Рабочая программа "История" 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме

Васильева Ирина Владимировна

Рабочая программа "История" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №18 имени И.Я.Илюшина города Королёва Московской области

«СОГЛАСОВАНО»                                                «Утверждаю»

Директор МОУ ДО                                        Директор МОУ гимназии  

«Учебно-методический                                 №18 имени И.Я.Илюшина

образовательный центр»                                ________________________

______________________                                                        Приказ

«____»_________20___г.                                №____от_______2010 г.

Рабочая программа

История (Всеобщая история и история России)

6 класс

Составитель:

Учитель истории и

обществознания Васильева И.В.

2010

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  программа по истории (России и всеобщей) для учащихся 6-х гимназических  классов  составлена  на  основе    авторской программы:  А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История  5-11 классы «Просвещение», М. 2007 рассчитанной на 68 часов  в год.

        Рабочая       программа      соответствует      требованиям       федерального государственного стандарта.

            В   рамках    базового    времени,    за    счет   повышенных    академических способностей    учащихся   по   предмету,   в   программу   внесены    дополнительные    темы    раздела    «Московская Русь»:

«Культура Русского государства и Византия».

«Культура Западной Европы и России в средние века».

Данные темы нацелены на выделение общего и особенного в развитии культуры средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. Уроки проводятся в форме диспута. Учащиеся готовят  презентации, которые рецензируются и обсуждаются. Используется материально-техническая база кабинета истории – компьютер и интерактивная доска. Часы выделяются из раздела итогового повторения и обобщения, предусмотренного программой курса.

Внесение в программу дополнительных тем позволит  у учащихся сформировать целостное представление об историческом пути России и других стран мира на основных этапах исторического развития, важнейших событиях. Главным в данном курсе истории является отражение важнейших процессов и закономерностей развития средневекового общества отдельных регионов,  стран мира и России. Помимо традиционных тем социально-экономического и политического развития стран мира и России даётся обобщённое представление о процессах, протекавших на уровне коллективных представлений людей, живших в эту эпоху, и отражавших социокультурные характеристики средневекового общества.  Принципиальные позиции, заложенные в данную программу:  многофакторный подход;  направленность содержания на развитие патриотических чувств, воспитание гражданских качеств;  внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии персоналий;  акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах; ориентация на проблемное изложение курса.

        Расширение программы отражено в календарно-тематическом планировании.

        Цель рабочей программы: закрепление, систематизация и углубление знаний об основных фактах, процессах и явлениях истории, получение учащимися целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.

        Задачи:

- формирование у учащихся представления об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории;

- формирование умения высказывания  собственного суждения по данным вопросам;

- овладение умением ведения  поиска информации в исторических источниках,  устанавливания причинно-следственных связей между историческими явлениями, реконструирования и анализа исторических событий, характеристики  исторических деятелей.

Учебно-тематический план

по предмету история (России и всеобщая)  на   68  часов в год  

        № п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Введение. Происхождение понятия «Средневековье».

1

2

Раздел 1. Раннее средневековье (10 часов). Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов)

Древние германцы и Римская империя.

10

1

3

Франкское государство и его распад.

1

4

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв.

1

5

Феодальная раздробленность.

1

6

Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа). Особенности развития Восточной Римской империи.

1

7

Образование славянских государств.

1

8

Культура Западной и Центральной Европы.

1

9

Тема 3. Арабский мир в VI XI вв. (2 часа). Условия жизни арабов.

1

10

Возникновение ислама и объединение арабов.

1

11

Культура стран Арабского Халифата

1

12

Раздел II. Расцвет Средневековья (13 часа). Тема 4. Феодальное общество. (3 часа). Новое устройство общества.

1

13

Обобщающий урок по разделу I «Раннее Средневековье»

1

14

Рыцарство

1

15

Крестьяне и синьоры

1

16-17

Тема 5. Средневековый город и его обитатели. (2 часа)

2

18-19-20

Тема 6. Католическая церковь в XI –XIII вв.  (3 часа)

3

21

Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа). Начало объединения Франции.

1

22

Воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии.

1

23

Борьба империи и папства.

1

24-25

Тема 8. Культура Западной Европы в XI –XV вв.  (2 часа)

2

26

Раздел III. «Осень средневековья» (6 часов). Тема 9. Западная Европа в XIV – XV вв.  (4 часа). Ухудшение условий жизни европейцев.

1

27

Столетняя война

1

28

Завершение объединения Франции, Англии, Испании.

1

29

Изменения в культуре Западной Европы.

1

30-31

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV вв. (2 часа).

2

32-33

Раздел IV. Вдали от Европы (3 часа). Культура и государства Азии

2

34

Тема 12. Культура и государства Африки и Америки (1 час)

1

35

Итоговый урок по истории средних веков. Обобщающее повторение по курсу.

1

36

Введение

1

37-38

Восточные славяне в древности.

2

39

Тема 1. Русь в IX – первой половине XII века (6 часов). Формирование Древнерусского  государства.

1

40

Первые русские князья.

1

41

Князь Владимир. Крещение Руси.

1

42

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

43

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

1

44

Культура и быт Древней Руси

1

45

Тема 2. Русь во второй половине XII – XIII в. (8 часов) Раздробленность  Древнерусского государства.

1

46-47

Владимиро-суздальское, Галицко-Волынское княжества, Великий Новгород.

2

48

Нашествие с Востока и Запада

1

49

Русь и Орда

1

50

Русь и Литва

1

51

Культура русских земель

1

52

Обобщающий урок по теме «Раздробленность на Руси»

1

53

Тема 3. Образование единого Русского государства.  (8 часов)  Усиление Московского княжества.

2

54

Московское княжество и его соседи в конце XIV -  середине XV в.

1

55

Создание единого Русского государства.

1

56

Церковь и государство

1

57

Московское государство в к.XV – н. XVI вв.

1

58

Церковь и государство.

1

59

Культура и быт

1

60

Основные социальные слои Российского государства.

1

61

Тема 4. Московское государство в XVI в. (5 часов) Начало правления Ивана IV.

1

62

Внешняя политика Ивана IV.

1

63

Опричнина

1

64

Русская культура XV-XVI вв.

1

65

Культура Русского государства и Византия.

1

66

Культура Западной Европы и России в средние века

1

67

Итоговое повторение и обобщение

1

Содержание программы

        Введение. Происхождение понятия «Средневековье».        Содержание термина «Средние века». Хронология. Значение. Источники. Европа и её соседи.  Древние германцы и Римская империя. Природно-климатические условия.  Население и центры проживания.  Хозяйственная жизнь. Франкское государство и его распад. Хлодвиг. Меровинги. Карл Мартелл. Каролинги.  Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв.  Распространение христианства. Возникновение монашества. Церковная организация. Феодальная раздробленность. Феодальное общество. Феод. Вассалитет. Сословия. Англия в период раннего средневековья. Англосаксонские королевства в Британии. Образование славянских государств. Расселение, общественный строй, хозяйственная жизнь, быт. Первое Болгарское царство. Принятие христианства. Взаимоотношения с Византией. Культура Западной и Центральной Европы.  Наследие античности, варварства, христианство. Романский стиль. Народная культура. Фольклор. Культура Византии. Культура скандинавских стран. Византия при Юстиниане. Географическое положение. Быт и нравы. Ромеи. Власть императоров. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабские племена. Рождение ислама. Мухаммед. Арабский халифат. Арабские завоевания. Мусульманская Испания.  Начало реконкисты. Культура Византии. Кирилл и Мефодий. Культура стран Арабского Халифата. Арабская культура. Крестьяне и феодалы. Феодальное общество. Церковь и духовенство.  Рыцарство.  Средневековый город и его обитатели. Торговля и торговые пути. Повседневная жизнь.  Борьба городов с сеньорами. Итоги коммунального движения. Цехи. Гильдии. Город между благочестием и ересью. Церковь и духовенство.  Ереси. Учреждение инквизиции. Нищенствующие ордена.  «Авиньонское пленение» пап. Джон Уиклиф и Ян Гус. Франция и Англия накануне Столетней войны. Империя и папство. Англо-французские противоречия. Столетняя война. Причины. События. Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны (1337-1453). Причины. Хронология.  Образование Централизованных государств в Западной Европе.  Начало объединения Франции. Деятельность Людовика VI и Филиппа II Августа. Династия Плантагенетов в Англии. Реформы Генриха II. Хартия вольностей. Образование Английского парламента.  Филипп IV. Генеральные штаты. Карл V. Карл  VII.Укрепление сословно-представительной монархии в Англии. Государства Южной и Центральной Европы. Деятельность Фридриха Барбароссы. Карл IV. «Золотая булла». Император Сигизмунд. Флорентийская республика. Миланское герцогство. Морские республики: Генуя, Венеция. Окончание реконкисты. Испания и Португалия. Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания). Гуситское движение в Чехии. Чешское княжество. Причины, основные события,  последствия. Культура Западной Европы в XI –XV вв. Научные знания. Теология и схоластика. Образование. Поэзия. Театр. Готический стиль. Книгопечатание. Региональное своеобразие культур. Османская империя. Осман. Образование государства. Завоевания на Балканах. Образование империи. Индия в средние века. Природа и население. Княжества. Делийский султанат. Буддизм и индуизм. Искусство. Китай в средние века. Хозяйство и быт. Императоры и подданные. Китай под властью монголов. Культура. Доколумбова Америка. Майя, ацтеки, инки. Особенности развития: государства, верования. Хозяйственная жизнь, материальная и духовная культура.

Введение. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. Исторические источники. Восточные славяне в древности. Древние люди на территории нашей страны. Природно-географические условия. Занятия и образ жизни славян. Племенные союзы и их расселение. Соседи восточных славян.  Киевская Русь в IX-X вв. Причины образования государства. Центры восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства. Норманнский вопрос. Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства. Первые князья. Их деятельность. Походы Святослава. Князь Владимир – крещение Руси. Значение принятия христианства. Киевская Русь в XI- начале XII в. Борьба за власть сыновей Владимира. Политика Ярослава Мудрого. Русская правда.  Расцвет Киевской Руси. Земельные отношения. Социальные слои. Категории населения. Политический строй. Укрепление княжеской власти. Правление Ярославичей. Усобицы. Правление Владимира Мономаха. Культура Киевской Руси. Истоки и особенности. Христианские особенности. Устное народное творчество. Летописание. Просвещение. Литература. Зодчество. Ценностные ориентации древнерусского общества. Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII в. Причины. Характер политической власти. Междоусобные отношения и войны. Последствия.  Политические центры. Нашествие с Востока. Держава Чингизхана. Монгольское завоевание в Азии. Героическая оборона русских городов. Походы шведов на Русь. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь под ордынским игом в XIII в. Образование Золотой Орды. Повинности русского населения. Русская православная церковь. Русь и Литва. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Политическое состояние Руси в первой половине XIV в. Усиление Московского княжества. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Сергий Радонежский. Дмитрий Донской. Историческое значение.  Начало объединения русских земель. Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Образование единого Русского государства. Россия при Иване III. Иван III. Присоединение Новгорода  и Твери к Москве. Создание единого государства. Изменение в политическом строе и управлении. Местничество. Кормления. Поместная система. Вотчина. Судебник 1497 г. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Государственные реформы сер. XVI в.  Правление Ивана IV. Реформы. Судебник 1550 г. Государственные реформы сер. XVI в. Опричнина. Реформы центрального и местного управления. Военные реформы. Опричный террор. Итоги. Внешняя политика Ивана Грозного и освоение Сибири. Присоединение Казанского и астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Ливонская война. Итоги. Русская культура XV-XVI вв. Просвещение. Научные знания. Книгопечатание. Иван Фёдоров. Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт и нравы. Искусство.

Календарно-тематическое планирование

Сроки проведения

Разделы и темы уроков

Форма проведения

Форма контроля

1-я неделя сентября

Введение. Происхождение понятия «Средневековье».

Комбинированный урок

Устные развернутые ответы. Понятия, термины.

1-я неделя сентября

Раздел 1. Раннее средневековье (10 часов). Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов)

Древние германцы и Римская империя.

Комбинированный урок

Параграф 1, ответы на вопросы, понятия и термины. Устные развернутые ответы, раб. Тетр. Схемы, таблицы

2-я неделя сентября

Франкское государство и его распад.

Комбинированный урок

Параграфы 2,3, 4 работа с конт. картой. Сообщения:

«Суд «С.П.»;

« Хлодвиг»; «Карл Великий». Работа с историческими документами, картой. Схемы, таблицы

2-я неделя сентября

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв.

Комбинированный урок

Параг. №3, писм. Ответы на вопросы. Атлас, карта №2 «Франкское г-во в V – н. IX вв.». Таблица «Организация христианской церкви"

3-я неделя сентября

Феодальная раздробленность.

Групповой урок

Параграф 5, п.в. 3, к/к № 1, задание 8. Карта «Империя Карла Великого». Схема «Феод. лестница», таблица «Обязанности сеньоров и феодалов», схема «Феод. разд-ность»

3-4-я неделя сентября

Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа). Особенности развития Восточной Римской империи.

Групповой урок

Параг. 6 Сообщение «Открытие Америки сканд. моряками». Карта «Англия в XI-XIV вв.» Историч. документы

4-я неделя сентября

Образование славянских государств.

Историческое моделирование

Параг. 10. 11, п. 5; 6, п.в.2. Сообщение «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки». Карта «Славяне в средние века», атлас-Древние славяне в VI-XI вв.», «Визант. Империя в VI-XI вв.»

1-я неделя октября

Культура Западной и Центральной Европы.

Практикум

Параг. 9

1-я неделя октября

Тема 3. Арабский мир в VI XI вв. (2 часа). Условия жизни арабов.

Комбинированный урок

Параг. 11. Сообщение «Деят-ть Юстиниана». Карта «Визант. империя и славяне в VI-XI вв., атлас - №3. Карта «Визант. империя и славяне в VI-XI вв., атлас - №3

2-я неделя октября

Возникновение ислама и объединение арабов.

Групповой урок

Параг. 13-14, к/к №4. Таблица «Сравнение основных обязанностей христиан и мусульман». Карта «Арабский Халифат», атлас

2-я неделя октября

Культура стран Арабского Халифата

Проектная деятельность учащихся.

Параг.14, п.в.2,4. Таблица «Собор Святой Софии», «Владимирская Богоматерь».

3-я неделя октября

Раздел II. Расцвет Средневековья (13 часа). Тема 4. Феодальное общество. (3 часа). Новое устройство общества.

Комбинированный урок

Устные ответы, таблица, схемы

3-я неделя октября

Обобщающий урок по разделу I «Раннее Средневековье»

Проектная деятельность учащихся.

Параг. 15, п.в. 2,4. Таблица «Авиценна», «Аль-Бируни», «Альгамбра»

4-я неделя октября

Рыцарство

Проектная деятельность учащихся.

Сообщения «Замок феодала», «Снаряжение рыцаря», «Развлечения рыцаря», «Воспитание рыцаря». Таблицы, термины. Параг. 7, в. 2,3; параг. 8, в.2,4.

4-я неделя октября

Крестьяне и синьоры

Комбинированный урок

Устные ответы, таблица, схемы

1-я неделя ноября

Тема 5. Средневековый город и его обитатели. (2 часа)

Групповой урок

Сообщения «Мастер, его мастерская и ученики», «Города и сеньоры». Таблицы, схемы. Параг. 16-18, пар.16 – в.3,4, пар. 17 – в.3, пар. 19 самостоят.

2-я неделя ноября

Тема 6. Католическая церковь в XI –XIII вв.  (3 часа)

Диспут «Священники глазами мирян»

Пар. 20 – в.2,3.4 п.; пар. 21 – в. 4,5; пар. 22, 23 к\к с.4. Карта Крестовые походы, атлас с.5. Таблицы, термины.

3-я неделя ноября

Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа). Начало объединения Франции.

Историческое моделирование

Пар. 27-п.1-3в.1,2; пар.28 –п.1в., 29-п.2,5, в 1-2. Сообщение «Гильом Каль».

4-я неделя ноября

Воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии.

Комбинированный урок

Пар. 27, п. 4.5, в., пар.28, к/к 5, з.7

4-я неделя ноября

Борьба империи и папства.

Групповой урок

Устные развёрнутые ответы. Пар. 30, к\к 5. з.8. Таблица

1-я неделя декабря

Тема 8. Культура Западной Европы в XI –XV вв.  (2 часа)

Историческое моделирование

Сообщения «Ит. Город. Республики», «Медичи», «Фердинанд Арагонский и изабелла Кастильская». Параг. 31,32,33. Термины.

1-я неделя декабря

Раздел III. «Осень средневековья» (6 часов). Тема 9. Западная Европа в XIV – XV вв.  (4 часа). Ухудшение условий жизни европейцев.

Комбинированный урок

Пар. 34-35, к/к с.8, таблицы

2-я неделя декабря

Столетняя война

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов Карта, атлас «Англия и Франция во время Столетней войны». Таблица «Харак-ка этапов Столетней войны».

2-я неделя декабря

Завершение объединения Франции, Англии, Испании.

Комбинированный урок

Устные развёрнутые ответы. Схемы, таблица.

3-я неделя декабря

Изменения в культуре Западной Европы.

3-я неделя декабря

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV вв. (2 часа).

Комбинированный урок

Карта «Индия  и Китай в средние века», атлас – с.11, иллюстрации. Пар. 43-44, к/к с.9

4-я неделя декабря

Раздел IV. Вдали от Европы (3 часа). Культура и государства Азии

Комбинированный урок

Сост. кроссворд «Восток и Америка в ср. вв.». Карта «Доколумбова Америка», атлас – с.12-13. Пар. 46

4-я неделя декабря

Тема 12. Культура и государства Африки и Америки (1 час)

Проектная деятельность учащихся.

Таблицы, тесты

3-я неделя января

Итоговый урок по истории средних веков. Обобщающее повторение по курсу.

Творческие задания.

3-я неделя января

Введение

Комбинированный урок

Работа с линией времени. Термины

4-я неделя января

Восточные славяне в древности.

Комбинированный урок

Параг. 1, в. на с.13, документ- с.13. Термины, даты

4-я неделя января

Тема 1. Русь в IX – первой половине XII века (6 часов). Формирование Древнерусского  государства.

Историческое моделирование

Параг. 1 Работа с историческими документами, картой.

1-я неделя февраля

Первые русские князья.

Комбинированный урок

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.,1992, с.26. Устные развёрнутые ответы. Параг. 4-5, в. – с.27, документ – с.32-33

1-я неделя февраля

Князь Владимир. Крещение Руси.

Комбинированный урок

Устные развёрнутые ответы, схемы. Параг. 4-5.ПВЛ

2-я неделя февраля

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Комбинированный урок

Параг. 6 до с. 48, в.1-4и 9 до с. 78 в. 1-3 с.83. ПВЛ

2-я неделя февраля

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

Комбинированный урок

Параг. 6. Карта «Славяне в средние века», атлас-Древние славяне в VI-XI вв.»,

3-я неделя февраля

Культура и быт Древней Руси

Практикум

Работа с документами  «Жития», «Поучения Вл. Мономаха

3-я неделя февраля

Тема 2. Русь во второй половине XII – XIII в. (8 часов) Раздробленность  Древнерусского государства.

Комбинированный урок

Устные развёрнутые ответы, схемы. Параг. 8, .ПВЛ

4-я неделя февраля

Владимиро-суздальское, Галицко-Волынское княжества, Великий Новгород.

Групповой урок

Параг. 9, 10-11, в.- с.94. Карта «Феодальная раздробленность». Даты, термины. Таблица. Карамзин Н.М.  Предания веков, М.1998, с. 289-290

1-я неделя марта

Нашествие с Востока и Запада

Проектная деятельность.

Параг. 16 Хрестоматия. Защита проектов.

1-я неделя марта

Русь и Орда

Комбинированный урок

Параг. 12, документ – с.105-106 Хрестоматия. Карта «Феодальная раздробленность»

2-я неделя марта

Русь и Литва

Комбинированный урок

Параг. 13, в. – с.113. Карта «Феодальная раздробленность»

2-я неделя марта

Культура русских земель

Комбинированный урок

Параг. 14. Хрестоматия

3-я неделя марта

Обобщающий урок по теме «Раздробленность на Руси»

Тесты. Письм. работа, фронтальный опрос

3-я неделя марта

Тема 3. Образование единого Русского государства.  (8 часов)  Усиление Московского княжества.

Комбинированный урок

Устные развёрнутые ответы

4-я неделя марта

Московское княжество и его соседи в конце XIV -  середине XV в.

Комбинированный урок

Параг. 17, в.-с.146

4-я неделя марта

Создание единого Русского государства.

Историческое моделирование

Параг. 19, в. – с.155

2-я неделя апреля

Церковь и государство

Комбинированный урок

Параг. 19

2-я неделя апреля

Московское государство в к.XV – н. XVI вв.

Комбинированный урок

Параг. 20, в. – с.173. Атлас с. 9

3-я неделя апреля

Церковь и государство.

Комбинированный урок

Параг. 21. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.,1992, с.87

3-я неделя апреля

Культура и быт

Комбинированный урок

Параг. 22, вопросы.

4-я неделя апреля

Основные социальные слои Российского государства.

Комбинированный урок

Параг. 23,вопросы

4-я неделя апреля

Тема 4. Московское государство в XVI в. (5 часов) Начало правления Ивана IV.

Комбинированный урок

Параг. 25, дкумент – с.221,вопр.

1- неделя мая

Внешняя политика Ивана IV.

Историческое моделирование

Параг. 24 ; 25 – с.219-220

1- неделя мая

Опричнина

Проектная деятельность.

Параг. 26-28. Защита проектов

2- неделя мая

Русская культура XV-XVI вв.

Проектная деятельность.

Доклады, рецензии

2- неделя мая

Культура Русского государства и Византия.

диспут

Таблицы, схемы, тесты

3- неделя мая

Культура Западной Европы и России в средние века

диспут

Таблицы, схемы, тесты

4- неделя мая

Итоговое повторение и обобщение

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу.

Учащиеся в результате прохождения данной программы должны знать и понимать основные факты, процессы и явления истории, иметь целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

Учащиеся должны уметь высказывания  собственного суждения по данным вопросам;

Учащиеся должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и событиями, давать характеристику историческим деятелям;

У учащихся должна формироваться гражданская позиция, воспитываться патриотизм и толерантность.

Список литературы, используемый педагогом

1. А.Я.Юдовская, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкина «Новая история. 1800-1918»

 2.  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России.XIX век».

3.  Хрестоматии

4. Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы. М. «Просвещение» 2008.

5.  Программа история с древнейших времен до наших дней 5-11 классы. Авторы-составители: Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, Н.Н.Лазукова,  М. «Вентана-Граф» 2007 (допущено министерством образования и науки РФ).

6. Программы общеобразовательных учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История 6-11 классы. М. «Просвещение» 2007 (допущено министерством образования и науки РФ).

 

Список литературы для учащихся

Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1985

Рассказы русских летописей. М.. 1976

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993

Красноречие Древней Руси. М., 1987

Русское православие. Вехи истории. М., 1989

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988

А.Е.Пресняков. Образование великорусского государства. М., 1998

И.Б.Греков, Ф.Ф.Шахмаганов. Русские земли в XIII-XV вв. Мир истории

Тихомиров М. Русская культура X-XVII вв. М., 1968

Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1994

«СОГЛАСОВАНО»                                                «СОГЛАСОВАНО»

Протокол  методического                                         Заместитель директора

объединения от __________                                        по УВР _____________

Руководитель ШМО ______                                Васильева И.В.

Ноткина С.Г.

___________2010 г.                                                ________2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...