Рабочая программа "История" 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Рабочая программа "История" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.docx | 45.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №18 имени И.Я.Илюшина города Королёва Московской области
«СОГЛАСОВАНО» «Утверждаю»
Директор МОУ ДО Директор МОУ гимназии
«Учебно-методический №18 имени И.Я.Илюшина
образовательный центр» ________________________
______________________ Приказ
«____»_________20___г. №____от_______2010 г.
Рабочая программа
История (Всеобщая история и история России)
7 класс
Составитель:
Учитель истории и
обществознания Васильева И.В.
2010
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории (России и всеобщей) для учащихся 7-х гимназических классов составлена на основе авторской программы: А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. История 5-11 классы, «Просвещене», М. 2007, рассчитанной на 68 (70) часов в год.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного стандарта.
В рамках базового времени, за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету, в программу внесены дополнительные темы разделов «Россия на рубеже XVI XVII в.»
«Смутное время – потеря легитимности власти»,
«Россия в 1762-1800 гг.»
«Превращение России в империю – внешняя политика Петра I и Екатерины II».
Данные темы нацелены на выделение общего и особенного в развитии России и стран Центральной и Западной Европы. Уроки проводятся в форме семинара. Учащиеся анализируют исторические источники, готовят презентации, ведут дискуссию и дают рецензии. Используется материально-техническая база кабинета истории – компьютер и интерактивная доска. Часы этих уроков выделяются из тематических разделов, предусмотренных программой курса.
Внесение в программу дополнительных тем позволит у учащихся сформировать целостное представление об историческом пути России и других стран мира на основных этапах исторического развития. В освещении истории данного периода синтезированы современные подходы к изучению истории (наступление Нового времени не связывается с конкретным событием или точно определённым моментом, в данном курсе рассматривается переходный период от Средневековья к Новому времени). Это позволяет глубже раскрыть сущность исторических эпох, показать исторические судьбы России (её регионов) и других стран мира.
Расширение программы отражено в календарно-тематическом планировании.
Цель рабочей программы: закрепление, систематизация и углубление знаний об основных фактах, процессах и явлениях истории, получение ими целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Задачи:
- формирование у учащихся представления об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории;
- формирование умения высказывания собственного суждения по данным вопросам;
- овладение умением ведения поиска информации в исторических источниках, устанавливания причинно-следственных связей между историческими явлениями, реконструирования и анализа исторических событий, характеристики исторических деятелей.
Учебно-тематический план
по предмету история (России и всеобщая) на 68 часов в год
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Введение. От Средневековья к новому времени. | 1 |
2-3 | Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени (17 ч.). Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч.) | 2 |
4 | Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч.) Усиление королевской власти | 1 |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 |
6 | Социальные слои европейского общества. | 1 |
7 | Европейское население и основные черты повседневной жизни. | 1 |
8-9 | Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 часа). От Средневековья к Возрождению. | 1 |
10 | Развитие науки и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. | 1 |
11 | Тема 4.Реформация и контрреформация в Европе. (4 ч.) Реформация – борьба за переустройство церкви. | 1 |
12 | Учение и церковь Жана Кальвина | 1 |
13 | Королевская власть и Реформация в Англии | 1 |
14 | Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч.) Нидерландская революция. | 1 |
15 | Революция в Англии | 1 |
16-17 | Международные отношения | 2 |
18-19 | Часть 2. Эпоха просвещения. Время преобразований (8 ч.) Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч.) | 2 |
20 | Тема 2 Промышленный переворот в Англии | 1 |
21-22 | Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США (2 ч.) | 2 |
23-25 | Тема 4.Великая французская революция XVIII в. (3 ч.) | 3 |
26 | Часть 3. Традиционные общества в раннее новое время (3 ч.). Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч.) | 1 |
27-28 | Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч.) | 2 |
29 | Тема 1. Россия на рубеже XVI XVII в. (4 ч.) Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова. | 1 |
30-31 | Смута | |
32 | Смутное время – потеря легитимности власти. | 3 |
33 | Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч.). Политический строй. | 1 |
34-35 | Экономическое и социальное развитие. | 2 |
36 | Народные движения. | 1 |
37 | Власть и церковь | 1 |
38 | Внешняя политика | 1 |
39-40 | Образование и культура | 2 |
41 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | 1 |
42 | Повторение и обобщение | 1 |
43-48 | Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (12 ч.) Преобразования Петра I. | 6 |
49-51 | Внешняя политика Петра I | 3 |
52 | Народные движения | 1 |
53-54 | Изменения в культуре | 2 |
55 | Тема 3. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч.). Дворцовые перевороты | 1 |
56-57 | Внутренняя политика | 2 |
58 | Внешняя политика | 1 |
59 | Тема 4. Россия в 1762-1800 гг. (10 ч). Внутренняя политика Екатерины II. | 1 |
60 | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. | 1 |
61 | Экономическое развитие | 1 |
62 | Развитие общественной мысли | 1 |
63 | Внутренняя политика Павла I | 1 |
64-65 | Внешняя политика | 2 |
66 | Превращение России в империю – внешняя политика Петра I и Екатерины II | 1 |
67-68 | Культура и быт | 2 |
69-70 (резерв) | Итоговое обобщение | 2 |
Содержание программы
Введение. Сущность понятия «Новое время». Периодизация Новой истории. Мир в начале Нового времени. Технические открытия. Развитие науки и техники. Великие географические открытия. Причины и предпосылки. Новые морские пути. Новые земли. Первые колониальные империи. Последствия. Абсолютизм в Европе. Абсолютная монархия. Преобразования в экономике. С/х, промышленность, торговля. Новые ценности. Повседневная жизнь. Религия и церковь в жизни человека. Представления человека о пространстве, природе, богатстве. Высокое Возрождение. Литература и искусство. Система ценностей. Гуманизм. Мыслители эпохи гуманизма. Новая картина мира. Новая европейская наука. Реформация. Обновление христианства. Причины. М.Лютер и его учение. Ж.Кальвин. Особенности Реформации в различных странах. Борьба католической церкви с Реформацией. Англия. Борьба за господство на морях. Огораживания. Елизавета Первая. Протекционизм. Борьба за господство на морях. Абсолютизм во Франции. Особенности религиозных войн. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Генрих IV. Нидерланды. Голландская республика. Причины. Этапы борьбы за независимость. Становление государственности. Английская революция. Причины. Гражданская война. О. Кромвель. Республика. Протекторат. Реставрация Стюартов. Парламент в Англии. Конституционная монархия. Права личности. Опыт английского парламентаризма. Международные отношения. Тридцатилетняя война. Причины, ход, итоги, значение. Век просвещения. «Властители умов»: Ш. Монтескье, Д.Дидро, Вольтер, Ж.Ж.Руссо. Промышленный переворот в Англии. Промышленный переворот и его последствия. Двухпартийная система. Тори и виги. Колониальная империя. Английские колонии в Северной Америке. Этапы развития североамериканских колоний Англии. Социальные отношения и политическая система. Война за независимость. США. Причины. Ход. Дж. Вашингтон. Декларация независимости. Образование США. Конституция 1787 г. Франция. Причины ВФБР. Кризис «старого порядка». Великая Французская Буржуазная революция. Этапы. Декларация. Жирондисты. От монархии к республике, от республики к диктатуре. Свержение монархии, установление республики. Якобинская диктатура. Деятели революции. Значение. Латинская Америка. Государства Востока. Основные итоги, характерные черты развития стран и народов мира к концу XVIII века.
Смута. Политика Бориса Годунова. Фёдор Иоанович. Пресечение династии Рюриковичей. Причины и суть смутного времени. Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Болотников. Борьба русского народа с интервенцией. Лжедмитрий II. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба русского народа. Второе ополчение и освобождение России. Ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых. Экономическое развитие страны. Новые явления. Сословия России. Государственное устройство. Усиление самодержавной власти. Становление абсолютизма. Внутренняя политика правительства. Народные движения. Причины. Особенности. Городские восстания. Соборное уложение 1649 г. Власть и церковь. Раскол. Внешняя политика. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1653-1667 гг. русско-турецкая война 1676-1681 гг. Русская культура XVII века. Светскость. Образование. Научные знания. Экспедиции. Зодчество. Шатровый стиль Живопись. Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого. Предпосылки. Реформы. Утверждение абсолютизма. Северная война (1700-1721 гг.). основные сражения. Итоги. Социально-экономическое развитие. Протекционизм. Меркантилизм. Мануфактуры. Денежная реформа. Налоговая реформа. Сословия. Строительство каналов. Реформы государственного управления. Изменение системы управления. Русская культура. Распространение просвещения, научных знаний. Изменения в быту. Россия во втор. четверти – середине XVIII в. Политика просвещенного абсолютизма. Проникновение либеральных идей в Россию. Внутренняя политика в 1725-1762 гг. Уложенная комиссия. Золотой век русского дворянства. Сословия. Реформы. Внешняя политика России. Основные направления. Русское военное искусство. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Итоги. Значение. Экономическое развитие России. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Торговля. Финансы. Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянская война Е.Пугачёва. Царствование Павла I. Внутренняя и внешняя политика. Культура и быт во второй половине XVIII века. Образование. Становление отечественной науки. Литература. Театр. Музыка. Искусство. Архитектура. Перемены в жизни горожан и крестьян.
Календарно-тематическое планирование
Сроки проведения | Разделы и темы уроков | Форма проведения | Форма контроля |
1-я неделя сентября | Урок 1. Введение. От Средневековья к новому времени. | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы, раб. Тетр. |
1-2-я неделя сентября | Часть 1. Европа и мир в начале Нового времени (17 ч.). Урок 2-3 Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч.) | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы, раб. Тетр. |
2-я неделя сентября | Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч.) Урок 4 Усиление королевской власти | Групповой урок | Доклады. Таблица. Выполнение заданий в р/т |
3-я неделя сентября | Урок 5. Дух предпринимательства преобразует экономику. | Групповой урок | Доклады. Таблица. Выполнение заданий в р/т |
3-я неделя сентября | Урок 6. Социальные слои европейского общества. | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Решение кроссвордов. Конспект. |
4-я неделя сентября | Урок 7. Европейское население и основные черты повседневной жизни. | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Работа с картой. Решение задач. |
4-я неделя сентября 1-я неделя октября | Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 часа). Урок 8-9. От Средневековья к Возрождению. | Проектная деятельность учащихся | Конспект. Доклады. Рецензии. |
2-я неделя октября | Урок 10. Развитие науки и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. | Практикум: работа с историческими источниками. | Конспект. Решение исторических задач, кроссвордов. |
3-я неделя октября | Тема 4.Реформация и контрреформация в Европе. (4 ч.) Урок 11. Реформация – борьба за переустройство церкви. | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Доклады. Конспект. |
4-я неделя октября | Урок 12. Учение и церковь Жана Кальвина | Групповой урок | Устные развернутые ответы. Доклады. Конспект. |
4-я неделя октября | Урок 13. Королевская власть и Реформация в Англии | Групповой урок | Устные развернутые ответы. Доклады. Конспект. |
2-я неделя ноября | Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч.) Урок 14. Нидерландская революция. | Практикум: работа с историческим источником. | Работа с исторической картой. Устные развернутые ответы. |
3-я неделя ноября | Урок 15. Революция в Англии | Практикум: работа с историческим источником. | Конспект. Устные развернутые ответы. |
3-я неделя ноября | Урок 16-17. Международные отношения | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Составление таблиц, схем, конспектов. Решение кроссвордов, исторических задач, тестов |
4-я неделя ноября | Часть 2. Эпоха просвещения. Время преобразований (8 ч.) Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч.) Урок 18-19 | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Составление таблиц, схем, конспектов. |
1-я неделя декабря | Тема 2 Промышленный переворот в Англии. Урок 20 | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Составление таблиц, схем, конспектов. |
1-я неделя декабря | Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США (2 ч.). Урок 21-22 | Комбинированный урок | Работа с историческими источниками, пересказ. Работа с исторической картой. Устные развернутые ответы. |
2-я неделя декабря | Тема 4.Великая французская революция XVIII в. (3 ч.). Урок 23-25. | Лекция | Доклады, рецензии. Конспект. |
3-я неделя декабря | Часть 3. Традиционные общества в раннее новое время (3 ч.). Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч.). Урок 26. | Практикум: работа с историческим источником | Доклады, рецензии. Составление таблиц, схем, конспектов. |
4-я неделя декабря | Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч.). Урок 27-28. | Групповой урок | Устные развернутые ответы. Работа с картой. |
2-я неделя января | Тема 1. Россия на рубеже XVI XVII в. (4 ч.) Урок 29 Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова. | Групповой урок | Устные развернутые ответы. Работа с картой. |
3-я неделя января | Урок 30-31 Смута | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Составление таблиц, схем, конспектов. |
4-я неделя января | Урок 32.Смутное время – потеря легитимности власти. | семинар | Работа с документами. Презентации, рецензии. |
4-я неделя января | Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч.). Урок 33 Политический строй. | Комбинированный урок | Устные развернутые ответы. Составление таблиц, схем, конспектов. |
1-я неделя февраля | Урок 34-35. Экономическое и социальное развитие. | Групповой урок | Работа с картой Устные развернутые ответы |
2-я неделя февраля | Урок 36 Народные движения. | Групповой урок | Работа с картой Устные развернутые ответы |
2-я неделя февраля | Урок 37 Власть и церковь | Групповой урок | Тесты, письменная работа |
3-я неделя февраля | Урок 38 Внешняя политика | Историческое моделирование | Устные развёрнутые ответы |
4-я неделя февраля | Урок 39-40 Образование и культура | Комбинированный урок | Работа с историческими документами. Работа с картой. Конспект. |
1-я неделя марта | Урок 41 Сословный быт. Обычаи и нравы. | Комбинированный урок | Работа с историческими документами. Работа с картой. Конспект. Устные развернутые ответы |
1-я неделя марта | Урок 42 Повторение и обобщение | Комбинированный урок | Работа с историческими документами. Устные развернутые ответы. Сообщения. |
2-я неделя марта | Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (12 ч.) Урок 43-48 Преобразования Петра I. | Комбинированный урок | Решение задач. Устные развернутые ответы. Работа с картой. |
3-я неделя марта | Урок 49-51 Внешняя политика Петра I | Групповой урок | Работа с историческими документами. Составление таблиц, схем. Работа с картой. |
3-я неделя марта | Урок 52 Народные движения | Групповой урок | Работа с историческими документами. Составление таблиц, схем. Работа с картой. |
4-я неделя марта | Урок 53-54 Изменения в культуре | Проектная деятельность | Сообщения. Рецензии. Составление |
2-я неделя апреля | Тема 3. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч.). Урок 55 Дворцовые перевороты | Историческое моделирование | Устные развёрнутые ответы |
3-я неделя апреля | Урок 56-57 Внутренняя политика | Комбинированный урок | Работа с историческими документами. Устные развернутые ответы. Сообщения. Составление таблиц, схем. Работа с картой. |
4-я неделя апреля | Урок 58 Внешняя политика | Комбинированный урок | отрывок из фильма, ответы на вопросы. Работа с картой. |
4-я неделя апреля | Тема 4. Россия в 1762-1800 гг. (10 ч). Урок 59 Внутренняя политика Екатерины II. | Историческое моделирование. | Устные развернутые ответы. Работа с картой. Работа с историческими документами |
1-я неделя мая | Урок 60 Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. | Комбинированный урок | Тестирование. Работа с картой. Составление таблицы, конспекта |
1-я неделя мая | Урок 61 Экономическое развитие | Комбинированный урок | Тестирование. Работа с картой. Составление таблицы, конспекта |
2-я неделя мая | Урок 62 Развитие общественной мысли | Проектная деятельность | Посещение ГТГ, отчет. Защита проектов |
2-я неделя мая | Урок 63 Внутренняя политика Павла I | Письменная работа | Повторное обобщение по теме - тестирование |
3-я неделя мая | Урок 64-65 Внешняя политика | Семинар | Работа с историческими документами, выступления с докладами |
4-я неделя мая | Урок 66 Превращение России в империю – внешняя политика Петра I и Екатерины II | Семинар | Работа с историческими документами, выступления с докладами |
4-я неделя мая | Урок 67-68 Культура и быт | Проектная деятельность | Защита проектов, рецензирование |
(резерв) | Урок 69-70 Итоговое обобщение |
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу.
Учащиеся в результате прохождения данной программы должны знать и понимать основные факты, процессы и явления истории, иметь целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
Учащиеся должны уметь высказывания собственного суждения по данным вопросам;
Учащиеся должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и событиями, давать характеристику историческим деятелям;
У учащихся должна формироваться гражданская позиция, воспитываться патриотизм и толерантность.
Список литературы, используемый педагогом
1. А.Я.Юдовская, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкина «Новая история. 1800-1918»
2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России.XIX век».
3. Хрестоматии
4. Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы. М. «Просвещение» 2008.
5. Программа история с древнейших времен до наших дней 5-11 классы. Авторы-составители: Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, Н.Н.Лазукова, М. «Вентана-Граф» 2007 (допущено министерством образования и науки РФ).
6. Программы общеобразовательных учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История 6-11 классы. М. «Просвещение» 2007 (допущено министерством образования и науки РФ).
Список литературы для учащихся
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 1994
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Ростов-на- Дону, 1998
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991
Павленко П. Пётр Первый. Россия в период реформ Петра I. М., 1973
Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989
Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1994
Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979
Манфред А.З.Великая французская революция. М., 1983
Согрин В.В. Мифы и реальности американской истории. М., 1983
Эйпштейн А.Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 г. М.. 1961.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол методического Заместитель директора
объединения от __________ по УВР _____________
Руководитель ШМО ______ Васильева И.В.
Ноткина С.Г.
___________2010 г. _________2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...