокруг Москвы | 1 час |
34 | Эпоха Куликовской битвы.Новый виток междоусобной войны | 1 час |
35 | Культура Руси X-начала XIVв. | 1 час |
Объединение земель вокруг Москвы и образование Русского государства. 6 часов | ||
36 | Иван III- государь всея Руси. Между Западом и Востоком. | 1 час |
37 | Культура и быт XIV-XV вв | 1 час |
38 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550ых гг. Опричнина. | 1 час |
39 | Внешняя политика Ивана Грозного. | 1 час |
40 | Новые явления в русской культуре | 1 час |
41 | Обобщающий урок по теме «Русь с древнейших времен до XVI века » | 1 час |
Россия в XVII столетии 5 часов | ||
42 | Начало Смуты. Кризис общества и государства | 1 час |
43 | Спасители Отечества | 1 час |
44 | Россия после Смуты. Новые черты в жизни общества | 1 час |
45 | XVII ,«бунташный», век | 1 час |
46 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | 1 час |
Россия в XVII столетии 5 часов | ||
47 | Эпоха Петра I. Северная война | 1 час |
48 | Реформы Петра Великого | 1 час |
49 | Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи | 1 час |
50 | Могучая внешнеполитическая поступь. | 1 час |
51 | Культура и быт России в XVIII веке | 1 час |
Россия в XIX столетии 8 часов | ||
52 | Россия в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812г. | 1 час |
53 | Россия в послевоенный период. Движение декабристов | 1 час |
54 | Политика Николая I. Крымская война | 1 час |
55 | Отмена крепостного права | 1 час |
56 | Эпоха велики реформ | 1 час |
57 | Россия после отмены крепостного права | 1 час |
58 | Россия в годы правления Александра III 1881-1894г | 1 час |
59 | Русская культура в XIX в. | 1 час |
60 | Обобщающий урок по теме «Россия в XVII-XIX вв.» | 1 час |
История Татарстана (10 часов) | ||
61 | Первобытное общество на территории Поволжья | 1 час |
62 | Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии | 1 час |
63 | Волжская Булгария в X - начале XIIIвв | 1 час |
64 | Улус Джучи | 1 час |
65 | Казанское ханство (1445 - 1556) | 1 час |
66 | Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства | 1 час |
67 | Среднее Поволжье в составе Российской Империи XVIII века | 1 час |
68 | Казанская губерния в начале XIX века | 1 час |
69 | Казанская губерния в пореформенный период | 1 час |
70 | Обобщающий урок на тему: | 1 час |
Темы самостоятельных работ
№ контрольной работы | Тема | Дата |
№ 1 | «Мир в эпоху Средневековья» | |
№ 2 | «Мир в Новое время» | |
№ 3 | «Русь с древнейших времен до XVI века » | |
№ 4 | «Россия в XVII-XIX вв.» | |
№ 5 | «Татарстан с древнейших времен по XIX век » |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
▪ основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории с древнейших времен до XIX века.;
▪ периодизацию всемирной и отечественной истории с древнейших времен до XIX века.;
▪ современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
▪ историческую обусловленность современных общественных процессов;
▪ особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
▪ проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
▪ критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
▪ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
▪ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
▪ устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
▪ участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
▪ представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
▪ определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
▪ использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
▪ соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
▪ осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предцивилизационная стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция1. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: общие особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV—XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII—XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Формирование в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России — часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Этапы заселения территории нашей страны. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX — начале XII в.
Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Тенденции к раздробленности.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Католичество — государственная религия Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV — XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва — третий Рим». Роль Церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Выделение русского, украинского и белорусского народов.
Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории при Иване Грозном. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Ход и итоги Смуты.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV—XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII — середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Планируемые результаты освоения материала | Характеристикаучебной деятель-ности | Вид контроля, измерите-ли | Дата по плану | Дата фактич. | |
Всеобщая история (24 часа) | |||||||||
Человечество на заре своей истории 6 часов | |||||||||
1 | Пути и методы познания мира | 1 час | Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Проблемы философии истории, вопросы о сущности, направлениях, формах исторического процесса. | Знать: История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Вводная лекция | Устный опрос | 1.09 | ||
2 | Первобытная эпоха | 1 час | Введение. История как наука Древнейшая стадия истории человечества. Сущность и значение неолитической революции. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Формирование рас и языковых семей. | Знать: Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 4.09 | ||
3 | Первые государства Древнего мира | 1 час | Архаичные цивилизации. Мифологическая картина мира. Складывание индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных цивилизаций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе | Знать: Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 8.09 | ||
4 | Города-государства Греции и Италии | 1 час | Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония) | Знать: Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 11.09 | ||
5 | Борьба за господство в Средиземноморье. Возвышение Рима. | 1 час | Крупнейшие империи Древнего мира. Возникновение Христианства. Закат Римской империи | Знать: Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Практикум | Устный опрос | 15.09 | ||
6 | Крушение империй Древнего мира | 1 час | Кризис Римской империи, падение Западной Римской империи, великое переселение народов, образование варварских государств | Знать: Проверить качество знаний у учащихся по разделу « Римские завоевания в Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Церазем в Риме; продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы, работать, Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи; Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 18.09 | ||
Европа и Азия в Средние века 8 часов | |||||||||
7 | Мир эпохи Средневековья | 1 час | Раннее Средневековье. Феодализм. Философская мысль в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура. | Знать: Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 22.09 | ||
8 | Экспансия ислама | 1 час | Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. | Знать: Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с текстом | Устный опрос | 25.09 | ||
9 | Период раннего феодализма в Европе. | 1 час | Эпоха классического Средневековья XI-XV вв. Западная Европа в XI—XV вв. Крестовые походы .Позднее Средневековье: на рубеже нового времени (16-начало 17 вв.) . Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм | Знать: Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 29.09 | ||
10 | Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы | 1 час | Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Современные и научные представления о сущности средневековья. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях | Знать: процесс роста городов, причина развития ереси, политика церкви борьбы с еретиками, роль крестовых походов в падение авторитета церкви, основные КП и их результаты | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 2.10 | ||
11 | Общественно-политическое развитие стран Европы | 1 час | Сословно- корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. | Знать: Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 6.10 | ||
12 | Государства Азии в период европейского Средневековья | 1 час | Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии и Японии в средние века. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации. | Знать: Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 9.10 | ||
13 | Международные отношения и воины Средневековья | 1 час | Столетняя война, Жакерия, восстание Уота Тайлера | Знать: Рассказать о проблемах, с которыми столкнулась средневековая Европа в 14 в. Дать представление о причинах и ходе крестьянской войны. Рассказать о кризисе католической церкви. Рассказать о ходе Столетней войны между Англией и Францией. Дать представление о фр. народном сопротивление во гл. с Жанной д Арк Уметь: Характеризовать систему международных отношений и причины ее кризиса, анализировать исторические факты. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 13.10 | ||
14 | Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья» | 1 час | Знать понятия по теме | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Конт рольная работа | 16.10 | ||
Новое время: эпоха европейского господства 10 часов | |||||||||
15 | Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. | 1 час | Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Завоевание Америки | Знать: Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй Уметь: Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление плана по 5-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 20.10 | ||
16 | Эпоха Реформации | 1 час | Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации | Знать: Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения учения Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе за Реформацию. Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны Уметь: Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы. Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 23.10 | ||
17 | Абсолютизм, религиозные воины т новая системе международных отношений | 1 час | От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности | Знать: Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу, Учащиеся знакомятся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции; осознают, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны, что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы, Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война за вершила эпоху религиозных войн; что Вестфаль ский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распа ду Священной Римской империи германской на ции, к усилению политической власти герман ских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблени ем Габсбургов Уметь: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.) | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 27.10 | ||
18 | Первые буржуазные революции | 1 час | Новое время: эпоха европейского господства. Буржуазная революция Англии XVII в | Знать: Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным пере плетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обще ством, требовавшим уважения прав парламен та и соблюдения законов; недовольством суще ствующей административной системой; требо ваниями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то сте пени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов. Уметь: Учатся работать с документами, выделять глав ное, устанавливать причинно-следственные свя зи, актуализировать ранее изученное, состав лять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты сво ей работы | Работа с текстом | Устный опрос | 30.10 | ||
19 | Эпоха Просвещения | 1 час | Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества | Знать: Учащиеся получают знания об основных идеях про светителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии Уметь: Учатся планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 3.11 | ||
20 | Война за независимость в Северной Америке | 1 час | Отношение между Англией и американскими колониями, причины войны за независимость, Бостанское чаепитие | Знать: Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете бы ли созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формиро вания национального самосознания, а также о пра вах человека, учащиеся узнают о политической системе США и ее Конституции — первом документе своего времени, в основу которого были положены до стижения передовой общественной мысли, пред ставления о прирожденных правах человека и раз делении властей Уметь: Учатся выделять главное, устанавливать причин но-следственные связи, делать сравнительный ана лиз событий и процессов, составлять характери стики исторических деятелей, работать со схемой государственного устройства США (см. рабочую тетрадь), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для ре шения проблемы, что я уже знаю, что мне необ ходимо узнать), представлять результаты познава тельной деятельности в форме устного или письменного ответа, доклада | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 13.11 | ||
21 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы | 1 час | Великая французская революция и ее последствия | Знать: Учащиеся узнают, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоя тельств или действия агрессивных личностей, она возникла на основе накапливавшихся десятилети ями противоречий; что неумение и нежелание пра вящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к ре волюционному взрыву, Учащиеся узнают, что Декларация прав чело века и гражданина провозгласила основы ново го политического устройства Франции и была победой права над традициями старого поряд ка; в результате завоеваний революции Фран ция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура ста ла отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по сво ей сути и не является методом разрешения проблем Уметь: Учатся рационально выполнять задания; решать про блемы, для чего определяют круг необходимых зна ний (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала, оперировать тер минами и понятиями; работать с источниками | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 17.11 | ||
22 | Страны Европы и Америки в конце XVIII-XIX вв. | 1 час | Мировое развитие во второй половине XIX века. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав Воссоединение Италии и объединение Германии. Время реформ и контрреформ | Знать: Учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество Уметь: учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию новых ситуаций | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 19.11 | ||
23 | Страны Азии и Африки в период европейского господства | 1 час | Традиционные общества Востока в условиях Европейской колониальной экспансии .Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | Знать: Учащиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI—XVII вв. и делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе, Учащиеся узнают об особенностях социально-экономического, политического и культурного развития Индии и Китая в изучаемый период; о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества; понимают, что политическая раздробленность, слабость цент ральной власти и отставание от Запада в обла сти техники создают возможность для колони альных захватов со стороны европейских стран Уметь: учатся коммуникации, совместной работе в группе; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 24.11 | ||
24 | Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья» | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Конт рольная работа | 27.11 | ||
История России (36 часов) | |||||||||
Русь изначальная 5 часов | |||||||||
25 | Исторические корни славян. Восточные славяне VIII-IXвв. | 1 час | Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. | Знать: происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования, родоплеменные отношения Уметь: показать на исторической карте расселения славян, территорию России в древности; анализировать фрагменты исторического документа, сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 1.12 | ||
26 | Появление государства в Поднепровье. Первые русские князья. | 1 час | «Повесть временных лет». Причины и этапы возникновения Древнерусского государства. Теория происхождения государства у славян. Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Борьба Киева и Новгорода за лидерство на Руси. Характер Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Суть лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречия. Главные итоги правления первых князей. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. | Знать: о роли пути «из варяг в греки» для формирование Древнерусского государства, предпосылки возникновения у восточных славян, норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян, причины образования государства, образование двух политических центров Руси: Новгород и Киев, процесс объединения Олегом двух государственных центров, систему управления в Древнерусском государстве; мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; реформы Ольги; походы Святослава, международные связи Древней Руси, влияние Византии и народов Степи на становление государственности славян Уметь: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из варяг в греки; назвать предпосылки образования государства у восточных славян; сравнивать процесс образования государств в Европе и у славян | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 4.12 | ||
27 | Древнерусские государства при Владимире | 1 час | Условия перехода к монотеизму на Руси. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси (политические, культурные). Русская православная церковь и ее история. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | Знать: причины и результаты принятия христианства на Руси Уметь: характеризовать главные события правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия язычества и христианства; раскрывать прогрессивные значения принятия христианства; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей | Работа с текстом | Устный опрос | 8.12 | ||
28 | Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. | 1 час | Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Русская Правда. Междинастические браки. Софийский собор | Знать: основные события правления Ярослава Мудрого; основных участников междоусобных воин Уметь: анализировать фрагмент исторического источника Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности ЯМ | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 11.12 | ||
29 | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономаха. | 1 час | Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. | Знать: причины и последствия раздробленности, внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха Уметь: анализировать процесс распада Древнерусского государства | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 15.12 | ||
Политическая раздробленность и монголо-татрское нашествие 7 часов | |||||||||
30 | Политическая раздробленность Руси | 1 час | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. | Знать: причины распада Древнерусского государства особенности развития Владимиро - Суздальской земли Уметь: описывать отношения между князьями Владимиро-Суздальской земли, сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности, особенности экономического и политического развития Новгородской земли Уметь: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 18.12 | ||
31 | Монголо-татрское нашествие. Натиски северо-западных завоевателей | 1 час | Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. | Знать: образ жизни и военную организацию монголо-татар, особенности и цели монгольского государства, причины завоевательных походов, ход и результаты нашествия Батыя на Русь Уметь: показать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 22.12 | ||
32 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском. | 1 час | Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск врагов на северо-западных границах России. | Знать: значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии, историческое значение невской битвы и ледового побоища, формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды, экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси Уметь: показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике, высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 25.12 | ||
33 | Возвышение новых русских центров и начало собирание земель вокруг Москвы | 1 час | Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. | Знать: причины усиления Москвы, политику московских князей для усиления роли Москвы Уметь: показать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы | Практикум | Устный опрос | 15.01 | ||
34 | Эпоха Куликовской битвы. Новый виток междоусобной войны | 1 час | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси | Знать: причины победы Москвы над Тверью, значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре Уметь: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 19.01 | ||
35 | Культура Руси X-начала XIVв. | 1 час | Культура народа — часть его истории. | Знать: особенности древнерусской культуры, влияние культуры на образование древнерусской народности, особенности русской культуры данного времени, исторический процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы Уметь: раскрыть влияние христианства на древнерусскую литературу, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 22.01 | ||
Объединение земель вокруг Москвы и образование Русского государства. 6 часов | |||||||||
36 | Иван III- государь всея Руси. Между Западом и Востоком. | 1 час | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». | Знать: особенности политического развития Российского государства в данный период Уметь: выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 26.01 | ||
37 | Культура и быт XIV-XV вв | 1 час | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. | Знать: основные виды хозяйственной деятельности в Московском государстве Уметь: характеризовать различные слои российского общества, выявить значение политики государства на развитие хозяйства, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 29.01 | ||
38 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550ых гг. Опричнина. | 1 час | Автокефалия Русской Православной Церкви. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. | Знать: основные направления политики Е. Глинской, цели, сущность и значение реформ Избранной Рады, цели, сущность и значение реформ Избранной Рады, причины падения ИР, существенные черты политического устройства при Иване IV, причины падения Избранной рады Уметь: описывать детские годы Ивана VI, повлиявшие на формирование его личности, сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV, характеризовать личность Ивана IV с точки зрения современников: | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 2.02 | ||
39 | Внешняя политика Ивана Грозного. | 1 час | Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. | Знать: причины и итоги Ливонской войны, значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств Уметь: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, характеризовать причины успехов и неудач внешней политики | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 5.02 | ||
40 | Новые явления в русской культуре | 1 час | Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. | Знать: историческое значение возникновения книгопечатания, влияние событий XVI века на характер русской культуры Уметь: составлять описание памятников русской культуры, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 9.02 | ||
41 | Обобщающий урок по теме «Русь с древнейших времен до XVI века » | 1 час | систематизации и формирования умений и навыков | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Конт рольная работа | 12.02 | ||
Россия в XVII столетии 5 часов | |||||||||
42 | Начало Смуты. Кризис общества и государства | 1 час | Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. | Знать: Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 16.02 | ||
43 | Спасители Отечества | 1 час | Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. | Знать: Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 19.02 | ||
44 | Россия после Смуты. Новые черты в жизни общества | 1 час | Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. | Знать: Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 23.02 | ||
45 | XVII ,«бунташный», век | 1 час | Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. | Знать: Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с текстом | Устный опрос | 26.02 | ||
46 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | 1 час | Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. | Знать: Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 2.03 | ||
Россия в XVII столетии 5 часов | |||||||||
47 | Эпоха Петра I. Северная война | 1 час | Территория и население России к концу XVII века. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран. Необходимость преобразований. Поездка Петра Первого за границу. | Знать: причины и основные события Северной войны, результаты войны и ее значение для дальнейшего развития России Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 5.03 | ||
48 | Реформы Петра Великого | 1 час | Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. | Знать: Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 9.03 | ||
49 | Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи | 1 час | Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. | Знать: Петровский указ о престолонаследии. Воцарение Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. Аристократия, гвардия и дворянство. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 12.03 | ||
50 | Могучая внешнеполитическая поступь. | 1 час | Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. | Знать: Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 16.03 | ||
51 | Культура и быт России в XVIII веке | 1 час | Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. | Знать: Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Практикум | Устный опрос | 19.03 | ||
Россия в XIX столетии 8 часов | |||||||||
52 | Россия в первой четверти XIX в. | 1 час | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. | Знать: последний дворцовый переворот в России, характерные черты начального правления Александра 1; создание «тайного совета» и попытки реформ. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Тест с разноуровневыми заданиями | Практические задания, ответы на вопросы | 23.03 | ||
53 | Отечественная война 1812г. | 1 час | Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. | Знать: Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 2.04 | ||
54 | . Россия в послевоенный период. | 1 час | Реформы системы государственного управления. | Знать: опытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Работа с текстом | Устный опрос | 6.04 | ||
55 | Движение декабристов | 1 час | Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. | Знать: причины формирование тайных обществ в начале века; события, предшествующие началу восстания декабристов, его результаты и влияние на дальнейшее развитие России , и политику Николая 1 в частности. Уметь: анализировать источники по теме | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 9.04 | ||
56 | Политика Николая I | 1 час | Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика Николая I. духовная жизнь России. | Знать: причины ужесточения режима в середине 19 века, основные направления политики Николая 1, отношения императора к революционным движениям в Европе Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 13.04 | ||
57 | Теория официальной народности | 1 час | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. | Знать: Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 16.04 | ||
58 | Крымская война. | 1 час | Крымская война. Восточный вопрос. Оборона Севастополя (1854—1855). Парижский конгресс | Знать: причины Крымской войны, основные событии и результаты. Влияние итогов войны на дальнейшее развитие России и отмену крепостного права Уметь: работать с картой, анализировать источники по теме | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 20.04 | ||
59 | Русская культура в XIX в. | 1 час | Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. | Знать: Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 23.04 | ||
60 | Обобщающий урок по теме «Россия в XVII-XIX вв.» | 1 час | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Письменная работа | Конт рольная работа | 27.04 | |||
История Татарстана (10 часов) | |||||||||
61 | Первобытное общество на территории Поволжья | 1 час | Знать: -устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями региона и их образами жизни, верования. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 30.04 | |||
62 | Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии | 1 час | Уметь: характеризовать источники по курсу И.Т., характеризовать государственные образования древних тюрков Знать: образ жизни тюркских народов, иметь представление об основных племенах, населявших край | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 4.05 | |||
63 | Волжская Булгария в X - начале XIIIвв | 1 час | Знать: Понимать историческую обусловленность образования Булгарского царства. Характеризовать территорию, государственного строя, хозяйственную жизнь булгар. Формировать собственную позицию о стране городов, принятии ислама. Называть памятники культуры Волжской Булгарии. Разъяснять особенности Ислама и о его роли в распространении письменности и грамотности среди населения. Знать про Булгарских ученых и поэтах. Уметь: показывать на карте основные направления торговых путей Волжской Булгарии, крупные города | Работа с текстом | Устный опрос | 7.05 | |||
64 | Улус Джучи | 1 час | Знать: процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 11.05 | |||
65 | Казанское ханство (1445 - 1556) | 1 час | Знать: основные направления культуры, причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания. территорию и границу, историю Казани – столицы государства, о населении и этническом составе. Характеризовать государственное устройство. экономику, политический строй Характеризовать отношения с Русским государством. Протекторат Москвы Уметь: показывать на карте основные направления торговых путей Казанского ханства | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | 14.05 | |||
66 | Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства | 1 час | Знать: Знать о протекторате Москвы, о героических сопротивлениях населения, причинах падения Казанского ханства. Уметь: Определять последствия и историческое значение Смуты. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | 18.05 | |||
67 | Среднее Поволжье в составе Российской Империи XVIII века | 1 час | Знать: социально - политическое развитие Казанской губернии, причины христианизации. Участие народов края в восстании Пугачева. Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | 21.05 | |||
68 | Казанская губерния в XIX века | 1 час | Знать: положительные и отрицательные стороны этой эпохи. Выявить изменения в хозяйстве и положении крестьян. Проследить ход формирования капиталистических отношений, последствия промышленного переворота, отход от православия в среде нерусских крестьян Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос | 25.05 | |||
69 | Культура нашего края в первой половине XIX в. | 1 час | Знать: развитие культуры татарского народа в первой половине XIX столетия, религиозных и светских начал в литературе и общественной мысли, образования татарского просветительства. Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры | Практикум | Устный опрос | 28.05 | |||
70 | Обобщающий урок на тему: | 1 час | Практикум | Практикум | Устный опрос | 31.05 |
Учебно-методическое обеспечение.
Учебники
1. Загладин Н.В. «История Всеобщая. Новейшая история» ., Русское слово, 2010 г.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2009
Учебно-методические пособия
1. С.И. Козленко. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2008
2. М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века 10 класс Методические рекомендации. Просвещение 2006 г.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов)
Лист корректировки программы
№ | Объединенные темы | Количество часов | Дата проведения | Причина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа история 5 класс
Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...
Рабочая программа "История" 6 класс
Рабочая программа "История" 6 класс...
Рабочая программа "История" 7 класс
Рабочая программа "История" 7 класс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...