урок истории в 7 классе по теме: Народные движения в XVII веке
учебно-методический материал по истории (7 класс) по теме
Урок проводится с использованием элементов технологии критического мышления (стадии «вызов» - «осмысление» - «рефлексия»), информационно – коммуникационной технологии. Обучающийся является субъектом обучения, что позволяет сделать вывод, что данный урок является личностно –ориентированным уроком.
На стадии «вызов» происходит актуализация и обобщение имеющихся знаний (приёмы –«корзина идей», ассоциации), совместное с обучающими определение темы урока, определение целей урока обучающимися и уточнение и комментирование их учителем. Для пробуждения интереса к изучаемой теме происходит совмещение научного понятия и нестандартного (стихотворного) описания сложившейся ситуации в 17 веке. При помощи приёма «Верные и неверные утверждения» создаём проблемную ситуацию.
На стадии «осмысления» обучающиеся получают новую информацию и соотносят её с собственными знаниями, классифицируют данную информацию, они анализируют, сравнивают, делают выводы, обмениваются мнениями.
Изучение трёх пунктов плана реализуется в групповой деятельности, здесь формируются умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы (приём «толстые и тонкие вопросы»). Обучающиеся учатся оценивать работу друг друга, слушать выступления одноклассников.
Просмотр исторического фильма использую для расширения кругозора обучающихся, развития зрительной памяти. Способствую формированию умения анализировать увиденное, отвечать на вопросы по видеофрагменту, критически относиться к полученной информации.
На стадии осмысления организую работу с тестом и документами при помощи приёма «пометки на полях», данный приём требует от обучающихся активного и внимательного чтения, использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию имеющимися представлениями.
На стадии рефлексии при помощи игрового приёма «ДА или НЕТ» происходит повторение основных моментов урока и выявляется уровень усвоения темы. Затем определяем разрешена ли проблема урока. Таким образом осуществляется целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации и выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Затем обучающиеся оценивают свою работу на уроке, это способствует формированию навыка самооценки и взаимооценки, созданию ситуации успеха.
В заключение урока даю инструктаж домашнего задания, показываю, что нужно выучить, на какие вопросы ответить, что пересказать. Домашнее задание предполагает также задания на выбор и индивидуальное сообщение к следующему уроку. Одно из заданий - написание синквейна – проверяет глубину понимания темы, способность грамотно выражать свои мысли, перейти на качественно иной уровень, что ведёт к новому видению проблемы.
Применение приёмов и стратегий технологии критического мышления на уроке позволило выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей, позволило заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_dvizheniya_v_seredine_xvii_veka.doc | 111 КБ |
narodnye_dvizheniya_17_veka.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
История. 7 класс
Учитель Гусева Надежда Геннадьевна. МКОУ СОШ №17 с.Борисовка
Тема урока: Народные движения в середине XVII века.
Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
- Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных умений – умения доказывать, сравнивать, делать выводы; структурировать материал в таблицу;
- Способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к историческому прошлому России;
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, видеофрагмент о Степане Разине, радаточный дидактический материал, карта
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О ком идёт речь? Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. Патриарх Никон
О ком идёт речь? Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. Протопоп Аввакум
Народные движения в середине XVII века 1.Причины народных выступлений. 2.Соляной бунт. 3.Медный бунт. 4. Выступление старообрядцев 5.Восстание под предводительством С.Разина.
Задание на урок Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?
Причины народных выступлений 1) закрепощение крестьян 2) рост феодальных повинностей 3) усиление налогового гнёта 4) ведение почти непрерывных войн 5) попытки ограничить казачью вольность 6) усиление приказной волокиты 7) церковный раскол и расправы над старообрядцами
Работа в группе 1 гр. –стр. 62, документ, составление таблицы. 2 гр. – стр.62 -63, документ, составление таблицы. 3 гр. –стр. 67, составить вопросы.
Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки Причины Состав участников Цели и требования Характер борьбы Результат выступления
Соляной бунт 1648 год
Соляной бунт 1648 год
Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки 1648 Причины Налоговая реформа Состав участников Горожане, стрельцы Цели и требования Отменить налог на соль Характер борьбы стихийный Результат выступления Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье
Медный бунт 1662 Э.Лисснер. Медный бунт .
Городские восстания Соляной бунт Медный бунт Даты и сроки 1648 1662 Причины Налоговая реформа Денежная реформа Состав участников Горожане, стрельцы горожане Цели и требования Отменить налог на соль Отменить медные деньги Характер борьбы стихийный стихийный Результат выступления Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье Прекращён выпуск медных денег
Выступления старообрядцев
Восстание Степана Разина рост повинностей, налогов, оброков крестьян рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда ухудшение положения населения неурожай эпидемии проблема беглых на Дону
Восстание Степана Разина Движение С. Разина Даты и сроки Причины Территория Состав участников Цели и требования Отношение к власти Результат
Восстание Степана Разина Движение С. Разина Даты и сроки 1667-1671 Причины Закрепощение крестьян, рост повинностей Территория Урал, Поволжье, Дон. Состав участников Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы Цели и требования Отмена крепостного права Отношение к власти Царь–заступник. Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы . Результат Восстание подавлено.
Причины поражения восстания С.Т. Разина стихийность, низкая организованность отсутствие четких целей у восставших разнородный социальный состав разрозненность действий крестьян С.Разина везут на казнь. Гравюра к.17 в.
Игра «ДА или НЕТ» 1.17 век вошёл в историю как А) Смутное время Б) Бунташный век В) Век, в котором были окончательно закрепощены крестьяне 2. «Поход за зипунами» означает А) Поход за военной добычей Б) Покупка новой одежды казакам В) Царь снаряжает казаков новым обмундированием
Причинами народных выступлений в 17 веке были А) Закрепощение крестьян Б) Попытки ограничить крестьянскую вольницу В) Церковный раскол и расправа над старообрядцами 4. Что такое «прелестные письма» А) Царские указы Б) Красиво написанные письма В) Призывные письма С.Разина 5. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего произошли А) Соляной бунт Б) Медный бунт В) Церковный раскол
Да Да Да Да Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да Да
Домашнее задание -& 8, вопросы, даты, пересказ о любом движении -На выбор – синквейн или письменный ответ на вопрос «Чем вам понравился Степан Разин. Что вам в нём не нравится» или найти легенды и песни о Степане Разине -Индивидуальное сообщение о Богдане Хмельницком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.
Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....
Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.урок с использованием новых информационных технологий...
Методическая разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке"
Методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке" к учебнику И.Л.Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосова...