Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Сыркина Мария Александровна

Рабочая программа по истории составлена на основе:

1.      Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2.      Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;

3.      Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та;

4.      Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год

5.      Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

6.      Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»  от  16.10.2009  № 7131/9;

7.      Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год

8.      Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

            Последовательность изучения курсов всеобщей, отечественной истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009г. № 7831/9 и распределяется следующим образом: «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (24 часа), «История России с древнейших времен до конца XIX века» (36 часов). Рабочая программа предполагает изучение национально – регионального компонента – истории Татарсана в соответствии с письмом о МО и Н РТ от 16.10.2009г. № 7931/9.

                        Необходимость содействовать у старшеклассников целостной картины мирового развития определяется углублением взаимосвязей России с другими государствами, интересами упрочнения ее институтов политехнической демократии, что непостижимо без знания ее гражданских фактов о роли им месте своей страны в мировой цивилизации.

Цели и задачи курса:

         При подготовке программы авторы опирались на уже подготовленную и опубликованную концепцию учебника1 и ставили перед собой следующие задачи

 — актуализировать аксиологическую концепцию нового учебного курса2 и показать пути ее целостной реализации в содержании предложенного курса;

— с помощью сложных видов формулировок дидактических единиц программы3 обеспечить теоретико-проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;

 — в формулировках учебных тем избежать открытых и безальтернативных оценочных высказываний, но в то же время создать учителям и школьникам условия для обсуждения различных точек зрения по ключевым фактам истории России и мира с древнейших времен до XIX века.;

— максимально использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций и познавательных заданий, содержащихся в учебнике, для создания старшеклассниками всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, связанных с критическим мышлением, гражданско-патриотической самоидентификацией личности и опытом жизни в поликультурном мире;

 — упорядочить разнообразные формы занятий и темы ученических исследований, заявленные в методическом аппарате учебника, интегрировать их в систему работы по курсу новейшей истории России  и мировых цивилизаций;

— с целью развития социально-коммуникативных компетентностей и самоопределения личности старшеклассников, углубления их интереса к изучению прошлого ввести в образовательный процесс интерактивные формы занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческо-поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах, классе и во внешкольной аудитории.

Количество часов в неделю - 2

Количество часов в год -  70

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_istoriya.doc756.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска

        Рассмотрено        Согласовано        Утверждено

        на заседании ШМО        зам. директора         и введено в действие

        протокол № ______        «___»__________ 2012 г.        приказ №_________

        от «___» __________ 2012г.          _____________________        от «___»_________2012г.

              _______________________                      (подпись)        ______________________

                          (подпись)                          /Юсупова Л.С./        (подпись)

             /Сыркина М.А/                                                                                        /Панкова Г.Н./

Рабочая программа  по истории для 10 класса

Составитель: учитель Сыркина Мария Александровна

 

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

по истории

10 класс

Рабочая программа по истории составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар та;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно го стандарта;
  6. Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»  от  16.10.2009  № 7131/9;
  7. Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год
  8. Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

              Последовательность изучения курсов всеобщей, отечественной истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009г. № 7831/9 и распределяется следующим образом: «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» (24 часа), «История России с древнейших времен до конца XIX века» (36 часов). Рабочая программа предполагает изучение национально – регионального компонента – истории Татарсана в соответствии с письмом о МО и Н РТ от 16.10.2009г. № 7931/9.

                Необходимость содействовать у старшеклассников целостной картины мирового развития определяется углублением взаимосвязей России с другими государствами, интересами упрочнения ее институтов политехнической демократии, что непостижимо без знания ее гражданских фактов о роли им месте своей страны в мировой цивилизации.

Цели и задачи курса:

         При подготовке программы авторы опирались на уже подготовленную и опубликованную концепцию учебника1 и ставили перед собой следующие задачи

 — актуализировать аксиологическую концепцию нового учебного курса2 и показать пути ее целостной реализации в содержании предложенного курса;

— с помощью сложных видов формулировок дидактических единиц программы3 обеспечить теоретико-проблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;

 — в формулировках учебных тем избежать открытых и безальтернативных оценочных высказываний, но в то же время создать учителям и школьникам условия для обсуждения различных точек зрения по ключевым фактам истории России и мира с древнейших времен до XIX века.;

— максимально использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций и познавательных заданий, содержащихся в учебнике, для создания старшеклассниками всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, связанных с критическим мышлением, гражданско-патриотической самоидентификацией личности и опытом жизни в поликультурном мире;

 — упорядочить разнообразные формы занятий и темы ученических исследований, заявленные в методическом аппарате учебника, интегрировать их в систему работы по курсу новейшей истории России  и мировых цивилизаций;

— с целью развития социально-коммуникативных компетентностей и самоопределения личности старшеклассников, углубления их интереса к изучению прошлого ввести в образовательный процесс интерактивные формы занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и презентации результатов своей творческо-поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах, классе и во внешкольной аудитории.

Количество часов в неделю - 2

Количество часов в год -  70

         за 1 четверть -

         за 2 четверть –

         за 3 четверть –

         за 4 четверть -

Самостоятельные работы -

Содержательная часть программы выполнится за счет уплотнения материала.

Содержание программы

Всеобщая история  (24 часа)

Человечество на заре своей истории

6 часов

1

Пути и методы познания мира

1 час

2

Первобытная эпоха

1 час

3

Первые государства Древнего мира

1 час

4

Города-государства Греции и Италии

1 час

5

Борьба за господство в Средиземноморье. Возвышение Рима.

1 час

6

Крушение империй Древнего мира

1 час

Европа и Азия в Средние века

8 часов

7

Мир эпохи Средневековья

1 час

8

Экспансия ислама

1 час

9

Период раннего феодализма в Европе.

1 час

10

Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы

1 час

11

Общественно-политическое развитие стран Европы

1 час

12

Государства Азии в период европейского Средневековья

1 час

13

Международные отношения и воины Средневековья

1 час

14

Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 час

Новое время: эпоха европейского господства

10 часов

15

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.

1 час

16

Эпоха Реформации

1 час

17

Абсолютизм, религиозные воины т новая системе международных отношений

1 час

18

Первые буржуазные революции

1 час

19

Эпоха Просвещения

1 час

20

Война за независимость в Северной Америке

1 час

21

Великая Французская революция и ее последствия для Европы

1 час

22

Страны Европы и Америки в конце XVIII-XIX вв.

1 час

23

Страны Азии и Африки в период европейского господства

1 час

24

Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 час

История России  (36 часов)

Русь изначальная

5 часов

25

Исторические корни славян. Восточные славяне VIII-IXвв.

1 час

26

Появление государства в Поднепровье. Первые русские князья.

1 час

27

Древнерусские государства при Владимире

1 час

28

Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений.

1 час

29

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономаха.

1 час

Политическая раздробленность и монголо-татрское нашествие

7 часов

30

Политическая раздробленность Руси

1 час

31

Монголо-татрское нашествие. Натиски северо-западных завоевателей

1 час

32

Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

1 час

33

Возвышение новых русских центров и начало собирание земель вокруг Москвы

1 час

34

Эпоха Куликовской битвы.Новый виток междоусобной войны

1 час

35

Культура Руси X-начала XIVв.

1 час

Объединение земель вокруг Москвы и образование Русского государства.

6 часов

36

Иван III- государь всея  Руси. Между Западом и Востоком.

1 час

37

Культура и быт XIV-XV вв

1 час

38

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550ых гг. Опричнина.

1 час

39

Внешняя политика Ивана Грозного.

1 час

40

Новые явления в русской культуре

1 час

41

Обобщающий урок по теме «Русь с древнейших времен до XVI века »

1 час

Россия в XVII столетии

5 часов

42

Начало Смуты. Кризис общества и государства

1 час

43

Спасители Отечества

1 час

44

Россия после Смуты. Новые черты в жизни общества

1 час

45

XVII ,«бунташный», век

1 час

46

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

1 час

Россия в XVII столетии

5 часов

47

Эпоха Петра I. Северная война

1 час

48

Реформы Петра Великого

1 час

49

Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи

1 час

50

Могучая внешнеполитическая поступь.

1 час

51

Культура и быт России в XVIII веке

1 час

Россия  в XIX столетии

8 часов

52

Россия в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812г.

1 час

53

Россия в послевоенный период. Движение декабристов

1 час

54

Политика Николая I. Крымская война

1 час

55

Отмена крепостного права

1 час

56

Эпоха велики реформ

1 час

57

Россия после отмены крепостного права

1 час

58

Россия в годы правления Александра III 1881-1894г

1 час

59

Русская культура в XIX в.

1 час

60

Обобщающий урок по теме «Россия в XVII-XIX вв.»

1 час

История Татарстана (10 часов)

61

Первобытное общество на территории  Поволжья

1 час

62

Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии

1 час

63

Волжская Булгария в X  - начале XIIIвв

1 час

64

Улус Джучи

1 час

65

Казанское ханство (1445 - 1556)

1 час

66

Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства

1 час

67

Среднее Поволжье в составе Российской Империи XVIII века

1 час

68

Казанская губерния в начале XIX века

1 час

69

Казанская губерния в пореформенный период

1 час

70

Обобщающий урок на тему:

1 час

Темы самостоятельных работ

№ контрольной работы

Тема

Дата

№ 1

«Мир в эпоху Средневековья»

№ 2

«Мир в Новое время»

№ 3

«Русь с древнейших времен до XVI века »

№ 4

«Россия в XVII-XIX вв.»

№ 5

«Татарстан  с древнейших времен по XIX век »

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

         основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории с древнейших времен до XIX века.;

         периодизацию всемирной и отечественной истории  с древнейших времен до XIX века.;

         современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

         историческую обусловленность современных общественных процессов;

         особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

        уметь:

         проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

         критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

         анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

         различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

         устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

         участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

         представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

         использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

         соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

         осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ

История как наука
История в системе гуманитарных наук.
Основные концепции исторического развития человечества.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предцивилизационная стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция1. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: общие особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений.
Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья.
Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.
Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV—XV вв.

Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII—XIX вв. Идеология Просвещения
и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Формирование в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в.

ИСТОРИЯ РОССИИ
История России — часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Этапы заселения территории нашей страны.
Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX — начале XII в.
Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Тенденции к раздробленности.
Христианская культура и языческие традиции.
Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Принятие Ордой ислама. Католичество — государственная религия Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств.
Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV — XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига.
«Москва — третий Рим». Роль Церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Выделение русского, украинского и белорусского народов.
Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории при Иване Грозном. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Смута.
Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Ход и итоги Смуты.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы.
Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV—XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII — середине XIX в.
Петровские преобразования.
Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г.
Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Характеристикаучебной деятель-ности

Вид контроля, измерите-ли

Дата по

плану

Дата фактич.

Всеобщая история  (24 часа)

Человечество на заре своей истории

6 часов

1

Пути и методы познания мира

1 час

Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Проблемы философии истории, вопросы о сущности, направлениях, формах исторического процесса.

Знать: История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Вводная лекция

Устный опрос

1.09

2

Первобытная эпоха

1 час

Введение. История как наука Древнейшая стадия истории человечества. Сущность и значение неолитической революции. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Формирование рас и языковых семей.

Знать: Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

4.09

3

Первые государства Древнего мира

1 час

Архаичные цивилизации. Мифологическая картина мира. Складывание индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных цивилизаций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе

Знать: Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

8.09

4

Города-государства Греции и Италии

1 час

Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)

Знать: Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

11.09

5

Борьба за господство в Средиземноморье. Возвышение Рима.

1 час

Крупнейшие империи Древнего мира. Возникновение Христианства. Закат Римской империи

Знать: Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Практикум

Устный опрос

15.09

6

Крушение империй Древнего мира

1 час

Кризис Римской империи, падение Западной Римской империи, великое переселение народов, образование варварских государств

Знать: Проверить качество знаний у учащихся по разделу « Римские завоевания в Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов;  продолжить формирование умений анализировать исторические факты, Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Церазем в Риме; продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы, работать, Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи;

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

18.09

Европа и Азия в Средние века

8 часов

7

Мир эпохи Средневековья

1 час

Раннее Средневековье. Феодализм. Философская мысль в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура.

Знать: Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

22.09

8

Экспансия ислама

1 час

Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Знать: Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с  текстом

Устный опрос

25.09

9

Период раннего феодализма в Европе.

1 час

Эпоха классического Средневековья XI-XV вв. Западная Европа в XI—XV вв. Крестовые походы .Позднее Средневековье: на рубеже нового времени (16-начало 17 вв.) . Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм

Знать: Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

29.09

10

Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы

1 час

Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Современные и научные представления о сущности средневековья. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях

Знать: процесс роста городов, причина развития ереси, политика церкви борьбы с еретиками, роль крестовых походов в падение авторитета церкви, основные КП и их результаты

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

2.10

11

Общественно-политическое развитие стран Европы

1 час

Сословно- корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Знать: Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

6.10

12

Государства Азии в период европейского Средневековья

1 час

Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии и Японии в средние века. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Знать:

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

9.10

13

Международные отношения и воины Средневековья

1 час

Столетняя война, Жакерия, восстание Уота Тайлера

Знать:  Рассказать о проблемах, с которыми столкнулась средневековая Европа в 14 в. Дать представление о причинах и ходе крестьянской войны.  Рассказать о кризисе католической церкви. Рассказать о ходе Столетней войны между Англией и Францией. Дать представление о фр. народном сопротивление во гл. с Жанной д Арк

Уметь: Характеризовать систему международных отношений и причины ее кризиса, анализировать исторические факты.

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

13.10

14

Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 час

Знать понятия по теме

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт                       рольная работа

16.10

Новое время: эпоха европейского господства

10 часов

15

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.

1 час

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Завоевание Америки

Знать: Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй

Уметь: Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление плана по 5-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

20.10

16

Эпоха Реформации

1 час

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации

Знать: Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения учения Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе за Реформацию. Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны

Уметь: Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы. Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

23.10

17

Абсолютизм, религиозные воины т новая системе международных отношений

1 час

От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности

Знать: Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу, Учащиеся знакомятся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции; осознают, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны, что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы, Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война за вершила эпоху религиозных войн; что Вестфаль ский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распа ду Священной Римской империи германской на ции, к усилению политической власти герман ских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблени ем Габсбургов

Уметь: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.)

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

27.10

18

Первые буржуазные революции

1 час

Новое время: эпоха европейского господства. Буржуазная революция Англии XVII в

Знать: Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным пере плетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обще ством, требовавшим уважения прав парламен та и соблюдения законов; недовольством суще ствующей административной системой; требо ваниями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то сте пени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов.
Учащиеся понимают, что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имев шей широкий социальный состав и расколов шей все общество на два враждебных лагеря

Уметь: Учатся работать с документами, выделять глав ное, устанавливать причинно-следственные свя зи, актуализировать ранее изученное, состав лять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты сво ей работы

Работа с  текстом

Устный опрос

30.10

19

Эпоха Просвещения

1 час

Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества

Знать: Учащиеся получают знания об основных идеях про светителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии

Уметь: Учатся планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

3.11

20

Война за независимость в Северной Америке

1 час

Отношение между Англией и американскими колониями, причины войны за независимость, Бостанское чаепитие

Знать: Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете бы ли созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формиро вания национального самосознания, а также о пра вах человека, учащиеся узнают о политической системе США и ее Конституции — первом документе своего времени, в основу которого были положены до стижения передовой общественной мысли, пред ставления о прирожденных правах человека и раз делении властей

Уметь: Учатся выделять главное, устанавливать причин но-следственные связи, делать сравнительный ана лиз событий и процессов, составлять характери стики исторических деятелей, работать со схемой государственного устройства США (см. рабочую тетрадь), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для ре шения проблемы, что я уже знаю, что мне необ ходимо узнать), представлять результаты познава тельной деятельности в форме устного или письменного ответа, доклада

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

13.11

21

Великая Французская революция и ее последствия для Европы

1 час

Великая французская революция и ее последствия

Знать: Учащиеся узнают, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоя тельств или действия агрессивных личностей, она возникла на основе накапливавшихся десятилети ями противоречий; что неумение и нежелание пра вящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к ре волюционному взрыву, Учащиеся узнают, что Декларация прав чело века и гражданина провозгласила основы ново го политического устройства Франции и была победой права над традициями старого поряд ка; в результате завоеваний революции Фран ция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура ста ла отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по сво ей сути и не является методом разрешения проблем

Уметь: Учатся рационально выполнять задания; решать про блемы, для чего определяют круг необходимых зна ний (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала, оперировать тер минами и понятиями; работать с источниками

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

17.11

22

Страны Европы и Америки в конце XVIII-XIX вв.

1 час

Мировое развитие во второй половине XIX века. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав Воссоединение Италии и объединение Германии. Время реформ и контрреформ

Знать: Учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество

Уметь: учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию новых ситуаций

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

19.11

23

Страны Азии и Африки в период европейского господства

1 час

Традиционные общества Востока в условиях Европейской колониальной экспансии .Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

Знать: Учащиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI—XVII вв. и делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе, Учащиеся узнают об особенностях социально-экономического, политического и культурного развития Индии и Китая в изучаемый период; о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества; понимают, что политическая раздробленность, слабость цент ральной власти и отставание от Запада в обла сти техники создают возможность для колони альных захватов со стороны европейских стран

Уметь: учатся коммуникации, совместной работе в группе; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

24.11

24

Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 час

систематизации и формирования умений и навыков

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт                       рольная работа

27.11

История России  (36 часов)

Русь изначальная

5 часов

25

Исторические корни славян. Восточные славяне VIII-IXвв.

1 час

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Знать: происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования, родоплеменные отношения

Уметь: показать на исторической карте расселения славян, территорию России в древности; анализировать фрагменты исторического документа, сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

1.12

26

Появление государства в Поднепровье. Первые русские князья.

1 час

«Повесть временных лет». Причины и этапы возникновения Древнерусского государства. Теория происхождения государства у славян. Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Борьба Киева и Новгорода за лидерство на Руси. Характер Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Суть лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречия. Главные итоги правления первых князей. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Знать: о роли пути «из варяг в греки» для формирование Древнерусского государства, предпосылки возникновения у восточных славян, норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян, причины образования государства, образование двух политических центров Руси: Новгород и Киев, процесс объединения Олегом двух государственных центров, систему управления в Древнерусском государстве; мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; реформы Ольги; походы Святослава, международные связи Древней Руси, влияние Византии и народов Степи на становление государственности славян

Уметь: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из варяг в греки; назвать предпосылки образования государства у восточных славян; сравнивать процесс образования государств в Европе и у славян

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

4.12

27

Древнерусские государства при Владимире

1 час

Условия перехода к монотеизму на Руси. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси (политические, культурные). Русская православная церковь и ее история. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

 Знать: причины и результаты принятия христианства на Руси

Уметь: характеризовать главные события правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия язычества и христианства; раскрывать прогрессивные значения принятия христианства; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

Работа с  текстом

Устный опрос

8.12

28

Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений.

1 час

Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Русская Правда. Междинастические браки. Софийский собор

Знать: основные события правления Ярослава Мудрого; основных участников междоусобных воин

Уметь: анализировать фрагмент исторического источника Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности ЯМ

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

11.12

29

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономаха.

1 час

Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси.

Знать: причины и последствия раздробленности, внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха

Уметь: анализировать процесс распада Древнерусского государства

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

15.12

Политическая раздробленность и монголо-татрское нашествие

7 часов

30

Политическая раздробленность Руси

1 час

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Знать: причины распада Древнерусского государства особенности развития Владимиро - Суздальской земли

Уметь: описывать отношения между князьями Владимиро-Суздальской земли, сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности, особенности экономического и политического развития Новгородской земли

Уметь: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

18.12

31

Монголо-татрское нашествие. Натиски северо-западных завоевателей

1 час

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

 Знать: образ жизни и военную организацию монголо-татар, особенности и цели монгольского государства, причины завоевательных походов, ход и результаты нашествия Батыя на Русь

Уметь: показать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

22.12

32

Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

1 час

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Натиск врагов на северо-западных границах России.

Знать: значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии, историческое значение невской битвы и ледового побоища, формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды, экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

Уметь: показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике, высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

25.12

33

Возвышение новых русских центров и начало собирание земель вокруг Москвы

1 час

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. 

Знать: причины усиления Москвы, политику московских князей для усиления роли Москвы

Уметь: показать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы

Практикум

Устный опрос

15.01

34

Эпоха Куликовской битвы.

Новый виток междоусобной войны

1 час

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси

Знать: причины победы Москвы над Тверью, значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре

Уметь: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

19.01

35

Культура Руси X-начала XIVв.

1 час

Культура народа — часть его истории.

Знать: особенности древнерусской культуры, влияние культуры на образование древнерусской народности, особенности русской культуры данного времени, исторический процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы

Уметь: раскрыть влияние христианства на древнерусскую литературу, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

22.01

Объединение земель вокруг Москвы и образование Русского государства.

6 часов

36

Иван III- государь всея  Руси. Между Западом и Востоком.

1 час

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Знать: особенности политического развития Российского государства в данный период

Уметь: выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

26.01

37

Культура и быт XIV-XV вв

1 час

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Знать: основные виды хозяйственной деятельности в Московском государстве

Уметь: характеризовать различные слои российского общества, выявить значение политики государства на развитие хозяйства, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

29.01

38

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550ых гг. Опричнина.

1 час

Автокефалия Русской Православной Церкви.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Знать: основные направления политики Е. Глинской, цели, сущность и значение реформ Избранной Рады, цели, сущность и значение реформ Избранной Рады, причины падения ИР, существенные черты политического устройства при Иване IV, причины падения Избранной рады

Уметь: описывать детские годы Ивана VI, повлиявшие на формирование его личности, сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV, характеризовать личность Ивана IV с точки зрения современников:

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

2.02

39

Внешняя политика Ивана Грозного.

1 час

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского.

Знать: причины и итоги Ливонской войны, значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

Уметь: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, характеризовать причины успехов и неудач внешней политики

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

5.02

40

Новые явления в русской культуре

1 час

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 

Знать: историческое значение возникновения книгопечатания, влияние событий XVI века на характер русской культуры

Уметь: составлять описание памятников русской культуры, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

9.02

41

Обобщающий урок по теме «Русь с древнейших времен до XVI века »

1 час

систематизации и формирования умений и навыков

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт                       рольная работа

12.02

Россия в XVII столетии

5 часов

42

Начало Смуты. Кризис общества и государства

1 час

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Знать: Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

16.02

43

Спасители Отечества

1 час

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.

Знать: Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

19.02

44

Россия после Смуты. Новые черты в жизни общества

1 час

Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Знать: Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

23.02

45

XVII ,«бунташный», век

1 час

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. 

Знать:

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с  текстом

Устный опрос

26.02

46

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

1 час

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Знать: Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

2.03

Россия в XVII столетии

5 часов

47

Эпоха Петра I. Северная война

1 час

Территория и население России к концу XVII века. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран. Необходимость преобразований. Поездка Петра Первого за границу.

Знать: причины и основные события Северной войны, результаты войны и ее значение для дальнейшего развития России

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

5.03

48

Реформы Петра Великого

1 час

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. 

Знать: Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

9.03

49

Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи

1 час

Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Знать: Петровский указ о престолонаследии. Воцарение Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II.  Аристократия, гвардия и дворянство. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

12.03

50

Могучая внешнеполитическая поступь.

1 час

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши.

Знать: Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

16.03

51

Культура и быт России в XVIII веке

1 час

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета.

Знать: Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Практикум

Устный опрос

19.03

Россия  в XIX столетии

8 часов

52

Россия в первой четверти XIX в.

1 час

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. 

Знать: последний дворцовый переворот в России, характерные черты начального правления Александра 1; создание «тайного совета» и попытки реформ.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

23.03

53

Отечественная война 1812г.

1 час

Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.

 Знать: Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

2.04

54

. Россия в послевоенный период.

1 час

Реформы системы государственного управления.

Знать: опытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с  текстом

Устный опрос

6.04

55

Движение декабристов

1 час

Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов.

Знать: причины формирование тайных обществ в начале века; события, предшествующие началу восстания декабристов, его результаты и влияние на дальнейшее развитие России , и политику Николая 1 в частности.

Уметь: анализировать источники по теме

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

9.04

56

Политика Николая I

1 час

Внутренняя политика Николая I.

Внешняя политика Николая I.

 духовная жизнь России.

Знать: причины ужесточения режима в середине 19 века,  основные направления политики Николая 1, отношения императора к революционным движениям в Европе

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

13.04

57

Теория официальной народности

1 час

Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Знать: Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

16.04

58

Крымская война.

1 час

Крымская война. Восточный вопрос. Оборона Севастополя (1854—1855). Парижский конгресс

Знать: причины Крымской войны, основные событии и результаты. Влияние итогов войны на дальнейшее развитие России и отмену крепостного права

Уметь: работать с картой, анализировать источники по теме

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

20.04

59

Русская культура в XIX в.

1 час

Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Знать: Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

23.04

60

Обобщающий урок по теме «Россия в XVII-XIX вв.»

1 час

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт                       рольная работа

27.04

История Татарстана (10 часов)

61

Первобытное общество на территории  Поволжья

1 час

Знать: -устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями

региона и их  образами  жизни, верования.

Переход от присваивающего к  производящему хозяйству.

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

30.04

62

Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии

1 час

Уметь: характеризовать источники по курсу И.Т.,  характеризовать государственные образования древних тюрков

Знать: образ жизни тюркских народов,  иметь представление об основных племенах, населявших край

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

4.05

63

Волжская Булгария в X  - начале XIIIвв

1 час

    Знать: Понимать историческую обусловленность образования Булгарского царства.  Характеризовать территорию,  государственного  строя, хозяйственную

жизнь булгар. Формировать собственную  позицию о стране городов,  принятии ислама. Называть памятники культуры Волжской  Булгарии. Разъяснять особенности Ислама  и о его роли  в распространении  письменности и грамотности среди

населения. Знать про  Булгарских ученых и  поэтах.

Уметь: показывать на карте основные направления торговых путей Волжской Булгарии, крупные города

Работа с  текстом

Устный опрос

7.05

64

Улус Джучи

1 час

Знать:  процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

11.05

65

Казанское ханство (1445 - 1556)

1 час

Знать: основные направления культуры, причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания. территорию и границу, историю

Казани – столицы государства, о  населении и этническом составе.  Характеризовать  государственное устройство. экономику, политический строй Характеризовать

отношения с Русским государством. Протекторат Москвы

Уметь: показывать на карте основные направления торговых путей Казанского ханства

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

14.05

66

Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства

1 час

Знать: Знать о  протекторате Москвы,

о героических  сопротивлениях

населения, причинах падения Казанского ханства.

Уметь: Определять последствия и историческое

значение Смуты.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

18.05

67

Среднее Поволжье в составе Российской Империи XVIII века

1 час

Знать: социально - политическое развитие Казанской  губернии, причины

христианизации. Участие

народов края  в  восстании Пугачева.

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

21.05

68

Казанская губерния в XIX века

1 час

Знать: положительные и отрицательные  стороны этой эпохи. Выявить изменения в хозяйстве и  положении крестьян. Проследить ход  формирования капиталистических  отношений, последствия промышленного переворота,  отход от православия в среде нерусских  крестьян

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

25.05

69

Культура нашего края в

первой половине  XIX в.

1 час

Знать: развитие культуры  татарского народа в первой половине XIX столетия, религиозных и светских начал в

литературе и общественной мысли, образования татарского

просветительства.

Уметь: самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Практикум

Устный опрос

28.05

70

Обобщающий урок на тему:

1 час

Практикум

Практикум

Устный опрос

31.05

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники

1. Загладин Н.В. «История Всеобщая. Новейшая история» ., Русское слово, 2010 г.

2.      Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России  с древнейших времен до конца XIX в»  ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2009

Учебно-методические пособия

1.      С.И. Козленко. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России  с древнейших времен до конца XIX в»  ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2008

2.   М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин Всеобщая история  с древнейших времен  до конца XIX века  10 класс Методические рекомендации. Просвещение 2006 г.

  Курс рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов)

Лист корректировки программы

Объединенные темы

Количество часов

Дата проведения

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа "История" 6 класс

Рабочая программа "История" 6 класс...

Рабочая программа "История" 7 класс

Рабочая программа "История" 7 класс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...